Консультация "Экспериментирование с детьми"
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Берестова Анастасия Николаевна

Консультация для родителей на тему "Экспериментирование с детьми".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_eksperimentirovanie.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 107»

Консультация для родителей

на тему: «Экспериментирование с детьми»

Воспитатель: Берестова А.Н.

Рязань - 2016 г.


Цель: развитие взаимодействия родителей и детей в исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Разъяснить положительное влияние исследовательской деятельности на развитие детей.

2.Осветить проблемы активного познавательного отношения к действительности у детей.

3. Повысить интерес родителей к экспериментальной деятельности детей и экспериментированию в целом.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Простое наблюдение за поведением ребенка раннего и младшего дошкольного возраста обнаруживает его желание исследовать разнообразные предметы, их свойства, назначение с помощью сенсорных способов познания, предметной деятельности и игры. К четырем годам ребенок входит в возраст «почемучек»: он задает вопросы и настойчиво, с помощью взрослого и самостоятельно, ищет на них ответы.

В старшем дошкольном возрасте проявляется интерес к познанию более широкого круга физических и социальных объектов. При соответствующих условиях дети приобретают умение использовать комплексные, вариативные воздействия на интересующий их объект с целью выявления его внутреннего строения и связей с другими объектами. Вместе с тем в старшем дошкольном возрасте у части детей начинают проявляться стереотипизация познавательных действий, снижение исследовательской активности, стремление без дополнительных интеллектуальных усилий получить от взрослого готовые ответы на возникающие вопросы.

 Психолог А.Н. Поддъяков выделил причины снижения исследовательского поведения и любознательности ребенка:

  1. Формирование глобальной личностной установки на пресечение исследовательского поведения и любознательности («Любопытной Варваре нос оторвали», «От любопытства кошка умерла», «Никогда не суйся туда, куда не знаешь», «Никогда не задавай лишних вопросов и т.д.).
  2. Формирование отрицательного отношения к экспериментированию как к деятельности более низкого уровня по ее эффективности, результатам по сравнению с деятельностью «теоретической», предполагающей освоение информации с опорой на мыслительные действия и операции без внешних проб.
  3. Формирование отрицательного отношения к проявлениям исследовательского поведения и любознательности в определенных областях («Это опасно», «Это неприлично»), у лиц определенного возраста («Ты еще маленький»), пола («Это не для девочек»), социального положения («Люди твоего положения не должны этим интересоваться»), к определенным формам исследовательского поведения («Нельзя подслушивать, подсматривать» и т.д.)
  4. Частные, ситуативные и временные запреты на исследовательское поведение.

Своими первыми открытиями ребенок делится с самыми любимыми, близкими, значимыми людьми – папой и мамой. Если близкие ребенку взрослые не разделяют любознательность детей по отношению к окружающему миру, то, скорее всего, этот интерес к исследованию постепенно иссякнет.

Для маленького ребенка характерно чувство безусловной идентичности с близкими ему взрослыми. Он, не задумываясь, стремится быть таким же, как они, во всем подражать, вести себя так, чтобы получать их одобрение и поддержку. Но именно близкие зачастую настороженно относятся к попыткам детей исследовать мир вокруг. Не будучи знаком с культурой исследования, с правилами безопасного и бережного обращения с предметами, ребенок, пытаясь больше узнать о них, может подвергать риску и себя, и окружающую предметную обстановку

Ребенок активно познает окружающий мир, он очень восприимчив к образовательному влиянию. Упустить благоприятные возможности этого периода для обогащения опыта исследовательского поведения и познавательных способностей дошкольника – значит нанести вред детскому развитию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности.

Экспериментирование является средством, помогающим ребенку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность. Именно в экспериментировании отрабатываются механизмы исследовательской активности.

Н. Н. Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Общеизвестны правила для взрослых, воспитывающих в детях исследовательские умения.

  1. Следует поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она обусловливает потребность в исследовании.
  2. Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренним желанием узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
  3. Если возникает необходимость что-то запретить, то обязательно следует объяснить, почему вы это запрещаете, и помочь определить, что можно или как можно.
  4. С раннего детства необходимо побуждать малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивать его волевые усилия и активность. Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, следует беседовать с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Можно расспросить о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг, - рассуждая и аргументируя, он приобретет умение формулировать выводы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с детьми.Экспериментальная деятельность с детьми.

Занятия с детьми. Экспериментальная деятельность с детьми. Авторы:  Коржавина Марина Игоревна, воспитатель, Климушина Анна Сергеевна, воспитатель, ГДОУ детский сад N 93 компенсирующего вида Фру...

Материал по теме: "Коррекционная работа с «трудными детьми» и детьми «группы риска»

           Коррекционная работа с трудными детьми» и детьми «группы риска» (признаки и причины, теория)...

Каталог «Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста ОО «Художественное творчество» на тему: «Изучаем с детьми Правила Дорожного Движения»

       Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей пе...

Занятие с детьми по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей со свойствами камней.Програмные задачи:дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней;развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поиско...

Конспект. Совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми. Проект «Приключение книги в почтовой коробке» с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы.

Пропаганда чтения, продвижение чтения – актуальная проблема. Современные дети много смотрят и мало читают, предпочитают книге другие виды деятельности, многие из них с большим трудом формулируют...

Коррекционная работа с детьми, направленная на обучение конструктивного поведения.Конспект занятия педагога – психолога с детьми старшей группы из реализованной программы «Созвездие».

Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждаются в психолого – педагогиче...

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....


 

Комментарии

Устинова Ирина Николаевна

Консультация для родителей на тему "Экспериментирование с детьми" представляет собой интересную и познавательную информацию. Огромное спасибо Берестовой А.Н. за этот материал, обязательно им воспользуюсь при работе с детьми.