«Раз - песчинка, два - песчинка»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Кашапова Наталья Александровна

Занятие по образовательной области «Познавательное развитие (ознакомление с миром природы) с использованием опытно-экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raz_-_peschinka_dva_-_peschinka.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №145комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г.Казани

Конспект

занятие по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) с использованием опытно-экспериментальной деятельности

 «Раз - песчинка, два - песчинка»

 Воспитатель Кашапова Н.А.

2014 год

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка;

Программные задачи:

Развивающие: 

  • Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы; дать понятие о значимости песка в жизни человека, животных; обогащать и активизировать словарь «пустыня, сыпучий, песчинки». 

Образовательные:

  • Учить наблюдать, сравнивать, делать простейшие выводы. при выполнении практической работы

Воспитательные: 

  • Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.

Оборудование. 

1. Картинки с изображением для чего нужен песок и кому он нужен.
2. Пластмассовая посуда: стаканчики, тарелочки, бутылочки с отверстиями в крышках, воронки.
3. Песок сухой и мокрый.
4. Костюм Песочной Феи.
5. Макет пустыни.
6.Клей, кисточки, салфетки, клеенка, цветной картон с нанесенным по контуру рисунком (на каждого ребенка), цветной песок.
7. Баночки с отверстиями в крышках, соломинки для коктейля, лупы.
8. Ящик ощущений, песочные часы.

Предварительная работа. Чтение стихов Т.Люшнина «Песчаный дом», Л.Квитко «На песке», С.Маршак «Желтая страница», В.Берестов «Песочница», Н.Дилакторской «Песочная страна»; игры с песком: «Забавные отпечатки», «Узоры на песке», «Секретики», «Волшебное превращение» и др., ролевые игры: «Строители», «Дом», «Дорога», «День рождения куклы», наблюдения на прогулках.

Интегрируемые образовательные области:  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Форма проведения: совместная деятельность

Ход совместной деятельности:

I  Вводная часть. Организационный момент.

В группу приходит Фея и приносит чудо-ящик ощущений, в котором находится сюрприз.

Фея- Ребята, вам интересно, что там находится? (дети: да). Тогда просуньте в эти отверстия свои ручки и определите на ощупь, что там лежит. (Один ребенок определяет, что там лежит песок).

II Основная часть:

Фея- Верно, это песок (воспитатель открывает ящик ощущений и достает пластмассовую тарелочку с песком и показывает его детям). Я Фея не простая, а Песочная.

Фея- Как вы думаете, кому нужен песок и для чего? (дети подходят к фланелиграфу и рассматривают картинки)

Фея- С песком любят играть дети. Песок используется для строительства домов. Его смешивают с особым порошком – цементом и водой. Получается что-то похожее на клей, которым скрепляют кирпичи. Из песка изготавливают стекло и стеклянные игрушки. Песок нужен для песочных часов. А такие животные как крокодилы и черепахи откладываю яйца в песок, из которых позже появляются их детки. Зимой песком посыпают дороги, чтобы не было скользко. 

Фея- А еще есть место, где кроме песка больше ничего нет – это пустыня. Хотите побывать в пустыне? Закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова: 

Дружно все глаза закрыли
Оказались мы в пустыне.

(перед детьми открывается макет пустыни)

Фея- Ребята, посмотрите и назовите животных, которые живут в пустыне.
( верблюд, змея, ящерица).
Фея- Вот видите, песок является еще и домом для многих животных.

Фея- А вам бы хотелось узнать много интересного о песке?

Фея- Проходите ребята за столы.

Практическая работа

Опыт 1. «Песочные струйки»

Фея- Возьмите стаканчик с песком и насыпьте через воронку его в бутылочку.
Фея- Что делает песок? (дети: песок сыпется) 
Фея-Как вы думаете, почему он так легко сыпется? (дети: потому, что сухой песок – сыпучий)
Фея- Теперь закройте бутылочку крышкой и нарисуйте солнышко. Видите, как песок сыпется, как вода струйкой течет. Потому что сухой песок – сыпучий. 
Фея- Теперь, я возьму мокрый песок и через воронку насыплю в бутылочку. Посмотрите, легко ли он проходит? (дети: нет)
Фея- Да, мне его приходится проталкивать.
Фея- Саша, возьми бутылочку с мокрым песком и нарисуй солнышко.
Фея- Что происходит? 
(дети: мокрый песок не может сыпаться, он слипается комочками). 

Вывод. Сухой песок – сыпучий, им можно рисовать, а мокрый песок не может сыпаться, он слипается комочками.

Опыт 2. «Из чего состоит песок»

Фея- Возьмите лупы, и внимательно рассмотрите, из чего состоит песок.
(дети: из маленьких камешек)
Фея- Это песчинки.
Фея- Какие они по размеру, форме, цвету? (дети: песчинки маленькие, круглые, желтые и белые)
Фея- Скажите, в сухом песке как лежат песчинки? Вместе или отдельно друг от друга? (дети: в сухом песке каждая песчинка лежит отдельно друг от друга) 

Вывод. Песок состоит из маленьких камешков – песчинок. У сухого песка все песчинки – отдельно друг от друга.

Опыт 3. «Песчаные бури»

Фея- Перед вами стоят баночки с сухим песком. Подуйте в трубочку. Что случилось с песчинками? (дети: они «убегают» от нашего ветерка, легко двигаются, сдуваются)

Фея- Теперь подуем на мокрый песок. Что вы видите? Может ли мокрый песок двигаться так же быстро и легко, как сухие песчинки? Почему? (дети: они не сдуваются, не двигаются, потому что мокрый песок тяжелый)

Вывод. Сухие песчинки легко сдуваются, «убегают от ветра», а мокрые песчинки сдуть трудно, потому что мокрый песок тяжелый. 

Фея- Что же мы с вами узнали о песке? (рассказ детей)

Фея- Ребята, скажите, а у нас в городе, где много песка? Это место, где вы с родителями бываете летом. Там вы купаетесь, загораете, играете с песком.
(выслушиваю ответы детей)

Фея- Конечно, на берегу реки Амур. Там много желтого, теплого песка, на котором очень хорошо играть, лежать и загорать, и просто отдыхать. 

Фея- И я вас приглашаю отдохнуть на речку.

Физминутка
«На речке»
Раз, два, три, четыре, пять,
К речке мы идем гулять.
Мы хотим увидеть рыбок,
И лягушек, и улиток.
В речке будем мы купаться,
И нырять, и кувыркаться.
Быстро поплывем, как рыбки,
Все движенья – без ошибки.
Мы по берегу потом
Как улитки поползем.
Как лягушки мы поскачем, 
Словно легкий, звонкий мячик.
А потом мы отряхнемся,
Дружно за руки возьмемся,
Дружно за руки возьмемся,
В нашу группу мы вернемся.

Фея- Ребята, а вы любите рисовать? Сегодня я научу вас рисовать песком. Интересно? Тогда проходите за столы.
Фея- Перед тем как приступим к рисованию давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

Продуктивная деятельность
Рисование песком

Фея- Мы с вами сегодня будем рисовать клеем и песком. Возьмите кисточки, мокните их в клей и клеем «раскрасьте» лепестки василька, стебелек и листик. Теперь на лепестки посыпьте голубым песком, середку желтым песком. А стебелек и листик у цветка, какого цвета? Правильно, зеленого, поэтому нам для них нужен зеленый песок. 
Фея- Теперь вытрите руки салфеткой. Возьмите свои рисунки и стряхните лишний песок на этот разнос. Вам нравятся ваши цветы? Вы молодцы! Получилось очень красиво!

III Заключительная часть:

Фея- Ребята, вам было интересно сегодня? (выслушиваю ответы детей)
Фея- Как вы думаете, людям, животным нужен песок? (выслушиваю ответы детей)
Фея- Ну что же, я благодарю вас за работу и прощаюсь с вами.
(после игр с песком дети идут мыть руки с мылом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "От песчинки до ракушки "

Проектный метод позволяет дошкольнику  поддерживать устойчивый интерес, адекватно выражать свое мнение, сопереживание......

«Раз - песчинка, два- песчинка»

Проект «Раз - песчинка, два - песчинка»Старший дошкольный возраст.Вид проекта: познавательно - исследовательский.Цель проекта: развитие познавательного интереса к неживой природе.Задачи проекта:-...

Консультация для родителей " РАЗ — ПЕСЧИНКА, ДВА — ПЕСЧИНКА"…

Консультация для родителей " РАЗ — ПЕСЧИНКА, ДВА — ПЕСЧИНКА"&helli...

ПРОЕКТ «РАЗ ПЕСЧИНКА, ДВА ПЕСЧИНКА - ПОЛУЧАЕТСЯ КАРТИНКА»

Актуальность проекта.  Проект «Раз песчинка, два песчинка - получается картинка»  направлен  на  всестороннее развитие  личности ребенка и его художественное...

Мастер класс для родителей. Тема "Раз песчинка, два песчинка так получится картинка"

Доставить радость детям от совместной деятельности с родителями....

Консультация для родителей "РАЗ — ПЕСЧИНКА, ДВА — ПЕСЧИНКА… Дети играют с песком"

Отдых с малышом — как это прекрасно! Научимся «отпускным» играм на песке. Узнаем их сами и научим своих малышей....

Познавательно-исследовательский проект "Раз песчинка, два песчинка"

Представлено описание проектной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со свойствами песка. А также презентация индивидуального проекта воспитанника по данной теме....