Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию ( исследовательская деятельность) Тема: « Вода и её превращения»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Новочадова Светлана Валериевна

Вода окружает нас везде. детям очень нравиться узнавать новое. Это занятие поможет в игровой форме познакомить детей с таким интересным веществом - водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Вода - самое волшебное вещество164 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

совместной деятельности педагога с детьми

старшего дошкольного возраста

по познавательно-речевому развитию

( исследовательская деятельность)

Тема: « Вода и её превращения»

Цель занятия:

  1. Развить воображение, память, речь.
  2. Закрепить представление детей о воде, её качествах, изменениях, о природных явлениях.
  3. Развить пантомимическую и речевую выразительность.
  4. Формировать интерес к творческим играм

Вводная беседа:

Педагог. Ребята, мы сегодня с вами  отправимся в путешествие. Мы посетим страну самого удивительного вещества на свете. Вы узнаете, чья это страна, если отгадаете загадку:

Я и туча, и туман,

 И ручей, и океан,

 И летаю, и бегу,

 И стеклянной быть могу!    

Если дети затрудняются с ответом, загадать менее сложную загадку:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

Дети: Вода.

Педагог. Правильно. Я приглашаю вас сесть на кораблик, и мы  поплывём по реке в эту удивительную страну. Посмотрите вокруг, нас окружает вода. Вода наполняет ручьи, реки, моря и океаны. Вода есть в почве и под землёй, где бегут подземные реки и ручейки. Тучи и облака, туманы и дожди, снежинки и сосульки, льды и сугробы, роса, иней, зимние узоры на стёклах – это тоже вода.

Без воды не могут жить люди, растения, животные.(5, с.14)

(во время беседы дети смотрят презентацию «Какой может быть вода?»)

                                                                                                                                                                     

Слайд № 2 Облака                  Слайд№ 9 Роса                      Слайд№ 3  Туман

Ребята, вы очень внимательно слушали и смотрели. А теперь я вам предлагаю сделать небольшую остановку, выйти на берег и поиграть с водой.

Посмотрите, на столе стоит кувшин, в него мы нальём воду. И мы видим, что вода приняла форму кувшина, а теперь перельём в чашку и вода стала по форме как чашка, а теперь сами перелейте в стаканчики. Что вы увидели? Вода очень пластична, она принимает форму того места, где находится.

А теперь давайте определим, есть ли у воды цвет и запах?

Посмотрите и скажите, какого цвета вода? Она прозрачная, сквозь неё всё видно, а теперь добавьте в неё краску, кто какую хочет, и мы увидим, что вода стала того цвета, какую вы добавили краску. Значит, вода окрашивается в то цвет, который в неё добавили.

Понюхайте воду, пахнет ли она чем-нибудь? Вода не имеет запаха. Если вода пахнет, значит, в неё попало какое-нибудь пахучее вещество, Например, запах моющих средств или духов.

На этой остановке мы с вами узнали, что вода пластичная, прозрачная, не имеет запаха и цвета.

Проходим на наш кораблик и отправимся дальше. Посмотрите вверх, что вы видите. Облака. Они всегда разные, найдите облако, которое вам понравилось и скажите на что оно похоже. Облака бывают похожи на цветы, на животных, и на птиц, а бывают совсем причудливые формы. Облака редко стоят на месте, их гонит ветер. Куда же они плывут? Давайте прочитаем стихотворение и покажем его в движении:

Логоритмическое упражнение «Облака»

Жур-жур-жур – журчит река:                  Ритмично топают ногами

- Я теку издалека.                                      

Мимо-мимо-мимо                                     Руки поднимают вверх, ритмично

                                                          покачивают

 

Проплывают облака.

- Вы куда? – кричит река                          

А они: Туда-туда                                       Ритмично машут руками перед собой

- Может, снова приплывёте?

- Облака: Когда? Когда?                          Ритмично пожимают плечами.    

Гонит ветер нас лихой.

Только снится нам покой.                       Делают круговые движения рукой над

                                                                    головой.  (1, с.35)  

Ой, пока мы с вами  играли, облака превратились в тучи, и пошёл дождь. Под дождём очень весело бегать и играть. Давайте побегаем на берегу под дождём и подразним его.

Дождик, дождик пуще…

Дождик, дождик, не дожди

Ребятки, дождик закончился. Глядите, солнышко выглянуло, ой, а что это появилось разноцветное?! Радуга. А вы помните, какие цвета у радуги? Я вам скажу волшебную фразу, и она вам поможет запомнить цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Это красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой,  синий, фиолетовый.      

Слайд с цветами радуги         

Я вам предлагаю сделать остановку, подойти к столу и самим с помощью воды превратить обыкновенные краски в цвета радуги. В радуге есть красный и жёлтый цвета, как получится оранжевый? Правильно смешаем эти два цвета. Видите, получился оранжевый и, таким образом, смешивая жёлтый и голубой, получаем зелёный цвет радуги. И здесь нам помогла вода.  Так и в природе с помощью пузырьков воды и солнца на небе появляется радуга.  Посмотрите, что на земле осталось после дождя? Лужи. Давайте по ним походим. Как здорово ходить по лужам!

Логоритмическое упражнение «Лужи

Шлёп-шлёп-шлёп – иду по лужам.          Ритмично постукивают ладонями о    

                                                                      ноги

Хлюп-хлюп-хлюп – вода в ботинках.       Ритмично потопывают ногами

Кап-кап-кап    - мне зонтик нужен.           Ритмично пощёлкивают пальцами

                                                                     сверху    вниз

Оп-оп-оп  -  вода на спинке.                      Ритмично похлопывают руками    

                                                                      скрестно за плечами

Буль-буль-буль – упала шапка.                 Ритмично делают пружинку.

Ой-ой-ой – кругом вода.                            Кружатся на месте.

Да-да-да – себя так жалко!                        Ритмично кивают головой

Одевайтесь в дождь всегда!

Из луж водичка собралась в ручейки, ручьи впадают в реки, реки в моря и океаны.

Ребята, посмотрите, как мы с вами далеко уплыли от дома. Я вижу, что вы немножко устали, а ведь нам предстоит обратный путь домой. Смотрите, солнышко высушило все лужи, стало тепло. Давайте сядем на травку, и отдохнём перед дальней дорогой. (Дети садятся на коврик и слушают тихую музыку)

Отдохнули, садимся на кораблик и возвращаемся домой. А пока мы едем, поговорим о том, какой ещё может быть вода. Вода может находиться в природе в трёх состояниях: в жидком, твёрдом и газообразном.  Как изменяется вода в жидком состоянии, мы с вами увидели. В твёрдом состоянии вода бывает зимой, когда превращается в снег и лёд. Видели ли вы, как кипит чайник, из его носика появляется пар. Это тоже вода. Если к носику приставить зеркальце или какой-нибудь другой предмет, то мы увидим, что пар превращается в капельки воды.

Итак, мои дорогие, заканчивается наше путешествие. Мы с вами побывали в удивительной стране. Я думаю, что мы с вами ещё не раз будем возвращаться  в страну Воды. Ещё много своих тайн она нам не открыла.

Кто знает, откуда берется вода?

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет.
И всем она жизнь и цветенье дает.

Чтоб нам о воде все - про все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.

Вода нужна и людям, и животным, и растениям. Без воды человеку сложно прожить даже несколько часов. Нужно беречь воду, чистой воды очень мало на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"

Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ Совместной игровой деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на ТЕМУ: «Виды наземного транспорта»

Совместная игровая деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА:«Виды наземного транспорта»Тема: «Виды наземного транспорта»Цели:·       Закрепление ...

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего возраста по познавательно-речевому развитию с использованием электронно-познавательных технологий на тему "Домик для друзей".

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по познавательно-речевому развитию с использованием электронно-познавательных технологий на тему "Домик для друзей"....

«Свойства бумаги» Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий, мнемотехники и ИКТ

Познавательное развитие предполагает:Hазвитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;формирование познавательных действий,Cтановление сознания; развитие воображения и творческой ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий в старшей группе на тему: Зимние виды сорта.

Программное содержание:Познавательные задачи:  Формировать у дошкольников начальные представления об олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры.Создать у детей представле...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».

   Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами       магнитов.     Задачи:...