Конспект интегрированной НОД с использованием интерактивных, здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной группы
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Елена Александровна Герасименко

 

Непосредственно – образовательная деятельность познавательной    направленности, составлена в соответствии с Программой  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

         Представленный конспект   является авторской разработкой, где используется авторская презентация «Лаборатория «Невидимки»».    

В ходе НОД решались следующие задачи:

  • Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
  • Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
  • Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты, невидимый, прозрачный, ощущать, чувствовать.
  • Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу и начальные навыки речи – доказательства.
  • Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарных опытов  и делать выводы, речь и мыслительную деятельность.
  • Воспитывать  интерес к окружающей жизни,  уверенность в своих силах, ответственность за результат коллективной деятельности.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: наглядные - авторская презентация, демонстрация наглядных пособий - картинок; словесные методы (беседа с детьми, рассказ – сопровождение для презентации, пересказ сказки, поощрение, вопросы к детям разного характера); методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемая ситуация, игра, сюрпризный момент), игровые методы (создание игровой ситуации, использование дидактической игры, двигательного упражнения), практических методов:  совместная опытно – экспериментальная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_vozduhu.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  

 интегрированной НОД

  с использованием интерактивных, здоровьесберегающих

технологий

для детей подготовительной группы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Непосредственно – образовательная деятельность познавательной    направленности, составлена в соответствии с Программой  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

          Представленный конспект   является авторской разработкой, где используется авторская презентация «Лаборатория «Невидимки»».        

В ходе НОД решались следующие задачи:

  • Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
  • Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
  • Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты, невидимый, прозрачный, ощущать, чувствовать.
  • Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу и начальные навыки речи – доказательства.
  • Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарных опытов  и делать выводы, речь и мыслительную деятельность.
  • Воспитывать  интерес к окружающей жизни,  уверенность в своих силах, ответственность за результат коллективной деятельности.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: наглядные - авторская презентация, демонстрация наглядных пособий - картинок; словесные методы (беседа с детьми, рассказ – сопровождение для презентации, пересказ сказки, поощрение, вопросы к детям разного характера); методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемая ситуация, игра, сюрпризный момент), игровые методы (создание игровой ситуации, использование дидактической игры, двигательного упражнения), практических методов:  совместная опытно – экспериментальная деятельность.

По содержанию НОД является интегрированной, так как части деятельности объединены знаниями из несколько областей.

        Применение инновационных технологий – использование ИКТ, здоровьесберегающих, интерактивных позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.

        Выбранные формы организации коллективной деятельности (подгрупповая, работа в парах, индивидуальная, совместная деятельность педагога с детьми) позволили осуществить дифференцированный подход к детям и индивидуализировать процесс  их развития. НОД  проводится с подгруппой детей. Состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. 

         Смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать свое собственное мнение по обсуждаемым вопросам – все это позволило добиться большой активности детей.

В течение деятельности  прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет  умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

          На заключительном этапе проводится рефлексия деятельности, в ходе которой был определен уровень достижений, знаний и затруднений у детей по изучаемой теме.

НОД учитывает такие факторы, как  оздоровление организма детей, развития познавательно – речевой активности, их мыслительной деятельности.

Надеюсь, что предложенная структура НОД  поможет в  процессе практической деятельности с детьми.

Тема: «Лаборатория Невидимки»

Возрастная группа: подготовительная

Форма организации коллективной деятельности: подгрупповая, работа в парах, индивидуальная, совместная деятельность педагога с детьми.

Программные задачи:

  • Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
  • Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
  • Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты, невидимый, прозрачный, ощущать, чувствовать.
  • Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу и начальные навыки речи – доказательства.
  • Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарных опытов  и делать выводы, речь и мыслительную деятельность.
  • Воспитывать  интерес к окружающей жизни,  уверенность в своих силах, ответственность за результат коллективной деятельности.

Применяемые педагогические технологии: Информационно – коммуникативная технология (авторская презентация «Лаборатория Невидимки»); игровая; технология проблемного  обучения; здоровьесберегающая, интерактивные технологии: «Хоровод», «Интервью», «Дерево знаний»; технология исследовательской  деятельности, коммуникативная.

 Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников группы:

  • Активно взаимодействуют друг с другом во время НОД.
  • Проявляют инициативу и самостоятельность в разных формах деятельности;
  • Проявляют инициативу и самостоятельность в разных формах деятельности.
  • Оценивают результаты своей деятельности и деятельности сверстников, делают выводы.
  •  Выражают свои мысли, желания активно используя речь.
  • Способны к принятию решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Предварительная работа:  чтение и пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»; рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках; беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда»; проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха; проведение бесед «Воздух на земле», «Что загрязняет воздух», «Где работает воздух», « Кому нужен воздух» , Д/И «Коробочка с запахами».

Материал и оборудование:  ноутбук,  мультимедийная установка; нетрадиционное физкультурное оборудование «Волшебный парашют»; халаты  и шапочки ученых-исследователей, поднос, пучок соломы, лапоть, воздушный шарик; поезд с четырьмя вагонами, дерево Знаний, микрофон; символы на грудь -   воздушные   шарики (самоклейка): 2 красных, 2 синих, 2 зеленых, 2 фиолетовых, 2 оранжевых с символами - с солнышками  и тучками; картинки с изображением транспорта, передвигающегося  с помощью по воздуху и с помощью воздуха и бензина; плоские воздушные шарики: красного – 10 штук,  синего – 10 штук. Предметы для проведения опытов: 5 контейнеров с водой, 5 прозрачных стаканчиков, половинка листа, изюм, газированная вода, шарики по числу детей, готовые кораблики (из скорлупы грецких орехов), киндеры с запахами (5 штук).

Ход деятельности:

  1. Мотивация к деятельности

Слайд 1

Цель: включить детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

Воспитатель: (Обращает внимание на поезд с вагончиками).

Слайд 2 - Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие вот на этом поезде, но сначала мы должны украсить наш поезд, чем мы узнаем позже.

                     Посмотрите на предметы, лежащие на подносе, на столе  (пучок соломы, лапоть, воздушный шар), догадайтесь к какой сказке эти предметы, имеют отношение. 

Дети: К сказке «Пузырь, соломинка и лапоть».

Слайд 3 - демонстрируются герои сказок «Волк и семеро козлят», «Крошечка - Хаврошечка», «Пузырь, соломинка и Лапоть»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на «волшебный экран» и давайте проверим правильность ваших ответов.

Дети:  Дети называют героев сказок и выбирают нужную картинку, объясняя почему.

Воспитатель: Кто вспомнит, что произошло с ними в сказке?

Дети: Пошли однажды они в лес дрова рубить. Дошли до речки и не знают, как перейти через реку. Лапоть сказал Пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!» - «Нет, Лапоть! Пусть лучше соломинка протянется с берега на другой берег». Лапоть пошел по соломинке, она переломилась, он и упал в воду, а Пузырь хохотал-хохотал, да и лопнул.

Интерактивная технология   «Интервью»

Воспитатель: Ребята, позвольте мне на минуточку стать корреспондентом и взять у вас интервью (воспитатель берет микрофон и задает вопросы детям):

1. На что был похож пузырь?

2. Как вы думаете, что у него было внутри?

3.Что могло бы случиться, если Пузырь бы согласился перевезти соломинку и лапоть?

4. Почему лопнул пузырь?

2 . Постановка целей исследования

Воспитатель: В начале нашего путешествия я говорила, что нам нужно украсить наш поезд. Думаю, что вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

Дети: О воздухе.

Воспитатель: Возьмите воздушные шары и  обозначьте:

- красными воздушными шарами – уверенность в своих знаниях;

- синими – свои сомнения в умении провести опыты.

Интерактивная технология «Работа в парах»

Воспитатель: Предлагаю вам разделиться в пары, чтобы пара состояла из шаров одинакового цвета, но разного символа. (Дети делятся по предложенному плану).

Воспитатель: Мы говорим воздух, воздух! А где этот воздух? Покажите и скажите про него?

Дети: Воздух находиться вокруг нас, воздух окружает нас повсюду, мы его невидим.

Воспитатель:  А можно нам увидеть этого «Невидимку»? Может быть кто –  нибудь из вас с ним уже встречался?

Дети: Пузырьки на поверхности вода, воздух в воздушном шарике, в мыльных пузырях и т.д.

Воспитатель: Как же можно обнаружить воздух?

Дети: Пары выдвигают гипотезу – с помощью опытов.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю стать учеными и отправиться в лабораторию Невидимки для исследования воздуха, хотите?

Дети: Да, мы хотим.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним,  а что такое лаборатория?

Дети: Место, где исследуют что – нибудь, ставят опыты, наблюдают, экспериментируют.

Воспитатель: А что мы сегодня будем исследовать?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним правила работы в лаборатории?

Дети:  На столах ничего не трогать без разрешения руководителя, соблюдать тишину, не мешать работать другим; то, что лежит не пробовать на вкус; поработал – аккуратно положи на место; опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Воспитатель: Тогда проходите парами к рабочим столам, надевайте халаты и шапочки, и приступим к нашим исследованиям.

( Дети парами расходятся по рабочим местам, надевают халаты и шапочки)

3. Активное включение детей в деятельность.

Технология исследовательской деятельности.

Опыт 1. Воздух невидим, его можно почувствовать

Воспитатель: Ребята, возьмите листочки бумаги, сделайте из них веера, и помашите перед собой. Что вы ощущаете?

Дети: Легкий ветерок, прохладу (ответы в парах)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Воздух мы не видим, но ощущаем (чувствуем)

Опыт 2. Воздух прозрачный, невидимый

Воспитатель: Ребята, а имеет ли воздух цвет?

Дети: Нет, не имеет.

Воспитатель: Давайте в этом убедимся. Возьмите прозрачные пакеты, откройте их, «наберите» воздуха и скрутите края. Можно ли увидеть воздух – невидимку?

Дети: Нет.

Воспитатель: Можно ли увидеть через воздух-невидимку все, что находится вокруг нас? (дети смотрят сквозь пакет вокруг себя). Какой можно, сделать вывод (ответы в парах).

Дети: Воздух прозрачный, невидимый, через него можно видеть, все, что нас окружает.

Воспитатель: А хотите увидеть воздух?

Дети:  Да, мы хотим!

Опыт 3. Увидеть воздух, который мы выдыхаем?

Воспитатель: Итак, ученые возьмите  стакан с водой и выдохните в воду через соломинку. Что появилось в стакане?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Так какой мы можем сделать вывод?

Дети: Воздух, который мы выдыхаем, можно увидеть.

Интерактивная технология «Хоровод»

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и я  буду  вам  бросать шарик, а вы будете отвечать на заданный вопрос.

- Нужен ли воздух людям и животным?  (без воздуха они не смогут дышать, а значит и жить)

- Как вы думаете, чем дышат морские обитатели? (в воде есть воздух, которым дышат все обитатели рек, морей, озер)

- А человек может долго находиться под водой без маски водолаза?

- Почему? (нет, не может, т.к. ему не хватает воздуха) 

Воспитатель: Попробуйте закрыть нос и рот и не дышать. Что вы чувствовали?

Дети: Нечем дышать.

Опыт 4. Воздух не имеет вкуса.

Воспитатель: А сейчас закройте глазки, сделайте вдох ртом. Какой вкус у воздуха?

Дети: Воздух не имеет вкуса.

Здоровьесберегающая технология.

Игровое упражнении «Угадай запах?»

Воспитатель: Ребята, а имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Дети: Если воздух чистый, то он не имеет воздуха.

Воспитатель: Чем может пахнуть воздух?

Дети: Дымом, духами, дождем, цветами, едой, которая готовиться, елочкой и  т.д.

Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. У каждой пары лежит киндер, в котором имеются вещества с разными запахами. Попробуйте определить по запаху, что там лежит. Посоветуйтесь в паре и дайте ответ.

Дети: У нас чеснок, у нас лимон, у нас пахнет духами и т.д.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Воздух не имеет запаха. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах придают ему окружающие вещества.

Слайд 4 – картинка с изображением парашютистов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на «волшебный экран». Кто это?

Дети: Парашютисты.

Воспитатель: А кто такие парашютисты?

Дети: Это люди, которые совершают прыжки с парашютом из самолета, вертолета.

Воспитатель: Давайте тоже на минутку станем парашютистами. Откроем свой парашют и встанем дружно вокруг.

Двигательное упражнение с нетрадиционным физкультурным оборудованием «Волшебный парашют»

Дружно мы все встали в круг.

Будем делать парашют

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх мы поднимаем

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Опыт 5. «Волшебные изюминки»

Воспитатель: Ребята, проходите к своим столам, и продолжим наши исследования. Предлагаю вашему вниманию еще один опыт, который называется «Волшебные изюминки». Сейчас изюминки превратятся в рыбок, выскажите мне, такого не может быть! Хотите это увидеть.

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Я налью каждой паре газированной воды в стаканчик (наливает). Вы положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки падают на дно. Теперь закройте глазки и  скажите волшебные слова, поколдуйте руками: «Крибле, крабле, бумс!» Изюминки, вы рыбки – плывите!

Дети: (Все предложенное воспитателем выполняют).

Воспитатель: Что, неужели и, правда, изюминки стали рыбками. Да, конечно, же, нет. Вначале изюминки тонут, так как они тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки, и они что делают?

Дети: Выплывают на поверхность воды.

Воспитатель: Так какой мы можем сделать вывод?

Дети: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

Интерактивная технология «Дерево знаний»

 Игра «Подбери нужную картинку»

Воспитатель: Можно ли назвать воздух помощником человека? 

Дети: Да можно, Воздух необходим человеку для жизни, воздух помогает двигать транспорт, переносит семена растений  ит.д.

Воспитатель: Ребята предлагаю вам разделиться на две группы: 1 группа – воздушные шары с солнышком, 2 - воздушные шары с тучкой.

Воспитатель:  Сейчас   я вам раздам  картинки транспорта в конвертах.

1 группа (с солнышками) – выберите картинки транспорта, передвигающегося с помощью воздуха и в воздухе, и поместите их на дерево с самолетом.

2 группа (с тучками)  –  с помощью бензина и тоже поместите на дерево с  символом бензоколонка.

                                           (Дети выполняют задание)

Воспитатель:  Посмотрите внимательно, все ли сделали правильный выбор. Объясните, почему вы  выбрали именно эти картинки?

Дети: Воздушный шар, самолет, хотя и работает на бензине, но без потока воздуха не взлетит, ветер наполняет паруса парусника, и он движется по воде.

Технология проблемного обучения. Игровая ситуация «Переправа»

Воспитатель: А сейчас   будем работать снова в парах по цвету воздушных шаров на груди. Распределитесь по парам. Мы сегодня с вами разговаривали про сказку «Лапоть, Соломинка и Пузырь» и узнали, что сказочные герои не смогли перебраться на другой берег реки. Как мы можем помочь им перебраться? (ответы детей)

- Как вы думаете, из чего можно сделать кораблик, парус? (ответы детей)

Воспитатель:  В таз с водой  запустите кораблики с парусом, подуйте на парус, создавая поток воздуха.

(Дети работают в парах, дуют на парус по очереди, договариваясь о совместных действиях, чтобы кораблик двигался быстрее, нужно дуть в одном направлении)

Воспитатель: Объясните, почему плывет кораблик? Какой можно сделать вывод? (ответы в парах).

Дети: Воздух помогает предметам передвигаться.

(Дети снимают халаты исследователей)

Интерактивная технология «Хоровод».

Дети, стоя в кругу, передают по цепочке шар из рук в руки и отвечают на заданный вопрос

Слайд 5 – картинка со сказочными героями.

Воспитатель: Ребята, давайте станем в круг и расскажем героям сказки  - Соломинке, Лаптю  и Пузырю все, что мы узнали интересного о воздухе.

Слайд 6- условные обозначения свойств воздуха

Дети:  Воздух прозрачный, невидимый, через него все можно видеть, он окружает нас повсюду, воздух без вкуса, без запаха, запах придают ему окружающие вещества; воздух помогает двигаться транспорту; воздух необходим для жизни людям, рыбам, животным, природе.

3. Рефлексия деятельности детей.

Воспитатель: Ребята, я хочу вас поблагодарить за активное участие, любознательность, находчивость при решении проблемных ситуаций. Как вы думаете, сегодня вы сделали для себя новые открытия о воздухе?

Дети: Да, сделали.

Воспитатель: Если да, то украсьте вагоны красными шарами, если нет – то синими.

(Дети прикрепляют выбранные воздушные шары)

Воспитатель: Посмотрите, как много красных воздушных шаров. Наше путешествие в лабораторию «Невидимки» подошло к концу. Спасибо, ребята с вами было интересно работать. Хочу сделать вам маленький сюрприз, у воздуха есть еще одно свойство, с ним можно играть.

(Девочки берут воздушные шары и танцуют танец «Шарики воздушные»,

а мальчики – мыльные пузыри, играют с ними)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по декоративной аппликации для детей подготовительной группы Тема: «Декорирование комода»

Конспект интегрированного занятия по декаративной аппликации (ДЕКУПАЖ) для детей подготовительной группы Тема: «Декорирование комода» будет интересен воспитателям....

Конспект интегрированного занятия с применением театрализованной деятельности детей подготовительной группы «В гостях у бабушки Агафьи».

Цель: Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности....

Конспект интегрированного занятия по театрализованной деятельности для детей подготовительной группы

Театрализованная деятельность по мотивам русской народной сказки "Каша из топора" для детей 6-7 летДети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то перевоплощаться. Он...

НОД с использованием интерактивной доски для детей подготовительной группы детского сада

Актуальность данной разработки заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к  использованию регионального компонента в непосредственно образовательной деятельности ДОУ...

Занятие по изобразительной деятельности «На выставке картин» с использованием интерактивного оборудования для детей подготовительной группы.

Задачи: Систематизировать и уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Развивать целостность художественного восприятия произведений искусств, умение выска...

Занятия по изобразительной деятельности, рисование гуашью «Мамин портрет» с использованием интерактивного оборудования для детей подготовительной группы

Занятия по изобразительной деятельности, рисование гуашью «Мамин портрет»  с использованием интерактивного оборудования для детей подготовительной группыЗадачи: Продолжать знакомить д...

Занятия по изобразительной деятельности «Золотая Хохлома» с использованием интерактивного оборудования для детей подготовительной группы

Задачи:  Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи. Закрепить умение рисовать элементы хохломской росписи:  кустики, ягодки, листочки, реснички, травинки, используя различные...