НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САД: "СИНИЧКИН ДЕНЬ"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Кирсанова Галина Михайловна

Актуальность экологического образования дошкольников обосновывается необходимостью воспитания бережного отношения детей к природе. Детям необходимо знать флору и фауну родного края, иметь представление о местных экологических проблемах своего региона. Проблему можно обсуждать с детьми во время прогулки, выслушивать рассказы детей о том, что они знают, приобщать родителей к полезному познавательному общению с детьми в области экологического воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinichka.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Народный календарь в образовательной деятельности             детского сада: «Синичкин день» 12 ноября

Осень близиться к своему завершению.             

Наступают зимние месяцы и можно познакомить детей с народным праздником  «Синичкин день», который на Руси отмечали 12 ноября. Несколько организации тематической образовательной деятельности в этот день позволяет не только увлекательно организовать познавательную деятельность и узнать много нового, но и закрепить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для человека, воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям. Уже несколько лет подряд этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.

Первая половина дня

        Рассказ и беседа «Птица синица и «Синичкин день»

Цель: уточнение и расширение  представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.

Задачи: расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, закрепить понятие зимующие птицы, воспитывать заботливое отношение к птицам, активизировать в речи обобщающие слова "оседлые птицы”,  расширять словарный запас, развивать мелкую моторику рук, учить раскрашивать птиц в пределах контура, нанося штрихи в одном направлении.

Оборудование:  фотографии синиц, плакат с изображениями различных зимующих птиц, магнитофон, аудиозапись пения синицы, аудиозаписи с музыкой Моцарта, раскраски синиц, цветные карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций птиц.

 Ход:

Организационный момент.

(Изображения синицы)

С жёлтой грудкою  летит

Что это за птица?

Как наряден ее вид!

Звать ее – синица!

 

Летом мошек ест она, 

А в морозец зерна

По характеру шустра,

Быстра и проворна.

        

Воспитатель: Сегодняшний день в народном календаре наши предки называли Синичкин день. Кто из вас знает, кто такая синица? (ответ детей)

Воспитатель: Синица-это небольшая птица с ярким оперением. Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.

 Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная.

Демонстрируется слайд с изображением синицы, дети рассматривают эту птицу.

Физминутка

Песня про синичек (Наталья Ключкина)

В небесах такая синь, синь, синь -

Насмотреться невозможно.

За окном синички тинь-тинь-тинь.

Не спугни их, осторожно.

А когда наступят хо-ло-да,

И закружат злые вьюги,

Покорми синичек. Мы всег-да

Позаботимся о друге.

Ты насыпь в кормушку се-ме-на

И повесь кусочек сала,

Чтоб зимой синичка ни од-на

В стужу бы не голодала.

Снова будет в небе синь, синь, синь,

Снег искрится так красиво.

За окном синички тинь-тинь-тинь

Говорят тебе "спасибо".

Воспитатель: Посмотрите,  большую синицу еще называют « большак». Хотя эта птица и невелика, но все же она является самой крупной из всех синиц. Эта яркая птица питается насекомыми, в том числе и вредителями лесов, а зимой охотно посещает кормушки, где лакомится семечками и кусочками несоленого сала.

Вопросы для обсуждения:        

Вспомните, какие животные на зиму делают запасы на зиму из орехов, шишек, ягод? (ответ детей)

Для чего они это делают? (ответы детей) Почему прячут свои запасы ведь потом их труднее найти? (ответы детей) Почему запасов делают так много, что для одной птицы более чем достаточно? (ответы детей)  

Воспитатель: Поздней осенью, зимой насекомые попрятались под корой, ушли глубоко под мох, в землю. Орехи и жёлуди опали на землю. Теперь их могут съесть не только птицы и белки, которые ловко прыгают по веткам деревьев. Теперь на земле орехи подберут кабаны, и зайцы, и мыши, а синицам и достанется-то с гулькин нос.  

Демонстрируются слайды с изображением лесных обитателей

В соответствии с рассказом воспитателя

Воспитатель: А как вы думаете – синицы птицы лесные, полевые или городские? ( Слушаем рассуждение детей). Синицы – жители лесов. Там много пищи для них. Они могут питаться насекомыми, ягодами….

       А как вы думаете, синицы перелетные птицы или оседлые? (Слушаем рассуждения детей). Почему синицы не улетают на юг, как дрозды, которые тоже могут питаться ягодами и насекомыми? (ответы детей). Синица живет не только в лесу, она давно и охотно селится рядом с людьми, которые с радостью ее привечают – ведь она не разоряет сады и огороды, а приносит пользу деревьям.

        Птиц назвали синицами потому, что они издают довольно громкий мелодичный посвист «сии-сии»,  Но она умеет петь по-разному: Песня — громкий перезвон «ци-ци-ци-пи», «ин-чи-ин-чи», крик — звонкое «пинь-пинь-чрррж». Весной однообразная песня «зин-зи-вер», «зинь-зинь». Она то нежно и тихо посвистывает, то заведет громкую перекличку: «пинь-пинь-пинь», вроде зяблика, то испуганно затрещит: «пинь-тарара» или с бесконечными интонациями повторяет свой двухсложный посвист: «фи-фи». В конце зимы, приблизительно с февраля, большие синицы становятся оживленнее. В оттепель уже слышится их двух- или трехсложный напев — ритмичное повторение звенящих или иногда как бы «звякающих» звуков («ци-ци-фи-ци-ци-фи» или «цу-ви-цу-ви-цу-ви»). У каждого певца своя интонация

(Звучит аудиозапись с пением синицы) MP3        

        Игра «Филин и птички»        

В начале игры детям предлагается выбрать название птиц, которым они будут подражать. Можно усложнить задание. Предложить, чтобы это были только зимующие птицы: ворона, сорока, воробей, дятел, сойка, синица, сова

     Перед тем, как начать игру, можно вспомнить, как выглядят - эти птицы, какие звуки они издают: кар-кар, тррр-тррр, чик-чирик, тук-тук, тень-тень,  уух-уух.

     С помощью жребия выбирается водящий, который будет филином. Филин уходит в свое дупло, остальные дети так, чтобы филин не слышал, договариваются, какой птицей будет каждый из них. Оговаривают границы территории, по которой будут летать птицы. За пределами выбранной территории дети-птицы располагают свои гнезда (можно использовать обручи, большие кубы и т.п.)

Ход игры.

Птицы вылетают из гнёзд, кружат по установленной территории и подражают крику выбранной птицы. По сигналу «Филин!» каждая из птиц устремляется в свое гнездо, а филин их ловит. Поймав птицу, по ее крику филин должен отдать ее название. Правильно названная птица становится филином.

На прогулку.

        На прогулке в зимний день можно наблюдать за птицами, прилетающими на участок детского сада. Можно кормить птиц различными способами: насыпать зерно в кормушки, развешивать кусочки сала на кустах для синиц, покрошить крошки на вытоптанном снегу для голубей. Важно объяснить детям, что таким способом мы даем возможность добыть пропитание как мелким, так и более крупным птицам, разведя их по разным кормушкам.

Подвижная игра «Птицелов»

         Выбирается водящий – птицелов, он отворачивается от остальных участников игры. Играющие делятся на группы, по нескольку человек и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к птицелову и спрашивают: «Мы воробьи, где наш дом?»; «мы сойки, где наш дом?». Птицелов называет место, где должен быть птицы  («на березе». «на беседке» и т.д.), и дети занимают свои воображаемые гнёзда. Затем птицелов кричит: «Ловлю птиц на ленту!» Птицы разлетаются в разные стороны по площадке, чирикают, каркают, свистят. Птицелов их ловит. Пойманный игрок становится птицеловом, птицы разлетаются по своим гнёздам. Игра повторяется.

Вторая половина дня.

 Повторение изученного материала

         Во второй половине дня можно предложить детям вспомнить название дня народного календаря – «Синичкин день», историю возникновения этого праздника, поговорить о синице в продолжение темы предложить детям стихи, загадки, обсуждения о перелётных и оседлых птицах.

Молодцы!  А теперь скажите мне, еще раз, как называется птичка? Где живет? Почему, когда становится холодно, они прилетают ближе к людям?...Чем их нужно подкармливать?...

Стихотворение  Елены Благининой «Мороз»

Морозы  жесткие

В этом году!

Тревожно за яблоньки

В нашем саду.

Тревожно за Жучку:

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего

Беспокойно за птиц-

За наших воробышков,

Галок, синиц.

У нас приготовлено

Всё для зимы:

Рогожей укутаем

Яблоньки мы.

Побольше сенца

В конуру принесём,

Беднягу дворнягу

От стужи спасем.

Но птицы! Как холодно

В воздухе им!

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

         

Раскрашивание с целью закрепления материала

  А теперь посмотрите, что у меня есть. Кто это? Давайте их раскрасим. Карандаши, какого цвета нам понадобятся, чтобы раскрасить синичек?  Желтый, синий, черный. П

 Раскрашивание под  музыку (Моцарт в аранжировке для детей)

Слышу я: звенит синица 

Средь желтеющих ветвей; 

Здравствуй, маленькая птица, 

Вестница осенних дней! (Тургенев)

     Вопросы для обсуждения стихотворения:

  1. каким качествам человека учит стихотворение?
  2. Почему птиц автора называет беззащитными?
  3. Почему птиц нужно кормить в холода?
  4. Почему погоду Елена Благинина характеризует словом «Морозище»?

Словесная игра «Перелётные или осёдлые птицы»

Воспитатель рассказывает детям, чем может питаться птица зимой, а дети должны отгадать, перелётная она или осёдлая.

  1. Глухарь склёвывает хвою сосны (оседлая)
  2. Ласточка питается исключительно летающими насекомыми (перелетная)
  3. Тетерев объедает почки, концы веток берёзы, ольхи, осины, может, есть хвою (оседлая)
  4. Соловей питается муравьями, жуками, гусеницами
  5. Сорока всеядная может находить корм на помойке около жилья человека (оседлая)
  6. Клест питается семенами еловых шишек (осёдлая)
  7. Сойка делает запасы желудей на зиму (оседлая)
  8. Журавль ест лягушек, рыбу, червей (перелетная)

Отгадываем и разбираем загадки про птиц

Рук нет, а строить умеет. (Птица)

На дереве в лукошке подрастают крошки. (Птенцы)

На шесте – дворец, во дворце – певец,

А зовут его… (скворец)

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает,

В амбаре ночует, зерно ворует (воробей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместно-образовательной деятельности детско-родительской студии "День, в который я родился!"

Рассказ родителей о Дне рождения своего ребенка (домашнее задание), по ходу беседы можно задать вопросы: в какой день недели родился ваш ребенок, почему назвали именно так, соответствуют ли черты хара...

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закрепить знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закреплять знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

ОТЧЕТ ПО ФОТОГРАФИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА: «Народный календарь в образовательной деятельности детского сада: «Синичкин день» 12 ноября»

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сл...

Образовательная деятельность по теме "Синичкин день"

Несколько лет назад по инициативе Союза охраны птиц России появился праздник - Синичкин день 12 ноября. Давным давно наши прабабушки встречали этот день празднично, они развешивали на деревьях любимое...

Тематический день в детском саду «Синичкин день» для детей ЗПР подготовительной группы

Образовательная область: познание (ознакомление с окружающим), речевое развитие, художественно – эстетическое. Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение х...

Приобщение к русской народной культуре в подготовительной к школе группе «Синичкин день»

Цель - дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий-синичник», систематизировать знания детей о зимующих птицах.Задачи:- Расширить представления детей о всероссийски...