Познавательно-исследовательский проект "Раз песчинка, два песчинка"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Представлено описание проектной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со свойствами песка. А также презентация индивидуального проекта воспитанника по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф.ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36

e-mail: 460@edu.mos.ru    http://sch460uv.mskobr.ru

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Раз песчинка, два песчинка»

(старшая группа, 5-6 лет)

образовательная область: познавательное  развитие,

        социально- коммуникативное развитие,  речевое развитие

                             

                                                               

               

                  старший воспитатель: Кузнецова И.Н.

воспитатель: Романова Н.Л.

2020 г.

Актуальность проекта:  С раннего возраста дети играют с песком, и интерес к нему не угасает на протяжении всего дошкольного детства.

Удивительные слова о песке сказал К.Д.Ушинский «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию. Для детей лучшая игрушка – куча песка». Лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить изменяться.

Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения.

Дети вовлекаются в интереснейший процесс познания окружающей среды. У детей существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, также при деятельности с песком мощно развивается тактильная чувствительность. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

При работе с песком совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

 Цель: Развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – песка. 

Способствовать развитию мыслительной и коммуникативной деятельности.

Развитие речи, познавательных процессов и мелкой моторики рук.

Задачи:

Образовательные задачи: расширить  представлений у детей о неживой природе (о песке) посредством выполнения экспериментальной деятельности;

Развивающие задачи: Развивать познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми; умения работать в малых группах; развивать связную речь.

Воспитательные задачи:  воспитывать любовь к природе и дружеские отношения со сверстниками

Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой.

Продолжительность:  2 недели.

Предполагаемые результаты:

  1. Дошкольники узнают о свойства песка.
  2. Дети будут отличать, и называть характерные признаки песка.
  3. Ребята научатся проводить простейшие опыты.
  4. Дети будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению в мире природы.
  5. У дошкольников сформируется стремление к исследованию объектов природы, они будут учиться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  6. У детей повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

7.Дети  получают удовольствие от  деятельность с взрослыми и  сверстникам

                                                            План

15 июня 2020 г.  -  Презентация  "Свойства песка»" ; Беседа:« Как песок может стать опасным»                               

18 июня - Стихи про песок; Консультация для родителей " Игры детей с песком"                     

16 июня 2020 г. - Аппликация из песка «Ромашка».       

17июня 2020 г.  - Игры с песком по желанию детей                                                                                               19 июня 2020 г. -  Рисование на песке по замыслу; Консультация для родителей «Рисуем песком»                

23 июня 2020 г. - Опыт «Песок в воде не растворяется»; «Куда исчезла вода»                                                        

 24 июня 2020 г. - Опыт «Из чего состоит песок»;  «Сухой песок сыпучий»

25 июня 2020- Опыт: «Песочные часы»; «Теплый - холодный»

26 июня 2020 - Опыт: «Чьи следы?»; «Слепим куличики»

Фестиваль построек из песка «Песочная фантазия»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Беседа   

Тема: « Как песок может стать опасным»                                                                                                      Цель: показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.                                      Материал: 2 куклы - Неумейки, доктор Айболит, игрушки и пособия для игры с песком.                             

  Ход беседы:                                                                                                                                            Приходят 2 куклы - Неумейки. Играют с песком и все время балуются: кидаются друг в друга песком и попадают в глаза (Приходится обращаться к доктору Айболиту и лечить их); копают ямку слишком резво и попадают на голову и пачкают волосы - приходится мыть; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимали руки слишком высоко и попали песком в рот, в нос (а в песке могут жить микробы - можно заболеть или задохнуться), запачкали одежду друг друга - вся одежда в песке, грязная. И другие ситуации. Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы (учат Неумеек)– как надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда, и запоминают ПРАВИЛА: * Не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно, не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка спокойно, аккуратно, не толкаться в песочнице и возле песочницы, не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно. * Ни в коем случае не три грязными (после игр с песком) руками глаза, лицо, вымой сначала руки. А если все - таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, вымой их быстрее водой, и обязательно скажи об этом взрослым                                                                                                                                                                                                                             

Стихи  о песке                                                                                                                                               Горка радости
Песок сгрузили возле дома,
Маняще-жёлтая гора.
Сюда, забавами влекома,
Тотчас примчалась детвора.
Приятно бегать, кувыркаться,
ПЕСОЧЕК пятками месить,
Сыпучим счастьем наслаждаться,
Фигурки, крепости лепить.
Хозяин вышел, не ругает,
С улыбкой смотрит на детей.
Своё он детство вспоминает,
Мир солнца, радости, затей.

 

Песочница

Песочница, песочница!
А в ней 
песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.

Я не ем, я не сплю –
Я куличики леплю.
На 
песочке у воды
Встали ровные ряды.
Свежий воздух, море, лето...
Жарким солнышком согреты,
Вырастают куличи -
Крепыши и силачи!
Силачей из песка
Огромное количество!
Это храбрые войска
Песочного Куличества!

                                М. Ершова

Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения –
Но это не беда.
Ссора – на мгновение,
А дружба навсегда.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.

Загадки про песок:

Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой!
(Песок)

На горе идёт игра.

Прибегайте на часок,

Залезайте на песок:

Чистый, жёлтый и сырой

Хочешь — рой,

А хочешь — строй,

Хочешь — куклам испеки

Золотые пирожки.

Приходите к нам, ребята

Не забудьте взять лопаты

Экскаваторы, совки,

Вёдра и грузовики.

Тут и крики, тут и смех

И работа есть у всех.

                      Захарова Мария 

2.Опытно-экспериментальная деятельность.                                                              «Песочные часы»

Цель: продолжить знакомство со свойствами сухого песка. Познакомить детей с песочными часами.

Оборудование: песочные часы.

 Проследить, как просыпается песок, ощутить длительность минуты.                                                 «Песок в воде не растворяется»

Цель: показать, что в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются.

Оборудование: 2 стакана, песок, сахарный песок.

 Возьмите 2 стаканчика с водой. В один дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка и размешаем.

Что теперь произошло? В каком стакане вещество растворилось?

Вместе с детьми сделать вывод, что сахарный песок растворяется в воде, а обычный песок  нет. Каждый день мы проводим этот опыт, когда сластим чай.

 «Из чего состоит песок»

Цель: выяснить, из чего состоит песок.

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Описание: Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую?

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

 «Теплый - холодный»

Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

Материал: пакеты с теплым и холодным песком.

Описание: Дайте детям теплый и холодный песок, уточните, где какой и песок находится. Предложите поиграть с песком.  С  каким песком было приятнее играть?

Вывод: С  тёплым песком играть приятнее.

 «Сухой песок сыпучий»

Цель: знакомить детей со свойствами песка.

Материал: песочница, сухой песок, формочки.

Описание: Предложите сделать куличики  из сухого песка.   Не получились, рассыпались. Почему?

Вывод: сухой песок сыпучий.

«Слепим куличики»

Цель: выделить свойства мокрого песка.

Материал: песок, вода.

Описание: Предложите ребенку рассмотреть песок  Можно ли из песка лепить? Попробуйте слепить куличики из сухого песка.  Почему не получается? Пробуем слепить из влажного.

Вывод: из влажного песка можно слепить куличики.

«Чьи следы?»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.

Материал: ящик с песком, совки, детские грабли, лейки.

Описание: Сделайте с ребенком ладошками следы на мокром песке. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы?  Чья ладошка больше? Чья меньше? Повторите эксперимент с сухим песком.

Вывод: на мокром песке следы отпечатываются хорошо, а  на сухом нет.

                                                                                           .                                                                     «Куда исчезла вода»

Цель: показать, что песок легко впитывает воду.

Материал: стаканчики с песком и водой.

Описание: в стаканчик с песком налейте воды. Потрогайте песок. Каким он стал?

Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

                                                                                                                                                              КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ                                                                                                                     «Рисуем песком»

 Ни для кого не секрет, что любой ребёнок любит играть с песком. Во многих дворах есть песочницы, и возле них всегда собираются детишки с лопаточками, ведёрками. Они подолгу могут ковыряться в песке, раскапывать, закапывать, лепить куличики. Все эти шалости для ребёнка необходимы как игра. Но почему бы любовь ребёнка с игрой в песок не применить в творческом развитии.

Рисование песком психологи относят к очень действенным методам терапии, это полезное занятие не только для детей, но и для взрослых.

Рисование песком  помогает преодолеть стрессовое  состояние у детей, развить мелкую моторику рук ребёнка.  А её развитие очень важно для ребёнка,  улучшается работа мозга, координация, память. К тому же творение из песка успокаивают нервную систему. Песок, обладая приятной текстурой, имеет свойство успокаивать и расслаблять.

Начинать работу по созданию картины нужно с мелких фрагментов. Для основы подойдет лист картона  на него копируется рисунок. Сначала наносим клей на мелкие детали, одного цвета, потом другого цвета. После того как все мелкие фрагменты рисунка будут оклеены, можно приступать к крупным деталям.

Так же, как и в случае с мелкими деталями, сначала наклеиваем песок одного цвета, потом другого цвета и так последовательно один цвет, за другим полностью  покрывая  цветным песком всю картину.  Лишний песок стряхиваем. Подобно краскам, цветной песок можно смешивать между собой в различных пропорциях.

Работа с цветным песком кропотливая, требует большого терпения, но очень интересная и нравится детям. Их привлекает сам по себе красочный цветной песок и процесс творчества, в котором они могут выразить свои эмоции, создать очаровательные картины из песка.

Рисуя песком, у малыша не возникает ощущения, что он может ошибиться и испортить рисунок. Это очень важно для ребёнка. И если вы думаете, что у вашего чада нет фантазии - поверьте, песок поможет её развить в полной мере.

 Рисование  песком приносит удовлетворение и радость. Такие занятия будут полезны не только ребёнку, но и вам. Попробуйте, возможно, вам понравится.                                                                                                                                                                         

                                   Консультация для родителей  «Игры детей с песком»     

 

Как часто мы позволяем своим детям играть с песком на детской площадке во дворе, не боясь, что после прогулки всю одежду придётся стирать? Играть  не просто с песком, а с разным песком. Ведь песок бывает и сухим и мокрым, и  от его состояния зависят и его свойства. Сухой песок не пригоден для строительства, а мокрый для пересыпания.   

А как часто вы уважаемые родители, разрешаете вашему ребёнку готовить вместе с вами, изучать различные крупы, пересыпать их из одной миски в другую, перебирать? А ведь именно с помощью рук ребенок обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде.

         В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами) активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог Мария Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным,  с помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным.

Игры с песком   предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка: совместные  действия малыша и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.

Уважаемые родители перед началом работы с песком, его необходимо просеять, а затем и прокалить в обычной домашней духовке. Песка должно быть достаточно много, поэтому после такой обработки  его насыпаем в объёмный ящик, в котором будет удобно играть ребенку.

Игры с сыпучими материалами рекомендуется проводить дома, а в летнее время можно перенести игру и на улицу. Перед занятием необходимо надеть фартук, так вы приучите  ребёнка содержать свою одежду в чистоте. Затем проведём массаж рук ребенка,  используя не только растирание рук, но и различные предметы, карандаш  с гранями,  массажный мячик и прочие приспособления.  Другой вариант - предложить ребёнку перед игрой опустить на несколько минут ладошки в ванночку с тёплой водой, а затем растереть руки полотенцем. Это стимулирует чувствительность кожи, активизирует мышцы рук.

В процессе подготовки к игре дайте ребёнку возможность многократно обследовать песок (или другой сыпучий материал). Покажите ребёнку, какие действия можно с ним производить, выполните совместные действия, направленные на преобразование песка и т. п.

Основная цель проведения  игр с песком - формирование у ребёнка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается.   Игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка или мокрого.     В процессе игр детям так же предлагается определить вес одинаковых объемов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый). Игры с песком  имеют воспитательную и образовательную направленность и призваны решать задачи, познавательного и эмоционального развития, формирования пространственной ориентировки.

Занимайтесь, играйте с детьми и получайте радость от общения с вашим ребёнком.

  1. Используемая литература

1.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.

2.Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой»

3.Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей».

 4.Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».                                                                      


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Раз - песчинка, два- песчинка»

Проект «Раз - песчинка, два - песчинка»Старший дошкольный возраст.Вид проекта: познавательно - исследовательский.Цель проекта: развитие познавательного интереса к неживой природе.Задачи проекта:-...

«Раз - песчинка, два - песчинка»

Занятие по образовательной области «Познавательное развитие (ознакомление с миром природы) с использованием опытно-экспериментальной деятельности...

Консультация для родителей " РАЗ — ПЕСЧИНКА, ДВА — ПЕСЧИНКА"…

Консультация для родителей " РАЗ — ПЕСЧИНКА, ДВА — ПЕСЧИНКА"&helli...

ПРОЕКТ «РАЗ ПЕСЧИНКА, ДВА ПЕСЧИНКА - ПОЛУЧАЕТСЯ КАРТИНКА»

Актуальность проекта.  Проект «Раз песчинка, два песчинка - получается картинка»  направлен  на  всестороннее развитие  личности ребенка и его художественное...

Мастер класс для родителей. Тема "Раз песчинка, два песчинка так получится картинка"

Доставить радость детям от совместной деятельности с родителями....

Проект Познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста «Волшебные песчинки»

Не для кого не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его исследовать. Любо...

Познавательно-исследовательский проект для детей раннего возраста «Волшебные песчинки»

С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребёнка серьезной психической травмо...