Структура эколого-развивающей среды в старшей группе детского сада
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пилясова Елена Вячеславовна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentr_prirody_doklad.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 103»

ЦЕНТР ПРИРОДЫ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ДЕТСКОГО САДА

                                                                                                Старший воспитатель

                                                                                         МБДОУ «Детский сад № 103»

                                                                                         Пилясова Елена Вячеславовна

г. Нижний Новгород

2016 год

ЦЕНТР ПРИРОДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

       Центр природы – это место постоянного  общения ребёнка с растениями, с теми пособиями, которые там находятся, что вносит разнообразие в жизнь детей, обогащает её и познавательно, и эмоционально, и чувственно, и духовно.

 В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Развиваются умения устанавливать  причинно-следственные связи между природными явлениями. Происходит формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формируются элементарные экологические представления. Формируется понимание того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе всё взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Мы воспитываем умение правильно вести себя в природе, воспитываем любовь к природе, желание беречь её.

   В старшем дошкольном возрасте самостоятельность ребят интенсивно нарастает, особенно если воспитатель доверяет им и опирается на их достижения. Формула этого возраста в самостоятельной деятельности другая: «Вы делаете, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что вам еще пока трудно».

    Определяют общие подходы к содержательному наполнению уголка природы. Сюда относятся:

- комнатные растения;

- календарь природы и погоды;

- альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;

- художественная литература о природе;

- дидактические игры природоведческого содержания;

- различные природные материалы;

- оборудование для организации труда в природе;

- оборудование для организации опытнической деятельности;

- модели, отображающие предметы и явления природы.

Центр природы в старшей группе детского сада

Разделы

Наполняемость

Комнатные растения

Алоэ, амариллис, аспарагус, бегония вечноцветущая, бегония Рекс, бегония крапчатая, бриофиллюм, зебрина, зигокактус, кливия, каланхоэ, комнатный виноград, семполия, традесканция гвианская, хлорофитум

Паспорта растений

Схемы ухода за растениями

Карточки с условными обозначениями (влагоустойчивое, теневыносливое, светолюбивое, засухоустойчивое и др.)

Календарь природы и погоды

Карточки с условными обозначениями (пасмурно, солнечно, снег, дождь, град, туман и др.)

Условное изображение недели – полоска с 7 клетками

Карман для детских рисунков

Температурный лист

Альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера

Осенние листья для букетов

Гербарий

Веточки деревьев и кустарников, поставленные в воду

Овощи и фрукты

Картинки с изображением домашних и диких животных, животных жарких стран

Альбом «Времена года»

Картинки и иллюстрации «Мир природы»

Природоохранные и запрещающие знаки

Художественная литература

Книги с иллюстрациями животных

Экологические сказки и рассказы, составленные детьми

Книги:

В.Бианки

Е.Чарушин

Л.Толстой, С.Аксаков, М.Пришвин, И. Соколов-Микитов, Г. Никольский, Н. Сладков, К. Паустовский, И.Акимушкин, Г.Снегирев, В.Чаплина и др. Произведения современных писателей – А. Иванова, В. Зотова

Дидактические игры природоведческого содержания

«Живое-неживое»

«Зоологическое лото»

«Животные и растения родного края»

«Разложи карточки»

«Чей малыш»

«Береги живое»

«Прыгает, ползает, летает»

«Стань другом природы»

«Времена года»

«Животный мир Земли»

Лото «В мире животных», «Зоопарк»

«Живая азбука»

«Почемучка»

Оборудование для организации труда в природе

Лейки, палочки для рыхления, тряпочки для протирания пыли с листьев, пульверизаторы, кисточки и щёточки для работы с опушёнными листьями, тазики для воды, клеёнки, ножницы для обрезки растений, ящики и стаканчики для рассады, фартуки.

Природный материал

Шишки, веточки, жёлуди, ракушки, камушки, семена растений

Баночки, коробочки подписанные

Всевозможные коллекции

Оборудование для организации опытнической деятельности

Предметы неживой природы (песок, глина, разные породы почв)

Песочные часы

Оборудование для исследования (ёмкости для смешивания, пересыпания и т.д.)

Инструментарий для исследования свойств воды (ёмкости различной формы, для исследования формы воды, прозрачные ёмкости и краски, для определения цвета воды и изучения такого её свойства, как способность окрашиваться, фильтры, соль, сахар, брызгалки, мыло, трубочки разного диаметра, прозрачные пластмассовые стаканчики на каждого ребёнка, воронки, лейки и др.)

Лупы и микроскоп, увеличительные стёкла и стёкла разных цветов

Притягивающиеся и не притягивающиеся магнитом предметы, магнит

Карточки -схемы для фиксации опытов

Дневники наблюдений за опытами

Модели, отображающие предметы и явления природы

Предметные модели «Лес», «Поле», «Луг», «Водоём. Море. Пруд. Озеро. Река», «Степь», «Тайга».

Предметно-схематичные модели «Величина»

Графические модели «Календарь наблюдений за ростом и развитием растений», «Календарь длительности светового дня», «Термометр», «Живой организм», «Строение растений», «Размножение растений», «Птицы», «Рыбы», «Звери», «Насекомые»

Схемы фаз жизненного цикла растений, животных, человека

Схемы экосистем (наземной, подземной, воздушной)

Огород на окне

Схема и макет экологической тропинки детского сада

Остановимся подробнее на каждом из разделов

МИР КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

   В старшем дошкольном возрасте дети должны знакомиться  с характерными особенностями растений, произрастающих в разных климатических зонах, их морфофункциональными особенностями внешнего вида (строения) и специфическими потребностями в уходе. Дети учатся по внешним признакам определять сущностные характеристики растений, устанавливать связи и зависимости между состоянием растения и способами ухода, который за ним осуществляется. Дети наблюдают за ростом и развитием растений, теми изменениями, которые происходят с ними в то или иное время года. Расширяется и перечень трудовых операций, осуществляемых детьми. Полив и протирание крупных листьев, опрыскивание мелколистных растений, удаление кисточкой пыли с ворсистой поверхности листа, рыхление почвы  и т. д.

   Решение этих задач требует значительного пополнения уголка природы новыми растениями. В первую очередь, уголок природы обогащается за счёт внесения разновидностей уже знакомых растений, растений с разнообразными стеблями (прямостоячие, вьющиеся, цепляющиеся, свисающие, растения с невыраженным стеблем), а также растений, требующих достаточно сложного ухода.

   Таким образом, это алоэ, амариллис, аспарагус, бегония вечноцветущая, бегония Рекс, бегония крапчатая, бриофиллюм, зебрина, зигокактус, кливия, каланхоэ, комнатный виноград, семполия, традесканция гвианская, хлорофитум

  На каждое растение надо иметь паспорт растения, а также схему ухода за ним (карточки с условными обозначениями

КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ И ПОГОДЫ

   К старшему дошкольному возрасту дети уже знают многие сезонные явления, умеют их определять. У детей значительно изменились возможности воспринимать и осмысливать явления, наблюдаемые в природе.  Дети могут уже не только устанавливать простейшие связи и зависимости, но и более глубинные закономерности, требующие достаточно сложных мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения). Дети учатся отражать увиденное с помощью несложных условных обозначений, которые постепенно, начиная с начала учебного года, вводятся в уголок природы и, в частности, в календарь природы и погоды.

   Педагог использует календарь природы и погоды не только как средство фиксации наблюдаемых детьми явлений природы, но и учит  детей активно использовать эту информацию, как на занятиях,  так и в повседневной жизни. Календарь природы и погоды постепенно превращается в очень содержательное учебное пособие.

   Значительно увеличивается количество условных обозначений, которые дети в календаре природы и погоды фиксируют.

   В старшем возрасте в календарь вводится условное изображение недели – полоска с 7 клеточками – по количеству дней в календарной неделе. Фиксируя ежедневно состояние погоды, дети учатся устанавливать зависимости, закономерности, прослеживать динамику природных процессов.

   Такой календарь природы и погоды даёт возможность повторять детям дни недели, что также является не маловажным для их развития, социальной адаптации.

   Календарь природы и погоды в старшем дошкольном возрасте также включает в себя кармашки для рисунков детей.

   К концу старшего дошкольного возраста следует сделать акцент при ведении календарей природы и погоды на фиксации детьми температуры воздуха и фиксации температурных изменений в течении суток. Для этого целесообразно температуру воздуха измерять на утренней и дневной прогулках. Фиксируя это в отдельном, температурном, листе, расчерченным по количеству дней недели.

  Дети в старшей группе дежурят в уголке природы с начала учебного года. Трудовая деятельность в этом возрасте усложняется, становится более инициативной и разнообразной. Дети уже умеют аргументировать своё поведение и деятельность других людей. Дети сами ведут календарь природы, ежедневно отмечая состояние погоды и делают зарисовки растений, за которыми наблюдают.

МОДЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

   В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется поле деятельности и с модельным материалом. В целях формирования у детей обобщённых представлений о мире природы, о глубинных связях и зависимостях, которые в нём существуют, в работе с детьми используется достаточно широкий спектр моделей. Так, предметные модели «Огород на окне», «Ферма», «Лес», «Поле», «Луг», «Водоём. Пруд. Озеро. Море», «Тайга», «Степь» целесообразно использовать в целях формирования у детей представлений о соответствующих экосистемах.

   Расширяется и спектр предметно-схематических моделей, позволяющих знакомить детей со специфическими особенностями растений и животных (усложняется содержательно модель «Величины», в которой представлены уже все соответствующие параметры – большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий).

   Значительно изменяется и перечень графических моделей. Вводится календарь наблюдений за ростом и развитием растений, календарь длительности светового дня, модель «Термометр», модель «Живой организм», в которой отражены уже все свойства живых организмов (питание, дыхание, движение, рост, размножение, развитие); содержательно усложняется и модель «Строение растений» (в ней представлены все морфологические части растений, вводится модель «Размножение растений» (семенами, листом, черенком, луковицей, делением куста на части). Вводятся модели «Птицы», «Рыбы», «Звери», «Насекомые» для составления детьми описательных рассказов о представителях данных классов животных.

   Формирование представлений у старших дошкольников о планете Земля, ее важнейших характеристиках (полюса, океаны и моря, континенты и др.), о России, ее столице, своем городе, о главных морях и реках страны и вообще о природе невозможно без основных географических пособий. В детском саду должен быть большой глобус, крупномасштабные карты мира, России (физические и политические). Хорошо иметь зоологическую карту мира, на которой рисунками обозначен животный мир разных континентов.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   На данном возрастном этапе организация исследовательской деятельности направлена на формирование у детей системы представлений о природных явлениях, развития логического мышления, устойчивой субъективной познавательной активности. Поэтому очень важно предоставить возможность детям для максимального удовлетворения своих разносторонних познавательных потребностей и интересов. В первую очередь, как оборудование для исследовательской деятельности, необходимо представить различные предметы неживой природы: песок, глину, различные породы почв (чернозём, песчаная, глинистая), а также оборудование для их исследования (ёмкости для смешивания, пересыпания и т.д.). Необходимо представить инструментарий для исследования свойств воды (ёмкости различной формы, для исследования формы воды, прозрачные ёмкости и краски, для определения цвета воды и изучения такого её свойства, как способность окрашиваться. Должны быть представлены лупы и микроскоп.

   Важно обращать внимание на фиксацию всех исследовательских действий детей. Поэтому, в том месте, где собран весь инструментарий, должны быть помещены дневники наблюдений за опытами. Дети самостоятельно ведут дневники, практически без активного включения педагога. В начале старшей группы целесообразно вести общий дневник наблюдений. В дальнейшем же большой эффект будет достигнут, если у каждого ребёнка будет свой дневник, в котором он сможет отражать и свои собственные наблюдения.

   Природный материал должен находиться в доступном для детей месте, где они в свободное время могут выполнить поделки из природного материала, рассматривать коллекции камней, ракушек или гербарий.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

   Работа с детьми старшей группы построена на произведениях В. Бианки, поэтому в детском саду должно быть много книг этого автора. Аналогично и с произведениями Е.Чарушина – дети знакомятся не только с его рассказами о животных, но и с иллюстрациями автора. На примере творчества В. Бианки и Е. Чарушина дошкольники видят, как человек, умеющий видеть природу, любящий ее, наблюдательный и внимательный, может рассказывать о природе, животных, рисовать их. На книжных полках в группах могут стоять самые разные книги этих писателей. Например, очень хорошо иметь в каждом ДОУ альбом репродукций Е. Чарушина «Зверята».

   Также уместно иметь в уголке природы следующих авторов: Л.Толстой, Н.Пришвин, К.Паустовский, Н.Сладков и др., а также различные энциклопедии.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

   Игры используются, в основном, для систематизации представлений о мире природы. В связи с усложнением образовательной нагрузки меняются и сами игры. Усложняется их содержание, правила, задачи.

Варианты дидактических игр, рекомендуемых для старших дошкольноков:

«Живое-неживое»

«Зоологическое лото»

«Животные и растения родного края»

«Разложи карточки»

 «Береги живое»

«Стань другом природы»

«Времена года»

«Животный мир Земли»

Лото «В мире животных», «Зоопарк»

«Живая азбука»

«Почемучка»

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ТРУДА

   Поскольку дети старшего возраста выполняют весь спектр трудовых операций по уходу за объектами уголка природы, то и инструментарий для труда должен быть представлен в полном объёме. Это и лейки, и палочки для рыхления почвы, и тряпочки для протирания пыли с листьев растений, и пульверизаторы для опрыскивания, и кисточки лил небольшие щёточки для работы с опушёнными листьями и др. В целях формирования у детей планирующей функции, целесообразно весь инструментарий держать «в закрытом виде» (в коробках, закрытых полках или ящиках). Дети сами отбирают инструмент, планируют свою деятельность, распределяют обязанности.

   Творческий компонент экологического образования позволит реализовать не только тот природный материал, который хранится в центре природы и обеспечивает возможность детям выразить свои впечатления, чувства и эмоции от общения с миром природы в различных поделках. Творческим этот процесс будет тогда, когда дети будут отражать свои впечатления от общения с природой в различных творческих видах деятельности (речевой, изобразительной и т.д.). А для этого также необходимо создать определённые условия. Именно поэтому целесообразно центры природы располагать таким образом, чтобы недалеко от них находились блок изобразительной деятельности, детская библиотека и т.д.

Функциональное помещение

Содержание

1

2

3

1.

Центр природы

1.Комнатные растения, требующие разных способов ухода

2.Календарь погоды и фенологический календарь

3.Схемы с изображением погодных явлений природы

4.Модели эколого-систематических групп

5.Модели функций органов живого в природе

6.Дидактические игры о природе

7.Схемы экосистем и различных сред обитания (наземной, воздушной, водной)

8.Картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы»

9.Книги о природе

10.Дневники наблюдений за живой природой

11.Природоохранительные и запрещающие знаки

12.Схема и макет экологической тропинки детского сада

13.Схемы способов сенсорного обследования в наблюдениях за живой природой

14.Материалы для ухода за растениями

15.Природный материал

16.Экологические сказки и рассказы, составленные детьми

17.Схемы фаз жизненного цикла растений, животных, человека

18.Выставки овощей, фруктов, осенних цветов…

19. «Огород на подоконнике»

20.Схемы способов ухода и способов размножения растений

2

Опытно-исследовательская лаборатория

1.Ёмкости для экспериментирования

2.Подносы на каждого ребёнка

3.Лупы

4.Полочка с материалами и предметами для экспериментирования

5.Материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом: фильтры, краски, соль, сахар, брызгалки, мыло, разного диаметра трубочки; пластмассовые стаканчики на каждого ребёнка (прозрачные), воронки, лейки, тонущие и плавающие предметы и материалы и др.

6.Материалы для игр-экспериментов с магнитами, стеклом, резиной:

-притягивающиеся и непритягивающиеся магнитом предметы, «таинственные фигурки» (проволочные человечки) и др.

-«попрыгунчики» (колечки, мячики, фигурки и т.п.)

-увеличительные стёкла

-стёкла разного цвета

7.Материалы для игр-экспериментов с бумагой: «вертушки», «гармошка», «печатки» из картофеля, моркови, пробок, краски и силуэты, копировальная бумага разного цвета, бумага разного качества

8.Земля, глина, песок

9.Семена для посадки и проращивания в разных условиях

10.Карточки-схемы для фиксации опытов

11.Халаты

12.Песочные часы и др.

3.

Центр занимательной математики

1.Часы-растения

2.Лабиринты типа «Найди путь к домику белки»

3.Дидактические игры «Кто найдёт больше отличий2, «Путаница» и др.

4.Логические задачи, придуманные детьми

4.

Речевой центр

1.Схемы для составления рассказов о птицах, животных и объектах природы

2.Иллюстрации с изображением времён года, животных, растений и т.п. для описания

3.Экологические сказки и рассказы (самоделки)

4.Энциклопедическая литература о природе

5.Дидактические игры природоведческого характера

6.Картины о природе и труде взрослых в природе

7.Художественная литература о природе и здоровье человека: стихи, загадки, приметы и др.

5.

Стена творчества

1.Картины-пейзажи, натюрморты

2.Силуэты животных, рыб, насекомых и др. для раскрашивания

3.Поделки из бумаги «Природа в оригами»

4.Поделки из природного материала

5.Предметы декоративно-прикладного искусства: игрушки из глины, дерева. Бересты, соломы и других природных материалов

6.

Центр здоровья

1.Шапочки цветов, насекомых, животных, птиц и др. для имитации их движений и проведения подвижных игр

2.Наглядно-практический материал о здоровье, об организме человека, его потребностях, о гигиене, о способах предупреждения травматизма

7.

Игровой центр

1.Материалы к сюжетно-ролевым играм «Зоопарк», «Путешествие по пустыни» и т. п.

2.Зоологическое и биологическое лото

3.Дидактические игры типа «Чей хвост», «Кто что кушает», «Где чей домик», «Этажи леса», «Кому нужна вода» и т. п.

8.

Музыкально-театрализованный центр

1.Альбом песен о природе с подбором иллюстраций

2.Различные виды театра

3.Подбор произведений для слушания о природе (времена года, голоса птиц и др.)

   Это обеспечит возможность комплексного подхода к решению задач экологического образования дошкольников.

Из опыта работы нашего детского сада:

Карта анализа эколого-развивающей среды

Вопросы на контроле

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Содержание растений в группе

Наличие достаточного количества растений в группе

Ухоженный внешний вид растений

Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива

Наличие паспорта каждого растения в группе

Безопасность растений для детей

Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных кашпо, не заслоняют свет)

Вспомогательный материал

Наличие методической литературы по уходу за растениями, по методике организации детской деятельности

Наличие обучающих игр по экологии

Наличие наглядного материала

Экологичность обстановки в группе с точки зрения физического, эмоционального и психологического комфорта

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Предметно-развивающая среда в старшей группе детского сада"

В презентации представлены мини-центры старшей  группы  МБДОУ " Детский сад № 45" г.Заволжья Городецкого района Нижегородской области....

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада (из опыта работы)

   Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сфе...

Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе детского сада"

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного с...

Организация развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе детского сада

В статье рассказывается какие уголки созданы воспитателями группы, как удобно их расположить и какой материал содержится в тематических уголках....

Организация предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИОрганизация предметно-развивающей среды в старшей группе детского садаЗначение развивающей ДОУ.Принципы построения предметно-развивающей среды.Виды уголков и центров в старшей гру...

Консультация для воспитателей "Речевая развивающая среда в старшей группе детского сада".

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.Хорошая речь - важнейшее условие всесторонне...

Организация предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада

Организация предметно-развивающей среды в старшей группе детского садаЗначение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУЗадачей любого дошкольного образовательного учреждения (...