Наблюдение за черепахой.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Коренева Антонина Владимировна

Занятие в старшей группе "Наблюдение за черепахой"

Цель: Наблюдение и расширение представления детей о жизни черепахи через образовательную ситуацию.

Задачи:

  • Сформировать представление о черепахе, как о живом существе (основные признаки).
  • Сформировать умения отстаивать свою точку зрения.
  • Способствовать поддержанию интереса детей к жизни черепахи, желанию наблюдать за нею.
  • Способствовать развитию желания участвовать в уходе за животными, бережного отношения к ним.
  • Расширить представления детей о жизни черепах в природе.
  • Развивать координацию и мелкую моторику рук.
  • Расширить знания приемов создания объемной аппликации.
  • Развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности.
  • Воспитывать бережное отношение к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_st_gr_cherepaha.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе по теме:

«Наблюдение за черепахой»

Автор: Коренева Антонина  Владимировна, воспитатель старшей группы ГБОУ гимназия №642 «Земля и Вселенная»

Цель: Наблюдение и расширение представления детей о жизни черепахи через образовательную ситуацию.

Задачи:

  • Сформировать представление о черепахе, как о живом существе. Найти основные признаки живого.
  • Формировать умения отстаивать свою точку зрения.
  • Способствовать поддержанию интереса детей к жизни черепахи, желанию наблюдать за нею.
  • Способствовать развитию желания участвовать в уходе за животными, бережного отношения к ним.
  • Расширить представления детей о жизни черепах в природе.
  • Развивать координацию и мелкую моторику рук.
  • Расширить знания приемов создания объемной  аппликации.
  • Развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

- в уголке чтения: выложить книги о животных с картинками черепах, энциклопедии о животных, выставить игрушки черепах.

- в уголке творчества: выложить лист-раскраску с изображением черепахи в природе.

- в уголке живой природы: выложить иллюстрации различных видов черепах, поместить клетку с живой черепахой.

- дидактические игры по теме живое/неживое.

Оборудование и материалы: клетка с живой черепахой, шкатулка деревянная, корм для черепахи, картинки с изображением черепах, цветной картон и бумага, клей, фломастеры, коробка картонная, зеркало, полоски тонкой бумаги.

Предварительная работа: наблюдение за черепахой в уголке живой природы по подгруппам. Прослушивание вместе с детьми первой главы книги «Львенок и Черепаха» С. Козлова. Просмотр картинок с изображением черепах.

Беседа с детьми об их встречах с черепахами в живой природе и домашних условиях. Где видели? Чем кормили?

Ход занятия:

Познавательное развитие. Игровая ситуация: 

Воспитатель. Почтальон оставил нам посылку-коробку с надписью «две шкатулки». Давайте в нее заглянем! (Воспитатель достает из картонной коробки живую черепаху и деревянную шкатулку, помещает на столе перед детьми.)

Воспитатель. Правда, замечательные шкатулочки? В них можно вещи мелкие складывать.

Дети хором. Здесь шкатулка и черепаха. В черепаху ничего складывать нельзя. Она живая!

Воспитатель напоминает как надо себя вести в присутствии животного, чтобы не испугать его. Нужно соблюдать тишину и не причинять животному вред.

Воспитатель. И шкатулка твердая и черепаха твердая. Значит, это две шкатулки. (Воспитатель стучит аккуратно карандашом по крышке шкатулки и панцирю черепахи.)

Дети. Нет. У черепахи твердый панцирь. Здесь ошибка на посылке. ( Дети пытаются найти и показать различия. По очереди берут шкатулку в руки, черепаха тем временем лежит на столе. Дети рассматривают внешний вид черепахи.)

Дети. У шкатулки есть крышка, она открывается и закрывается. Она сделана из дерева. У черепахи жесткий панцирь. И черепаху открыть нельзя. Шкатулка сама не перемещается. А у черепахи есть лапы, хвост и т.д. Черепаха двигается.

Правильно ребята. Воспитатель дает каждому ребенку подержать живую черепаху в руках.

Дети еще раз вместе с воспитателем называют части тела черепахи: голова, рот, ноздри, глаза, уши, шея, лапы, когти, хвост, панцирь.

Воспитатель. А зачем черепахе панцирь?

Дети. Он от врагов защищает. Никто не сможет прокусить. Если она упадет, то ей не больно. Она может в нем спрятаться, убрать голову, лапы и хвост внутрь. Притвориться камнем. Может лежать без движения, и никто ее не заметит.

Воспитатель. А почему вы решили, что она живая?

Возможные ответы детей. Она движется. Она была маленькая, а теперь выросла. Она питается, ест траву. Она дышит.

Воспитатель. А шкатулка? Она ничего этого не делает. Она сделана из дерева руками человека.

Воспитатель. Почему вы  решили, что черепаха дышит? Как это проверить?

Возможные ответы детей. Можно послушать. Можно поднести руку к её ноздрям. Можно поднести к ноздрям тонкую бумажку, она будет двигаться. Поднести зеркало, оно запотеет. (Дети пробуют все варианты, которые проговаривают, с черепахой и со шкатулкой. Тем самым показывают отличия живого от неживого.)

Воспитатель. Как вы думаете, можно ли встретить черепаху в лесу или в городе? (нет)

Воспитатель. Черепахи живут в теплых странах. Задание детям - выяснить вместе с родителями, где и как обитают черепахи в природе.

Воспитатель. А кто знает, как черепахи появляются на свет?

Дети. Черепахи откладывают яйца в теплый песок. Потом из них появляются маленькие черепашата. Они растут и превращаются в большую черепаху.

Воспитатель. Как вы думаете, чем питается черепаха?

Дети. Черепашка ест морковку, капусту, огурцы, одуванчики, сочную траву.

Воспитатель. Давайте положим нашу черепашку обратно в клетку, пусть отдохнет. И дадим ей листья капусты и кусочки морковки. Необходимо заботиться о черепахе в неволе: кормить и убирать в клетке.

Воспитатель. Почтальон ошибся, когда подписывал посылку. Черепаха двигается, дышит, питается и размножается. Значит она живая. И в посылке лежали не две шкатулки, а шкатулка и живая черепаха.

Физминутка «Черепаха»:

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь.

(Поочередно пощипывать руки от кисти к плечу. При повторении массировать ноги от щиколоток вверх.)

Художественно-эстетическое развитие. Аппликация.

Тема: Черепашка

Цель: Расширить знания приемов создания объемной  аппликации

Пальчиковая гимнастика «Черепаха»:

Черепашки, черепашки,                 кисти рук ладонями вниз на столе

Тренируют ручки, ножки                 правая в кулак, левая разомкнута - чередуем

Могут плавать вверх и вниз,         ладонь правой руки движется вверх,

                                                ладонь левой руки – вниз

Сальто сделают на бис,                ладони переворачиваются в воздухе

Вправо проплывут и влево -        ладонь правой руки медленно движется вправо

Тренируются умело,                        ладонь левой руки медленно движется влево

Им гимнастика важней                руки плавно движутся навстречу друг другу

Всех забав и всех затей!                сложить как у школьника за партой

Вместе с детьми создаем объемную черепашку, с помощью многократного склеивания половинок бумаги. Таким же образом делаем сочный лист. Создаем картинку на картоне, где черепашка двигается к зеленому листу.

Динамическая пауза «Львенок и черепаха»:

Дети переходят на коврик. (Звучит музыка из к/ф «Приключения Львенка и Черепахи».)

Воспитатель вместе с детьми.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем отдыхать! (надевают воображаемые солнцезащитные очки, ложатся на коврик, на живот, лицом в круг, болтают ногами в воздухе)

Я на солнышке лежу

И на солнышко гляжу,

Рядом львёночек лежит,                садятся на колени

И ушами шевелит,                         имитируют движения

Только я всё лежу,                        берутся за руки, руки вверх, 

И на львёнка не гляжу.                раскачиваются в такт музыке.

Итог:

  • Достижение целей и задач поставленных ранее.
  • Организация выставки детских работ.
  • Расширение словарного запаса.
  • Формирование положительного эмоционального фона у детей.

Взаимодействие с родителями: Предложить родителям вечером вместе с ребенком посмотреть познавательный фильм о жизни черепах.

Литература:

Изобразительная деятельность в детском саду. И.А.Лыкова;

Львенок и Черепаха. С. Козлов;

Черепаха. Все о животных. Энциклопедия для дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чудо рядом с тобой. Наблюдение за черепахой»

Конспект организованной совместной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе...

Конспект НОД Наблюдение за черепахой старшая группа

В конспекте представлена работа по ознакомлению детей 5-6 лет с живой черепахой, ее характерными особенностями...

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Наблюдение за черепахой.

Конспект подойдёт больше для старших дошкольников. Я считаю тему очень интересной и познавательной....

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Наблюдение за черепахой.

Конспект подойдёт больше для старших дошкольников. Я считаю тему очень интересной и познавательной....

"Наблюдение за черепахой"

Способствовать поддержанию интереса дошкольников в жизни черепах, желания наблюдать за нею, развития умения общаться с животным....