занятие по ознакомление с окружающим миром "пришла Весна"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

МАНЧЕНКО ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

Цель:

1. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, научить самостоятельно, находить их, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных.

2. Через пословицы и поговорки помочь узнать мудрость народа, его жизненный опыт и наблюдения, накопленные в течение долгих веков.

3. Закрепить знания детей о способах размножения комнатных растений (черенкованием, луковичками, клубнями, воздушными и прикорневыми отростками, стеблевыми черенками, делением корневищ, разрезанными листьями), об условиях, необходимых для молодых посадок.

4. Вызвать желание вырастить красивое растение.

5. Воспитывать трудолюбие, любовь и бережное отношение к растениям.

6. Обогащать словарный запас слов, развивать связанную речь.

Предварительная работа:

Наблюдение, рассматривание комнатных растений, размножение бегонии, фиалки, традесканции, хлорофитума, колеуса. Составление паспорта комнатных растений, наблюдения и труд в уголке природы. Ежедневное наблюдение за погодой, рассматривание картин о временах года.

Материал:

Картинки о весне, фартуки, горшки с землей, лейки, ведра с водой, салфетки, комнатные растения и их черенки.

Литература:

Е.Е.Кочемасова «Здравствуй, мир!»

Е.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»

Д. Сквайр «Уход за комнатными растениями»

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я загадаю вам загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

Воспитатель: (показывает «часы о временах года»)

Скажите, какой цвет у весны? Сколько у нее месяцев? (у весны зеленый цвет, у весны три месяца: март, апрель, май).

Расскажите мне про месяц март. Март - открывает весну. Весеннее теплое солнце побеждает холод и стужу. С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли: кап-кап! Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы весны, поэтому его называют капельником и еще март называют «зимобором», потому что в марте зима с весной борется. В марте появляются первые проталинки. Отсюда другое название марта – «протальник». В марте прилетают грачи. Ходят они не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червяков, гнезда строят. В народе говорят: «Грач на дворе, весна на горе», «Грач - зиму расклевал».

Воспитатель: Расскажите о втором месяце весны - об апреле.

За мартом апрель идет. В апреле весна вволю разгуляются. Поэтому апрель называют «снегогоном». К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега. Прозвали апрель «водолеем». Заиграли талой водой овраги, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи. Апрельские ручьи землю будят. Апрель водою славен, почками красен. Там где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. В лесу это подснежники. На лугах, возле рек это - цветы мать и мачехи. Мать и мачеха необычное растение, сначала цветет, потом отращивает листья. В апреле многие перелетные птицы возвращаются из теплых стран: скворцы, жаворонки, журавли. Хлопочут на гнездах, песни распевают. Вылезает из берлоги медведь. Он бывает очень худой, голодный, потому что всю зиму ничего не ел. У медведицы зимой рождаются медвежата. Медведица учит малышей отыскивать пищу.

Ежи тоже сильно худеют, им нужно съесть много насекомых, чтобы набрать сил. Весной у ежихи рождаются 5-7 ежат. Сначала они бывают голые, а через несколько часов после рождения появляются мягкие белые иголочки. Ежиха кормит ежат молоком. Заяц и белка снова переодеваются.

Третий месяц - май. Месяц зелени и цветов. Самый красивый и самый теплый весенний месяц. Его называют «травень», «цветень». Май леса наряжает, лето в гости ожидает. Цветут черемуха, вишни, яблони. Называют май и «песенник». Время это звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист. Как в лесах веточка - так песенка. Пчелы, шмели, бабочки, муравьи и жучки просыпаются от зимней спячки.

Весна - щедрое на радость время года. Детям и взрослым тоже нравится весна. Все легко одеваются, дети играют в классики, мячами, прыгают на скакалке, катаются на велосипеде. Начались весенние работы: надо побелить деревья, сажать лук, сеять семена овощей и садовых цветов. В поле работают трактора: сеют семена пшеницы, ржи, гороха, овса, гречихи.

Воспитатель: Весна - год кормит говориться в народной поговорке. Надо вовремя успеть посеять семена в поле, в огороде, в цветнике.

Комнатные растения тоже надо посадить весной. На дворе весна. Предлагаю вам сегодня посадить комнатные цветы и вспомнить о способах размножения комнатных растений, а этому мы научились в детском саду. Поговорим немного о комнатных растениях.

- Скажите, комнатные растения живые? (да, они дышат, пьют, растут, размножаются). Правильно, живые. Чтобы они радовали нас своим присутствием, цветами, чувствовали себя хорошо их надо любить, ухаживать за ними, помочь им расти, как ваши родители любят вас. Каждое растение- это определенный организм со своим характером. Вы, дети, тоже очень разные. Поэтому надо знать особенности по уходу за каждым растением создать благоприятные условия для развития.

- Скажите, зачем в комнате выращиваем комнатные цветы? (оздоравливают микроклимат помещения; увлажняют воздух, очищают и обогащают воздух кислородом; украшают комнату; радуют нас своими красивыми цветами). Правильно.

Я знаю, вы любите цветы, ухаживали за ними в течение года, наблюдали. Предлагаю игру: «Отгадай» (разделившись на две команды, отвечают на вопросы)

- назови растение, которые надо поливать не в край горшка, а в поддонник? (фиалка, глоксиния, аммарилис, амаз. лилия)

- назови водолюбивые комнатные растения? (бальзамин, герань, папортник, традесканция, циперус)

- назови комнатные растения, которых нельзя опрыскивать? (герань, фиалка, бегония Рекс)

- назови лекарственные комнатные растения? (алоэ, каланхоэ, золотой ус)

- розовые цветы? (фиалка, бальзамин, фукция)

- почему листья растений зеленого цвета? (оттого, что в листьях спрятаны множество маленьких зернышек-хлорофиллы. В этих зернышках готовится вкусный обед для растений)

- как называется прибор с увеличительным стеклом? (микроскоп)

Воспитатель: Молодцы, понравились мне ваши ответы, много знаете о комнатных цветах.  А теперь давайте поиграем.

Физкультурная минутка:

Наши нежные цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит , лепестки колышет,

Наши алые цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают головой качают.

Воспитатель: Скажите, ребята, чем похожи комнатные растения?

- Похожи тем, что у всех растений есть корень, стебель, листья, цветы.

- За всеми цветами надо ухаживать: поливать, опрыскивать, рыхлить землю, протирать пыль, подкармливать.

- Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло.

- Растения зеленого цвета бывают.

Комнатные растения отличаются тем что:

- Растения требуют разного ухода в зависимости от условий их жизни на родине. Например, кактусы, алоэ, родиной которых являются безводные пустыни, где мало дождей, в комнатных условиях требуют редкой поливки и более солнечного места.

- Растения тропических болот - традесканция, бальзамин, циперус, которые на родине привыкли к большому количеству влаги и воды, требуют более обильной поливки, им вреден прямой солнечный свет.

- Комнатные цветы отличаются по форме стеблей. По форме стебли бывают прямостоячие, вьющиеся, цепляющиеся, стелющиеся, ползучие с приподнимающими стеблями.

- Комнатные растения отличаются по форме листьев. Листья по форме бывают круглые, овальные, ланцетные, линейные

- Комнатные цветы по форме края листа тоже разные: цельнокрайние, зубчатые, пильчатые, городчатые, выемчатые.

- Отличаются по расположению листьев на стебле: очередное расположение, с прилистником, сидячие, мутовчатые, противоположное расположение листьев (супротивное).

-У комнатных растений разные цветы. Разные они по цвету, по форме венчика, по расположению соцветий. Чашечки цветов бывают колокольчатый, воронковидный, колесовидный, гвоздевидный, мотыльковый.

- По расположению соцветий тоже разные: соцветия- кисть, колос, зонтик, головка, метелка.

- Комнатные растения отличаются тем, что размножаются разными способами: семенами, делением корневища, отводками, детками, верхушечными черенками, стеблевыми черенками, укоренением листовых черешков; размножаются из целых рассеченных листьев, из луковиц, из клубней.

Воспитатель: Оказывается комнатные растения и похожи друг на друга и в то же время очень разные, давайте вспомним строение цветка. внимательно посмотрите на экран.Молодцы!

  Как мы с вами договорились, сегодня посадим цветы в подарок школе. Детки-растеницы давно нас ждут. Вставайте на свои рабочие места, одевайте фартуки. (Музыка)

Воспитатель: Вспомним, как надо посадить растение в горшок землей: в середине, в центре горшка с землей палочкой надо сделать небольшую лунку, посадить в нее черенок до первого листика и легонько прижать землю вокруг черенка и полить водой.

Музыка. Дети работают. По окончании работы убираются за собой, рассказывают о своем цветке.

Воспитатель: Расскажите, какое комнатное растение вы посадили, каким способом можно размножить ваш цветок. Убираем рабочие столы, переносим горшки с растениями на другой стол. В групповой комнате продолжите за ними ухаживать. Поливать в первое время нужно очень немного. Лучше прикрыть пленкой, чтоб земля не пересохла, был влажный воздух. Поставить так, чтобы прямые солнечные лучи не попадали на растения. Появление новых листочков - знак того, что растения прижились. Хорошее состояние будет зависеть от того, как будете за растениями ухаживать. Спасибо за ваше старание, надеюсь, навсегда в ваших душах останется любовь к комнатным растениям!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx1.65 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром "Весна"

Обобщающее занятие для детей второй младшей группы...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Весна идет, весне дорогу!»

Занятие по лексической теме «Весна» создано с учетом психолого-педагогических характеристик детей старшего возраста. Занятие и презентация могут быть использованы как в индивидуальной,  так...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Весна идёт - весне дорогу"

Закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями ...

Занятие по ознакомлению с окружающим. Тема: Весна. Изменения в природе.

 Занятие     уточняет  и закрепляет представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Закрепяет приметы весны, названия весенних месяцев.   Воспиты...

Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром "ВЕСНА"

Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей тяжелыми психофизическими нарушениями «Весна»...