наблюдения с января по декабрь
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

наблюдения на каждый месяц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл перечень наблюдений по месяцам38.27 КБ

Предварительный просмотр:

наблюдения в январе

Что солнечных дней стало больше, а мороз сильнее.

Во время оттепели наблюдайте пластичность снега.

Свойства снега в разное время дня (утром сухой, днем пластичный, к вечеру снова замерзает)

Обращайте внимание детей на разные голоса птиц-карканье ворон, щебетанье синиц, чириканье воробьев.

Наблюдайте замерзание воды на морозе.

Устройте праздник для птиц

Наблюдайте снегопад, красоту заснеженного пейзажа.

Полюбуйтесь какие в солнечный день красивые снежные валы и постройки, как они сверкают огоньками.

Наблюдайте за птицами, обратите внимание детей, как много корма съедают птицы, сколько прилетает к кормушкам и какие.

Возьмите собранные осенью семена флоксов, насейте их на снег, весной семена вместе с водой втянутся в землю и взойдут. Нужно поставить метки, чтобы весной наблюдать за прорастанием этих семян.

Наблюдайте снегопады, вьюги.

Красота снежинок (величина и форма их зависит от влажности и температуры воздуха)

Где воробьи и голуби собирают корм?

Когда появляется первая сосулька, свисающая с крыши? Солнечным утром обратите внимание на снег под кустами и деревьями: не покажутся ли на них какие-нибудь насекомые.

Не зазвенит ли на солнышке птичья песенка, нет ли поблизости незамерзающей воды, чернобрюхой птички оляпки или изумрудного зимородка, не видно ли где диких уток, чаек.

наблюдения в феврале

Устойчивость февральской погоды: то светит солнце, то начинается метели. Обратите внимание детей на то, как неравномерно бывает покрыт снегом участок; в одном месте лежат горы снега, в другом видна голая земля, а вокруг деревьев глубокие воронки (уточнить, что это дело ветра)

Как образуется и растет сосулька, в какое время дня капает с крыши. В котором часу темнеет, где показывается солнце, где теперь оно прячется. А как было раньше? Длинней ли стал день? Выше ли поднимается солнце?

Следите за изменениями в повадках и голосах птиц, вызванные с приближением весны.

Повторите названия деревьев на участке.

Покажите им остроконечные блестящие почки тополя, парные угловатые зеленые почки сирени, слегка опущенные почки яблони, острые маленькие почки вишни, будто ватой укрытые почки рябины (все ветки этих растений наблюдайте в группе)

Продолжайте учить детей различать деревья по коре, почкам, веткам, плодам.

Во время гололеда обратите внимание детей, что деревья кажутся стеклянными и на ветру стучат, покрытые ледяной коркой. Объясните, что это приносит вред деревьям, поэтому когда мокрый снег облепит ветки, его надо стряхивать, пока он не обледенел.

Поговорить с детьми о семенах цветов и овощей, какие они хотели вырастить. Рассмотреть картинки цветов и овощей.  Закупите семена и проверьте их всхожесть.

Наблюдайте за снегирями, когда они поют.

Принесите несколько больших сосулек, рассмотрите с детьми их причудливые формы, отметьте их прозрачность.

Поставьте в воду несколько веток черной смородины и когда они пустят корни, пересадите в горшок с почвой: наблюдайте что будет дальше.

Соберите детские рисунки в феврале, сделайте из них альбом-ширму.

Сделайте альбом с картинками о зиме (пейзажи, зимние развлечения, звери и птицы зимой).

Проведите беседу, как итог зимних наблюдений.

Пронаблюдать за первыми проталинами.

Пронаблюдать, как воробьи начнут таскать в клювах соломку, перышки, а вороны сучки для гнезд.

Наблюдения в марте

Обратите внимание детей, как сугробы переливаясь блестят на солнце. Снимите с сугроба ледяную корочку, потрогайте рыхлый снег под ней.

Покажите детям, как оттаял снег вокруг стволов деревьев.

Отметьте, каким грязным стал  снег на участке или дворе.

Наблюдайте сосульки, проследите в какое время дня с них начинает капать. Послушайте, как днем они падают и звонко разбиваются вдребезги.

Наблюдайте зеркалом солнечный луч, пусть солнечный зайчик побегает по стене.

Поговорите с детьми о длине дня.

В 20 числах прилетают грачи. Наблюдайте за ними ежедневно. Рассмотрите картину А. Саврасова «Грачи прилетели».

Покажите детям, как в мартовских лужах купаются воробьи. Их стайки теперь состоят из птиц разного оперенья. Одни окрашены ярко, другие однотонные и серые.

Посмотрите, как интересно купаются голуби, а потом сушатся лежа на боку. Посмотрите, как голуби и воробьи выклевывают и клюют крупные и мелкие  песчинки.

Посмотрите за синицами, как они оживленно прыгают по веткам яблони, засовывая тонкий клюв во все трещины на дереве.

В начале марта повесить на участке скворечники, когда появятся первые скворцы.

Не огорчайте детей, если в скворечники зайдут воробьи. Расскажите, что в городе воробьи - полезные птицы, они выкармливают своих птенцов насекомыми, очищая тем самым деревья и кустарники от вредителей.

Наблюдайте за ивой – все более пушистыми становятся ее серебристые почки.

В конце марта почки на осине заметно увеличиваются. Срежьте и поставьте в комнату ветку осины.

Когда на улице или участке будут обрезать деревья, расскажите детям, зачем это делается. Рассмотрите ветки, форму, величину почки. Пусть дети понюхают их. Научите узнавать, от какого дерева ветка. Поставьте ветки в воду в уголке природы, наблюдайте за ними.  

Засушите цветы и листья, распустившиеся в комнате.

Начинайте проращивать клубни георгинов для  черенкования .

Ежедневно обходите участок и показывайте детям пробуждение природы. Наблюдайте за первыми проталинами.

Пронаблюдать, когда по снегу и земле забегают первые пауки-бродяги, а в полях на проталинах появятся молчаливые пока серенькие жаворонки.

Все яркое и интересное советуйте зарисовывать.

В конце марта осмотрите с детьми все комнатные растения, если есть необходимость, пересадите или проведите черенкование.

В конце марта посейте семена душистого горошка, бархатцев, настурции, цветущей фасоли, бальзаминов.

Наблюдайте всходы мать-мачехи.

С кустов черной смородины соберите все больные почки, зараженные клещом. Воспитатель сжигает  их.

Покажите детям, как пробуждается жизнь в природе.

Понаблюдайте, когда в небе поплывут кучевые облака, когда начнет портиться путь и побегут журча весенние ручейки  над  полями зазвенит первая песня жаворонка.

Когда взломают лед реки и озера и совсем перестанут ездить на санях.

Появление  первых стай гусей и журавлей.

 Наблюдения в апреле

Обратите внимание детей, как много кругом воды и солнца, какой приятный душистый воздух, как быстро под солнцем исчезает снег, превращаясь в  воду, наблюдайте лужи, ручьи.

Наблюдайте за движением и силой ветра, кучевыми облаками.

Наблюдайте за движением тени. Отметьте длину тени  в разное время дня.

Покажите детям ледоход. На водоеме у кирпичного завода, наблюдайте как начинает трескаться лед, темнеет и постепенно исчезает, а вода прибывает.

Ежедневно осматривайте все уголки двора и ищите признаки весны.

Наблюдайте цветение мать-мачехи. Сорвите цветок, дуньте на него, полетят пушинки. Сравните их с одуванчиком, цветы мать-мачехи имеют лекарственное значение.

Следите за появлением зеленой травы на проталинах.

Систематически ставьте в уголок вазочку с теми растениями, которые в это время цветут и наблюдайте за ними.

Подбирайте картинки для альбома о весне.

Найдите на клумбах пастушью сумку, мокрицу.

Посмотрите у каких растений весной красные листья(малины, земляники). Наблюдайте, как со временем окраска изменяется.

Найдите место, где росла крапива, нарвите, нарубите ее, облейте кипятком и накормите птичку.

Посмотрите на куст желтой акации, зимой она была серой, невзрачной, а теперь ветки ее посвежели, будто клочки ваты

Присмотритесь к удлиненным почкам рябины. Следите за появлением  ее узорчатых листьев.

Посмотрите на сирень: если мало на них крупных почек – будет мало цветов.

Посмотрите всходы ягодных кустов. Наблюдайте за кустами крыжовника,  черной смородины.

Наблюдайте за работой взрослых: удобряют, перекапывают, рыхлят землю, обрезают и белят стволы.

Наблюдайте за гнездами птиц: грачей, голубей, воробьев – они выводят птенцов.

В парке послушайте пение зябликов, у воды посмотрите трясогузку.

Проведите экскурсию на пруд. Найдите икру лягушки.

В конце апреля наблюдайте за первыми бабочками.

Наблюдайте за муравьями, дождевыми червями, расскажите о значении червей.

На каждую прогулку берите стеклянные закрытые баночки для сбора жуков и насекомых.

Рассмотрите на клумбе всходы ирисов,  по возможности взрыхляйте вокруг них землю.

Должны расцвести анютины глазки, найдите их.

Посоветуйтесь с детьми, как лучше сделать клумбы для цветов.

В конце апреля высаживайте гладиолусы.

Приступайте к разделке и перекопке грядок на огороде.

Наблюдайте за прорастанием клубня картофеля.

В конце апреля проводите беседу о том, что дети узнали и наблюдали за этот месяц.

Наблюдения в мае

Игра с водой, песком и глиной и другими природными материалами (свойства материала).

Дайте детям порадоваться молодой зеленью(травы, деревьев), голубому небу, голосам птиц, почувствовать теплоту майского дня.

Посмотрите, как легко одеты люди.

Посмотрите, во всех ли участках светит солнце. Отметьте места, которые остаются  в  тени. Поручите детям проследить придет ли  туда солнце и когда, в середине дня или вечером.

Посмотрите – освещены ли солнцем огород, цветы, фруктовые деревья. Хорошо ли это и  почему

Обойдите кругом здания  детского сада и посмотрите, во все ли окна светит солнце.

Отмечайте холодные утренники.

Путем наблюдений и сравнений примет марта и апреля установите с детьми, что путь солнца стал еще длиннее и что день прибавляется.

Наблюдайте приметы первой грозы, черные тяжелые тучи, сильный ветер, гром, молнию, дождь. После грозы опять светит солнце, везде блестят капли воды – чистая будто умытая земля, запах тополей.

По образовавшимся после дождя лужам от легкого ветра пробегает рябь и серебром переливается на солнце.

Потрогайте предметы разного цвета, выясните, что сильнее нагревается на солнце.  Когда сильнее греет  солнце? Утром или вечером?

В конце мая наблюдайте, что весь участок стал зеленым, много травы, листьев на деревьях.

Присмотритесь к траве на газоне. Все ли травинки одинаковые? Знают ли дети название трав? Какие из них цветут.

Наблюдайте за крапивой – она зацветает белыми кольцами пахучих цветов. Сделайте из них букет и следите, как они распустятся в воде.

Наблюдайте за листьями мать -  мачехи, какие они угловатые, сверху гладкие, с нижней стороны опушенные.

Покажите расцветающий клевер. Вечером покажите как «засыпает» клевер. Поручите детям проверить рано ли он «просыпается».

В лесу наблюдайте цветение медуницы, посмотрите, что у нее разные по окраске цветы. Посмотрите папоротники.

Подберите открытки, фото, рисунки, весенних цветов, составьте альбом «весенние цветы».

Прочитайте рассказ Павловой «Весной» и ее сказку «Под кустом».

Наблюдайте за деревьями, их цветением.

Рассмотрите цветы яблони, вишни. А сколько пчел ползает по цветкам?

Сходите с детьми на пруд. Сравните, каким он был и каким стал.

Наблюдайте за комарами, жуками, жужелицами, божьими коровками.

Посмотрите, как цветет шиповник, зацветает сирень.

Понаблюдайте за новой появившейся птичкой – стрижем. Перед дождем они летают низко и дети легко его могут рассмотреть. Вместе со стрижами прилетают ласточки. Расскажите, из чего стрижи делают гнезда. Послушайте щебетанье стрижа. Посмотрите синичек, трясогузку, дятла. Май месяц птичьих песен.

Наблюдайте за цветами, зимними, полевыми.

Садить овощи в огороде. В конце мая собирают первый урожай редиса. После этого сеют редис еще раз.

Наблюдайте и посмотрите щавель.

 Наблюдения в июне

Обратите внимание детей на окраску летнего дня. Рано утром полюбуйтесь умытыми сверкающими на солнце листьями растений, цветами.

Послушайте щебетанье синиц, чириканье воробьев, воркование голубей.

В середине июня в полдень отметьте, где находится солнце, вспомните, где оно было в мае.

Покажите детям, что все больше места во дворе освещается солнцем. Найдите уголок, куда солнце никогда не заглядывает. Предложите подумать почему не везде можно устраивать огород.

Обратите внимание детей, как долго не темнеет по вечерам.

Наблюдайте за цветением рябины. Кисть цветов будто на тарелочке лежит на узорных листьях.

Наблюдайте за тополем. Зеленые сережки с зелеными коробочками. Когда полетит пух, найдите семена, соберите их, засушите листья и ветки тополя. Закопайте горсть пуха с семенами в землю.

Посмотрите бутоны у цветов липы: на концах ветвей крупные, светло – зеленые. Наблюдайте, когда зацветет, понюхайте запах ее цветов, проследите, как вьются насекомые над цветами. Засушите цветущую ветку и ветку с бутонами. Рассмотрите ветку сирени.

Вспомните, как цвела акация, что стало теперь с ее цветами. Поливайте кустарники.

Ежедневно рассматривайте растения, снимайте гусениц, тлю

Наблюдайте за уголком леса. Сравните полевые цветы с комнатными и на участке.

Ежедневно следите, как цветет и созревает лесная земляника. Сравни те ягоды и листья с садовой земляникой.

Наблюдайте за лекарственными травами: ромашкой, мятой, мать – мачехой, подорожником.

Познакомьте детей с травами – сорняками: лебедой, подорожником их цветением.

Найдите и рассмотрите пастушью сумку.

Наблюдайте в цветнике. Следите, как распускаются цветы.

Наблюдайте в огороде цветение овощей.

Наблюдения в июле

 Проследите с детьми за приближением грозы, покажите, как меняется цвет неба, облаков, как быстро и низко несутся тучи, послушайте дальний гром, посмотрите сверкание молнии.

После грозы покажите детям радугу, намытые дождем кучи песка. (Знать цвет радуги).

Посмотрите, что деревья и кустарники сильнее разрослись, под деревьями стало прохладно, тенисто, листья потемнели, стали более жесткими.

Посмотрите заход солнца. Посмотрите, как сильно стали нагреваться камни, они теплые даже вечером.

Среди дня в самую жаркую пору послушайте громкую перестрелку в кустах акаций – это трещат спелые стручки и семена откатываются метра на два от куста. Так акация рассеивает семена.

Наблюдайте за яблонями, вишней в фруктовом саду, за кустами смородины. У некоторых плодов вишни вырваны кусочки мякоти. Наблюдайте, как стайки воробьев хозяйничают в вишнях, склевывая самые красивые плоды.

Понаблюдайте траву на газонах – она погрубела, вытянулась неровными кустиками. Всюду торчат жесткие стебли с семенами. Некоторые травы – пастушья сумка, подорожник, одуванчик – успели дать второе поколение. Рассмотрите молодые побеги, сравните их со старыми.

Проведите сбор садовой земляники. Посмотрите усы садовой земляники, сравните их с усами лесной.

Наблюдайте за уголком леса. Лесные цветы отцвели. Найдите их плоды.

Еще раз посмотрите лекарственные травы, определите их по запаху на ощупь (ромашка, мята).

Ведите наблюдение в цветнике.

Наблюдайте за растениями в огороде. Покажите, как спелая репа хорошо видна на поверхности грядки.

Проследите, как пчелы залезают в цветы огурцов, как под цветком образуется огурец. Покажите детям, что молодые огурцы в пупырышках. Они душистые и вкусные.

Покажите, когда будет завязываться кочан капусты.

Наблюдайте за бабочками капустницами, лимонницей, крапивницей, объясните детям, чем они отличаются друг от друга.

Объясните детям, что бабочки кладут яички на растения, из них выводятся гусеницы, которые поедают листья. Яички и гусеницы уничтожают, опрыскивая различными растворами (табака, мыла).

При выезде в лес наблюдайте за внешнем видом ящерицы.

Наблюдение в августе

Днем жарко, а по утрам становится холоднее. Короче становится день, раньше темнеет.

Наблюдайте вечером, что уже не летают комары.

 Опустели гнезда стрижей.

Посмотрите на деревья и кустарники, на зелень, кое – где расцветилась желтым (береза, липа, яблоня), оранжевым (осина), коричневым (клен), лиловым (черемуха). Береза уже рассыпает семена.

В фруктовом саду полюбуйтесь спелыми плодами. Сорвите несколько яблок. Рассмотрите их, какие они тяжелые, понюхайте, попробуйте их.

В уголке леса все отцвело и поблекло.

В уголке лекарственных трав наблюдайте, что все растения сильно разрослись, перепутались, что только по листьям, да по запаху можно разобрать, где какие растения, пусть дети попробуют сами их различить.

Сборные травы отцвели и образовали семена, рассмотрите их.

Посмотрите, каким красивым стал цветник. Его украшают георгины, гладиолусы, флоксы, золотые шары, астры. Научите детей различать их по листьям, запаху, форме, цвету. Осмотрите, какие многолетние цветы.

В огороде собран горох, репа. Идет сбор помидоров. Заканчивается сбор огурцов.

В последних числах августа наблюдайте за морозами.

Выкопайте куст картофеля, посмотрите сколько клубней получилось от одного посаженного. Посмотрите, как на подземных стеблях располагаются клубни картофеля.

Покажите семена лука и укропа.

Рассмотрите сорта помидоров, какие разные: есть похожие на сливы, на яблоки, есть маленькие величиной с чайную ложку, желтые, ярко красные.

Смотрите за созреванием капусты.

Расскажите детям, что свекла, морковь, репа, редис, капуста августовских морозов не боятся, их можно убирать в сентябре.

Наблюдения в сентябре

Обратите внимание детей на голубое небо, свежий воздух, жаркое солнце.

Обратите внимание детей на наряд деревьев и кустарников. Листья все пестры, с разнообразной окраской. Определите окраску листвы различных деревьев: желтые и оранжевые листья клена, светло – коричневые липы. вяза, дуба. Красные – осины, рябины, зеленые – сирени. Если пройти по листьям – они шуршат.

Показать детям в каком месте появляется солнце осенью и где оно было летом в эти часы. Вечером посмотреть, где заходит солнце.

Рассмотреть утренний иней на листьях.

Посмотреть на летающих журавлей и других птиц.

Во время наблюдений за природой познакомить детей с новыми словами, образными выражениями. Отметив утром с детьми погоду, состояние растений, можно рассказать: сегодня ясное, холодное утро, на земле и на траве иней. Разноцветные листья падают с деревьев, начался листопад.

Нужно заранее приготовить короткие стихотворения об осени, загадки, пословицы, песенки.

Провести игры с детьми: найди пять листьев с разных деревьев и назвать их, собрать самые красивые листья, найти самый большой лист, найти дерево или кустарник по описанию, узнать на ощупь с какого дерева лист.

Сравнить лиловые листья черемухи с окраской листьев других деревьев. Вспомнить, каким был лист осины летом и каким стал теперь.

Обратите внимание детей на знакомые травы. По утрам они покрытые от рос, бывают покрытые инеем.

Полезно детям подводить вечером итог дневным наблюдениям.

Во фруктово – ягодном саду обратить внимание детей на вид сада, на спелые яблоки, дать им потрогать гладкие румяные плоды, угостить детей спелыми яблоками.

В сентябре наиболее удобно показать детям труд человека по выращиванию плодовых деревьев и кустарников. Показать, как копают для посадки, как выполняют различные работы по уходу за деревьями.

В цветнике: рассмотреть с детьми головки георгинов, какие стали они тяжелые, пышные. У гладиолусов цветы очень красивые в виде шпиля, пушистые астры.

Показать детям, как нужно окучивать стебли георгина землей на высоту 15 см. и объяснить, зачем это делается.

В конце сентября взять с собой коробочки и собирать посевные семена.

Следить, когда появится пух на головках астр, выдернуть пушинки и показать детям белые столбики семян, плотно прижатых друг к другу.

Сбор семян – увлекательное занятие, оно помогает воспитывать у детей любовь к растению, трудолюбие, терпение.

На огороде: показать детям иней на еще неубранной ботве на листьях капусты. Объяснить, что ночью был мороз и пора убирать остальные овощи – морковь, свеклу, редьку, капусту, репу и др. Рассказать детям, как будет происходить сбор овощей. Приготовить ящики, песок, рабочий инвентарь, место для складывания ботвы.

Распределите работу между детьми: воспитатель обрезает ботву, дети относят ее в отведенное место, каждый вид кладут отдельно. По 10 штук самых крупных овощей каждого вида отложить для устройства зимой огорода на окне. Молодую, не помятую ботву от каждого вида овощей поставить в воду и отнести в уголок природы. Организовать с детьми дидактические игры: «Найди к этим листьям овощ» , «Найди к овощу его листья» , «Узнай на ощупь» , «По запаху, вкусу», «Какому овощу принадлежит этот лист», «Какой это овощ». Загадать загадки об овощах.

Наблюдения в октябре

Показать детям, как изменились облака – нет больше легких, перистых и кучевых. Над головой висят тяжелые, слоистые тучи и небо кажется низким.

В солнечные дни проследить, откуда появляется солнце.

Когда начнет замерзать земля, показать детям, какая она твердая.

Лужи затянулись льдом, падают первые снежинки.

Деревья и кустарники: посмотрите на березу, на ней есть еще коричневые листочки, они тихо шелестят, рябина хотя и без одного листочка, очень нарядная, вся в красных кистях ягод. Падают «носики» у клена, будто маленькие пропеллеры вертятся на ветру.

Собрать семена клена и посадить их в уголке природы, посмотреть, как они будут расти.

Показать, что лист рябины и лист акации поднять нельзя, он рассыпается на дольки.

Травы. В октябре некоторые травы продолжают жить. На газоне цветут одуванчики, пастушья сумка, у подорожника крупные широкие листья блестят.

Дикий вьюнок отцвел и на месте цветов появились крупные пуговки – коробки с семенами. Показать детям, как открывается коробочка и высыпаются семена, собрать их, рассмотреть с детьми.

Собрать с детьми букет из зеленых листьев. Вечером или на следующий день поговорить с детьми о собранных растениях.

Ребята вспомнят, что они узнали о них весной и летом, а воспитатель может добавить, что эту траву можно рвать до самых холодов и кормить ею птиц в уголке природы, ее недаром называют птичьим салатом.

Дать задание наблюдать за мокрицей: долго ли ее можно рвать для птиц? Что с ней будет в мороз?

В плодовом саду. Посмотреть, как убирают зимние сорта яблок, дать детям попробовать их, рассказать, как люди заботятся о деревьях, ухаживают за ними, чтобы они давали больше плодов

Дети могут носить маленькими ведерками перегнойную землю, равномерно раскладывать удобрения, вместе со взрослыми перекапывать землю лопатками. Собирать сухие листья.

Собрать с детьми кормушки для птиц и каждый день класть в них корм.

В огороде. Все грядки перекопать, вспомнить с детьми, что решили посеять под зиму, сделать на грядках бороздки. Там, где решили посадить чеснок, бороздки делают вдоль грядки по натянутому шнуру на глубину 5 см.Чеснок делится на зубчики, дети раскладывают на дне бороздки по данной им мерке, засыпают землей и придавливают дощечкой. После посадки борозду поливают водой.

В цветнике. На месте гладиолусов торчат стебли, скученные землей.

Некоторые растения цветут: пиретрум, настурция, львиный зев, георгины, анютины глазки, ноготки. Их можно высадить в горшки и ящики: они доцветут в помещении.

Если георгины и гладиолусы не убраны, то в начале октября это надо сделать. Вынести на участок носилки, тачки, ящики, определить место, куда складывать клубни для просушки. Воспитатель выкапывает клубни, дети относят их в помещение. Затем воспитатель выкапывает каждому ребенку луковицу гладиолуса, вместе с детьми выкладывает их на поднос. Дети узнают, сколько новых луковиц образовалось из старой. Луковицы осторожно очищают от земли и укладывают в пакеты, которые помещают в ящики и ставят для высушивания в сухое и темное помещение. Через 25-30 дней гладиолусы переносят в прохладное помещение(+4  +6).

Наблюдения в ноябре

Во время прогулки поговорить с детьми о том, что погода изменилась, стало мрачно, серо, низко нависло небо. Нигде нет голубого просвета. Земля замерзла. На крышах сидят вороны. Зверям теперь холодно в лесу.

Прочитать стихотворение А. Блока «Зайчик».

Если выглянет солнце, заметить, где оно появляется, долго ли бывает на небе.

Ветер низко пригибает кустарники к земле и из стороны в сторону раскачивает деревья.

К рябине за ягодами прилетают снегири.

Рассмотреть сад, дети вспомнят, как выглядел сад, усыпанный фруктами.

Люди продолжают заботиться о нем, чтобы на будущий год было опять много фруктов.

Поискать, нет ли на ветках свернувшихся листьев, развернуть их, и дети увидят гусениц, которые перезимуют в этом листовом гнезде, а весной будут объедать молодые растения.

Как только замерзнет земля, в цветнике можно начинать подзимний сев.

В конце ноября дети начинают наблюдать зимние явления природы. Ветер с метелями, сугробами, поземкой, то «танец снежинок», снег то звездочками, то хлопьями, то крупой, то иголками. Сверкают замерзшие капли на деревьях, сосульки, ледяные дорожки.

Ветки в мороз ломаются, как льдинки, а внеси их в комнату они распускаются.

Наблюдения в декабре

Выйдя на прогулку в солнечный день, полюбуйтесь с детьми красивыми пейзажами. Обратите внимание детей, как красиво вокруг – светло, бело, морозное, ясное, голубое небо, все сверкает на солнце.

Рассмотреть форму снежинок. Показать форму снежинок в лупу.

Отметить различные свойства снега – сухой, пластичный. Показать разные формы: крупу, иглы, хлопья, иней.

На свежевыпавшем снегу распознать с детьми следы животных, птиц, человека, машины.

Отметить, что в ветреную погоду быстро и низко несутся серые сплошные облака, раскачиваются ветки деревьев, ветер поднимает снег с земли, заметает следы, хлопает дверьми, форточками, сравнить ветреную погоду с тихой.

В солнечный день посмотреть, где поднимается солнце и где оно прячется вечером. Когда будут самые короткие дни, обратить на это внимание детей. Вспомнить светло ли было летом, когда дети уходили домой.

Осмотреть деревья своего участка и научить узнавать их по почкам, цвету коры.

Поиграть с детьми в игры на распознавание растений: «С чьей ветки детки», «На каком дереве зимой листья висят»?

Сравнить следы мышей и воробьев, учить различать их направление следов.

Гуляя в морозные дни, напомните, что ветки в это время особенно хрупкие, их надо оберегать.

Принести из подвала большой клубень георгина и покажите детям. Рассмотреть, где верх, где низ, где почки, где клубни, сколько их, гладкая ли поверхность клубня, не  большой ли он. Если  клубень загнил, вырезать больное место и посыпать толченым углем, если заплесневел, присыпать молотой серой.

В конце декабря посеять с детьми семена овса, или каких – либо злаков, наблюдать за их прорастанием. Это будет корм для птиц.

Напомните детям, что птиц нужно подкармливать, наблюдать, какой корм птицы больше любят и что охотнее едят разные птицы. Давать разнообразный корм для птиц, не больше двух  видов сразу, чтобы дети могли сравнить.

Обратить внимание детей, что оперение воробьев разное: одни с черной грудкой, с черными щечками, с белой полоской на крыле. Другие однотонные, серовато – коричневые, что в стайки собираются одинаковые по цвету.

Рассмотреть ворону, какое у  нее оперение, как она ходит, как движется ее голова.

Сравнить галку с вороной, найти сходство и различие.

Рассмотреть голубя – цвет перьев, короткие красные ноги.

После большой метели сходить с детьми на кормовую площадку птиц, расчистить ее, показать, как это сделать, каким инвентарем работать. Приучить детей заботиться о птицах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс подвижных игр, дидактических игр, трудовых поручений, наблюдений по месяцам (декабрь, январь, февраль).

Продолжение к комплексу подвижных игр, трудовых поручений, наблюдений, дидактических игр....

"ОТ ЯНВАРЯ ДО ДЕКАБРЯ"

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе....

эпизодические наблюдения в январе месяце

Эпизодические наблюдения в январе месяце во второй младшей группе...

Лист календаря наблюдений на декабрь 2021 год, январь, февраль 2022 год

В листе календаря наблюдений дети смогут отображать символами и картинками свои наблюдения во время прогулки зимой. Тем самым будет возможность закрепить названия и порядковый счет дней недели; уточни...

Прогулка с наблюдениями Зима (декабрь, январь, февраль)

Картотека прогулок с наблюдениями зима....

Наблюдение на январь старшая группа

Наблюдение на январь в старшей группе детского сада по ФГОС...

Наблюдения зимой. Январь

Консультация для родителей...