«Природа учит детей добру»
статья по окружающему миру на тему

Даниленко Анна Александровна

    Исследования, посвященные экологическому образованию, ведутся в нашей стране давно, однако и сегодня остаются неразрешимыми многие проблемы, в том числе следующие. Как представить в разделенном на отдельные предметы обучении реальную картину взаимосвязей общества и природы?    Как объединить разнохарактерные знания в целостную картину, которая сможет стать базой экологического мировоззрения? Воспитатель является почти идеальным проводником этой идеи: он сам способен и имеет возможность определять функции каждого предмета в системе формирования экологической культуры, устанавливая естественные связи между изобразительным искусством и физическим воспитанием, музыкой и знакомством с окружающим миром, математикой и наблюдением за природой...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

 

             «Природа учит детей добру»

«Я стою и расту - я растение,

Я стою и хожу - я животное,

Я стою и хожу и расту и мыслю - я человек.

Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля. Опираясь на землю, я поднимаюсь; а надо много небо - все небо мое»

(М.И. Пришвин)

Это означает, что все на земле - живое, все неразрывно связано единым дыханием Природы. В удивительной  сказке - притче К. Г. Паустовского ярко выделяется главная мысль, люди должны нести тяготы друг друга, нести ответственность не только за себя, но и за всех, с кем они связаны. Сделал плохое, злое дело, оттолкнул ближнего, обидел животное - отвечают все, страдают и люди и природа.

    Говоря о плодородии природы, ее заботе о человеке, важно подчеркивать духовную сущность сознательного, бережливого, творческого освоения и сохранения природы, объяснять, что природа всегда преподносит человеку уроки мудрости. Все что дает нам природа надо сберечь.

    Исследования, посвященные экологическому образованию, ведутся в нашей стране давно, однако и сегодня остаются неразрешимыми многие проблемы, в том числе следующие. Как представить в разделенном на отдельные предметы обучении реальную картину взаимосвязей общества и природы?    Как объединить разнохарактерные знания в целостную картину, которая сможет стать базой экологического мировоззрения? Воспитатель является почти идеальным проводником этой идеи: он сам способен и имеет возможность определять функции каждого предмета в системе формирования экологической культуры, устанавливая естественные связи между изобразительным искусством и физическим воспитанием, музыкой и знакомством с окружающим миром, математикой и наблюдением за природой...

  Исходя из цели экологического образования, особенности психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления; закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру, природе. В экологическом образовании прослеживается три этапа. На первом этапе младшие дошкольники могут бережно относиться к природе из боязни наказания, «так надо». На втором этапе дети овладевают некоторыми знаниями о живой и неживой природе, навыками ухода за объектами, их увлекает процесс выполнения трудовых действий. На третьем этапе характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков

  Уникальность и чистота восприятия окружающего мира является чудесной особенностью детства. Сравнивая свой обычный дом и «дом природу», ребенок узнает о том, что вокруг него есть воздух, вода, растения и животные, земля, солнце (тепло и свет), которые тесно связаны друг с другом и человеком. Затем дети сравнивают неживую и живую природу, объекты природного и рукотворного мира. Даже в наш компьютерный век не телевидение, не интернет, а сама природа во всей ее простоте и сложности должны являться главным наставником ребенка в его воспитании.

    Экологическое воспитание есть важная часть общего процесса формирования гармоничной личности ребенка. Очень важно сформировать у него понимание того, что человек – это часть природы, и он должен беречь и охранять ее. В природе все взаимосвязано и взаимозависимо, и жизнь и благосостояние человека напрямую зависят от окружающей среды. Мы воспитываем умение правильно себя вести в природе. Начиная с младшего возраста я учу детей наблюдать за природой, видеть интересное, красивое, слушать и слышать ее звуки. Дети в силу своей любознательности, с интересом рассматривают на прогулках растения, насекомых, слушают голоса птиц.

  В старших группах мы «протоптали» экологическую тропинку на  территории детского сада. Ее маршрут перенесли на карту-схему. В течение всего года на прогулках проводим экскурсии по этой тропе и проводим сезонные наблюдения в природе. Дети, выходя из садика, здороваются с солнышком, обнимают березку. Наблюдая осенью листопад, собирали красивые листья, засушивали их; для коллекций и поделок по ручному труду набрали крылаток клена, каштанов, семян липы. Выполняя аппликации, коллажи, композиции, поделки, развиваем фантазию, творческие способности, умение видеть и ценить красоту родной природы. Проводили выставки рисунков на темы: «Лето красное пришло.», «Осень –золотая, время сбора урожая», « Зимушка-зима», «Весна - красна будит землю ото сна». Ежедневно наблюдаем за погодой и отмечаем ее состояние в календаре природы. Проговариваем: какая погода? какой день? какое небо?, активизируя при этом словарный запас детей, работая над грамматическим строем, грамотностью речи. Формирование трудовых навыков, умений и знаний по уходу за растениями проходит в процессе работы на огороде. Дети с желанием участвуют в посадке овощей весной, пропалывают летом сорняки, учатся различать по внешним признакам овощи, поливают летом огурцы, цветы на клумбах на участке. Осенью мы убираем урожай кубанских овощей, и за обедом дети едят собственноручно выращенный лук, чеснок, зелень, приговаривая  при этом как они полезны для здоровья.

   На огороде мы посадили лекарственные растения: календулу, мяту, девясил, мелису, шалфей, мать-и-мачеху, делали гербарии. Летом собирали липовый цвет, листья мяты, мелисы, шалфея, сушили их для заваривания фиточая зимой. На лугу рассматриваем  одуванчик, подорожник, цикорий, спорыш (воробьиная каша). Дети подготовительной группы могут назвать лечебные свойства этих растений.

   В группе есть уголки природы. В них есть и коллекции шишек, желудей, камней, ракушек, набор круп, семена «Это растет на Кубани».Дети с воспитателем сажают комнатные растения, выращивают зеленый лук, проращиают семена на всхожесть. На практике ухаживают за разными растениями, учат их названия, сравнивают форму листьев, находят части растений, орошают гладколистный хлорофитум водой, герань очищают мягкой кистью, рыхлят землю. Проводили опытно-исследовательскую работу: «Три состояния воды», «Цветные льдинки», «Проращивание семян», «Растворимость в воде»(глины, песка), «Условия для жизни» - установили условия необходимые для роста растений: свет, вода, тепло, воздух.

  В подготовительной группе вели «Картотеку добрых дел»: ежедневно каждый, кто выполнил доброе дело, рисовал звездочку в соответствующую графу напротив своей фамилии. Таким образом  выявляли лучшего дежурного в уголке природы, в группе, лучшего эколога, вырастившего растение, лучшего друга. Это очень хорошо стимулировало и активизировало детей в совершении добрых поступков

   Работали в тесном сотрудничестве с родителями. На все праздники Осени родители с детьми делали чудесные поделки, композиции для выставки, в которых использовали овощи и фрукты с кубанских садов и огородов. Проводили собрания на тему: «Растения доктора», «Природа и нравственное воспитание дошкольников», «Учим любить природу». Были предложены вниманию родителей консультации: «Экологическое воспитание – составная часть в развитии ребенка», «Он улыбается в ответ, и доброта ко мне восходит», « Кубань – житница России», «Образные средства воспитания у детей интереса и любви к природе».

    Углубленные теоретические знания дети получали на занятиях: «Загадки природы», « Природа и люди», « Для чего растению нужны семена», «Если хочешь быть здоров», «Пищевые цепочки в лесу», «Почему земля кормит», «Как хлеб на стол пришел», «Деревья как люди», «Как звери готовятся к зиме» «В гости к солнцу», «Сестры», «Путешествие с кленовым листиком», «Заседание «Клуба знатоков» и другие. Дети слушали экологические сказки, отгадывали загадки о природе, заучивали стихи, пословицы, изучали  схемы «Части растения», «Пищевые цепочки», «Опиши животное», «Опиши дерево», делали словесные описания, играли в дидактические словесные игры «Четвертый лишний», «Скажи какой?», «Узнай по описанию», «Что съедобно?» и другие.. Правила поведения в природе изучали по знакам-картинкам, самостоятельно трактуя изображение на них, почему «нельзя». Таким образом я формировала у детей представление о том, что человек не хозяин природы, а ее часть. Природа существовала без человека много миллионов лет, а человек без нее не может существовать. Пришел в лес: «Не шуми!» «Не губи!» «Не сори!». В природе нет ничего лишнего, все нужное и важное.

   Мои дети хорошо знают теоретически: Что такое природа? неживая природа? живая природа? Признаки всего живого: дышит, пьет, питается, двигается, растет, размножается.

   В развивающей среде группы есть много пособий, игр, наглядного материала по экологии. Дети рассматривают книги «Моя первая книга о Земле», «Откуда хлеб пришел», «Планета Земля», «Большая книга знаний», Н.А.Рыжова «Не просто сказки», Т.А. Шорыгина «Деревья, какие они?», «Какие месяцы в году», «Мир животных», «Родная природа», атлас «Лес и человек», детский журнал «Филя», книжки раскраски с заданиями, трафареты с контурами животных и растений .

       Очень познавательная и интересная настольная игра «Логико-малыш» дает всесторонние и глубокие знания,  развивает логическое мышление, познавательные способности, зрительную память, сообразительность экологическую культуру. Эти названия карточек говорят сами за себя «С какой ветки детки», «Что появится из цветка», «С какого дерева листок», «Раскрась цветок», «Из каких растений изготовлены продукты», «Что, где растет», «Как растет фасоль: что сначала, что потом», «Угости животных». О животном мире такие как: «Кто,где живет», «Где чье жилище», «Кто оставил следы», «Кто из животных какую пользу приносит»»У кого какая одежда» и другие. С интересом ребята играют с пазлами «Времена года», «Ассоциации», «Мир животных», «Собери цветок». В уголке природы изготовлены игры «Это растет на полях Кубани» «Чьи это семена», «Как называется крупа для каши».

    Осенью проведена мною интересная, познавательная  прогулка по экологической тропинке «Волшебница осень» подготовительной группе. Завершилась она в Замке Добра, где дети еще раз повторили правила поведения в природе и прочитали стихи о том, как нужна нам природа и как ее надо беречь.

    В кубанском уголке дети рассматривают альбомы «Богатства Кубани», «Лучший хлеб – на Кубани», и в беседах на эту тему с большой гордостью рассказывают о том, чем богата природа нашего родного Краснодарского края.

   Занятия по экологии не только расширяют круг знаний детей о природе, о богатствах родного края, развивают память, чувство прекрасного, мышление, формируют трудовые навыки, воспитывают нравственные качества: доброту, желание заботиться о братьях наших меньших, патриотические чувства: любовь к родному краю и гордость за то, что мы живем на Кубани.

   

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Учите детей быть добрыми и отзывчивыми"

В материале представлены  рекомендации для родителей о том, как правильно наблюдать с детьми за природой....

конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Учимся совершать добрые поступки». для детей второй младшей группы.

В ходе занятия прослеживается интеграция таких областей как: социализация, труд,  коммуникация.Целью занятия является формирование у детей  первоначальных  представлений о доброте, как ...

Консультация для родителей. Как учить детей."Будь добр!"

Если вы хотите чтобы ваш ребенок был добр, надо не заставлять, а научить его этому.Задача мам научить детей договариваться. Ничего нет страшного, если ребенок отнимает игрушку у другого.Не надо его за...

Учим детей добру

Учим детей добру...

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В. Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие ...

2024 – ГОД СЕМЬИ Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 N 875 2024 год объявлен Годом семьи. Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми. Указ Президента Российской Федерации о

2024 – ГОД СЕМЬИ Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 N 875 2024 год объявлен Годом семьи. Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и...