Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Люблю тебя, берёзка русская!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Вагнер Елена Владимировна

ЦеЦель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной   природе посредством расширения знаний о берёзе.

Задачи: 1. Дать детям знания о лечебных свойствах берёзы. Закрепить знания о берёзе и о правилах ухода за ней. Расширять словарный запас детей за счёт слов: белоствольная,   береста, чечевички, березняк, дёготь.

               2. Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения берёзы осенью. Развивать мелкую моторику.

               3. Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней. Воспитывать у детей отзывчивость, чувство взаимопомощи, бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bereza.docx170.62 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность

для детей старшего дошкольного возраста

  «Люблю тебя, берёзка русская!»

Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной   природе посредством расширения знаний о берёзе.

Задачи: 1. Дать детям знания о лечебных свойствах берёзы. Закрепить знания о берёзе и о правилах ухода за ней. Расширять словарный запас детей за счёт слов: белоствольная,   береста, чечевички, березняк, дёготь.

               2. Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения берёзы осенью. Развивать мелкую моторику.

               3. Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней. Воспитывать у детей отзывчивость, чувство взаимопомощи, бережное отношение к природе.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением берёзы, игрушка попугай, конверт с письмом от детей из Африки, разрезанные картинки с изображением берёзы на каждого человека, иллюстрации с правилами поведения в берёзовой роще, атласные ленточки на каждого ребёнка, музыка для рисования, изделия из бересты, дегтярное мыло, материал для рисования, тонированная бумага синего цвета на каждого ребёнка, кисти, белая, желтая и чёрная гуашь, салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа: наблюдение за берёзой в различное время года, использование художественного слова о берёзе, чтение художественной литературы, рисование берёзы, рассматривание иллюстраций с изображением берёз.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу. Воспитатель вместе с детьми:

Мы друг другу улыбнёмся,

Крепко за руки возьмёмся.

Будем нежно говорить,

Радость, счастье всем дарить.

В мире всё вокруг прекрасно:

Лес, и солнце в небе ясном.

Радуемся с каждым днём,

С природой в дружбе мы живём.

Ребята, в мою группу по ошибке принесли посылку, которая предназначена для вас. Вот смотрите адрес: Детский сад 312, группа № 10. Посылка из Африки. Хотите посмотреть, что же в посылке (открывает посылку). Ой, посмотрите здесь попугай, а у него в клюве какое-то письмо.

Достаёт игрушку попугая, читает письмо: «Дорогие ребята, мы никогда не видели  природу  России. Не знаем,  какие у вас растут травы, цветы, деревья. И поэтому не можем отгадать загадку. Мы  только знаем, что говорится в этой загадке о дереве. А вот о каком? Помогите отгадать загадку и расскажите, пожалуйста, об этом дереве. Наш попугай Гоша будет всё внимательно смотреть и слушать, а затем всё нам расскажет.                                                                                              Дети из Африки.

 Загадка: Русская красавица стоит на поляне, в зелёной кофточке, в белом сарафане»

Вос-ль: Ребята, хотите помочь ребятам из Африки? (Ответы детей). Тогда внимательно послушайте загадку (Читает загадку, выслушивает ответы детей). Правильно, это дерево БЕРЁЗА.

Обращает внимание детей на то, что в течение всего занятия попугай будет всё внимательно слушать и смотреть, а затем всё, о чём  говорили, расскажет детям в Африке. (В ходе всего занятия воспитатель обращает внимание детей на то, для кого рассказывают о берёзе, кому помогают).

Что вы можете рассказать о берёзе? (Выслушивает ответы детей)

За что вам нравится берёза? (Выслушивает ответы детей)

Какое дерево является символом России?

Ребята, вы много знаете о берёзе. А я хочу вам рассказать ещё кое-что об этом замечательном дереве. Слово берёза в переводе означает «светлый, белый». Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Насчитывается более 120 видов берёз. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу за её кору называют белоствольной. (Дети повторяют). Белую кору называют берестой (Дети повторяют). Береста – это защитный слой дерева. Она защищает ствол от воды и вредных воздействий. В белой коре – бересте есть черные черточки. Они называются чечевички. Ребята, как вы думаете, для чего они нужны дереву? (Ответы детей.) Через них береза дышит. (Дети повторяют слово «чечевички», рассматривают бересту, обследуют на ощупь).

Вос-ль: А сейчас я вам предлагаю собрать картинку из нескольких фрагментов. (Дети собирают на местах картинки). Молодцы, ребята, красивые берёзки у вас получились. Кто сможет назвать части берёзы? (Дети показывают на иллюстрацию и  называют корень, ствол, крона: ветки и листья, серёжки – семена берёзы).  Молодцы, ребята, вы верно назвали  все части дерева.

Мы задания выполняем,

Попугаю объясняем

Утомились мы немного

И сейчас все поиграем.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому (руки вверх, помахать ими).

Вос-ль:  Берёза славится не только своей красотой и великолепием, это ещё и очень полезное дерево. А вы знаете какие-нибудь полезные свойства берёзы? (Ответы детей). Молодцы, ребята, немало назвали полезных свойств берёзы. Я хочу дополнить ваши ответы.

1. Берёзовые дрова зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла, обогревают жильё и выделяют приятный аромат.

2. Из бересты в старину плели обувь – лапти, делали музыкальные инструменты – рожки. В наше время из бересты плетут сувениры.

3. В старину на Руси берёзовой лучиной освещали избы.

4. На бересте писали наши предки. (Береста служила вместо бумаги)

5. Берёзовыми вениками парятся в бане и лечат так простуду.

6. Берёзовыми листьями в старину красили яйца на Пасху.

7. А сколько лечебных свойств у берёзы. Берёзовый сок – прекрасный и очень полезный напиток, рекомендуется, как общеукрепляющее средство. Почки берёзы используют в медицине при заболевании сердца и почек. Из коры берёзы изготавливают таблетки активированного угля, которые помогают при лечении желудка. Почки и серёжки берёзы заваривают кипятком и пьют отвар при простуде. Из белой коры берёзы делают деготь, который применяют в медицине и в парфюмерии как противовоспалительное средство. Например, дегтярное мыло.

Действительно, берёза - дерево очень полезное, а в некоторых случаях даже незаменимое.

Вос-ль: Ребята, давайте рассмотрим иллюстрации. Что вы видите? (Много берёз, берёзовый лес). Как называется такой лес? Лес, где растёт много берёз, называют берёзовой рощей или березняком. Повторите, пожалуйста. (Дети повторяют). Вы были в берёзовом лесу? Что вы чувствовали, когда заходили в берёзовую рощу?  Вы хотите, чтобы такая красота на земле  была всегда? Бережное отношение к берёзе – это проявление заботливого отношения к своей малой родине. Как  мы должны заботиться  о красивейшем и нежном дереве – берёзе? (Дети рассказывают, выбирая иллюстрации).

1. Правильно собирать берёзовый сок, не причиняя берёзе вреда. Достаточно аккуратно срезать с нее веточку, привязать к этому месту банку. Срезать ветку можно только с больших берез, а потом это место обязательно залепить садовой замазкой или землей, чтобы сок не вытекал. Лучше собирать сок с деревьев, предназначенных для вырубки.

2. Сажать саженцы берёзки весной.

3. Не ломать ветки.

4. Засыпать снегом корни берёзы, чтобы они не вымерзли зимой в сильные холода.

5. Не обрывать почки  и листья с деревьев.

Вос-ль: Нет на свете дерева милее и роднее берёзы! Сколько удивительных  добрых слов можно сказать о ней. Ребята, я  предлагаю вам разделиться на две команды и поиграть в игру «Кто  слов больше назовёт». Молодцы ребята, обе команды одинаково  много назвали нежных и красивых слов о берёзе.

Вос-ль: Берёза воспета поэтами в стихах, писателями в прозе, композиторами в песнях. Это замечательное дерево является персонажем картин. А вы, ребята, хотите изобразить осеннюю берёзку в своих рисунках и отправить работы детям в Африку? Ну, тогда смело примемся за дело.

Дети садятся за столы. На столах всё необходимое для рисования. Воспитатель отмечает особенности рисования берёзы. Под звучание спокойной мелодии дети выполняют задание. После выполнения работы дети выкладывают свои рисунки, рассматривают их, отмечая вместе с воспитателем особенности каждого нарисованного дерева. Молодцы ребята, вы прекрасно  рассказали о берёзе. Теперь и  в Африке узнают о самом красивом и самом необыкновенном дереве. Попугай внимательно слушал, все запомнил и  подробно расскажет  детям.

О чём мы сегодня говорили на занятии? (Дети отвечают)

Какие задания были самыми интересными? (Ответы детей).

Что сегодня нового узнали? (Ещё раз повторить).

А вы сами довольны своей работой? Для ответа у каждого ребенка есть набор картинок-знаков, с помощью которых он отвечает:

Изображение солнышка  я старался, и все получилось.

Изображение солнышка, частично закрытого тучкой – я старался, но не все получилось.

Изображение тучки с дождем – я старался, но не получилось.

Я хочу сделать вам небольшой сюрприз. У меня есть шкатулка, в которой находятся ленточки. Согласно старинной легенде на берёзе люди завязывали лоскуток ткани или ленточку и загадывали желание. Когда вы пойдёте на прогулку, каждый завяжет на берёзе свою ленточку и загадает желание, и оно должно обязательно сбыться. (Дети берут ленточки)

Используемая литература:

  1. Грехова Л.И.  В союзе с природой: Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно – методическое пособие. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – 288 с.
  2. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
  3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми.- Воронеж: ТЦ«Учитель", 2004. – 159 с.
  4. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985 – 96 с.
  5. Корчаловская Н.В. Творческие занятия по развитию творческих способностей дошкольников – Ростов «Феникс», 2003. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Люблю берёзку русскую"

Интегрированное занятие эколого-эстетического цикла способствует формированию у дошкольников представлений о берёзе не только, как о региональном представителе растительного мира, но и, как о потрясаю...

Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владени...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Люблю березку русскую"

НОД  интегрированного характера,  раскрывающая  для  детей  образ  "Березы"  в  живописи,  литературе,  народном творчестве, музыке.Содержит элементы ...

Тематическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста "Люблю тебя, Россия!"

Сценарий проведения мероприятия, посвященного Дню России, для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Люблю тебя наш славный град, любимый Павловский Посад!»

Программное содержание:·        Познакомить с историей и технологией развития производства павловопосадских платков и их художественными особенностями.·...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Люблю тебя, Петра творение.. .".

В конспекте были использованы такие технологии как:ИКт,петербурговедение,мнемотехника....

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Люблю тебя моя Россия».

обобщить и систематизировать знания детей о России....