ИНТЕРАКТИВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья

Пестерева Вера Шайхатдиновна

Применение интерактивных дидактических ирг в ДОУ делает этот метод универсальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pestereva_statya.docx.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

В.Ш. Пестерева,

г. Шадринск

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

         Аннотация. Статья посвящена использованию ИКТ - технологий в дошкольном учреждении, в частности, интерактивным дидактическим играм как одному из эффективных средств познавательного развития ребенка в интеграции с другими направлениями. Ускоренное восприятие ребенком - дошкольником новых знаний через игру делает это средство универсальным.                                                                        Ключевые слова: информационно - коммуникационные технологии, игра, дошкольник, педагог, обучение, воспитание, процесс.                         Без стремления к новому нет  жизни, нет развития, нет прогресса. В.Г. Белинский.        Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. [1]        Профессия педагога в этом списке модернизации стоит на ключевой позиции, так как именно от нас зависит будущее наших детей: смогут ли они найти свое достойное место в обществе, что смогут дать следующим поколениям. Качество современного образования напрямую зависит от новых эффективных технологий, которые помогут ускорить, облегчить,  заменить привычные способы обучения, поэтому данная проблема достаточно актуальна в развитии и обучении детей дошкольного возраста.        [2]                                                        Компьютер очень интересен и привлекателен детям, которым нужно дать понять, что это - не игрушка. Задача взрослых состоит в том, что эту тягу к компьютеру нужно обратить в полезное русло, сделать компьютерные средства через усвоение компьютерной грамотности привычными и естественными для повседневной жизни детей. Сделать это нужно как можно раньше, уже в дошкольном возрасте. [3, стр. 4]                Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и другие).                        Согласно ФГОС ДО, педагоги дошкольных образовательных организаций должны обучить детей дошкольного возраста различным навыкам и умениям, которые могут усваиваться ими по-разному в зависимости от их уровня развития.  Именно компьютерные технологии не только ускорят этот процесс, но и помогут каждому ребенку усвоить знания в подходящем темпе. Применение компьютера положительно сказывается на мотивации детей, их активности и работоспособности. [2]        Из массы ИКТ (информационно - коммуникационных технологий) в своей статье я хотела бы остановиться на интерактивных дидактических играх. В настоящее время в методическом обеспечении детских учреждений уделено достаточно много внимания интерактивным играм.  Их можно скачать в интернете на любую тему и по самым разным направлениям развития ребенка. Но их применение в образовательном процессе не всегда возможно. Это связано с рядом причин: отсутствие специального оборудования в детском саду, низкий уровень профессиональной ИКТ- компетентности педагога, простоты или сложности представленного в игре материала, предпочтением традиционной подачи материала (наглядный материал, изготовленный своими руками). Конечно, речь не идет о полной замене сложившейся системы обучения и развития дошкольника интерактивными технологиями. Информационно - коммуникационные технологии должны плавно войти в образовательный процесс, в режимные моменты, в досуговую деятельность с детьми. Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда.  А чтобы увидеть это удовлетворение ребенка и положительный результат,- педагогу надо очень постараться. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные дидактические игры, созданные самим педагогом (авторские).                                Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Образовательная функция предполагает усвоение воспитанниками общих правил работы с учебным материалом и умелом использовании этих правил при решении других задач. Развивающая функция заключается в развитии у детей интеллектуальной сферы: мыслительных процессов, внимания, памяти. Воспитывающая функция позволяет формировать положительное отношение не только к изучаемому материалу, но и к самому процессу обучения, что является важным компонентом при подготовке дошкольника к обучению в школе.        Тема создания интерактивных дидактических игр является одной из приоритетных в работе нашего детского сада, что успешно влияет на качество образовательного процесса, повышение профессионального мастерства воспитателей и специалистов, пополнение фонда методического кабинета. Направления деятельности педагогов детского сада по созданию и применению интерактивных дидактических игр проходило в три этапа:                                                                                I этап - Подготовительный ( изучение нормативно - правовых документов, формулировка цели и задач, определение возраста детей, с которого начнется внедрение данной технологии, выявление педагогов, уже владеющих элементарными навыками создания интерактивных игр, обучение "новичков"). Данный этап был самым сложным, сказался возраст педагогов (50% педагогического коллектива предпенсионного возраста). Было принято решение о необходимости распределения работников таким образом, чтобы в каждой группе с педагогом - стажистом взаимодействовал начинающий воспитатель. Это было верное решение. Создание игр решили начать с познавательного развития и со II младшей группы. Почему с познавательного развития? Во - первых, результаты диагностического исследования на начало 2016 -2017 учебного года выявили проблемы в этом направлении развития дошкольников: среди 14 детей II младшей группы высокий уровень - 0%, средний - 78% ( 11 человек), низкий - 22% ( 3 человека); среди 20 детей средней группы высокий уровень - 0%, средний - 90% (17 человек), низкий - 10% (2 человека): среди 24 детей старшей - подготовительной группы высокий уровень - 0%, средний уровень - 90,2% ( 22 человека), низкий - 9,8% ( 2 человека). Во - вторых, в познавательное развитие входят сразу 4 образовательные области: конструирование, развитие элементарных математических представлений, окружающий мир и патриотическое воспитание, что расширяет возможность применения интерактивных дидактических игр в тесной интеграции с другими направлениями развития дошкольника. Например, предлагая ребенку сыграть в игру "На что похожа эта фигура?"задачи РЭМП тесно переплетаются с познанием растительного и животного мира и с речевым развитием ( предложить детям составить словосочетания или предложения с названными предметами).                                                  Почему со II младшей группы? Дети 3-4 лет начинают проявлять активный интерес к предметам и явлениям предметно - пространственной развивающей среды, устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями; формируются умения определять цвет, величину, форму, вес предметов, расположение их по отношению к ребенку; знакомятся с материалами и их свойствами; учатся группировать и классифицировать знакомые предметы. В конце года в совместных дидактических играх способны выполнять постепенно усложняющиеся правила. [4, стр. 138]        При создании игр были учтены психофизические особенности развития детей на каждой ступени дошкольного образования и санитарно-гигиенические требования к организации совместной деятельности с применением информационных технологий.                        II этап - Основной. На данном этапе происходило внедрение интерактивных дидактических игр в образовательно-воспитательный процесс дошкольных групп, открытые просмотры и обсуждение непосредственно - образовательной деятельности, обмен педагогическим опытом на учрежденческом уровне (конкурс"Развивай-ка"), муниципальном (РМО воспитателей "Математическое развитие детей дошкольного возраста") и областном ( участие воспитателя Мальцевой Т.А. в конкурсе педагогического мастерства по теме "Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры"). Для дошкольников 3-7 лет были созданы следующие игры: "Что бывает осенью", " Помоги Маше разложить фрукты и овощи","Загони домашних животных в загон", "Домик для ежа и домик для слона", "Помоги маме Кошке найти свою ленточку", "Флаг нашей Родины", "В гостях у Барбоскиных", "Назови членов своей семьи", "Поиграем с Лунтиком", "Башня для принцессы", "Поможем Буратино", "Назови достопримечательности нашего села" и  другие.                                        III этап - Заключительный. С целью подведения итогов проделанной работы был проведен педагогический совет, где воспитатели поделились своим опытом, обсудили проблемы и перспективы на будущее. Порадовали и результаты диагностики: вторая младшая группа: высокий уровень развития - 21% ( 3 человека), средний уровень - 72% (10 человек), низкий уровень -7% (1 человек);  средняя группа: высокий уровень развития – 30% ( 6 человек), средний уровень – 70% (14 человек), низкий уровень - 0%; старшая - подготовительная к школе группа: высокий уровень развития - 25,2% ( 6 человек), средний уровень – 74,8% (18 человек), низкий уровень - 0%.                                Вывод: результаты практического применения интерактивных дидактических игр не только обогащают предметно - развивающую среду детского сада, но и значительно повышают эффективность усвоения материала дошкольниками, устойчиво мотивируют их к дальнейшему получению новых знаний, реализуя основную цель, которую ставит перед педагогами концепция модернизации российского образования - подготовка разносторонне развитой личности.

Список использованных источников:

  1. Концепция-2020: развитие образования. Независимое педагогическое издание "Учительская газета".  [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/25192. - 20.11.2017.                                          
  2.  Кащук Ю.О. Вопросы использования ИКТ в развитии и обучении детей дошкольного возраста // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный        ресурс]        -        Режим        доступа: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6214. - 18.11.2017.
  3. Новоселова С.Л. , Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М., 1997 г. [Электронный        ресурс]        -        Режим        доступа: file:///C:/Users/RANBOYSE/Desktop/Part1_c.0-43.pdf. - 19.11.2017.
  4. Примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  М.: Мозайка - Синтез, 2014. [Электронный ресурс] - Режим        доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/14/ot_rozhdenija_do_shkoly.pdf. - 17.11.2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние дидактической игры на познавательное развитие детей раннего возраста"

Из опыта работы по познавательному развитию детей раннего возраста...

Карточки с дидактическими играми по познавательному развитию детей дошкольного возраста (ТРИЗ)

Карточки с дидактическими играми по познавательному развитию детей дошкольного возраста (ТРИЗ)...

Дидактические игры по познавательному развитию (старший дошкольный возраст)

Дидактические игры предназначены к использованию педагогом на  занятих по формированию элементарных математических представлений....

«Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста».

laquo;Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста».Кривогина Мария Олеговна, воспитательГБОУ СОШ № 1 д/с «Умка», г. Нефте...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование приема интерактивного голосования как метод познавательного развития детей дошкольного возраста»

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Мы же попробуем с помощью этого метода обучать. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практиче...

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей дошкольного возраста "Жадины"

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей дошкольного возраста "Жадины"...

Консультация для молодых специалистов: «Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию такой вид дидактических игр, как игры на липучках. Практика применения таких игр в мой педагогической работе с детьми показала высокий развивающий эффект. В своей работе пр...