Картотека гимнастик по теме "Мир предметов вокруг нас"
картотека по окружающему миру на тему

Тесля Ирина Сергеевна

Картотека содержит физминутки, зрительную и дыхательную гимнастики, дидактические игры к тематической неделе "Мир вокруг нас "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_predmetnyy_i_rukotvornyy_mir.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о материалах (дерево,      бумага, ткань). Совершенствовать умение определять вещи из этих материалов на ощупь.

Игровое действие. Определение, называние.

Игровое правило. Определять материал только на ощупь.

Материал. Кукла Буратино, мешочек, предметы из бумаги, дерева, ткани.

ХОД ИГРЫ

        Буратино приходит к детям. Предлагает ребятам определить, из какого материала его сделал Папа Карло. Дети отгадывают (из дерева). Буратино просит ребят достать из мешочка только те предметы, которые сделаны из дерева. Дети определяют на ощупь деревянные предметы, достают их, называют одно из свойств и качеств дерева.

        Усложнение: дети достают из мешочка предметы, сделанные из других материалов, и объясняют их свойства.

«КОГО ПОКАТАЕМ НА МАШИНЕ?»

Дидактическая задача. Побуждать детей объединять предметы по материалу.

Игровое действие. Объединение, катание на машине.

Игровое правило. По сигналу взрослого дети находят и объединяют предметы по материалам.

Материал. Грузовик, игрушки из ткани, дерева, бумаги, глины.

ХОД ИГРЫ

        Взрослый показывает машину. Дети рассматривают машину. Взрослый предлагает покатать игрушки, но только те, которые сделаны из глины, (дерева, ткани, бумаги). Ребята находят в групповой комнате необходимые предметы и по очереди их катают.


«ПУТАНИЦА»

Дидактическая задача. Закреплять умение группировать материалы на рукотворные и природные.

Игровое действие. Группировка предметов по материалам, раскладывание.

Игровое правило. Действовать на основе символов.

Материал. Большая карта, поделенная пополам, с символами природного («дерево») и рукотворного мира («человек»). Набор карточек с изображением видов материалов (глина, бумага, дерево и т.д.)

ХОД ИГРЫ

        Взрослый предлагает каждому ребенку разложить карточки с изображением видов материалов на большой карте, ориентируясь по символам «дерево» и «человек».

«ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ С МЯЧОМ»

Дидактическая задача. Побуждать детей группировать предметы по их происхождению: предметы рукотворного и природного мира.

Игровое действие. Разделение.

Материал. Мяч.

ХОД ИГРЫ

        Дети стоят в кругу. Взрослый бросает мяч одному из игроков, при этом проговаривает чистоговорку не до конца. Ребёнок, которому достался мяч в руки, называет последнее слово в рифму чистоговорки и определяет его происхождение (рукотворный или природный мир). Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Чистоговорки:

Са-са-са – в лесу бегает... (Лиса)

Ро-ро-ро – у Раи новое … (Ведро)

Ар-ар-ар – кипит наш новый … (Самовар)

Жа-жа-жа – есть иголки у …(Ежа)

Ор-ор-ор – созрел красный …(Помидор)

Усь-усь-усь – на лугу пасется …(Гусь)

За-за-за – уходи домой …(Коза)

Цо-цо-цо – на руке …(Кольцо)

Ул-ул-ул – у нас сломался …(Стул)

Ча-ча-ча – горит в комнете …(Свеча)

Арь-арь-арь – на стене висит …(Фонарь)

Ры-ры-ры -  летают …(Комары)

«ОПРЕДЕЛИ МЕСТО ДЛЯ ПРЕДМЕТА»

Дидактическая задача. Уточнять представления о труде взрослых. Знакомить с предметами, облегчающими труд человека. Побуждать детей группировать предметы по способу использования.

Игровое действие. Разделение.

Материал. Сюжетные картинки с изображением людей разных профессий (парикмахера, повара, строителя, врача, музыканта, художника), карточки с изображением орудий труда.

ХОД ИГРЫ

        Ведущий раздает игрокам по одной предметной картинке с изображением орудия труда и предлагает детям рассмотреть их и назвать профессию, кто пользуется данным орудием труда. По сигналу ведущего дети находят сюжетную картинку, на которой изображен человек, использующий конкретное орудие труда.

«НАЙДИ НАЗВАННЫЙ ПРЕДМЕТ»

Дидактическая задача. Побуждать детей к нахождению предмета по описанию. Закрепить умение называть предметы обобщенным словом.

Игровое действие. Отгадывание.

Материал. Предметные картинки с изображением одежды, посуды, мебели, игрушек, орудий труда.

ХОД ИГРЫ

         Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть предметы, назвать материал и объяснить, для чего нужны человеку изображенные предметы. Затем воспитатель предлагает детям отгадать предмет по описанию его признаков. Например, этот предмет сделан из металла и пластмассы, небольшого размера, серого цвета, создан человеком, нужен для того, чтобы резать картон и бумагу (ножницы)

        Игровое задание считается выполненным, если отгаданы все предметы.

«УГАДАЙ, ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО»

Дидактическая задача. Упражнять детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны.

Игровое действие. Группирование.

Материал. Предметные картинки, кусочки разных видов материала, обручи.

ХОД ИГРЫ

        Игроки делятся на группы. Число групп зависит от количества представленных кусочков разных видов материала (символ материала расположен в обруче). Каждая группа выбирает себе один вид материала. Затем ведущий предлагает детям рассмотреть изображенные на картинках предметы, выяснить, из какого материала они сделаны. По сигналу ведущего игроки каждой группы выбирают предметные картинки и разносят их по своим местам. Побеждает та группа детей, которая быстрее всех выполнит задание ведущего.

«ИЗ ЧЕГО ИЗГОТАВЛИВАЮТ…?»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о многообразии рукотворного мира, видах материалов.

Игровое действие. Отгадывание.

Игровое правило. Действовать по очереди.

ХОД ИГРЫ

Группа детей делится на две команды. Взрослый задает вопрос: «Из чего изготавливают?».  Команды по очереди предлагают варианты ответов. Выигрывает та команда, ответ которой будет последним. Например: «Из чего изготавливают вазу?», «Из чего люди  изготавливают кровать?» и т.д.


«ИЩУ СВОИХ ДРУЗЕЙ»

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о многообразии предметов рукотворного мира, умение объединять предметы с одинаковым назначением и функцией. Развивать наблюдательность, находчивость.

Игровое действие. Объединение.

Материал. Карточки с изображением предметов рукотворного мира.

ХОД ИГРЫ

        Участникам игры предлагается набор карточек с изображением предметов рукотворного мира. Ведущий обращается к игрокам с просьбой найти для его предмета на карточке «друзей», объединяющихся между собой по назначению или функции. Например: «Я – УТЮГ, мои друзья те предметы, которые имеют со мной одинаковую функцию – нагревание».

        Игроки среди множества предметных карточек находят «друзей» утюга: камин, электрический чайник, плита и другие.

        Игра продолжается до тех пор, пока не будут собраны все предметные карточки.

«ПРИДУМАЙ СЛОВО»

Дидактическая задача. Побуждать детей правильно называть объекты природного и рукотворного мира, профессии, орудия труда. Способствовать развитию воображения, памяти, тактильных ощущений, зрительного и пространственного представления букв.

Игровое действие. Отгадывание.

Материал. Карточки с буквами.

ХОД ИГРЫ

        Дети стоят в кругу. Ведущий пишет пальцем букву на ладони игрокам по очереди. Игрок отгадывает букву, показывает ее и придумывает на эту букву слова по заданию ведущего.

        Варианты:

  • предметы рукотворного мира
  • предметы природного мира
  • профессии
  • орудия труда
  • изделия из резины
  • изделия из дерева

«МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ…?»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о видах материалов, их свойствах и качествах.

Игровое действие. Объяснения.

Игровое правило. Отвечать быстро, но аргументировано.

ХОД ИГРЫ

        Взрослый задает проблемные вопросы. Дети дают ответы и аргументируют их. Например: «Можно ли сделать из бумаги зонт?», «Можно ли сделать из стекла сапоги?» и т.п.


«НАЙДИ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о свойствах материалов. Активизировать мыслительную деятельность, развивать умение сравнивать предметы, устанавливать сходство и различие.

Игровое действие. Рассмотрение, называние, составление.

Игровое правило. Действовать по сигналу взрослого.

ХОД ИГРЫ

        Взрослый дает детям образцы бумаги (другого материала) разных видов (картон, чертежную, папиросную, газетную, и др.), и предлагает внимательно рассмотреть их, назвать  свойства и качества, по которым они похожи друг на друга и по которым отличаются друг от друга.

        Усложнение: предлагается для каждого вида бумаги составить алгоритм его свойств и качеств.

«НЕОБЫЧНЫЙ РАЗГОВОР»

Дидактическая задача. Закреплять умение детей группировать предметы по их происхождению: предметы рукотворного и природного мира.

Игровое действие. Разделение.

Материал. Предметные картинки.

ХОД ИГРЫ

        Игроки делятся на две команды. Одна команда под названием «Рукотворный мир»,  другая – «Природный мир». Игроки команды «Рукотворный мир» начинают издавать любой звук предмета только  «своего» мира, а игроки другой команды должны отгадать название этого предмета.

        Аналогично загадывает предмет команда «Природного мира».


«УГАДАЙ, ЧТО ЗАГАДАЛА»

Дидактическая задача. Побуждать детей определять материал по его свойствам. Закреплять умение задавать вопросы.

Игровое действие. Ловля мяча, загадывание, отгадывание.

Игровое правило. Задать вопрос, после того, как поймал мяч.

ХОД ИГРЫ

        Дети стоят полукругом. Напротив – воспитатель (позже ведущим может быть ребенок) с мячом. Ведущий загадывает материал и бросает мяч детям по очереди. Тот, кому брошен мяч, должен задать о материале вопрос, предполагающий ответ «да» или «нет». Выигрывает тот, кто первый определит загаданный материал.

«ХИТРЫЙ ФОТОАППАРАТ»

Дидактическая задача. Способствовать развитию наблюдательности, памяти, умения различать природный материал и рукотворный мир.

Игровое действие. Разделение.

Материал. Предметные карточки с изображением предметов природного и рукотворного мира.

ХОД ИГРЫ

        Ведущий обращает внимание игроков на то, что, надев «волшебные очки» они превращаются в фотографов, при этом фотографы будут фотографировать не все предметные карточки, а только те, на какие укажет ведущий. Ведущий начинает счет до 20, а игроки в это время фотографируют своими «волшебными очками» предметные карточки с изображением предметов рукотворного мира. После окончания счета, игроки закрывают глаза.

        Ведущий вызывает одного из игроков и просит назвать сфотографированные предметы на карточках. После этого другие игроки дополняют ответ, затем все открывают глаза и вместе проверяют, не пропустили ли они что-нибудь. Аналогичное задание выполняется с предметными карточками, на которых изображены предметы природного мира.

«ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ГИПОТЕЗЫ»

Дидактическая задача. Побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи между  свойствами и качествами материала, и назначением предмета.

Игровое действие. Называние, объяснение, отгадывание.

Игровое правило. По сигналу взрослого начинать объяснение.

ХОД ИГРЫ

        Предложить детям поразмышлять: что было бы, если бы …Дальше называется известный дошкольнику материал и исчезновение одного его свойства. Например: «Что было бы, если бы стекло перестало быть прозрачным?» и т.п.


«РАССКАЖИ О МАТЕРИАЛЕ»

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о материалах (разновидности ткани, разновидности бумаги, искусственный и натуральный материалы), из которых сделаны предметы.

Игровое действие. Подбрасывание, ловля, описание материала по признакам.

Игровое правило. Контролировать правильность описания материала.

Материал. Кубик с изображением на гранях разных видов материала.

ХОД ИГРЫ

        Каждый играющий ребенок подбрасывает кубик, кубик опускается какой-то гранью на поверхность стола, ребенок называет материал, который ему выпал и описывает его. Другие игроки контролируют правильность описания свойств и качеств материала.

«РЕКЛАМА»

Дидактическая задача. Закреплять знания о свойствах и качествах материалов (структура, температура поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость и т.д.).

Игровое действие. Рекламировать продукцию.

Игровое правило. При покупке товара покупатель должен объяснить, почему покупает.

ХОД ИГРЫ

        Взрослый организует магазин с разными отделами. Дети–продавцы прежде чем продать товар, должны рекламировать свою продукцию, т.е. объяснить почему необходимо его купить, именно из этого материала, каковы его достоинства. После рекламы дети-покупатели расходятся по отделам и при покупке должны пользоваться следующей речевой конструкцией: «Я возьму этот предмет, потому что мне нравится, мне необходимо».

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

«Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3-4 раза.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Тема: Игрушки

У Антошки есть игрушки. 
У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого) 
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина. 
Это мяч. Он из резины. 
Разноцветная матрешка 
И с хвостом пушистым кошка. 
Катины игрушки
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши , стучат кулаками.
Куклы Танины сидят: 
Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы.
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.
Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулаками.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Пылесос.
Пылесос, пылесос, Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд)
Ты куда суёшь свой нос? то же, но ладони обращены друг к другу.
Я жужжу, я жужжу, Соприкосновение кончиков пальцев
Я порядок навожу. 

Магнитофон.
Магнитофон! Магнитофон!
Что слышит, то и пишет он. Сжимаем – разжимаем кулачки обеих рук.
Пищат мышата из норы,
Пищат над ухом комары.
Кузнечики и птицы
Поют без репетиций. Загибаем по одному пальчику на обеих руках.
Ну а потом – среди зимы Распрямляем по одному пальчику на обеих руках
Всех в лето приглашаем мы Соединяем одноименные пальчики обеих рук, начиная с больших.
Услышать каждый хочет,
Как летний гром грохочет. Ладони от себя, разводим и соединяем пальчики.

Физкультминутка. А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Физкультминутка. Часы
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.

Я чайник — ворчун
Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шагаем на месте.)
Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Хлопаем в ладоши.)
— Эй, люди, я с вами почайпить хочу! (Прыжки на месте.)

ПСИХОГИМНАСТИКА

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

Указательными пальцами поглаживать глаза

Сделать из пальцев “бинокль” посмотреть в него

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

Ладонями поглаживать уши

Приложить ладони к ушам “Чебурашка”

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

Поглаживать то одну, то другую ручки

Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Поглаживание коленок

Потопать ногами

С добрым утром, солнце!

Я - проснулся! (проснулась)

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце

(посмотреть вверх)

ПСИХОГИМНАСТИКА

«Зимняя прогулка»

Пластический этюд с элементами пальчиковой гимнастики

Цель: Упражнять детей в разнообразных имитационных движениях и передаче  смены эмоциональных состояний
Ведущий: 

Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять.
(Маршируем по кругу)
Бабу снежную лепили,
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(По парам едут «На саночках»)
А ещё в снегу валялись.

(падают на ковер)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

Предложить детям под музыку, закрыв глаза, воспроизвести в памяти зимнюю прогулку.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«У компьютера».

Мы с компьютером играли.                 (Сидя, потереть ладонями лицо)

Ох, глаза наши устали,                 (Слегка прикрыть глаза веками)

Надо глазкам отдых дать,

Будем быстро мы моргать.                 (Быстро моргать)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем быстро мы моргать.

А теперь глаза закроем,                 (Выполнять упражнения в соответствии с указанием)

Широко опять откроем.

Раз – закроем, два – откроем,

Три – закроем, на четыре вновь откроем.

Раз, два, три, четыре, пять

Не устанем закрывать.

И ладошками глаза

Мы закроем не спеша,

Посидим в темноте.

Краска чёрная везде.

А теперь представим сразу,

Чёрную от сажи вазу.

Всё черным-черно кругом:

Чёрно небо, чёрен дом.

Снова мы глаза откроем,

На работу их настроим.

БОДРЯЩАЯ ГИМНАСТИКА

Мы проснулись, улыбнулись.
Посильнее потянулись.
Первый разик на спине,
А потом на животе.
На бочок перевернулись.
И ещё раз потянулись.
Ноги вверх мы поднимаем
И тихонько отпускаем.
А теперь мы с вами, дети,
Поедем на велосипеде
Подбородком грудь достанем.
К потолку глаза подняли-
Влево вправо посмотрели
На кроватку тихо сели.
Руки в стороны подняли
Крепко так себя обняли
Наклонились- потянулись
До носочков дотянулись
А теперь пришла пора
Дружно сесть нам детвора

Самомассаж лица и шеи (комплекс выполняется в кроватях):
Разотрем ладошки, согреем их немножко, 
(Потереть ладони одну о другую.) 
И теплыми ладошками
Умоемся как кошки. 
(Ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз.) 
Грабельки сгребают все плохие мысли
(Пальцами провести от середины лба к вискам) 
Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро
(Пальцами легко постукивать по щекам).

Вос - ль: А сейчас, ребята, нас ждет дорожка «Здоровья».

НАИЗУСТЬ

Снег.

Снег, снег кружиться,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись как снежок.  (А. Барто)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "Предметы вокруг нас" для детей 3-4 лет

Конспект написан для проведения открытого занятия....

Опасные предметы вокруг нас

Для средней группы...

План-конспект в средней группе Тема: «Предметы вокруг нас»

ОО "Познание"  (формирование целостной картины мира)...

Занятие по ОБЖ в старшей группе "Опасные предметы вокруг нас"

Конспект занятияпо ОБЖНа тему: «Опасные предметы вокруг нас»в старшей группе. Цели:1. Обучающая задача:Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарн...

Развлечение "Опасные предметы вокруг нас"

Дети в быту встречаются с опасными для жизни и здоровья предметами. Детям нужно рассказывать о их необходимости для человека и правилах пользования ими....

Конспект занятия по ОБЖ "Опасные предметы вокруг нас" в старшей группе

Это занятие было проведено с целью закрепить у детей понятия пожарной безопасности, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, а также развивать умение пользоваться полученными з...


 

Комментарии

Перцель Мария Николаевна

Интересная подборка.Возьму на заметку.