Исследовательско-творческий проект в младшей группе «Снежинка-красавица».
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Кознова Ирина Александровна

Исследовательско-творческий проект в младшей группе «Снежинка-красавица».

 

Тип проекта: воспитательный

 

Вид проекта: исследовательский с элементами творчества.

 

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели.

 

Длительность проекта: краткосрочный.

 

Интеграция образовательной области: экология, художественное творчество, художественная литература, коммуникация.

 

Проблема: дети не имеют представление о том, что снежинки могут иметь разную форму, мало знают о свойствах снега.

 

Актуальность темы.

Во время прогулки дети увидели пушистые хлопья снега. Детей выразили радость и неподдельный интерес. Были такие ребята, которые ловили снег ртом и говорили, что это сладкая вата и её надо есть. Другие говорили, что снег есть нельзя, будет болеть горло. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о снеге (снежинках) очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужен ли снег? Пользу или вред он приносит? » Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге, его пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

 

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Снежинка – красавица».

 

Задачи:

Обучающие:

·        учить детей видеть что-то новое, неоткрытое для себя в окружающем мире;

·        познакомить детей со свойствами и составом снега;

·        закреплять умение пользоваться лупой, осторожно обращаться с предметами, которые состоят из стекла;

·        совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (ватными палочками).

 

Воспитывающие:

·        воспитывать интерес к исследовательской работе, самостоятельность.

 

Развивающие:

·        развивать интерес к явлениям природы, к состоянию воды в природе; наблюдательность.

·        рассказать о многообразии форм снежинок;

·        организовать наблюдение на улице за появлением и исчезновением снежинок;

·        сделать выводы и обобщить результат наблюдений.

 

Предполагаемый результат:

 

·        дети знают и называют признаки зимы;

·        иметь простейшие представления о некоторых особенностях снега, какими бывают снежинки;

·        знать о пользе или вреде, которую приносит снег людям;

·        умение пользоваться увеличительными приборами;

·        у детей возникает интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

 

План реализации проекта:

 

Виды деятельности.

1.Беседы о состоянии воды в природе. Экспериментирование с водой.

2.Наблюдения за снежинками. Рассматривание снежинок под лупой. Расширение кругозора и экологических представлений.

3.Творческий продукт изобразительной деятельности «Снежинка».

4. Чтение стихотворения «Снежинка».

5. Закрепление знаний о временах года, рассматривание иллюстраций.

6. Представление презентации проекта на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательско-творческий проект в младшей группе «Снежинка-красавица».

Тип проекта: воспитательный

Вид проекта: исследовательский с элементами творчества.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели.

Длительность проекта: краткосрочный.

Интеграция образовательной области: экология, художественное творчество, художественная литература, коммуникация.

Проблема: дети не имеют представление о том, что снежинки могут иметь разную форму, мало знают о свойствах снега.

Актуальность темы.

Во время прогулки дети увидели пушистые хлопья снега. Детей выразили радость и неподдельный интерес. Были такие ребята, которые ловили снег ртом и говорили, что это сладкая вата и её надо есть. Другие говорили, что снег есть нельзя, будет болеть горло. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о снеге (снежинках) очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужен ли снег? Пользу или вред он приносит? » Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге, его пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Снежинка – красавица».

Задачи:

Обучающие:

  • учить детей видеть что-то новое, неоткрытое для себя в окружающем мире;
  • познакомить детей со свойствами и составом снега;
  • закреплять умение пользоваться лупой, осторожно обращаться с предметами, которые состоят из стекла;
  • совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (ватными палочками).

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к исследовательской работе, самостоятельность.

Развивающие:

  • развивать интерес к явлениям природы, к состоянию воды в природе; наблюдательность.
  • рассказать о многообразии форм снежинок;
  • организовать наблюдение на улице за появлением и исчезновением снежинок;
  • сделать выводы и обобщить результат наблюдений.

Предполагаемый результат:

  • дети знают и называют признаки зимы;
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях снега, какими бывают снежинки;
  • знать о пользе или вреде, которую приносит снег людям;
  • умение пользоваться увеличительными приборами;
  • у детей возникает интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

План реализации проекта:

Виды деятельности.

1.Беседы о состоянии воды в природе. Экспериментирование с водой.

2.Наблюдения за снежинками. Рассматривание снежинок под лупой. Расширение кругозора и экологических представлений.

3.Творческий продукт изобразительной деятельности «Снежинка».

4. Чтение стихотворения «Снежинка».

5. Закрепление знаний о временах года, рассматривание иллюстраций.

6. Представление презентации проекта на педагогическом совете.

Конспекты занятий во 2-ой младшей группе

«Снежинка в гостях у ребят»

(для детей 3-4лет)

В нашей группе был разработан краткосрочный недельный проект «Снежинка-красавица». Во время проекта дети изучили свойства снега, закрепили знания о свойствах и качествах воды, посмотрели, как вода превращается в лед. В течение недели на прогулке дети наблюдали за снегом, играли со снегом, изучали строение снежинки через лупу. Познакомились с художественной литературой, описывающей зиму, снег, метель и заучили стихотворение «Снежинка».

Предварительная работа: наблюдение за снегом на прогулке, игры со снегом, экспериментирование с водой на прогулке (наблюдение как вода замерзает, изготовление цветных льдинок).

Оборудование:

  • чашки с водой и снегом;
  • бумажные снежинки;
  • подносы;
  • прозрачные сосуды с чистой водой;
  • тюбики с красной краской;
  • стаканчики с кипяченой водой для детей;

Ход игры.

Воспитатель приглашает детей собраться в кружок. В руках у воспитателя коробочка со снежинками, вырезанными из бумаги, и большая Снежинка из фольги.

- Дети, какое время года сейчас?

- Зима.

- Когда вы сегодня утром шли в детский сад, что у вас было под ногами?

- Снег.

- Снег, какой?

- Белый, пушистый.

- Смотрите-ка, в гости к нам пришла Снежинка и принесла подарки. (открывает волшебную коробочку, в ней снежинки из бумаги, подбрасывает их вверх). Что делают снежинки?

- Летят.

- Какие они?

- Легкие, воздушные.

Воспитатель читает стихи:

Белый снег пушистый

в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

- Какие снежинки?

- Белые.

- Они настоящие?

- Нет.

- Какие они?

- Бумажные, игрушечные.

- А сейчас возьмите по две снежинки в ладошки и покружимся как снежинки. (дети танцуют вместе со снежинками).

- Растаяли ваши снежинки?

- Нет.

- А почему?

- Они ненастоящие, поэтому и не тают в руках.

Экспериментирование.

- А сейчас проведем еще один опыт с водой и снегом. И Снежинка нам поможет.

- Берем снег в руки и еще раз читаем стихи про Маринку:

У моей Маринки

Две красивые снежинки,

Всем хотела показать,

Глядь, снежинок не видать.

- Дети, открываем ладошки! (Снега нет.) Куда исчез снег?

- Растаял, превратился в воду.

- Почему?

- Ладошки теплые.

Воспитатель сливает с подноса воду в стакан.

- Это что?

- Вода.

- Вода из чего получилась?

- Из снега.

- Можно пить эту воду?

- Нет.

- Почему?

- Потому что она грязная.

Снежинка: «Молодцы, все знаете!»

Творческая часть проекта.

Задачи.

1. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (ватными палочками).

2. Развивать навыки общения и речь.

3. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.

4. Расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.

Материал: тонированные листы бумаги на каждого ребенка, гуашь белого цвета, ватные палочки, салфетки для рук, снежинки бумажные, аудиозапись: «Времена года» П.И.Чайковского.

Ход занятия:

1.Приветствие: "Здравствуйте» (становление эмоционального контакта).

Воспитатель читает стихотворение:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, беленький снежок!

Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,

Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

Сегодня к нам гости пришли, поприветствуем их.

2. Психологический тренинг: «Зимушка – зима» (развитие передачи эмоционального состояния, положительных эмоций, развитие воображения).

Звучит аудиозапись «Времена года» П.И.Чайковского

Воспитатель: Какая чудесная мелодия, правда, ребята? На что она похожа, как можно сказать про эту музыку? (Легкая, радостная, снежная, пушистая, зимняя). Это зимняя мелодия, а вам нравится зима? Чем, тебе, (имя), нравится? А тебе, (имя)? Чем ( имя) нравится зима? Я тоже люблю зиму.

Скажите мне, ребята, а что вам больше всего нравится делать зимой, в какие игры играть? (Кататься с горки, на санках, играть в снежки, валяться в снегу, лепить снежную бабу…).

Воспитатель:

Я приглашаю вас на прогулку по зимнему лесу, хотите отправиться вместе со мной? Ну, что ж, отправляемся! (Звучит музыкальный фон)

3. Имитационное упражнение «Мы шагаем по сугробам» (эмоциональная разрядка)

Мы шагаем по сугробам,

Высоко поднимем ноги,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

И опять гулять пойдем.

Посмотрите, ребята, на какую зимнюю поляну мы вышли, какие сугробы вокруг. Снег искрится на солнышке. Как можно ещё сказать про снег, какой он? (Белый, холодный, пушистый, легкий…). На что похож? (На мороженое, вату…).

А вам, ребята нравится на лесной полянке? Какое у вас настроение?

У меня тоже очень хорошее настроение, и я хочу превратиться в легкую снежинку и полетать, покружиться. Ой, посмотрите, снежинки как будто услышали меня, наверно, они тоже радуются, что мы пришли в лес. Давайте мы возьмем снежинки в руки и покружимся вместе с ними. (Дети берут бумажные снежинки).

4. Имитационное упражнение “Снежинки” (раскрепощение, эмоциональная разрядка).

Ой, летят-летят снежинки,

(Дети бегут врассыпную)

Белоснежные пушинки,

Это зимушка-зима рукавами повела.

( Плавные движения рук вправо-влево)

Все снежинки закружила.

( Кружатся на месте)

И на землю опустила.

( Приседают и кладут снежинки.)

Воспитатель: А теперь я хочу, чтобы вы превратились в художников и нарисовали снежинки. Проходите за столы, садитесь. Рисовать снежинки мы будем ватными палочками. Перед тем, как приступить к работе, скажем, каким цветом будем рисовать снежинки, вспомним, как правильно пользоваться гуашью, и, подготовим к работе наши пальчики, разогреем их.

5. Пальчиковая игра – массаж «Мальчик – пальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был,

Где ты с братцами ходил?

- С этим я в снегу валялся,

- С этим с горочки катался,

- С этим по лесу гулял,

- С этим я в снежки играл.

Все мы пальчики-друзья,

Где они – там и я!

6. Рисование «Снежинки»

Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные рисунки у нас получились. Похожи на полянку, где мы были?

7. Рефлексия. Анализ занятия.

Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Чем она запомнилась (имя)? Чем тебе (имя)? Как можно сказать, какая прогулка получилась? (веселая, радостная, зимняя, удачная...) Спасибо вам, ребята, за то, что вы составили мне компанию для прогулки по лесу.

Прогулка во второй младшей группе «Снежная прогулка»

1. Наблюдение за снегом, прыжки в сугроб.

2. Подвижная игра: «Снежиночки – пушиночки».

3. Индивидуальная работа.

4. Самостоятельная работа.

5. Трудовая деятельность.

Цель: Закреплять знания детей о времени года. Формировать представления о снеге (белый, холодный, пушистый, мягкий, чистый, снежинка). Закреплять представления детей о свойствах снежинок (кружатся, летят, подают, таят). Воспитывать желание играть вместе.

Ход прогулки:

Снег пушистый стелиться, улица бела,

И летит метелица, к нам пришла… (зима).

Ребята, сегодня мы поговорим о времени года, стоящем на улице. Это зима. На улице холодно, мы одеты в шубы, куртки, теплые шапки, шарфы, варежки.

- А кто скажет, что за белое покрывало укрыло землю? (снег).

- А какой он по цвету? (белый).

- А давайте возьмем снег в руку. Что вы чувствуете? (холод).

- А снег чистый или грязный? (чистый).

- Снег падает и большая куча снега называется сугроб. А на нашей игровой площадке есть сугроб? (есть).

- Так давайте мы поиграем. Прыгаем в сугроб. Кто дальше? (прыжки).

- Ребята, обратите внимание, снег в сугробе пушистый, мягкий.

С неба падают зимой

И кружатся надо мной

Легкие пушинки Белые… (снежинки).

Давайте попробуем поймать снежинку на ладошку. Кто поймал, тот превращается в снежинку (воспитатель раздает бумажные снежинки). Играющие гурьбой двигаются вокруг снежной постройки, раскруживаясь, вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.

Снежиночки – пушиночки устали на лету –

Кружится перестали , присели отдохнуть.

- Ой, посмотрите сколько много снежинок упало на нашу игровую площадку, а вот под кустом сидит заяц, он не может попасть к нам на площадку потому что здесь много снега. Я предлагаю взять лопаты и собрать снег, сделать дорожки по которой зайчик найдет нашу площадку и поиграет с нами. (Трудовая деятельность детей).

Как хорошо мы потрудились, а вот и зайка, соберем вместе рабочий инвентарь и поиграем с нашим другом на площадке.

(Подвижная игра.)

«Зайка беленький сидит»

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так.

Пришла пора прощаться, пора нам в группу собираться.

Чтение художественной литературы

ЛЮБОПЫТНАЯ СНЕЖИНКА

 Снежинка летела напротив окна.

 Была любопытною очень она.

 На ёлку любуясь, прилипла к стеклу,

 Мороз приморозил её, как звезду.

 Снежинке понравился праздник Зимы,

 Где шёл карнавал, где сбываются сны.

*****

Снег пушистый серебристый

 Мягкий очень искристый

 Снег он белой и сияет

 Детям радость доставляет

****

Снежинки

С. Баруздин

 Зима снегами вьюжится

 С утра и дотемна.

 Снежинки вьются, кружатся

 У нашего окна.

 Как буд-то звезды искрами

 Рассыпались кругом.

 Несутся, серебристые,

 Заглядывают в дом.

 То в комнату попросятся,

 То снова убегут,

 За стеклами проносятся,

 На улицу зовут.

Следы на снегу

А. Кузнецова

 Кто рисует на снегу

 Длинные цепочки?

 Кто расставил на бегу

 Крестики и точки?

 Это птицы на бегу

 Оставляют на снегу

 Тонкие следочки -

 Крестики и точки.

***

Щенок и снег

Л. Дьяконов

На первый снег взглянул щенок

 И ничего понять не мог.

 — Откуда столько белых мух

 Набилось к нам на двор?

 А может это птичий пух

 Летит через забор?..

 Он пасть раскрыл — и снегу хвать -

 И стал задумчиво жевать.

 Жует, жует, но вот беда!

 На языке одна вода.

 Совсем сконфузился щенок

 И в конуру обратно лег.

 Он был не глуп, а просто мал

 И снег впервые увидал…

                  ***

Снежок

Николай Некрасов

Снежок порхает, кружится,

 На улице бело.

 И превратились лужицы

 В холодное стекло.

 Где летом пели зяблики,

 Сегодня — посмотри! -

 Как розовые яблоки,

 На ветках снегири.

 Снежок изрезан лыжами,

 Как мел, скрипуч и сух,

 И ловит кошка рыжая

 Веселых белых мух.

      ***

Снежинки

М. Клокова

Снежинки, снежинки

 На щечках у Нинки,

 Застряли в косичках,

 Висят на ресничках,

 Мешают смотреть.

 Зажала в ладошку,

 Хотела немножко

 Снежинки погреть.

 Покрепче прижала,

 Но что с ними стало?

 Какая беда!

 Пропали снежинки,

 В ладошке у Нинки

 Только одна вода!

Снежинки

Сергей Козлов

За окошком — вьюга,

 За окошком — тьма,

 Глядя друг на друга,

 Спят в снегу дома.

 А снежинки кружатся -

 Все им нипочем! -

 В легких платьях с кружевцем,

 С голеньким плечом.

 Медвежонок плюшевый

 Спит в углу своем

 И в пол-уха слушает

 Вьюгу за окном.

 Старая, седая,

 С ледяной клюкой,

 Вьюга ковыляет

 Бабою-ягой.

 А снежинки кружатся -

 Все им нипочем! -

 В легких платьях с кружевцем,

 С голеньким плечом.

 Тоненькие ножки -

 Мягкие сапожки,

 Белый башмачок -

 Звонкий каблучок.

          ***

Разноцветный снег

Семен Островский

Трудно в такое поверить,

 Ребята, - снег был цветным,

 А не белым когда-то.

 Был изумрудный, оранжевый, красный…

 Но никогда - серый, чёрный и грязный.

 Нет, отродясь не бывало

 В те лета снега холодного белого цвета.

 Снег был теплее, снег был добрее,

 Был не колючий - пушистый, скорее.

 И у него даже запах был нежный,

 Неповторимый, особенный - снежный.

 Но с той поры много лет пролетело.

 Снег полинял. Словно мел, стал он белым.

 Только от прошлого некуда деться.

 Снова брожу я по улицам детства.

 Там я когда-то, честное слово,

 Спрятал немного снега… цветного.

            ***

Выпал снег

Небо весело синеет,

 Снег блестит под ним искрясь.

 На крыльце, где солнце греет,

 Наша кошка улеглась.

 Улеглась, глаза зажмурив,

 Лапкой мордочку умыв,

 Будто спит в клубок свернулась,

 Притаилась и сопит.

 А из гнездышка на ветке,

 Там где снег еще лежит,

 Толстый птенчик на крылечко,

 Со вниманием глядит.

 Может, хочет к ней спуститься,

 Ведь не знает он того,

 Что птенцу не место с кошкой –

 Сразу сцапает его!

 Так лежат они в раздумьях,

 Каждый мыслит о своем:

 Ведь у кошки нету крыльев,

 А у птенца на ветке дом.

 Солнце радостно сияет,

 Кошка шерстку намывает,

 А над деревом с гнездом

 Кружит птенчик с ветерком.

            ***

Утро

Александр Твардовский

Кружась легко и неумело,

 Снежинка села на стекло.

 Шёл ночью снег густой и белый -

 От снега в комнате светло.

 Чуть порошит пушок летучий,

 И солнце зимнее встаёт.

 Как каждый день – полней и лучше,

 Полней и лучше Новый год…

      ***

Танец снежинок

Мы белые снежинки,

 Летим, летим, летим.

 Дорожки и тропинки

 Мы все запорошим.

 Покружимся над садом

 В холодный день зимы

 И тихо сядем рядом

 С такими же, как мы.

 Танцуем над полями,

 Ведем, свой хоровод,

 Куда, не знаем сами,

 Нас ветер понесет.

       ***

Снежные конфетки

И.Вешегонова

Снег, снег, снег, снег

 Обсыпает ветки.

 На березе, на сосне

 Снежные конфетки.

 Висят конфетки

 На каждой ветке, белоснежные.

 А на елочке у нас

 Снег не настоящий,

 Но такой же, как в лесу,

 Белый и хрустящий.

 Зато конфетки

 На каждой ветке шоколадные.

Снежинки

И.Бурсов

Легкие, крылатые,

 Как ночные бабочки,

 Кружатся, кружатся

 Над столом у лампочки.

 Собрались на огонек.

 А куда им деться?

 Им ведь тоже, ледяным,

 Хочется погреться.

Посмотрите-ка, ребята...

И. Бурсов

Посмотрите-ка, ребята,

 Все вокруг покрыла вата!

 А в ответ раздался смех:

 — Это выпал первый снег.

 Не согласна только Люба:

 — Это вовсе не снежок —

 Дед Мороз почистил зубы

 И рассыпал порошок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-творческий проект в младшей группе "Красавица - снежинка"

Актуальность темы: участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге, его свойствах; развить творческие способности и поисковую деятельность, интерес кприроде и окружающему миру...

Познавательно-исследовательский, творческо-информационный проект в старшей группе «Зимушка-зима!»

Актуальность проекта: Актуальность в том, чтобы сформировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, о том, как животные готовятся к зиме, о птицах, зимующих рядо...

Исследовательско-творческий проект во второй младшей группе «Снежинка-красавица».

Длительность проекта: краткосрочный.Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «...

Исследовательско-творческий педагогический проект в младшей группе «Снежинка-красавица».

Тип проекта: воспитательныйВид проекта: исследовательский с элементами творчества.Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели.Длительность проекта: краткосро...

Методическая разработка познавательно-исследовательского, творческо-игрового, проекта в детском саду, младшей группы: «Тайна дождика»

ТТема нашей разработки  достаточно актуальна для данного возраста,так как она подразумевает под собой общение с природой,познание тайн явлений природы.Участие детей в проекте позволит сформироват...

Исследовательской-творческий проект в младшей группе №11 "Голубая капелька"

Формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путем создания благоприятной обстановки....