Комплекс подвижных игр, дидактических игр, трудовых поручений, наблюдений по месяцам (декабрь, январь, февраль).
методическая разработка (средняя группа) на тему

Зорина Мария Валерьевна

Продолжение к комплексу подвижных игр, трудовых поручений, наблюдений, дидактических игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

декабрь

1. «Из чего сделано?». Задачи: учить группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей. Развивать наблюдательность, внимание, формировать умение чётко выполнять правила игры.

2. «Узнай дерево». Задачи: учить узнавать дерево по стволу, по ветвям, их расположению, по цвету и качествам поверхности коры, правильно называть деревья. Активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия.

3. «Что бывает зимой?». Задачи: учить выделять правильные предложения соответствующие заданной теме, например, если дети согласны с утверждением – то хлопают в ладоши, а если явление не соответствует действительности – то топают ногами. Расширить представления детей о зиме и формировать умение чётко выполнять правила игры.

4. «Сколько хлопков?». Задачи: развивать слуховое восприятие, внимание, память. Совершенствуем счёт до 5-ти. Например, услышав 1 хлопок – шагать, 2 – хлопать в ладоши, 3-топать и т.д.

5. «О ком я говорю?». Задачи: учить определять животное по определениям, которые произносит педагог; расширить знания детей о том как зимуют животные.

6. «Чего не стало?» или «Кого не стало?». Задачи: развивать у детей внимание, наблюдательность, память, формировать умение чётко выполнять правила игры.

7. «Было – будет». Задачи: учить детей правильно строить речевые конструкции прошлого, настоящего и будущего времени, менять форму глаголов в соответствии с заданием. Формировать грамматический строй речи, учить отвечать на вопрос, ориентируясь на его структуру.

8. «Что за птица?». Задачи: учить детей давать описание птиц по плану, составлять простейшие загадки. Узнавать знакомых птиц по описанию. Развивать связную речь, воображение.

9. «Кто во что одет?». Задачи: развивать у детей наблюдательность, зрительную память. Познакомить с различными приёмами запоминания, учить рассказывать о ходе игры, игровых действиях.

10. «Так бывает или нет ?». Задачи: учить детей замечать непоследовательность в суждениях, передавать в речи суть допущенных ошибок, несоответствий. Развивать логическое мышление, связную речь.

11. «Разрезанные картинки». Задачи: учить детей зрительно делить изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять не только форму предметов, но и форму оставшейся части картинки. Формировать умение ориентироваться на образец,

декабрь

соотносить с ним отдельные части картинки, развивать зрительное восприятие.

12. «Угадай, какая у меня игрушка». Задачи: учить детей описывать предмет, не называя его, создавать загадки описания. Развивать диалогическую форму речи, учить задавать вопросы и отвечать на них,

ориентируясь на структуру и содержание вопроса, учить вслушиваться в звучание слов.

13. «Что кому?». Задачи: учить детей соотносить орудия труда и профессии, правильно называть их, использовать в речи обобщающие понятия. Повышать интерес и воспитывать уважение к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

14. «Больше – меньше». Задачи: упражнять детей в различении и сравнении величины предметов. Развивать внимание, быстроту реакции, формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания.

15. «Домино». Задачи: упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по форме, закреплять знания и умения, полученные в играх данного раздела. Формировать умение сравнивать и сопоставлять, делать вывод.

16. «Кто что слышит?». Задачи: упражнять детей в различении звуков, издаваемых разными предметами. Создавать радостное настроение от игры.

17. «Составь узор». Задачи: учить детей составлять узор из цветных льдинок, природных материалов для украшения участка к празднику по образцу и самостоятельно, обращать внимание на чередование элементов узора и их взаиморасположение. Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, логическое мышление.

18. «Лото». Задачи: систематизировать знания детей о мебели, о животных, о семье. Активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов, учить употреблять соответствующие обобщающие слова.

19. «Когда это бывает?». Задачи: актуализировать и дополнить знания детей о временах года, характерных для них явлениях природы, событиях в жизни людей (снег, мороз, Новый год). Развивать связную речь, внимание, находчивость, способность к саморегуляции поведения.

20. «Угадай, что изменилось?». Задачи: упражнять детей в определении пространственного расположения предметов относительно друг друга

 (справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.). Познакомить с приёмами запоминания, развивать наблюдательность, активизировать словарь.

декабрь

21. «Что где растёт?». Задачи: закреплять представления детей о том, где растут овощи, фрукты, грибы, ягоды. Активизировать словарь детей, учить использовать обобщающие понятия.

22. «Доскажи словечко». Задачи: учить детей продолжать предложение, руководствуясь смыслом начальной фразы. Формировать грамматический строй речи, воображение, внимание.

23. «Из каких фигур состоит предмет?». Задачи: учить детей зрительно расчленять форму контурного изображения предмета на составные части, соответствующие знакомым геометрическим фигурам, воссоздать форму предмета из геометрических фигур.

24. «Для чего нужен предмет». Задачи: учить детей применять в игре знания о предметах мебели. Развивать способность концентрировать внимание.

январь

1. «Где были не скажем, а что делали, покажем». Задачи: учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.

2. «Какой предмет лишний?». Задачи: учить детей классифицировать предметы и явления по принципу связи с определёнными сезонами, учить выбирать природные объекты и явления, характерные для января. Развивать логическое мышление, формировать умение сравнивать и сопоставлять, обосновывать выбор.

3. «Узнай предмет по силуэту». Задачи: учить узнавать предметы по силуэту (одежда, обувь). Развивать логическое мышление, воображение.

4. «Угадай, чей голосок». Задачи: формировать у детей умения организовывать игру, выступать в роли ведущих и водящих. Развивать слуховое восприятие, формировать начала досуговых компетенций.

5. «Что лишнее?». Задачи: учить детей анализировать группы предметов, выявлять их соответствие заданному качеству, признаку, категории, находить среди них лишний объект. Развивать логическое мышление, формировать умение обосновывать свой выбор.

 6. «Что изменилось?». Задачи: учить детей соблюдать правила, выполнять игровые действия, передавать взаимное расположение геометрических фигур в сложном целом (узоре, конструкции). Учить рассказывать о том, что изменилось, используя основные характеристики фигур.

7. «Когда это бывает?». Задачи: учить детей узнавать по описанию и правильно называть явления природы, выделять явления, характерные для зимы. Формировать грамматический строй речи, учить использовать конструкции предложения.

8. «Где можно это купить?». Задачи: закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах, учить различать магазины по их назначению. Воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки.

9. «Кто что делает». Задачи: пополнять словарный запас детей, учить называть словами действия, составлять загадки, в основе которых лежит перечисление характерных для загаданного объекта действий.

10. «Сравни по размеру». Задачи: учить детей сравнивать предметы (круги) по величине, обозначать результаты сравнения словами. Формировать грамматический строй речи, развивать зрительное восприятие.

11. «Назови правильно». Задачи: подсказать детям как правильно называются предметы одежды и обуви. Учить классифицировать на группы (обувь, одежда, верхняя одежда, зимняя обувь и т.д.)

январь

12. «Из какой ткани пошита одежда?». Задачи: уточнить с детьми свойства ткани правильно их называть, и учить называть из какой ткани пошита одежа (предложить взять вещи, в которые одеты дети).

13. «Кто в домике живёт?». Задачи: учить детей применять в игре знания о животных, их жилищах, формировать умение правильно произносить звуки. Развивать звуковую культуры речи, учить выступать в качестве ведущих, организаторов игры.

14. «Кто я?». Задачи: учить детей составлять загадки-описания, в которых загаданный объект нужно узнать по внешнему виду, одежде. Активизировать в речи детей понятия, связанные с названием, деталями и свойствами предметов одежды.

15. «Будьте внимательными». Задачи: учить применять в игре свои знания о зимующих и перелётных птицах, соблюдать правила игры (хлопать, если прозвучало название зимующей птицы, и топать, если прозвучало название перелётный птицы). Развивать внимание, учить соблюдать правила игры.

16. «Составь узор». Задачи: учить составлять их природных материалов по образцу и самостоятельно, обращать внимание на чередование элементов узора и их взаиморасположения. Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, логическое мышление.

17. «Отгадай загадку». Задачи: учить детей узнавать по описанию, кого из детей группы загадал воспитатель. Учить самостоятельно составлять описание по плану, развивать наблюдательность, связную речь.

18. «Кому что нужно для работы». Задачи: актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей об орудиях труда, их назначении. Формировать интерес к труду взрослых, представление о его назначении.

19. «Было, будет». Задачи: обсудить с детьми значение слов «сегодня», «вчера», «завтра», учить правильно использовать эти понятия в речи, выбирать нужное слово, заканчивая различные фразы воспитателя. Формировать грамматический строй речи.

февраль

1. «Подбери похожие слова». Задачи: учить детей подбирать и различать близкие по звучанию слова. Развивать слуховое восприятие, внимание, звуковую культуру речи.

2. «Волшебный художник». Задачи: учить детей узнавать предмет, «нарисованный» водящим в воздухе, ориентируясь на лежащие в его основе геометрические фигуры. Развивать зрительное восприятие, воображение.

3. «Узнай по описанию» - составление загадок о зимующих птицах.  Задачи: учить детей составлять описательный рассказ о пернатых по плану, предложенному воспитателем, учить разгадывать и составлять загадки-описания. Развивать связную речь, учить использовать сравнения и образные выражения.

4. «Скажи наоборот». Задачи: учить детей подбирать слова-антонимы, выступать в роли игроков, водящих и организаторов игры. Развивать вербальное воображение.

5. «Сравни по размеру 1». Задачи: учить детей устанавливать отношения между пятью объектами (цветными кругами) по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины, знакомить с отношениями элементов в ряду.

6. «Сравни по размеру 2». Задачи:  учить детей применять в игре умение устанавливать соотношение между предметами по величине, различать высоту и длину предметов. Познакомить детей с новым для них измерениями величины – шириной и толщиной.

7. «Так бывает или нет?». Задачи: учить детей замечать непоследовательность в суждениях, передавать их суть. Развивать логическое мышление, связную речь.

8. «Придумай предложение». Задачи: формировать у детей умение строить распространённое предложение, описывая рисунок, придумать предложение с заданным словом. Развивать связную речь детей, вербальное воображение, учить подбирать синонимы.

9. «Назови всю семью». Задачи: учить детей правильно называть животных мужского и женского рода, детёнышей, использовать суффиксальный способ образования слов (ёж-ежиха-ежонок; волк-волчица-волчонок). Формировать грамматический строй речи.

февраль

10. «Интересные слова». Задачи: формировать у детей представления о многозначных словах, предложить рассмотреть рисунки, иллюстрирующие разные значения одних и тех же слов, показать, как меняется значение слов в зависимости от контекста.

11. «Зеркало». (для прогулки)Задачи: учить детей точно повторять движения водящего, применять в игре свой двигательный опыт. Развивать воображение, стимулировать двигательную активность детей.

12. «Ищем следы». (для прогулки) Задачи: учить детей ориентироваться на территории детского сада, «читать» найденные следы, передавать в речи свои суждения и выводы. Развивать наблюдательность, логическое мышление.

13. «Доскажи фразу». Задачи: учить согласовывать существительные и прилагательные в словосочетаниях по роду, числу, падежу. Формировать грамматический строй речи, поддерживать интерес к словотворчеству.

14. «Когда это бывает?». Задачи: учить детей применять в игре знания в временах года и их характерных признаках. Активизировать в речи соответствующие понятия, учить аргументировать свою точку зрения.

15. «Столько – сколько». Задачи: упражнять детей в порядковом счёте в пределах семи, учить на слух определять количество хлопков, притопов. Учить выполнять определённое количество действий в соответствии с заданием.

16. «Найди такой же». Задачи: учить детей находить два предмета одинаковой величины различными способами (путём наложения и на глаз), учить выбирать оптимальный способ сравнения предметов, исходя из их расположения.

17. «На что похожи?». (на прогулке) Задачи: предложить детям соединить палочкой нарисованные на снегу воспитателем «звёзды» и придумать, на что похож полученный рисунок, как можно назвать такое «созвездие». Развивать воображение, зрительное восприятие.

18. «К дереву беги». (на прогулке) Задачи: учить детей узнавать растущие на территории детского сада деревья по особенностям строения и цвета ствола, ветвей, правильно их называть.

19. «Кто что делает?». Задачи: пополнять словарный запас детей, учить использовать различные глаголы, характерные для действий животных,

февраль

формировать навыки словотворчества, учить вслушиваться в звучание слов, понимать их значение.

20. «Назови правильно». Задачи: подсказать детям как правильно называются предметы посуды. Учить классифицировать на группы (столовая посуда, кухоннаяпосуда и т.д.)



Предварительный просмотр:

декабрь

1. Свойства снега. Задачи: учить детей описывать снег, выделять его основные характеристики (белый, холодный, сверкает на солнце, падает хлопьями или отдельными снежинками), предложить рассмотреть снежинки, отметить их разнообразие. Познакомить с понятием «снегопад».

2. Состояние погоды. Задачи: учить детей выявлять изменения в погоде, предложить отметить, изменился ли ветер (направление, сила), стало холоднее ил теплее. Учить детей передавать в речи результаты наблюдений, делать простейшие выводы.

3. Снегопад. Задачи: учить детей выделять наиболее характерные изменения в природе зимой, обратить внимание на то, что во время снегопада все вокруг меняется, снег ложится на предметы и деревья. Развивать познавательный интерес, учить отражать в речи полученные впечатления.

4. Таяние снега. Задачи: расширять представление детей о признаках зимы, обсудить с детьми, почему снег, выпавший утром, в одних местах растаял, а в других остаётся лежать на земле. Развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательный интерес.

5. Небо зимой. Задачи: учить детей наблюдать за небом, называть связанные с ним явления, отличительные черты зимнего неба (снеговые облака, серый цвет и др.) Развивать наблюдательность, связную речь.

6. Составление рассказа на тему …(природные явления). Задачи: учить детей составлять описательные рассказы, отражать в речи и творческой деятельности полученные впечатления, использовать сравнения и образные выражения.

7. Следы птиц на снегу. Задачи: предложить детям рассмотреть следы на снегу, предположить, какие из них принадлежат птицам, обсудить, кто мог оставить остальные следы. Учить детей «читать» следы (два следа рядом- птица прыгала, следы в цепочку – птица шагала, следы прервались – птица взлетела). Развивать у детей наблюдательность, познавательный интерес.

8. Зимнее небо вечером. Задачи: помочь детям выявить особенности зимнего неба (тёмное, низкое, вечером оно кажется почти чёрным, снежные тучи затягивают небо, скоро из них пойдёт снег), учить передавать в речи результаты наблюдений, правильно называть наблюдаемые явления.

9. Зимнее солнце. Задачи: предложить детям при помощи несложных опытов узнать, хороши ли греет солнце. Подвести детей к выводу о том, что солнце слабо прогревает землю, рассказать, что оно поднимается не высоко, путь его по небу становится короче.

декабрь

10. Сила ветра. Задачи: учить детей выявлять направление ветра с помощью вертушек, различными способами определять силу ветра. Формировать умение передавать в речи результаты наблюдения, активизировать словарь.

11. Эксперимент: опыт «Погода и свойства снега». Задачи: продолжать знакомить детей с различными свойствами снега, предложить выявить состояние снега (лепится или нет). Подвести к пониманию связи свойств снега с состоянием погоды (температурой воздуха).

12. Форма снежинок. Задачи: обогащать представление детей о внешнем виде, форме снежинок. Предложить детям поймать на варежку снежинки и рассмотреть их под лупой. Учить детей видеть красоту неживой природы.

13. Беседа «Птичья столовая». Задачи: обсудить с детьми, зачем нужно подкармливать птиц зимой, почему людям приятно помогать пернатым, какую пользу они приносят, как радуют людей. Предложить детям покормить птиц.

14. Природа зимой. Задачи: продолжать знакомить детей с характерными особенностями природы зимой, учить правильно называть природные объекты и явления. Обратить внимание детей на красоту зимней природы, учить отражать свои впечатления в речи.

15. Оттепель. Задачи: продолжать знакомить детей со свойствами воды, обратить внимание на изменения, которые происходят с водой при изменениях температуры. Учить выявлять простейшие причинно – следственные связи, делать выводы.

16. За трудом дворника. Задачи: организовать наблюдение, учить детей отвечать на вопросы по результатам наблюдения («Как расчищают снег?», «Для чего это делают?», «Зачем посыпают песком дорожки?»). Воспитывать уважение к труду дворника.

17. Из окна: зимние узоры на стекле. Задачи: продолжать знакомит с зимними явлениями природы, обратить внимание на то, что стекла окон «разрисованы» красивыми узорами, объяснить детям природу этого явления. Обогащать представления детей о возможностях украшения помещения к празднику, побуждать использовать полученные знания на практике.

18. Одежда. Задачи: продолжать знакомит детей с особенностями разных времён года, изменениями в жизни людей. Предложить детям рассказать, как одеты люди, актуализировать из знания об осенней одежде, учить сравнивать её с зимней одеждой, устанавливать связи между состоянием погоды и выбором одежды.

19. Эксперимент: свойства льда. Задачи: при помощи несложных опытов помочь детям выявить различные свойства тонкой корки льда на лужах:

декабрь

лёд прозрачный (через него можно увидеть листья, палочки, соринки), хрупкий (если подбросить кусочек льда, то он разобьётся на мелкие кусочки, его можно сломать палкой). Учить передавать в речи результаты опыта.

20. Цветные льдинки. Задачи: Предложить вспомнить и назвать свойства льда (прозрачный, хрупкий), затем рассмотреть участок через цветные льдинки. Обсудить с детьми, какое свойство льда изменилось, как сделать цветные льдинки. Развивать познавательный интерес, учить рассуждать и делать выводы.

21. Растительным мир зимой. Задачи: продолжать знакомить детей с изменениями в природе, происходящими в разные времена года. Предложить детям раскопать под снегом траву, обратить внимание на то, что трава замерзла, она тёмно-жёлтого или коричневого цвета. Рассказать, что корни травы перезимуют под снегом и весной она снова начнёт расти (и т.д. с другими растениями).

22. За птицами. Задачи: продолжать знакомить с изменениями в жизни птиц в разные времена года, актуализировать знания детей поведении птиц зимой. Обсудить, почему изменилось поведение птиц, развивать любознательность, формировать заботливое отношение к птицам.

23. Луна и звёзды. Задачи: продолжать знакомить детей с телами неживой природы, обратить внимание на то, что звёзды светят по-разному, на лунную дорожку, которая освещает участок. Учить увидеть красоту вечернего небо, как луна освещает снежную улицу, рассказать о своих впечатлениях, использовать образные выражения.

24. Наблюдение за воробьём (вороной, голубем). Задачи: предложить детям рассмотреть птицу, помочь составить коллективный описательный рассказ. Учить внимательно слушать и дополнять высказывания товарищей. Рассказать об особенностях их жизнедеятельности зимой.

25. Ель зимой. Задачи: предложить детям рассмотреть ель, её снежные «наряд», обсудить, почему ель не сбрасывает на зиму листья. Предложить детям рассказать, от чего предохраняет ель большой сугроб, расположенный под нижними ветвями.

январь

1. Природа зимой. Задачи: обогащать представления детей о зимних явлениях природы, учить называть их, рассказывать о погоде, характерной для данного времени года.  

2. Деревья зимой. Задачи: обратить внимание детей на красивые деревья, укрытые снегом, учить различать деревья в зимний период по стволу и ветвям. Учить называть и описывать дерево, отмечая характерные черты, по которым ребёнок узнал его.

3. Движение снежинок. Задачи: учить детей выделять особенности объектов неживой природы, отвечать по результатам наблюдения на вопросы о форме снежинок, их движении. Формировать умение сопоставлять, делать выводы о связи явлений природы (ветер и движение снежинок).

4. Как скрипит снег? Задачи: прогуливаясь по заснеженным дорожкам в морозный день (вечер), предложить детям прислушаться и ответить на вопрос о том, какие звуки они слышать, как их можно назвать. Рассказать детям, почему в мороз снег «скрипит».

5. Свойства снега.  Задачи: продолжить знакомить детей со свойствами снега, учить отвечать на вопросы по результатам наблюдения, давать характеристику снежинок (лёгкие, холодные, состоят из крохотных льдинок разной формы, тают от тепла руки). Развивать связную речь, познавательный интерес.

6. Зимний ветер. Задачи: учить детей выделять и называть основные характеристики ветра (слабый, сильный, порывистый, холодный), выделять особенности ветра зимой. Учить составлять рассказ по результатам наблюдения, отвечая на вопросы воспитателя.

7. Рябина зимой. Задачи: продолжать знакомить детей с особенностями различных деревьев, рассказать, как деревья зимуют, какие изменения происходят с ними. Предложить рассмотреть дерево, рассказать по результатам наблюдений, какие птицы питаются ягодами рябины.

8. Свойства воздуха зимой. Задачи: предложить детям по результатам наблюдений ответить на вопрос воспитателя о том, какое из свойств воздуха меняется зимой (прозрачность, отсутствие запаха, температура). Учить детей аргументировать свои высказывания, предложить догадаться, как (при помощи какого прибора) проверить их предложения.

9. Гололёд. Задачи: познакомить детей с таким сезонным явлением, как гололёд, объяснить природу этого явления, обсудить, какие свойства льда (твёрдый, хрупкий, гладкий, скользкий) обусловливают опасность гололёда.

10. Форма снежинок. Задачи: учить детей рассказывать по результатам наблюдения о разнообразных формах снежинок, активизировать в речи

январь

понятия, связанные с формой предметов, названиями геометрических фигур. Развивать наблюдательность, учить любоваться красотой природы.

11. Следы на снегу. Задачи: развивать у детей наблюдательность, учить находить следы животных на снегу, различать их, определять, в какую

сторону шло животное по направлению следов. Учить детей составлять рассказ по плану.

12. Иней на деревьях. Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы, характерными для зимнего периода. Предложить рассмотреть ветви, покрытые инеем, рассказать о природе этого явления. Учить видеть красоту зимней природы, отражать свои впечатления в речи, использовать образные слова и выражения.

13. Узоры на стекле. Задачи: продолжать знакомить детей с зимними явлениями природы, обратить их внимание на «разрисованные» стекла окон.

14. Действия прохожих. Задачи: учить детей по результатам наблюдений рассказывать об особенностях выбора одежды зимой, поведения людей в морозный день. Активизировать в речи понятия, связанные с зимней одеждой, её качествами.

15. Рассматривание стволов деревьев. Задачи: предложить детям сравнивать между собой стволы разных деревьев по размеру, цвету, качеству поверхности, учить детей узнавать деревья зимой по стволу. Активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия, развивать связную речь.

16. Работа дворника. Задачи: обратить внимание детей на действия, которые выполняет дворник, инструменты, которыми он пользуется. Воспитывать уважение к труду взрослых, формировать первичные представления о его значении в жизни людей.

17. Оттепель. Задачи: познакомить детей с таким явлением природы как оттепель, обратить внимание на изменение свойств снега (во время оттепели он становится липким), на то, что с крыш капает вода. Расширять представления детей о явлениях природы и состояниях воды.

18. Работа снегоуборочной техники. Задачи: предложить детям понаблюдать за работой машины, рассказать, как она убирает снег, для чего люди создают снегоуборочные машины. Учить детей составлять рассказ-фантазию, продолжая исходное предложение: «Если бы не было снегоуборочных машин…»

19. Луна и звёзды. Задачи: обратить внимание детей на то, что во время вечерней прогулки зимой темно, на небе хорошо видна луна и звёзды. Предложить детям по результатам проводившихся ранее наблюдений

январь

рассказать, как меняется форма луны, уточнить понятия «месяц» и «луна», обсудить, на что похож месяц, с чем можно сравнить луну.

февраль

1. Птицы зимой. Задачи: предложить детям рассказать, чем питаются птицы зимой, обобщить и дополнить ответы детей, пояснить, почему птицам особенно важно хорошо питаться в мороз. Обсудить с ребятами, чем люди могут помочь птицам, покормить птиц.

2. Снегопад. Задачи: предложить детям рассмотреть снежинки, ответить на вопросы об их форме. Учить детей выбирать из предложенных воспитателем наиболее подходящие для характеристики наблюдаемого явления выражения (падает шапками, валит, метёт, сыплет), аргументировать свой выбор.

3. За кошкой. Задачи: обратить внимание детей на особенности движений кошки (мягкие, грациозные), её осторожность. Предложить детям составить рассказ о кошке, завершая начинаемые воспитателем предложения.

4. За работой дворника. Задачи: расширять представления детей о труде дворника в зимнее время года, обсудить назначение отдельных видов деятельности (скалывание льда со ступенек крыльца детского сада, чистка дорожек. Воспитывать уважение к труду взрослых.

5. «Волшебница зима». Задачи: обобщить и дополнить знания детей о зиме, продолжать знакомить с приметами зимы и сезонными изменениями в природе. Формировать экологическую культуру, воспитывать любовь к природе.

6. Солнце в зимний день. Задачи: учить детей давать характеристику погоды по наличию или отсутствию солнца на небе (ясно или пасмурно), подвести ребят к пониманию зависимости температуры воздуха от солнца. Формировать представление о том, что для жизни на земле необходимо солнце.

7. Деревья в феврале. Задачи: предложить детям рассмотреть деревья, составить о них небольшие рассказы-описания и рассказы-фантазии.

8. За погодой. Задачи: закреплять представления детей о признаках зимы, учить называть их, видеть и выделять особенности зимней погоды, изменения, происходящие в природе.

9. Где «растут» сосульки. Задачи: обратить внимание на то, где «растут» сосульки, выяснить, как и почему это происходит, познакомить ребят с понятие «капель». Актуализировать и систематизировать знания детей о признаках зимы.

10. Ветер в феврале. Задачи: рассказать детям о том, что в феврале особенно часто дуют ветры, поднимается метель, ветер очень холодный. Обратить внимание детей на поведение людей в ветреный день, предложить рассказать о действиях людей по результатам

февраль

наблюдения (поднимают воротники, кутаются в шарф, передвигаются быстро, отворачиваются от ветра).

11. Метель в феврале. Задачи: продолжить знакомить детей с сезонными изменениями в природе, рассказать о природе возникновения метели. Предложить детям сравнить, как падает снег в безветренную погоду, и как он движется при сильном ветре, как он покрывает землю.

12. Общественный транспорт. Задачи: расширять представление о транспорте, учить классифицировать различные транспортные средства, определять к какой категории они относятся (грузовой, пассажирский транспорт).

13. За снегирём. Задачи: предложить детям рассмотреть снегиря, выявить его отличительные особенности, обратить снимание детей на то, что самцы и самки имеют разную окраску. Предложить ребятам попытаться как можно точнее передать звуки, которые издаёт снегирь.

14. Одежда. Задачи: формировать у детей представления о сезонной одежде, уточнить названия предметов одежды, их частей, учить детей составлять описание, называть качества одежды.

15. Небо вечером. Задачи: учить детей называть характеристики погоды, связанные с небом (ясно, пасмурно, солнечно, облачно), рассказывать, каким бывает небо зимой. Активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия.

16. Оттепель. Задачи: познакомить детей с таким состоянием погоды в зимнее время года как оттепель, предложить по результатам наблюдения ответить на вопрос: «Как меняется всё вокруг во время оттепели?» (становится теплее, снег становится мокрым, из него можно лепить, сосульки «плачут» и т.д.)

17. Солнце зимним вечером. Задачи: учить детей наблюдать за солнцем, делать вывод о его положении на небе, о длине дня, температуре воздуха. Развивать связную речь, логическое мышление, интерес к изучению явлений природы.

18. Снег в феврале. Задачи: обратить внимание детей на то, что снег на участке имеет разные оттенки и неоднороден по структуре, предложить высказать предположения о том, какие изменения и почему происходят со снегом в разных местах участка. Учить детей составлять краткий рассказ по результатам наблюдения.

19. Растения зимой. Задачи: предложить детям высказать предположения о том, сохранилась ли под снегом трава, которую ребята видели в начале зимы, проверить свои догадки. Учить отвечать на вопросы по результатам обследования травы.

20. Луна и звёзды на вечернем небе. Задачи: обратить внимание детей на то, что звёзды светят по-разному, имеют неодинаковый размер,

февраль

рассказать о том, что звёзды объединяют в созвездия. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

21. Деятельность людей в вечернее время. Задачи: расширять представления детей об объектах окружающей действительности, развивать наблюдательность, учить выявлять особенности поведения людей в вечернее время, составлять рассказы-фантазии, о том, что делает человек вечером.

22. За снегоуборочной техникой. Задачи: продолжать знакомить детей с различными машинами, рассказать о пользе таких машин, о работе водителей. Активизировать в речи детей и уточнить соответствующие понятия.



Предварительный просмотр:

декабрь

1. «Лиса в курятнике». На одной стороне площадки находится курятник (можно использовать скамейку). В курятнике на насесте сидят куры. На противоположной стороне площадки – норы лисы. Все свободное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные – куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, бегают по двору, хлопают крыльями, клюют зёрна. По сигналу «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу. Не успевшую спастись она уводит в свою нору. Когда лиса поймает 2-3 кур, выбирается другая лиса. Задачи: учить детей мягко спрыгивать со скамейки, сохранять равновесие при приземлении. Развивать выразительность движений, творчество в двигательной деятельности. (3-4 раза).

2. «У медведя во бору». На одной стороне проводится черта (шнур, верёвка) – это опушка леса. На расстоянии 2-3 шагов определяется место для медведя – это его берлога. На другой стороне обозначается дом детей (также ограничивается шнуром). Выбирается медведь. Воспитатель, обращается к детям, говорит: «Идёмте гулять!» и вместе с ними направляется к опушке леса. Все собирают грибы и ягоды – дети выполняют соответствующие движения и при этом говорят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Медведь с рычание встаёт, дети убегают. Медведь старается поймать (коснуться) кого – либо. Пойманного отводит к себе. Игра возобновляется. После того как медведь поймает 2-3 играющих, назначается другой медведь. Игра повторяется 3-4 раза. Задача: учить выполнять игровые действия в соответствии с текстом. Развивать ловкость, координацию движений.

3. «Зайцы и волк». Один из играющих – волк, остальные зайцы. На одной стороне расположены домики зайцев – кружки, на другой – домик волка. По сигналу воспитателя: «На лужок!» зайцы прыгают на двух ногах, присаживаются, щиплют травку. По сигналу «Волк!» зайцы убегают. Пойманных зайцев волк отводит к себе в логово. После пойманных 2-3 зайцев, выбирается другой волк. (3-4 раза). Задачи: учить детей двигаться в пространстве, обогащать двигательный опыт.

4. «Большой мяч». Задачи: учить соблюдать правила игры, прокатывать мяч друг другу правой и левой ногой. Развивать меткость, координацию движений, стимулировать активность детей в игре, творчество в двигательной деятельности.

декабрь

5. «Самолёты». Дети становятся в несколько колонн по разным сторонам площадки. Место для каждой колонны обозначается предметом (кегля, кубик, мяч). Играющие изображают лётчиков. По сигналу воспитателя «К полёту!» дети выполняют круговые движения согнутыми руками перед грудью – заводят моторы. На следующий сигнал: «Полетели!» дети поднимают руки в стороны и бегают – «летают» в разных направлениях по всему залу. По сигналу «На посадку!» самолёты находят своё место (у свое предмета) и строятся в колонны. Задачи: учить детей по сигналу менять направление бега, маневрировать, избегать столкновений. Развивать способность распределять внимание. (3-4 раза)

6. «Пингвины». Играющие становятся по кругу, у каждого по одному мешочку (мячику). Воспитатель предлагает детям зажать мешочек (мячик) между коленями и прыгать на двух ногах, продвигаясь вперёд, как пингвины (дистанция – 2 м), затем пауза и продолжение задания, потом поворот кругом и повторить прыжки. Задачи: Способствовать совершенствованию основных видов движений, поощрять творчество в двигательной деятельности.(3-4 раза)

7. «Весёлые снежинки». Играющие разбегаются по всему залу(площадке). На сигнал «Ветер подул, закружил снежинки!» дети кружатся в разные стороны на месте (вправо и влево), на сигнал «Ветер утих» - останавливаются. (2-3 раза). Задачи: упражнять детей менять вид движений по сигналу воспитателя. Поощрять творчество в двигательной деятельности.

8. «Огуречик, огуречик». На одной стороне площадки находится воспитатель (мышка), на другой – дети. Прыжками на двух ногах дети приближаются к ловишке. Воспитатель произносит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

 На последнем слове дети быстро убегают в свой домик (за черту – шнур), а воспитатель их догоняет. Задачи: познакомить с правилами игры, способствовать совершенствованию выполнения основных движений, учить убегать легко, свободно, перемещаться по всей площадке.(3-4 раза)

9. Игровое упражнение «Взятие крепости». Задачи: упражнять детей в метании на дальность в неподвижную цель, развивать меткость, подвижность суставов, мышцы рук. Напомнить детям правила безопасной игры при метании снежками.

декабрь

10. «Найди свой цвет». В разных сторонах зала (площадки) воспитатель кладёт обручи (лучше плоские, из картона) и в них ставит по одной кегле разного цвета. Одна группа детей становится вокруг кегли красного цвета, друга – жёлтого, третья – синего. По сигналу воспитателя: «На прогулку!» все расходятся или разбегаются. На второй сигнал «Найди свой цвет!» дети бегут к своим местам, стараясь найти кеглю своего цвета. Задачи: упражнять детей в беге, формировать умение ориентироваться в пространстве. Учить самостоятельно организовывать игру.(3-4 раза)

11. «Попробуй, достань». Задачи: познакомить детей с правилами игры, учить выполнять игровые действия (выпрыгивать вверх, стараясь достать до предмета, действовать точно по сигналу). Развивать прыгучесть, ловкость, мышцы ног и спины.

12. Игровое упражнение «Хомяки». Задачи: упражнять детей в подлезании под верёвку или дугу правым и левым боком, учить выполнять потягивание, поднимая руки вверх, имитировать движения грызунов. Способствовать развитию гибкости, творчества в двигательной деятельности.

13. «Лохматый пёс». Один из детей изображает пса. Он располагается в центре зала – ложится на пол и кладёт голову на вытянутые вперёд руки. Остальные играющие тихонько приближаются к нему по мере произнесения текста воспитателем (дети могут повторять):

Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим.

И посмотрим, что – будет.

Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, произносят его кличку (Шарик), хлопают в ладоши, машут руками. Вдруг пёс поднимается и громко лает. Дети разбегаются, а пёс гонится за нами, стараясь кого – нибудь поймать. Когда все дети убегут и спрячутся в свой дом ( за обозначенную линию), пёс возвращается на своё место. Задачи: учить действовать в соответствии с текстом, упражнять в ходьбе и беге. Развивать внимание, организованность, самостоятельность. Формировать коммуникативные умения, учить поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.(3-4 раза)

14. «Кролики». По одну сторону зала (площадки) ставятся дуги (4 – 5 шт.). На противоположной  - стул – дом сторожа. Роль сторожа выполняет воспитатель (ребёнок). Между домом и клетками кроликов – луг. Дети

декабрь

становятся в кружки (4 – 5 человек). «Кролики сидят в клетках», - говорит воспитатель, малыши присаживаются на корточки. Сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов : «Погуляйте, поешьте травки». Кролики пролезают под дугой, бегают, прыгают. «Бегите в клетка», - говорит сторож. Кролики убегают, каждый возвращается в свою клетку, снова пролезая под дугой. Задачи: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, в подлезании под верёвку, не касаясь руками пола. Развивать координацию движений, ловкость, воспитывать уверенность в себе.(3-4 раза)

15. «Ловкие бельчата». На одной стороне площадки воспитатель кладет короткие шнуры (5-6 шт.) на расстоянии 1 м. На другой стороне кладутся мячи (или другие предметы 4-5 шт.) на расстоянии 0,5 м. Ловким бельчатам воспитатель дает задание пробежать через шнуры, затем пройти между мячами. Задачи: обогащать двигательный опыт детей, развивать скорость, осторожность, воспитывать уверенность в себе. (3-4 раза)

16. Игровое упражнение «Козочки». Задачи: упражнять детей в прыжках через 2-3 предмета подряд (учить энергично отталкиваться двумя ногами, выполнять мах руками.). Развивать мышцы ног, спины, ловкость. Совершенствовать выполнение основных видов движений. (3-4 раза)

17. Игровое упражнение «Скоростные самолёты». Задачи: упражнять детей в беге с изменением темпа движения, учить использовать всю игровую площадку, избегать столкновения. Ввести практику судейства и штрафов за нарушение правил игры. (3- 4 раза)

18. Игровое упражнение «Альпинисты». Задачи: учить детей забираться на снежный вал высотой 20-25 см и спрыгивать с него, сохраняя равновесие. Развивать координацию движений, ловкость.(3-4 раза)

19. Игровое упражнение «Высокие горы». Задачи: упражнять детей в ходьбе по снежным валунам, учить сохранять равновесие. Развивать координацию движений, повышать двигательную активность. (3-4 раза)

20. Игровое упражнение «Партизаны». Задачи: учить детей ходьбе «след в след» по заснеженной площадке, упражнять в беге змейкой и врассыпную по площадке. Развивать способность концентрировать внимание, действовать по образцу. (3-4 раза)

21. «Кто быстрее». В центре зала ставится стул, на него кладут игрушку – зайку или мишку. Дети становится в круг на расстоянии 3 м от игрушки. Воспитатель говорит : «Кто быстрее к зайке?», и деты прыгают на двух ногах к игрушке, а возвращаются шагом. Задачи: упражнять детей в прыжках на

декабрь

двух ногах –кто быстрее. Развивать скорость, ловкость. Совершенствовать выполнение основных видов движений.

22. «Море волнуется». Задачи: формировать у детей умение выражать в движении задуманный образ. Развивать невербальное воображение, фантазию, учить применять свой двигательный опыт.(4-5 раз)

23. «Наседка и цыплята». Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку. На одной стороне площадки огорожено место (верёвка ил шнур натягивается между деревьями или стойками на высоте 50 см от уровня пола ) – это дом, где живут наседка и цыплята. Первой выходит из дома наседка, она идёт искать корм. Затем зовёт цыплят : «Ко – ко – ко». Они подлезают под верёвку, бегут к наседке и гуляют на площадке, клюют зёрнышки. Воспитатель говорит: «Большая птица!» - цыплята бегут домой. Задачи: упражнять в подлезании под препятствия, не касаясь руками пола, в ходьбе и беге. Поощрять стремление как можно лучше выполнить упражнение, оказать помощь товарищу.

24. Эстафета парами. Задачи: упражнять в беге парами, учить пробегать не задевая кегли. Развивать ловкость, координацию движений, учить ориентироваться на действия партнёра.

25. «Лошадки». Дети распределяются на пары. Один – кучер, другой – лошадка. Лошадок запрягают: надевают вожжи (скакалки или короткие шнуры). По команде воспитателя лошадки идут (примерно половину зала), а затем переходят в бег (в умеренном темпе). Через некоторое время дети меняются ролями. Задачи: учить детей действовать в соответствии с правилами игры, контролировать свои действия, сопоставлять их с действиями партнера при движении в парах. Обогащать двигательный опыт детей, развивать творчество в двигательной деятельности. (3-4 раза).

январь

1. «Трамвай». Дети становятся парами и держатся за веревку, связанную за концы, - одни левой, а другие правой рукой. Воспитатель находится на одной из сторон площадки и в руках у него флажки разного цвета – красного, желтого и зеленого. Вверх поднят флажок зеленого цвета – и дети бегут, трамвай движется по кругу. Если поднят флажок желтого цвета, то ход трамвая замедляется, и соответственно на флажок красного цвета – трамвай должен остановится. Задачи: закреплять умение действовать в соответствии с правилами игры, учить двигаться в определённом направлении, согласовывать свои действия с действиями товарищей (не отставать, не сталкиваться) повышать двигательную активность. Развивать ловкость и быстроту реакции.(3-4 раза)

2. «Загони скорее льдинки».  Дети делятся на команды. На площадке чертятся 3-4 кружка, по числу команд. Члены команд становятся полукругом на расстоянии 10-15 шагов от своих кружков. У каждого ребёнка имеется по клюшке (или просто по палке с широким концом) и цветной льдинке (можно раскрасить шайбу, каждой команд свой цвет). По сигналу дети стараются клюшками загнать свои льдинки в свой круг. Выигрывает группа, раньше других загнавшая все льдинки. Задачи: учить детей правильно держать клюшки, рассчитывать силу удара по льдинке. Развивать ловкость, глазомер, скорость.

3. Игровое упражнение «Кто точнее?». Задачи: упражнять детей в метании снежков в вертикальную цель правой и левой рукой, вводить в игру элементы соревнования. Развивать подвижность суставов, совершенствовать выполнение основных видов движений.

4. «Найди, где спрятано». Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, находить предмет, руководствуясь указанием на его местоположение, действовать сообща.

5. «Гуси лебеди». Выбирается волк и хозяин, все остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой – волк под горой. Хозяин выпускает гусей погулять. Гуси уходят от дома. Через некоторое время хозяин зовёт гусей : «Гуси-лебеди, домой!». Гуси отвечают: «старый волк под горой!» - «Что он там делает?» - «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет». – «Ну, бегите же домой!». Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманные идут в домик волка. Волк нужно поймать 3-4 гусей, затем выбирается новый волк. Задачи: учить соблюдать правила,

январь

ориентироваться в пространстве. Развивать скорость, ловкость, упражнять в основных видах движений. (3-4 раза)

6. Игровое упражнение «Перебрось снежок». Задачи: учить детей правильно выполнять метание снежка, соблюдать правила безопасности. Развивать координацию движений, повышать подвижность суставов.

7. «Пингвины». Играющие становятся по кругу, у каждого по одному мешочку (мячику). Воспитатель предлагает детям зажать мешочек (мячик) между коленями и прыгать на двух ногах, продвигаясь вперёд, как пингвины (дистанция – 2 м), затем пауза и продолжение задания, потом поворот кругом и повторить прыжки. Задачи: Способствовать совершенствованию основных видов движений, поощрять творчество в двигательной деятельности.(3-4 раза)

8. «Догони свою пару». Дети становятся в две шеренги на расстоянии 1 м одна от другой. По команде воспитателя: «Раз, два, три – беги!» дети первой шеренги убегают, а второй – догоняют свою пару, прежде чем она пересечет линию финиша (дистанция 10 м). Задачи: упражнять детей в беге, действовать по звуковому сигналу, развивать скорость, воспитывать уверенность в себе. (3-4 раза)

9. «Затейники». Задачи: учить детей придумывать разнообразные движения, чётко выполнять установку на то, что нельзя повторять показанные другими движения, точно повторять движения водящего. Обогащать двигательный опыт, формировать начала досуговых компетенций.

10. «Мыши в кладовой». Дети – мышки находятся на одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута верёвка на высоте 50 см от уровня пола (земли) – это кладовая. Сбоку от играющих находится кощка (её роль выполняет воспитатель). Кошка засыпает, и мыши потихоньку бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, что бы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Они быстро убегают в свои норки. В дальнейшем роль кошки исполняет кто – то из детей. Задачи: упражнять в подлезании под верёвку головой вперёд. Развивать ловкость, координацию движений, базовые физические качества. Вызывать положительные эмоции от физической нагрузки.(3-4 раза)

январь

11. Игровое упражнение «Белые медведи». Задачи: учить детей ходить с опорой на стопы и ладони, продвигаться вперёд, имитировать движения животных. Развивать гибкость, мышцы спиты.

12. Игровое упражнение «Покоряем высокие горы». Задачи: учить детей забираться на снежную горку, развивать мышцы рук и ног, ловкость, силовые качества. Воспитывать уверенность в себе, смелость.

13. «Меткие стрелки». На верхний край небольшого снежного вала кладут кегли, кубики, игрушки или какие – либо другие предметы, в которые целятся дети. Определяется расстояние, с которого будут кидать снежками. Каждый ребёнок имеет право на 3-5 выстрелов. Побеждают самые меткие. Задачи: развивать мышцы рук, глазомер, ловкость, повышать подвижность суставов.

14. «Снежная королева». Выбирается водящий с помощью считалки (Снежная королева, на которую можно одеть большую белую или голубую варежку). Дети бегают по всей площадке (она ограничена). Кого снежная королева коснётся рукой (тот считается замороженным), должен остановиться на месте и замереть. Через некоторое время игра останавливается, подсчитывается число проигравших. Далее выбирается следующая снежная королева. Задачи: учить правила игры и их выполнять; учить ориентироваться в пространстве, не нарушая границы. Развивать координацию движений , ловкость, скорость. (3-4 раза)

15. «Найди свой цвет». В разных сторонах зала (площадки) воспитатель кладёт обручи (лучше плоские, из картона) и в них ставит по одной кегле разного цвета. Одна группа детей становится вокруг кегли красного цвета, друга – жёлтого, третья – синего. По сигналу воспитателя: «На прогулку!» все расходятся или разбегаются. На второй сигнал «Найди свой цвет!» дети бегут к своим местам, стараясь найти кеглю своего цвета. Задачи: упражнять детей в беге, формировать умение ориентироваться в пространстве. Учить самостоятельно организовывать игру.(3-4 раза)

16. Игровое упражнение «Солдаты на плацу». Задачи: учить детей по сигналу воспитателя строиться в шеренгу, в колонну по одному, находить своё место в колонне, выполнять повороты направо и налево. Пробуждать интерес к строевым упражнениям.

17. «Мыши». Воспитатель с детьми становится в круг и держатся за руки (мышеловка). Выбираются 3-4 мышки, они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. Дети и воспитатель ходят по кругу и произносят такие слова:

январь

«Ах, как мыши надоели!

Развелось их, просто страсть!

Всё погрызли, всё поели.

Всюду лезут – вот напасть!

Берегитесь вы, плутовки!

Доберёмся мы до вас.

Как поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!»

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек. Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг. Задачи: развивать речевую и двигательную активность детей; вырабатывать реакцию на словесный сигнал. (мышки выбираются 3-4 раза)

февраль

1. «Загони скорее льдинки».  Дети делятся на команды. На площадке чертятся 3-4 кружка, по числу команд. Члены команд становятся полукругом на расстоянии 10-15 шагов от своих кружков. У каждого ребёнка имеется по клюшке (или просто по палке с широким концом) и цветной льдинке (можно раскрасить шайбу, каждой команд свой цвет). По сигналу дети стараются клюшками загнать свои льдинки в свой круг. Выигрывает группа, раньше других загнавшая все льдинки. Задачи: учить детей правильно держать клюшки, рассчитывать силу удара по льдинке. Развивать ловкость, глазомер, скорость.

2. Игровое упражнение «Перебрось снежок». Задачи: учить детей правильно выполнять метание снежка, соблюдать правила безопасности. Развивать координацию движений, повышать подвижность суставов.

3. «Меткие стрелки». На верхний край небольшого снежного вала кладут кегли, кубики, игрушки или какие – либо другие предметы, в которые целятся дети. Определяется расстояние, с которого будут кидать снежками. Каждый ребёнок имеет право на 3-5 выстрелов. Побеждают самые меткие. Задачи: развивать мышцы рук, глазомер, ловкость, повышать подвижность суставов.

4. «Мыши». Воспитатель с детьми становится в круг и держатся за руки (мышеловка). Выбираются 3-4 мышки, они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. Дети и воспитатель ходят по кругу и произносят такие слова:

«Ах, как мыши надоели!

Развелось их, просто страсть!

Всё погрызли, всё поели.

Всюду лезут – вот напасть!

Берегитесь вы, плутовки!

Доберёмся мы до вас.

Как поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!»

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек. Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг. Задачи: развивать речевую и двигательную активность детей; вырабатывать реакцию на словесный сигнал. (мышки выбираются 3-4 раза)

февраль

5. «Огуречик, огуречик». На одной стороне площадки находится воспитатель (мышка), на другой – дети. Прыжками на двух ногах дети приближаются к ловишке. Воспитатель произносит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

На последнем слове дети быстро убегают в свой домик (за черту – шнур), а воспитатель их догоняет. Задачи: закрепить знания правил игры, способствовать совершенствованию выполнения основных движений, учить убегать легко, свободно, перемещаться по всей площадке.(3-4 раза)

6. «Гуси лебеди». Выбирается волк и хозяин, все остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой – волк под горой. Хозяин выпускает гусей погулять. Гуси уходят от дома. Через некоторое время хозяин зовёт гусей : «Гуси-лебеди, домой!». Гуси отвечают: «старый волк под горой!» - «Что он там делает?» - «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет». – «Ну, бегите же домой!». Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманные идут в домик волка. Волк нужно поймать 3-4 гусей, затем выбирается новый волк. Задачи: учить соблюдать правила, ориентироваться в пространстве. Развивать скорость, ловкость, упражнять в основных видах движений. (3-4 раза)

7. «Снежная королева». Выбирается водящий с помощью считалки (Снежная королева, на которую можно одеть большую белую или голубую варежку). Дети бегают по всей площадке (она ограничена). Кого снежная королева коснётся рукой (тот считается замороженным), должен остановиться на месте и замереть. Через некоторое время игра останавливается, подсчитывается число проигравших. Далее выбирается следующая снежная королева. Задачи: учить правила игры и их выполнять; учить ориентироваться в пространстве, не нарушая границы. Развивать координацию движений , ловкость, скорость. (3-4 раза)

8. «Лошадки». Дети распределяются на пары. Один – кучер, другой – лошадка. Лошадок запрягают: надевают вожжи (скакалки или короткие шнуры). По команде воспитателя лошадки идут (примерно половину зала), а затем переходят в бег (в умеренном темпе). Через некоторое время дети меняются ролями. Задачи: учить детей действовать в соответствии с правилами игры, контролировать свои действия, сопоставлять их с действиями партнера при движении в парах. Обогащать двигательный опыт детей, развивать творчество в двигательной деятельности. (3-4 раза).

февраль

9. «Лиса в курятнике». На одной стороне площадки находится курятник (можно использовать скамейку). В курятнике на насесте сидят куры. На противоположной стороне площадки – норы лисы. Все свободное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные – куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, бегают по двору, хлопают крыльями, клюют зёрна. По сигналу «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу. Не успевшую спастись она уводит в свою нору. Когда лиса поймает 2-3 кур, выбирается другая лиса. Задачи: учить детей мягко спрыгивать со скамейки, сохранять равновесие при приземлении. Развивать выразительность движений, творчество в двигательной деятельности. (3-4 раза).

10. «Пастух и стадо». Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль от стада. Воспитатель говорит:

Ранним – рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

  На слова «ту-ру-ру-ру» пастушок играет в рожок, после слов «му-му-му» коровки мычат. Затем дети становятся на четвереньки, и стадо идет на зов пастуха. Он гонит (слегка помахивая хлыстом) их в поле (на середину зала). Через некоторое время пастух гонит стадо обратно в хлев. Зайдя за черту, дети поднимаются и выпрямляются. Выбирают другого пастуха, и игра повторяется. Задачи: учить действовать в соответствии с текстом, упражнять в ходьбе и беге. Развивать внимание, организованность, самостоятельность. Формировать коммуникативные умения, учить поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.(3-4 раза).

11. «Перелёт птиц». Дети-птицы собираются на одной стороне зала (площадки), напротив гимнастических скамеек. По сигналу «Долетели!» птицы разлетаются по всему залу, расправив руки, как крылышки, и помахивая ими. По сигналу «Буря!» птицы летят к деревьям (дети забираются на скамейку). Когда воспитатель говорит: «Буря прошла», птицы спокойно опускаются с деревьев, продолжают летать. Задачи: способствовать совершенствованию выполнения детьми игровых действий, формировать умение сопоставлять свои действия с правилами игры, учить следить за осанкой. Развивать ловкость, координацию движений. (3-4 раза).

февраль

12. Игровое упражнение «Следопыты». Задачи: учить детей следовать строго по «дороге», наступать след в след по заранее прожженному маршруту. Развивать внимание чувство равновесия, способствовать концентрировать внимание.

13. Игровое упражнение «Собака в будке». Задачи: учить детей пролезать под различными по высоте снежными воротами или гимнастической дугой, совершенствовать двигательные умения. Развивать гибкость, ловкость, воспитывать решительность.

14. Игровое упражнение «Мы-разведчики». Задачи: учить детей ходить и бегать вверх и вниз по наклонной поверхности. Развивать чувство равновесия, уверенность в себе, смелость, повышать двигательную активность.

15. «Найди, где спрятано»: сюжет «Разведчики». Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве в соответствии с речевым описанием местоположения предмета, действовать в соответствии с правилами игры. Учить детей следить за своей осанкой во время ходьбы, согласованностью движений рук и ног.

16. «Снайперы». На снежный вал ставятся в одну линию кубики или кегли (6-8 шт.). На исходную линию поочерёдно выходят снайперы (шеренгой) и по сигналу воспитателя метают снежки, стараясь сбить предметы. Задачи: тренировать детей в меткости, учить детей как правильно целиться и делать замах рукой. Развивать меткость и уверенность в себе.

17. «Кто дальше проскользит». Дети разбегаются и скользят по ледяной дорожке как можно дальше, в конце скольжения приседают и вновь встают. Можно с боку поставить цветные кубики, чтобы каждый мог определить длительность скольжения. Задачи: совершенствуем умение держать координацию. Обогащать двигательный опыт детей.

18. Игровое упражнение «Снеговики». Задачи: учить детей сохранять равновесие в разных позах (5-7 секунд), способствовать совершенствованию умения контролировать своё тело.

19. «Прятки». Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, использовать всю игровую площадку, развивать быстроту реакции. Поощрять интерес к подвижным играм.



Предварительный просмотр:

декабрь

1. Дежурство по столовой. Задачи: учить детей выполнять обязанности дежурных по столовой, правильно и последовательно сервировать стол. Воспитывать аккуратность, ответственность.

2. Уборка снега на участке. Задачи: учить детей правильно пользоваться детской лопаткой для уборки снега, согласовывать свои действия с товарищами. Воспитывать трудолюбие, поощрять желание помогать взрослым, приносить пользу.

3. Очистка дорожек. Задачи: обсудить с детьми назначение данной операции, учить рассказывать о том, что было до начала работы и что будет в конце. Формировать соответствующие трудовые навыки, учить пользоваться детскими лопатками. Поощрять стремление приносить пользу.

4. Утепление снегом корней деревьев. Задачи: обсудить с детьми, как при помощи холодного снега можно уберечь корни растений от мороза. Предложить сделать из снега «тёплое одеяло» для корней деревьев, рассказать, что нам для этого понадобится, как нужно действовать. Воспитывать бережное отношение к растениям.

5. Сбор снега для построек на участке (коллективный труд). Задачи: обсудить с детьми, какие постройки можно выполнить из снега, в работе над какой постройкой хотел бы принять участие каждый ребёнок, что нам понадобится для создания снежных построек. Поддерживать желание детей трудиться на общую пользу, учить радоваться результатам труда.

6. Протираем строительный конструктор. Задачи: формировать у детей соответствующие трудовые навыки, культуру трудовой деятельности. Учить обращать внимание на правильность действий, ориентироваться на заданный результат, самостоятельно выполнять порученное задание.

7. Дежурство на занятии. Задачи: формировать у детей желание быть дежурным, учить выполнять соответствующие обязанности, действовать по инструкции.

8. Ухаживаем за комнатными растениями. Задачи: учить детей заботиться о растениях (поливать их, рыхлить почву), поощрять желание рассказать о цветах, которые растут дома, учить составлять описательный рассказ.

9. Уборка в групповом помещении. Задачи: формировать у детей стремление поддерживать чистоту, порядок в группе, умение договариваться о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

10. Украшаем деревья на участке, а так же группу. Задачи: учить распределять обязанности в коллективной работе, договариваться о

декабрь

взаимодействии. Формировать желание помогать друг другу, видеть вклад каждого в общее дело.

11. Улица: уборка игрушек и спортивного инвентаря. Задачи: воспитывать у детей самостоятельность, приучать к порядку, аккуратности, поощрять стремление доводить начатое дело до конца, учить рассказывать о результатах труда.

12. Посыпание дорожек песком. Задачи: обсудить с детьми назначение данной операции, учить рассказывать о том, для чего нужна безопасность. Формировать соответствующие трудовые навыки, учить. Поощрять стремление приносить пользу.

13. Кормление птиц. Задачи: Поощрять желание помогать птицам в холодное время года, воспитывать любовь к животным.

14. Протираем полки шкафов. Задачи: упражнять детей выполнять данную трудовую операцию, рассказывать о её назначении. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию, поддерживать стремление доводить дело до конца.

15. Изготовление простых приборов снегомера. Задачи: обсудить с детьми назначение данной трудовой операции, поощрять желание и интерес наблюдать за природными явлениями и отмечать результаты в календарях наблюдений.

январь

1. Протираем стулья. Задачи: познакомить детей с данным трудовым действием, учить выполнять его последовательно, аккуратно. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться, поощрять стремление приносить пользу.

2. Строим ледяную горку. Задачи: предложить детям рассказать о том, какие действия и как нужно выполнить, чтобы построить горку, учить договариваться о взаимодействии, распределять фронт работ. Формировать соответствующие трудовые навыки, способствовать росту сплоченности детского коллектива.

3. Коллективный труд: уборка снега на участке. Задачи: учить детей правильно пользоваться детской лопаткой для уборки снега, согласовывать свои действия с товарищами. Воспитывать трудолюбие, поощрять желание помогать взрослым, приносить пользу.

4. Чистка дорожек от снега. Задачи: обсудить с детьми назначение данной операции, учить рассказывать о том, что было до начала работы и что будет в конце. Формировать соответствующие трудовые навыки, учить пользоваться детскими лопатками. Поощрять стремление приносить пользу.

5. Посыпаем песком дорожки. Задачи: обсудить с детьми назначение данной операции, учить рассказывать о том, для чего нужна безопасность. Формировать соответствующие трудовые навыки, учить. Поощрять стремление приносить пользу.

6. Дежурство на занятии: подготовка рабочего места. Задачи: обсудить с детьми назначение работы дежурного, её значимость, показать роль хорошо выполненных дежурным поручений в подготовке и проведении занятий. Учить детей готовить рабочее место в соответствии с содержанием занятия.

7. Реставрация книг. Задачи: предложить детям выбрать книги, нуждающиеся в ремонте, предложить, что произошло с этими книгами, с опорой на сигнальные рисунки повторить правила обращения с книгой. Организовать работу по ремонту книг, учить передавать ход и результаты работы в речи.

8. Дежурство по столовой: а)формирование навыков самоконтроля. Задачи: учить детей планировать и контролировать свою деятельность с опорой на сигнальные рисунки, соблюдать

январь

последовательность в работе дежурного; б) учимся работать сообща. Задачи: обсудить с детьми, как можно рационально организовать свою работу, как сделать так, чтобы дежурные не мешали друг другу в процессе работы, действовали сообща.

9. Дежурство в уголке природы: а) рыхление почвы. Задачи: обсудить с детьми, в чем состоит назначение данной работы, как её нужно выполнить, какие растения нуждаются в рыхлении почвы. Формировать соответствующие трудовые умения, учить действовать аккуратно; б) «Растения тоже любят умываться». Задачи: актуализировать опыт детей по уходу за растениями – обсудить, как можно «умыть» комнатные растения, выяснить, любят ли, по мнению ребят, растения «умываться», почему важно, чтобы листья растений были чистыми. Организовать работу дежурных.

10. Кормление птиц на участке. Задачи: учить детей насыпать в кормушки заранее приготовленный корм. Прививать любовь к птицам, поощрять стремление заботиться о них.

11. Коллективный труд: укрывание стволов деревьев снегом. Задачи: обсудить с детьми, как при помощи холодного снега можно уберечь корни растений от мороза. Предложить сделать из снега «тёплое одеяло» для корней деревьев, рассказать, что нам для этого понадобится, как нужно действовать. Воспитывать бережное отношение к растениям.

12. Сбор снега для постройки. Задачи: обсудить с детьми, какие постройки можно выполнить из снега, в работе над какой постройкой хотел бы принять участие каждый ребёнок, что нам понадобится для создания снежных построек. Поддерживать желание детей трудиться на общую пользу, учить радоваться результатам труда.

13. Стираем кукольную одежду. Задачи: учить детей стирать мелкие детали одежды кукол, обсудить значимость их труда, учить выполнять трудовые поручения аккуратно, соблюдать правила личной гигиены.

14. Протираем полки шкафов. Задачи: упражнять детей выполнять данную трудовую операцию, рассказывать о её назначении. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию, поддерживать стремление доводить дело до конца.

январь

15. Уборка в групповом помещении. Задачи: формировать у детей стремление поддерживать чистоту, порядок в группе, умение договариваться о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

16. Улица: уборка игрушек и спортивного инвентаря. Задачи: воспитывать у детей самостоятельность, приучать к порядку, аккуратности, поощрять стремление доводить начатое дело до конца, учить рассказывать о результатах труда.

февраль

1. Дежурство в уголке природы: а) рыхление почвы. Задачи: обсудить с детьми, в чем состоит назначение данной работы, как её нужно выполнить, какие растения нуждаются в рыхлении почвы. Формировать соответствующие трудовые умения, учить действовать аккуратно; б) «Растения тоже любят умываться». Задачи: актуализировать опыт детей по уходу за растениями – обсудить, как можно «умыть» комнатные растения, выяснить, любят ли, по мнению ребят, растения «умываться», почему важно, чтобы листья растений были чистыми. Организовать работу дежурных.

2. Чистка дорожек от снега. Задачи: обсудить с детьми назначение данной операции, учить рассказывать о том, что было до начала работы и что будет в конце. Формировать соответствующие трудовые навыки, учить пользоваться детскими лопатками. Поощрять стремление приносить пользу.

3. Посыпаем песком дорожки. Задачи: обсудить с детьми назначение данной операции, учить рассказывать о том, для чего нужна безопасность. Формировать соответствующие трудовые навыки, учить. Поощрять стремление приносить пользу.

4. Дежурство на занятии: подготовка рабочего места. Задачи: учить детей участвовать в подготовке занятий, подбирать и раздавать материалы в соответствии с содержанием предстоящей работы. Воспитывать трудолюбие, ответственность.

5. Уборка в групповом помещении. Задачи: формировать у детей стремление поддерживать чистоту, порядок в группе, умение договариваться о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

6. Дежурство по столовой: а)формирование навыков самоконтроля. Задачи: учить детей планировать и контролировать свою деятельность с опорой на сигнальные рисунки, соблюдать последовательность в работе дежурного; б) учимся работать сообща. Задачи: обсудить с детьми, как можно рационально организовать свою работу, как сделать так, чтобы дежурные не мешали друг другу в процессе работы, действовали сообща.

7. «Ремонтируем» снежные постройки. Задачи: формировать у детей бережное отношение к результатам своего труда, предметам,

февраль

выполненным их товарищами, учить восстанавливать снежные постройки.

8. Строим ледяную горку. Задачи: предложить детям рассказать о том, какие действия и как нужно выполнить, чтобы построить горку, учить договариваться о взаимодействии, распределять фронт работ. Формировать соответствующие трудовые навыки, способствовать росту сплоченности детского коллектива.

9. «Лечим» книги. Задачи:   предложить детям выбрать книги, нуждающиеся в ремонте, предложить, что произошло с этими книгами, с опорой на сигнальные рисунки повторить правила обращения с книгой. Организовать работу по ремонту книг, учить передавать ход и результаты работы в речи.

10. Протираем столы. Задачи: учить детей правильно выполнять соответствующие действия, делать работу быстро и аккуратно, соблюдать правила личной гигиены.

11. Окучивание снегом деревьев и кустарников на участке. Задачи: предложить детям рассмотреть растения на участке, выявить, корни каких растений нужно утеплить, где мало снега, предложить ребятам рассмотреть, как и зачем нужно проводить эту работу. Воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе.

12. Коллективный труд: уборка снега на участке. Задачи: учить детей правильно пользоваться детской лопаткой для уборки снега, согласовывать свои действия с товарищами. Воспитывать трудолюбие, поощрять желание помогать взрослым, приносить пользу.

13. Улица: уборка игрушек и спортивного инвентаря. Задачи: воспитывать у детей самостоятельность, приучать к порядку, аккуратности, поощрять стремление доводить начатое дело до конца, учить рассказывать о результатах труда.

14. Кормление птиц на участке. Задачи: учить детей насыпать в кормушки заранее приготовленный корм. Прививать любовь к птицам, поощрять стремление заботиться о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план работы во 2 младшей группе на декабрь, январь, февраль.

Календарно-тематическое планирование на каждый деньь составлен с учетом ФГТ по программе Н.Е. Веракса...

Комплекс подвижных игр, дидактических игр, трудовых поручений, наблюдений по месяцам (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Данный материал поможет педагогам в работе с детьми и при написании плана образовательной деятельности. В этом комплексе сделана подборка на каждый месяц подвижных и дидактических игр, так же тр...

календарно-тематическое планирование в подготовительной группе на декабрь, январь, февраль месяца

в помощь воспитателям в написании ежедневного календарного планирования...

План – конспект познавательной деятельности в подготовительной к школе группе Коммуникация по теме «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Рисование по представлению «Красота зимней природы»».

 Изучаем зимние явления природы;  знакомим детей со старинными названиями зимних месяцев; учим создавать в рисунке образ предмета. Закрепляем умения передавать красоту зимней природы....

Конспект НОД по коммуникативно-познавательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Рисование по представлению «Красота зимней природы»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по коммуникативно-познавательной деятельности по теме «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и ф...

План – конспект познавательной деятельности в подготовительной к школе группе Коммуникация по теме «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Рисование по представлению «Красота зимней природы»».

План – конспект познавательной деятельности в подготовительной к школе группе Коммуникация по теме «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Рисование по представлению &la...