"Планета Земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бувака Марина Владимировна

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД  "Планета Земля", который позволит дать детям представления о нашей планете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planeta_zemlya.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Тема: Планета Земля

Цель: дать представления о планете Земля

Задачи:

  • Познакомить с глобусом и физической картой Земли;
  • Обогатить словарь: планета, земная ось, Северный и Южный полюса, Западное и восточное полушария, экватор;
  • Объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое земное притяжение;
  • Формировать представление о внутреннем строении земли.

Материал и оборудование: глобус, физическая карта полушарий Земли, фотоснимок из космоса, картинка с изображением внутреннего строения Земли, модель автомобиля (игрушка), фигурка человека, мяч, пластилин, заостренные тонкие палочки (зубочистки).

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация»,

«Физическая культура», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»

Ход:

- Ребята, посмотрите какой у меня есть фотоснимок. Его сделали из космоса. Как вы думаете, что на нем изображено? (Планеты)

- Посмотрите на фотографию и попробуйте самостоятельно найти нашу планету. Почему вы думаете, что именно это наша планета?

- А как наша планета называется? (Земля)

- Как, вы думаете, выглядит Земля из космоса, когда на нее смотрят космонавты? (Предположения детей)

- Посмотрите на фотоснимок. На нем видно, что земля имеет форму шара. Более темные участки на снимке – это вода на нашей планете, светлые – суша, самые светлые – облака.

- Наша планета – огромный шар. Чтобы ее объехать вокруг, нужно много месяцев.

- Давайте посмотрим на глобус. Глобус – это уменьшенная модель Земли, как и этот игрушечный автомобиль – уменьшенная модель настоящего автомобиля (показ). Модель меньше настоящей машины в сотни раз, а глобус меньше Земли в миллионы раз.

- Мы живем примерно вот здесь (показ на глобусе). Поставим сюда игрушечного человечка (пытаемся установить на глобусе фигурку человечка).

- Почему человечек все время падает? Ведь мы, живем на такой же круглой планете, но не падаем с нее! (Предположения детей).

- Давайте проведем опыт. Подбросим мяч вверх. Он, упал вниз? (Да)

- Конечно, он обязательно упадет вниз, на землю, как и любой предмет, подброшенный вверх. Почему же мяч падает? (Предположения детей).

- Да потому, что на предметы действует сила земного притяжения. Земля притягивает к себе все предметы и всех людей, которые ненадолго оторвались от нее. Вот почему мы не падаем с земли, как этот человечек упал с глобуса.

- Теперь, посмотрите, как устроен глобус (объяснение сопровождается показом). Его можно повернуть в одну и в другую сторону, покрутить вокруг стержня, на котором он установлен. Наша Земля – это тоже крутящийся шар, поэтому у нее есть стержень, но он невидим, его можно только представить. Этот воображаемый стержень называется земная ось.

Верхняя точка, куда «воткнута» ось Земли – Северный полюс, а нижняя – Южный полюс. Глобус, как и нашу планету, можно разделить на две части: верхняя часть – Северное полушарие, нижняя – Южное полушарие.

- Давайте проверим, насколько вы внимательны. В каком полушарии находится Северный полюс? В каком Южный полюс? (Ответы детей)

- Линия, которая делит глобус на Северное и Южное полушария, называется экватором. Он как бы опоясывает Землю.

Представьте себе, что мы разрезали глобус вдоль на половинки, разгладили их утюгом и наклеили на бумагу. Получится вот такая карта (показ физической карты полушарий Земли). Картой пользоваться удобней, чем глобусом. Как вы думаете, почему? (Предположения детей)

- Да, ее можно свернуть, положить в сумку, взять с собой в путешествие. Она занимает места  меньше, чем глобус.

- На карте изображение Земли разделено на Западное полушарие и Восточное полушарие. Проверяем, кто у нас самый внимательный. Покажите на карте Северный и Южный полюса, экватор, земную ось, Северное, Южное, Восточное и Западное полушария (Дети поочередно работают у карты).

Физкультминутка

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Взрослые и дети шагают по планете.

Мы ногами топ – топ, мы руками хлоп – хлоп,

Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя!

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли!

Раз – два, раз – два, заниматься нам пора!

- Вам интересно узнать какая Земля внутри?

Если можно было разрезать нашу планету пополам, как яблоко, то внутри она выглядела бы так (показ картинки): в самом центре находится раскаленное ядро (в середине оно твердое, а сверху жидкое), далее следует толстый слой, который называется мантия, ее покрывает тонкая земная кора, по которой мы ходим.

- Ребята, вы хотите иметь свою модель планеты Земля?

Тогда давайте ее слепим. Садитесь за столы. С чего начнете свою работу?

 (С ядра)

- Верно. Только будьте осторожны, не обожгите руки, ведь этот слой очень горячий! Будем лепить его из пластилина какого цвета? (Желтого)

- Какой слой идет за ядром?  (Ответы детей)

- Правильно, мантия. А какого цвета мантия? (Красного)

- Значит налепим на ядро слой красного пластилина. Не забудьте, что этот слой самый толстый!

- Какой слой следующий? (Земная кора)

- Верно. Какой цвет пластилина нам понадобится? (Синий)

- Не забудьте, что этот слой самый тонкий.

Дети самостоятельно лепят модель планеты Земля.

- А что нужно, чтобы наша планета вращалась? (Предположения детей)

- Надо сделать для нее ось – ведь мы знаем, что Земля вращается вокруг своей оси. Для этого мы проткнем пластилиновый шарик тонкой заостренной палочкой и раскрутим его, удерживая палочку за длинный конец. (Дети выполняют задание)

- Теперь вы можете представить, как вращается Земля вокруг своей оси. Ребята, посмотрите на свои работы, все справились с заданием?

- Молодцы! А чтобы пластилиновые шарики стали похожи на глобус или планету Земля, вы дома налепите сверху маленькие пятна пластилина коричневого, зеленого и желтого цвета.

- Что эти пятна будут изображать? (Землю, горы, леса, пустыни).

- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового о планете, на которой мы живем? (Ответы детей)

- Молодцы, ребята! (Обобщение ответов детей)

В заключение послушайте стихотворение о планете Земля

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут – речка, там – зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где – то снег лежит горой,

А где – то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

Ты из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

                                                       (И. Петросян)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"

Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...

листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"

О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...

Познавательный досуг "Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет земли".

С детьми проводилась познавательная беседа о влиянии природных факторов на экологию нашей планеты и влиянии хозяйственной деятельности человека  на окружающую природу....

«Планета Земля в опасности» (акция «Час Земли»)

Закрепить знания детей о природе, о нашей планете. Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности. Развивать сообразительность , логическое мышление...

Проект по окружающему миру Планеты Солнечной системы. «Планета Земля.»

Роль Земли в Солнечной системе уникальна. Это единственная планета на которой есть условия для жизни. ...

Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.

Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...

Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочная планета Земля. Планета в опасности».

Дошкольный возраст-это возраст, когда каждый ребенок исследователь и экспериментатор. Все новое для него - открытие. Поэтому в как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем, очень важным, считаю,...