"Планета Земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД "Планета Земля", который позволит дать детям представления о нашей планете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planeta_zemlya.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Тема: Планета Земля
Цель: дать представления о планете Земля
Задачи:
- Познакомить с глобусом и физической картой Земли;
- Обогатить словарь: планета, земная ось, Северный и Южный полюса, Западное и восточное полушария, экватор;
- Объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое земное притяжение;
- Формировать представление о внутреннем строении земли.
Материал и оборудование: глобус, физическая карта полушарий Земли, фотоснимок из космоса, картинка с изображением внутреннего строения Земли, модель автомобиля (игрушка), фигурка человека, мяч, пластилин, заостренные тонкие палочки (зубочистки).
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация»,
«Физическая культура», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»
Ход:
- Ребята, посмотрите какой у меня есть фотоснимок. Его сделали из космоса. Как вы думаете, что на нем изображено? (Планеты)
- Посмотрите на фотографию и попробуйте самостоятельно найти нашу планету. Почему вы думаете, что именно это наша планета?
- А как наша планета называется? (Земля)
- Как, вы думаете, выглядит Земля из космоса, когда на нее смотрят космонавты? (Предположения детей)
- Посмотрите на фотоснимок. На нем видно, что земля имеет форму шара. Более темные участки на снимке – это вода на нашей планете, светлые – суша, самые светлые – облака.
- Наша планета – огромный шар. Чтобы ее объехать вокруг, нужно много месяцев.
- Давайте посмотрим на глобус. Глобус – это уменьшенная модель Земли, как и этот игрушечный автомобиль – уменьшенная модель настоящего автомобиля (показ). Модель меньше настоящей машины в сотни раз, а глобус меньше Земли в миллионы раз.
- Мы живем примерно вот здесь (показ на глобусе). Поставим сюда игрушечного человечка (пытаемся установить на глобусе фигурку человечка).
- Почему человечек все время падает? Ведь мы, живем на такой же круглой планете, но не падаем с нее! (Предположения детей).
- Давайте проведем опыт. Подбросим мяч вверх. Он, упал вниз? (Да)
- Конечно, он обязательно упадет вниз, на землю, как и любой предмет, подброшенный вверх. Почему же мяч падает? (Предположения детей).
- Да потому, что на предметы действует сила земного притяжения. Земля притягивает к себе все предметы и всех людей, которые ненадолго оторвались от нее. Вот почему мы не падаем с земли, как этот человечек упал с глобуса.
- Теперь, посмотрите, как устроен глобус (объяснение сопровождается показом). Его можно повернуть в одну и в другую сторону, покрутить вокруг стержня, на котором он установлен. Наша Земля – это тоже крутящийся шар, поэтому у нее есть стержень, но он невидим, его можно только представить. Этот воображаемый стержень называется земная ось.
Верхняя точка, куда «воткнута» ось Земли – Северный полюс, а нижняя – Южный полюс. Глобус, как и нашу планету, можно разделить на две части: верхняя часть – Северное полушарие, нижняя – Южное полушарие.
- Давайте проверим, насколько вы внимательны. В каком полушарии находится Северный полюс? В каком Южный полюс? (Ответы детей)
- Линия, которая делит глобус на Северное и Южное полушария, называется экватором. Он как бы опоясывает Землю.
Представьте себе, что мы разрезали глобус вдоль на половинки, разгладили их утюгом и наклеили на бумагу. Получится вот такая карта (показ физической карты полушарий Земли). Картой пользоваться удобней, чем глобусом. Как вы думаете, почему? (Предположения детей)
- Да, ее можно свернуть, положить в сумку, взять с собой в путешествие. Она занимает места меньше, чем глобус.
- На карте изображение Земли разделено на Западное полушарие и Восточное полушарие. Проверяем, кто у нас самый внимательный. Покажите на карте Северный и Южный полюса, экватор, земную ось, Северное, Южное, Восточное и Западное полушария (Дети поочередно работают у карты).
Физкультминутка
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Взрослые и дети шагают по планете.
Мы ногами топ – топ, мы руками хлоп – хлоп,
Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя!
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли!
Раз – два, раз – два, заниматься нам пора!
- Вам интересно узнать какая Земля внутри?
Если можно было разрезать нашу планету пополам, как яблоко, то внутри она выглядела бы так (показ картинки): в самом центре находится раскаленное ядро (в середине оно твердое, а сверху жидкое), далее следует толстый слой, который называется мантия, ее покрывает тонкая земная кора, по которой мы ходим.
- Ребята, вы хотите иметь свою модель планеты Земля?
Тогда давайте ее слепим. Садитесь за столы. С чего начнете свою работу?
(С ядра)
- Верно. Только будьте осторожны, не обожгите руки, ведь этот слой очень горячий! Будем лепить его из пластилина какого цвета? (Желтого)
- Какой слой идет за ядром? (Ответы детей)
- Правильно, мантия. А какого цвета мантия? (Красного)
- Значит налепим на ядро слой красного пластилина. Не забудьте, что этот слой самый толстый!
- Какой слой следующий? (Земная кора)
- Верно. Какой цвет пластилина нам понадобится? (Синий)
- Не забудьте, что этот слой самый тонкий.
Дети самостоятельно лепят модель планеты Земля.
- А что нужно, чтобы наша планета вращалась? (Предположения детей)
- Надо сделать для нее ось – ведь мы знаем, что Земля вращается вокруг своей оси. Для этого мы проткнем пластилиновый шарик тонкой заостренной палочкой и раскрутим его, удерживая палочку за длинный конец. (Дети выполняют задание)
- Теперь вы можете представить, как вращается Земля вокруг своей оси. Ребята, посмотрите на свои работы, все справились с заданием?
- Молодцы! А чтобы пластилиновые шарики стали похожи на глобус или планету Земля, вы дома налепите сверху маленькие пятна пластилина коричневого, зеленого и желтого цвета.
- Что эти пятна будут изображать? (Землю, горы, леса, пустыни).
- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового о планете, на которой мы живем? (Ответы детей)
- Молодцы, ребята! (Обобщение ответов детей)
В заключение послушайте стихотворение о планете Земля
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут – речка, там – зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где – то снег лежит горой,
А где – то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
Ты из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
(И. Петросян)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"
Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...
листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"
О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...
Познавательный досуг "Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет земли".
С детьми проводилась познавательная беседа о влиянии природных факторов на экологию нашей планеты и влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую природу....
«Планета Земля в опасности» (акция «Час Земли»)
Закрепить знания детей о природе, о нашей планете. Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности. Развивать сообразительность , логическое мышление...
Проект по окружающему миру Планеты Солнечной системы. «Планета Земля.»
Роль Земли в Солнечной системе уникальна. Это единственная планета на которой есть условия для жизни. ...
Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.
Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...
Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочная планета Земля. Планета в опасности».
Дошкольный возраст-это возраст, когда каждый ребенок исследователь и экспериментатор. Все новое для него - открытие. Поэтому в как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем, очень важным, считаю,...