Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: "Характерные признаки зимних месяцев: декабрь, январь, февраль".
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Кривогина Мария Олеговна

 

Образовательные области:

Формирование целостной картины мира, познавательное развитие,

познавательно-исследовательская деятельность.

Возрастная группа: старшая

Тема: Характерные  признаки зимних месяцев:  декабрь, январь, февраль.


Цель: создание условий для изучения характерных признаков зимы в неживой природе, зимних явлений в природе. Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы, через их отражение в произведениях русских поэтов, в народных пословицах и поговорках.

Задачи:

1)  Обучающие:

- изучить различать зимние явления природы; учить определять по признакам зимние месяцы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев;

- учить высказывать свою точку зрения, поддерживать беседу; закреплять умение отвечать полными предложениями.

2)  Развивающие: развивать умение обобщать, классифицировать, коммуникативные навыки.

3) Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе, эстетические чувства.


Планируемый результат: уметь поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения определить признаки зимнего времени  года, сравнивать природные явления, рассуждать и давать необходимые пояснения.

Методы и приемы: рассматривание иллюстраций, наглядностей, беседа, объяснение создание проблемной ситуации, поощрение.

Предварительная работа:

1) Беседа о зиме;

2) Рассматривание иллюстраций про зимние месяцы;

3)Заучивание стихов о зиме.

Словарная работа: лютень, студень, просинец, сечень, метель, вьюга, пурга.

Материалы и оборудование: мяч, иллюстрации зимнего пейзажа и признаков зимы, клей, детали снеговика из бумаги.

Виды детской деятельностипродуктивная, игровая деятельность, коммуникативная, трудовая.

Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.   

Ход деятельности

В. Ребята, давайте с вами поиграем. Встаньте в круг, я буду бросать каждому из вас мяч и называть времена года, а вы в ответ должны назвать мне цвет, относящийся к этому времени года. (Дети играют).

В. Молодцы! А какое время года у нас сейчас?

Д. Зима. (Ответы детей).

В. Ребята, а после какого времени года к нам приходит зима?

Д. После осени.

В. Как вы думаете, чем пахнет зима? (Ответы детей).

Д. Ёлками, снегом, холодом. (Ответы детей).

В. Какие признаки зимы вам знакомы?

Д. Выпал белый снег, стало холодно, дни стали короче, а ночи длиннее. (Ответы детей).

 В. Ребята к нам сегодня в гости пришла "Зимушка-зима" (привлечение внимания детей к картине "Зимушка-зима"), и принесла Вам загадки. Первая загадка:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год (Декабрь)


 

В. Ребята, а вы знаете, что древнерусское название месяца Декабрь – "лютень", а в народе его звали "студенец". Как вы думаете почему?

Д. В декабре очень студено и холодно. Одеваться нужно тепло. (Ответы детей).

В. Правильно за лютую морозную пору, за длительную стужу Декабрь называли "студень". Зимой очень холодно и поэтому мы тепло одеваемся. Что мы одеваем?

Д. (Ответы детей).

В. Молодцы ребята! (Воспитатель берёт иллюстрацию с изображением января)

Январь – начало года

Силён его мороз.

Уснула вся природа.

Теперь нам не до гроз.

Под снежным покрывалом

Покоится земля.

В краю большом и малом

Все белые поля

Бери скорее санки

Из дома выбегай.

Поедем спозаранку

Кататься в снежный край.

В. А каком месяце идет речь? (Ответы детей). Отгадайте следующие загадки:

Начинает календарь
Месяц с именем ... (Январь)

Щиплит уши, щиплит нос

Лезет в валенки мороз

Брызнет в воду, упадет.

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,
От мороза мерзнет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Д. (Ответы детей)

В. Январь – второй месяц зимы. В народе январь называют - просинец. Потому что впервые после хмурого неба декабря, появляются первые островки синего неба. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг. »

- Дети, что бы это значило?

Д. В январе день прибавляется очень медленно.

В. Правильно. Всего на два часа. А греет ли солнце?

Д. Нет, греет мало.

В. А ещё Январь называли "сечень", так как он делит зиму на 2 половины, он идет после месяца Декабря и перед месяцем Февралем, то есть находится посередине.

В. А сейчас следующие загадки:

После брата Января

Будет очередь моя.

В помощь мне спешат два друга:

Снежная метель и вьюга.

Снег пушистый по земле

Гонит ветер в …….(Феврале)


 

Снег мешками валит с неба

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели (Февраль)

Д. (Ответы детей)

В. И вот последний месяц зимы - ветреный февраль. (Воспитатель показывает иллюстрацию на месяц февраль). В феврале зима с весной встречаются. В феврале стоят сильные морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз, да вьюга». В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга. Как вы думаете, что такое метель?

Д. Когда дует ветер и метёт снег.

В. Правильно, ветер поднимает с земли снежинки, метёт как метлой. Иногда метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у. Я вью-ю-у-га. » Так метель сама себя назвала. Бывает что ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метёт по земле. Ничего не видно вокруг, воздух мутный. Это пурга.

Месяц февраль называли "лютый" так как выпадает очень много снега, и часто дуют сильные метели, бураны, вьюги.

В. Я – февраль, я младший сын,

Я метелей господин.

Всех вас ветром застужу,

В снежном вихре закружу,

Лица снегом залеплю

И в сугробах утоплю,

Снег насыплю без разбору

И в карманы, и за ворот!

Не боится детвора!

Не уходит со двора!

Бабу снежную катает

И вовсю в снежки играет!

В. Молодцы ребята! Все загадки отгадали!

 

Физминутка: "Снежок"

Раз, два, три, четыре (наклон вперед за снегом)

Мы с тобой снежок лепили (показывают как лепят снежок)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают какой)

И совсем, совсем не сладкий (грозят пальцем)

Раз - подкинем, два - поймаем,

Три - уроним и сломаем.

 

В. А сейчас какой у нас зимний месяц? Кто ответит?

Д. (Ответы детей: январь).

В. Кто расскажет стихотворение про месяц Январь? (ребенок читает стишок).

Открываем календарь

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снега во дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.


Дидактическая игра: "Признаки зимы".

Ход игры

 На столе вразноброс лежат картинки с признаками всех времен года. Ребята, посмотрите, что вы видите на столе? (ответы детей). Наша с вами задача найти картинки с признаками зимы и прикрепить их на фланелеграф. Дети поочередно выходят и прикрепляют картинки с признаками зимы на фланелеграф (музыкальное сопровождение).

В. Так что же нам приносит зима? (Ответы детей: ветер, снежинки, сосульки, сугробы, метель, бураны, вьюга, мороз.) Скажите, пожалуйста, на что похожи снежинки? (Ответы детей: звездочки, цветочки). Молодцы!

В. Ребята, а знаете что такое оттепель?(Предполагаемый ответ детей).Оттепель это когда  греет солнышко и снег начинает таить,снег становится мокрый и липкий и тогда с него легко лепить снежки.А после оттепели ударит мороз и на снегу сразу же образуется твердая корочка-лед. На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома-изморозь,все становится красивым.Чем тише морозная погода,тогда снежинки падают медленно и красиво.А если погода ветренная то снежинки смешиваются и образуются хлопья.

Посмотрите у меня есть конверт с пословицами    от Зимушки-зимы, я сейчас вам их прочитаю, а вы скажите как вы их поняли.

Новый год к весне поворот.

Береги нос в большой мороз.

Мороз велик да стоять не велит.

И в сильный мороз работа согреет.

В. Молодцы!

 

Подведение итога:

ВА теперь скажите, чем мы сегодня с вами занимались?

Д. Играли, разгадывали загадки.

В. Про какое время года говорили? Про какие месяца? Интересно было? Какие новые слова вы узнали? А теперь давайте сделаем подарок для «Зимушки -зимы".Все вмести мы склеим картину со снеговиком.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Ознакомление детей с государственными символами России"

Тема: Ознакомление детей с государственными символами России.Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:- познакомить детей с главными символами России (герб,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Зимние забавы"

Занятие обобщает и систематизирует  знания детей о зимних забавах...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Зимние забавы"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Зимние забавы"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Зимние забавы"

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миром в старшей группе"Зимние забавы"...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Признаки зимы».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром  в старшей группе на тему:  «Признаки  зимы». Цель: Уточнение представлений детей о признаках зимы и сезо...

Конспект на тему:" Характерные признаки зимних месяцев: декабрь,январь,февраль."

              Конспект в старшей группе на тему:     "Характерные признаки зимних месяцев:     декабрь, январь, ф...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Зимние забавы"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Зимние забавы"...