Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Калиновская Елена Георгиевна

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.

Закреплять знания малых форм (пословицы, поговорки).

Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuzma_i_demyan_narodnyy_kalendar_2015.doc597.5 КБ

Предварительный просмотр:

Народный календарь

в образовательной деятельности ДОУ

Конспект совместной деятельности с детьми – логопатами старшего дошкольного возраста. Праздник «Кузьмы и Демьяна 14 ноября»

Воспитатели: Калиновская Елена Георгиевна

        Задорожная Елена Викторовна

ГБДОУ детский сад №76 компенсирующего вида

 Калининского района Санкт-Петербурга

2015

Санкт-Петербург


Педагогические ориентиры:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.
  • Закрепить знания малых форм (пословицы, поговорки).
  • Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря.

Развивающие:

  • Обогащать речь детей терминами, обозначающими предметы быта и ремесла: наковальня, молот и прялка, а также новыми словами: прялица, бессребреник.
  • Развивать грамматический строй речи.
  • Развивать творческие способности в музыкальной и изобразительной деятельности.
  • Совершенствовать  речь с движением, интонационную выразительность, плавность.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к народным традициям, народному искусству, культуре.
  • Воспитывать уважительное отношение и любовь к народным играм, русским песням.
  • Приобщать детей к русскому фольклору.
  • Воспитывать у детей желание участвовать в народных праздниках.

Материал и пособия:

  • Взрослый – в русском народном костюме
  • Дети – в русских народных костюмах
  • Хохломская посуда
  • 2 металлофона
  • Ноутбук.
  • Краски, кисти для рисования, силуэты дымковских игрушек
  • Клей, кисти для клея, нитки, силуэты курочек, черная бумага, картон, ножницы

Цели:

  • Познакомить детей с кузнечным ремеслом, показать его значимость и необходимость. 
  • Дать детям представление об орудиях труда кузнеца и месте работы с помощью рассказа К. Ушинского «Куй железо, пока горячо».
  •  Расширить словарный запас детей новыми словами (кузнец, кузница, коваль, подмастерье, молот, клещи, наковальня).
  • Воспитывать уважение к тяжёлому труду кузнеца, развивать интерес к этой профессии через народный фольклор.
  • Расширить знания и представления о профессии кузнеца и особенностях его труда, воспитывать уважение к людям данной профессии.

Дети приходят в гости к хозяйке. Комната  оформлена  в русском стиле.

Хозяйка: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Присаживайтесь (дети садятся).

Послушайте, что я вам хочу рассказать.

Давно это было. Жили два брата Кузьма и Демьян. Отец у них умер,  и растила их мать. Как подросли Кузьма и Демьян, мать отдала их в учение. Стали они учиться врачебной науке. Стали братья очень хорошими лекарями.

Лекарь – так называли врача в старину. Они совершали чудесные исцеления. Но никогда не брали за лечение денег. Слава о них прошла по всей округе. И стали называть их бессребрениками. Деньги в то время были серебряные и делали их из серебра.

Какое слово вы слышите  в слове бессребреник?

Дети: слово серебро.

Хозяйка: бессребреник, можно сказать современным языком – безденежник. 

Как называется профессия человека, который из железа делает инструменты, решетки, выковывает подковы?

Дети: Кузнец

СЛАЙД № 1        КУЗНЕЦ

Хозяйка:

Какие вещи может сделать кузнец? Как вы думаете?

Русские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов — мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства — ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи изготавливалось в кузнечных мастерских

Слайд № 2 ИЗДЕЛИЯ КУЗНЕЦА

Хозяйка: Работа у кузнеца трудная. Молот, которым кует кузнец очень тяжелый.

Слайд № 3  Молот

        

Молотом кузнец бьет по наковальне

Слайд № 5  НАКОВАЛЬНЯ  

           

Кузнецы часто травмировались. А Кузьма и Демьян были лекарями, часто лечили кузнецов. Вот и стали в народе их считать покровителями ремесленников,  особенно кузнецов. Разбираем слово покровитель. В слове слышится слово покрыть, значит оградить, прикрыть, защитить. Значит Кузьма и Демьян защитники кузнецов.

ПОКРОВИТЕЛЬ – ЭТО ЗАЩИТНИК.

Хозяйка: Давайте,   поиграем в игру «Кузнец»

Дети встают в круг и выбирают считалкой кузнеца

Считалка:

Катится яблочко с крутой горы,

Кто поднимет, тот уходи.

Проводится  игра «Кузнец».

Эй, кузнец – молодец! (дети)

Расковался жеребец

Ты подкуй его опять…

(дети идут по кругу, в середине круга кузнец)

Кузнец – отчего ж не подковать?

Вот – гвоздь, вот – подкова

Раз, два и готово!

(Кузнец ловит, дети разбегаются на свои места)

Входят кузнецы (2 ребенка)

Хозяйка: А вот и наши кузнецы.

Что умеете делать?

1 – й кузнец:

Кузнечному делу

Хорошо обучены!

Хозяйка: Покажите свое умение!

Кузнецы: (куют под песню «Во кузнице молодые кузнецы», играют на металлофонах -«куют»).

2 – й кузнец:

А вот и умение наше

В доме пригодится (показывает гвозди)

Хозяйка:                         

Гвозди в доме всегда нужны,

Чем вам заплатить?

Кузнецы:          

Мы – бессеребренники

За работу денег не берем.

Дайте нам каши горшок,

Да накормите вволю!

(девочки подают «кашу» в хохломской посуде со словами)

1 – я девочка

За крутой кашей

и разговор краше.

2 – я девочка

Что в горшке варилось,

То в поле уродилось.

(кузнецы едят кашу)

Кузнецы: Спасибо! Наелись каши! (хлопают себя по животу)

Хозяйка: В народе сохранилась память о Кузьме и Демьяне, на Руси их вспоминают 2 раза:  летом и осенью. Праздник называют «Кузьминки».

Какие вы знаете пословицы, поговорки да приметы?

1 – й ребенок – Кузьминки – встреча зимы

2 – й ребенок – Кузьма да Демьян куют лед на земле и воде

3 – й ребенок – Закует Кузьма – Демьян так, что до весны не расковать        

4 – ый ребенок – Если на Кузьму и Демьяна лист останется на дереве, то и на другой год будет мороз

Хозяйка: А еще Кузьма и Демьян – покровители ремесел, и главным образом женских рукоделий.

С этого дня женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу.

Слайд № 1   ПРЯХИ

Хозяйка: Дети скажите мне, что делает пряха? (Ответы детей).

Хозяйка: Кто мне ответит, из какого материала сделано веретено? (Ответы детей).

Слайд № 2   ПРЯЛКА

Слайд № 3    ВЕРЕТЕНО

«Батюшка Кузьма – Демьян – говорили они, садясь за прялку, сравняй меня позднюю с ранней

Хозяйка: Эту поговорку можно объяснить так, помоги не отстать от других, которые начали работу раньше меня.

Хозяйка: Так выглядела русская изба

Слайд № 4 Русская изба.

Хозяйка: На Кузьминках народ не только работал, но и веселился.

Кузнец:

Собирайся народ!

Шире, шире хоровод!

Будем в прялицу играть

Самых лучших выбирать!

(проводится русская народная  игра «Прялица»)

Играющие взявшись за руки образуют круг. В середине круга стоит «жених».

Играющие ходят по кругу приговаривая:

Прялица, кормилица моя (дети и хозяюшка)

С горя выброшу на улицу тебя

Стану прясть, да попрядывать

На беседушку поглядывать

(после этих слов «жених» выбирает себе «невесту»,  они танцуют в середине круга)

Хозяйка: А какие поговорки вы еще знаете?

1 – й ребенок

Умелые руки не знают скуки.

2 – й ребенок

Труд человека кормит, а лень портит.

3 – й ребенок

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Хозяйка: Ну, а вы народ честной, что умеете делать?

Приходите мастера,

Покажите свое умение.

(дети подходят к столам, выполняют задания, звучит народная музыка)

Ι подгруппа детей раскрашивает дымковскую игрушку (силуэты)

ΙΙ подгруппа детей вырезает игрушку – флюгер («куют»)

ΙΙΙ подгруппа детей  девочки вышивают (выкладывают косичку по контуру курочки)

Хозяйка: Вот мы и повеселились и себя показали на празднике «Кузьминки». Какие вы умелые мастера!

До свидания, гости дорогие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закрепить знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий «Голубь мира»

Цель : Систематизация знаний о Великой Отечественной войне.Задачи :·        Способствовать умению складывать фигуру «голубь мира» на основе базовой формы «треугольни...

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий «Времена года»

Цель: Продолжать пополнять знания о временах года. Развивать память, воображение, логическое мышление. Воспитывать умение работать в коллективе. Задачи :  ·...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста и родителями по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Мы на транспорте поедем»

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста и родителями по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Мы на транспорте поедем»Цель: закре...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста.

Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста.  Целью является формирование у детей интереса к художественной литературе, русским народным сказкам, театрализации....

Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию ( исследовательская деятельность) Тема: « Вода и её превращения»

Вода окружает нас везде. детям очень нравиться узнавать новое. Это занятие поможет в игровой форме познакомить детей с таким интересным веществом - водой....