Музейная педагогика "Ложки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шеркунова Надежда Сергеевна

Тема: «Экскурсия в музей ложки».

 

Цель:  помочь детям познать  удивительный  многообразный  мир продуктов

творческой деятельности человека.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с № 14 «Гнёздышко»

КОНСПЕКТ

СОВМЕСТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

старшей комбинированной группы

/Музейная педагогика/

Воспитатель: Шеркунова Н.С.

Ноябрь - 2015 год

Тема: «Экскурсия в музей ложки».

Цель:  помочь детям познать  удивительный  многообразный  мир продуктов

творческой деятельности человека.

Задачи:

  1. Формировать знания детей о том, что человек создаёт предметы для облегчения жизнедеятельности,  украшения быта,  закреплять  знания  о назначении предметов домашнего обихода.
  2. Развивать познавательный интерес и познавательную активность детей в ознакомлении с рукотворным миром,  ретроспективный взгляд на предметы (ориентироваться в прошлом и настоящем ложки).
  3. Способствовать  развитию умения делать выводы,  умозаключения, умение рассуждать, доказывать. Развивать монологическую речь.
  4. Формировать у детей умение работать сообща, стимулировать проявления индивидуальности.

Оборудование:  баночка с вареньем,  вывеска «Музей ложек»,  карточки-пазлы

с изображением   разных ложек, палочки, груша на

тарелке, каша молочная, ложки, подносы, экспонаты музея: деревянные ложки

/расписные и нерасписные/, ложки, изготовленные из разных материалов  разного

назначения на подносе, «этикетки» для создания экспонатов музея.

Для продуктивной деятельности: гофрированная бумага разного цвета,

разноцветный пластилин,  пластмассовые ложки, стеки.

Предварительная работа:

Создание мини-музея, рассматривание предметов ближайшего окружения  с ознакомлением появления,  экскурсия в мини-музей детского сада «Русская горница», создание альбома  «Ложки», беседы о назначении предметов,  поисковая деятельность (опыты с ложками, изготовленных из разных материалов), чтение стихотворений, заучивание загадок, обучение детей в роли экскурсовода, рассматривание буклетов правильной сервировки стола, использование алгоритма сервировки  в работе дежурных и в индивидуальной работе, домашнее задание: нарисовать и составить рассказ о ложке.

Ход организованной деятельности

Части занятия

Содержание деятельности педагога

Деятельность детей

I часть.   Организационный   момент

Психологический настрой.

Включение детей в образовательную деятельность, мотивация;

Разговор о музее

Проблемная ситуация.

Воспитатель  обращается к детям:

-Я рада видеть вас. Посмотрите в мои глаза, а я посмотрю в ваши. В ваших глазах я увидела интерес. А вы что увидели в моих?

- Мне приятно, что вы такие внимательные и наблюдательные.  Вижу ваше  любопытство, наверное, вам хочется узнать, зачем мы сюда пришли?  Раскрою секрет: я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие  в  такое место, где можно узнать о предмете всё, всё-всё. Это музей. А вот в каком  музее мы  сегодня побываем,  вы узнаете, когда сложите карточки.

Воспитатель подводит итог:  мы отправимся в музей  ложек. /выставляет  табличку «Музей ложек» /.

Проходите на ковер, давайте поговорим о музее. Вспомните, что каждый предмет в музее  называется… /пауза/.

 Музей, в который мы отправимся, -  необычный.    В  нем  вы узнаете много интересного,  там  можно не только  любоваться экспонатами.

Но прежде надо подкрепиться.    /берёт вазочку с вареньем/.  Я вам приготовила ароматное вкусное варенье.  Угощайтесь, мои дорогие!Чего-то не хватает?

Ах, я совсем забыла приготовить  важный предмет  – ложки. Чем бы вам попробовать? /«ищет» вокруг себя/.

А что без ложек нельзя никак?  Может, есть способы еды без ложек?

А что можно есть ложкой?

Скажите, для чего нужна ложка?

Так что такое ложка?

Ежедневно  и несколько раз в день мы берем в  руки ложку, и никто не задумывается, когда  этот важный предмет  появился, и какой ложка была раньше. А вы, дети, хотите узнать что-то интересное о ложках?

Приглашаю вас всех в первый зал нашего  музея. Проходите, рассаживайтесь перед макетом.  Экскурсоводом буду я – Надежда Сергеевна.  

Дети входят  в зал, приветствуют гостей.

Обсуждения детей.

Дети складывают карточки с изображением разных ложек, рассказывают, что у них получилось.

Экспонат

Дети удивлены: А как?

Нечем попробовать, нет ложек.

Можно попробовать пальцем, можно язычком, можно из бумаги сделать рулончик и т.д.

Дети  обсуждают, что  есть пальцем не гигиенично,  язычком тоже и некрасиво. Иногда ничего нет под рукой.

 Пирожное, мороженое, суп и кашу, окрошку.

Ложкой можно есть. Можно насыпать соль,  крупу, сахар. В ложку можно наливать лекарство. Маленьким детям с ложечки дают водичку попить, …

Ложка – это столовый прибор, с помощью которого  едят, употребляют пищу.

Да, очень хочется.

Дети рассаживаются на стульчиках.

II  часть. Основная. Путешествие по музею ложек.

1 зал музея.

Уважаемые посетители! Наверное, вам будет интересно послушать историю, как появилась  ложка.

Очень-очень давно первые люди жили в пещерах, они ели сырую пищу  грибы, ягоды. Посмотрите, как  выглядели первые люди.   Как они ели пищу?  

Удобно есть руками?

У людей  не было ни огня, ни  какой посуды. Со временем они научились добывать огонь, люди жарили на костре мясо. Однажды человек очень проголодался, схватил горячее мясо руками и обжёгся. Тут он увидел  острую палочку и решил воспользоваться ею.  Хотите попробовать так покушать, как это сделал он?    /Предлагается зубочистки и кусочки груши/. Какой можно сделать вывод?

- Шло время, люди научились варить кашу, суп.  Нам в музее приготовили кашу и палочки, чтобы вы попробовали покушать ими.

Человек задумался, что же ему делать? Самый догадливый решил сделать  углубление. Такой ложкой можно  зачерпнуть кашу?   А суп?  

Как вы думаете, что стал делать человек дальше для того, чтобы ему было удобно есть?

Мне кажется,  что  ложка похожа на  часть нашей руки.   Как вы считаете?  /обследование/

/показ деревянной ложки/.Похоже?

С тех пор    ложка   вошла в быт человека.

Ложкой пользуются люди всех стран.  

Ребята, вы все очень любите, когда у вас наступает день рождения. Но дни рождения бывают не только у людей, но и у разных предметов. Давайте мы сегодня устроим праздник - день рождения ложки!

А еще во время празднования дня рождения имениннику всегда читают стихи, говорят приятные слова. Давайте и мы с вами вспомним пословицы и поговорки о ложках, и загадаем загадки о ложке нашим гостям.

Вы знаете,  в некоторых странах ложка не стала обычным столовым предметом.  Мои помощники Лева и Софья расскажут, как едят люди в разных странах.

Руками.

Не всегда.

Дети пробуют.

Палочкой нанизывать пищу удобно! Но не все продукты можно нанизывать.

Дети пробуют, делают вывод, что неудобно, пища не остается на палочке, или ее очень мало остается. Складывают использованные палочки в контейнер.

Высказывание детей.

Он стал делать еще больше углубление.

Дети проводят одной рукой по другой  - Это рука с ладошкой.

Чтение детьми стихотворений:

 В.Левин 
Стоял кораблик-ложка
В Картофельном порту.
Ушёл кораблик-ложка
С картошкой на борту.
Поплыл кораблик-ложка
С картошкой по волнам...
Плывёт кораблик-ложка,
А Лешка его:– АМ
Н. Родивилина
У маленькой Саши
Победа над 
ложкой:
Овсяную кашу
Всю съела до крошки.
Ну, может, немножко
Под стол уронила,
Ведь с кашею ложка
Ужасно шалила!
Измазала ножки
И щечки, и ушки
И даже, у кошки
Прилипла к макушке,
Зато накормила
Зайчишек и мишек
И всех угостила
У кукол детишек.
И пусть замарала
Всю шубку у  кошки -
Послушною стала
Любимая ложка! 

Лев: Я знаю, что в Китае и Японии, Корее люди едят пищу палочками. Мы были в японском ресторане,   там все кушали палочками. У меня плохо получалось. Я привык есть ложкой и вилкой.

Софья: А мне мама рассказывала, что в Индии,  Казахстане, Узбекистане  до сих пор  люди едят плов руками. У них такой обычай.

2 зал музея – зал деревянных ложек.

Пройдемте дальше. Мы с вами оказались в зале, где собраны другие ложки. Посмотрите,  какие?

Значит, этот  зал можно назвать  как?  

Обратите внимание на ложки. Что у них общего?

Чем отличаются?

Что можно сказать о деревянной ложке? Какая она?

Моя помощница  Эвелина расскажет о  деревянной ложке, из чего ее изготавливают и для чего расписывают.

Презентация ложки

Воспитатель: Да, каждую ложку мастер  с любовью изготавливал,  а мы любуемся ими.

У вас дома есть деревянные ложки?

Как их использует мама? Что ею делает?

Что ещё можно делать деревянными ложками? Разбирайте ложки – поиграем и повеселимся.

Да, деревянные ложки используются и как музыкальные инструменты. Как называют людей-музыкантов, играющих на ложках?

Итог: Деревянные ложки в настоящее время встречаются  все реже  и всё меньше используются по назначению, их можно увидеть в качестве украшений либо музыкальных инструментов

Приглашаю вас в третий зал.

Деревянные

Зал деревянных ложек.

Они сделаны  из дерева, у них у всех есть ручки и ковшик.

Ручки разные, одни расписные, другие нет, есть резные, есть простые.

Лёгкая, красивая, изящная, расписная,

Рассказ Эвелины.  Презентация ложки: После каменных, костяных и глиняных ложек русские мастера стали делать ложки из дерева: яблони, рябины, дуба.

Но самые легкие, красивые и удобные ложки получались из липы.

Ложка была у каждого своя, даже в гости ходили со своей ложкой! Ложку берегли – носили в специальной сумочке!

Украшали, расписывали деревянные ложки в подарок на свадьбу, на день рождения.

Для маленьких детей заботливые мамы делали куклы из деревянных ложек.

Мешает варенье, едим окрошку на даче,  насыпает соль в солонку ит.д.

Мы на  музыкальных занятиях играем на ложках. / Аня  выносит хохломские ложки).

ЛОЖКИ РАЗНЫМИ БЫВАЮТ.

И НА НИХ ПОРОЙ ИГРАЮТ.

ОТБИВАЮТ РИТМ  ТАКОЙ,

СРАЗУ В ПЛЯС ПОЙДЕТ ЛЮБОЙ.

ЗВОНКИЕ, РЕЗНЫЕ

ЛОЖКИ РАСПИСНЫЕ!

Ложкари.

Дети играют мелодию на ложках.

3 зал музея – ложки разные

Словесная игра «Скажи, какая ложка?»

Исследователь-ская деятельность.

Дидактическая игра

«Разложи по назначению»

Воспитатель с детьми движется к экспонатам 3-его зала музея. Осознав всю полезность ложки, люди стали применять для изготовления этих приборов разные материалы: рыбные кости, рога, раковины, дерево, бронзу, металл.

Если ложка из пластмассы, то она…

Если ложка из дерева, то она …

Если из алюминия, то…

Если ложка из керамики, то она …

Ложка из тефлона –

Найдите глазками пластмассовую ложку, а теперь металлическую.  Как вы думаете, какая  тяжелее?

Как можно узнать, что легче, а что тяжелее?

Возьмите в  одну руку пластмассовую ложку, в другую  - металлическую. Почувствовали, какая  ложка тяжелее?

Вот на подносе лежат разные металлические ложки. Работники музея попросили нас  разложить ложки по названию и назначению и даже составили список, в каком порядке нужно разложить./берет список,  после каждого выполненного задания, ставит «бирочку» с надписью, как называется ложка и для чего нужна/.

Половник  - разливная ложка. Для чего эта  ложка?

Гарнирная ложка для чего она нужна?

Столовая ложка?

Десертная ложка.

Чайная ложка

Соусная ложка

Мерная ложка

Шумовка –

Ложка для икры?

Посмотрите,  сколько разных ложек, разных размеров и разного назначения придумал человек, чтобы было удобно всем людям пользоваться этими столовыми приборами.

Суп едим, салат мешаем,

Варенье в  розетку наливаем.

Что для этого нам нужно?

Все скажите быстро, дружно!

Подумайте немножко!

Ну, конечно, это …..

Из какого только материала не делают мастера ложки!   Помимо стали  использовать золото, серебро. Посмотрите на отдельном месте, специально выделены  ложки из драгоценных металлов. Они бывают тоже   … /указывает указкой/,

А это какие?

Обращается внимание на изящность оформления ручек. Ложки из драгоценных металлов считаются подарочными. Кто знает традицию дарить серебряную ложку? Когда ее дарят?

Золотые, серебряные ложки  дарят  и на свадьбу, день рождения.

Вы знаете, 2 апреля отмечается день рождения ложки. На день рождения принято ходить нарядными. Я предлагаю украсить ложки к  их дню  рождения,  изготовить им платья. Проходите в следующий зал музея  - оформительский.

Дети переходят  в другой зал, отвечают на вопросы. Игра с мячом.

Пластмассовая

Деревянная

Алюминиевая

Керамическая

Тефлоновая

Высказывание детей

Дети пробуют, узнавая, какая легче ложка, какая тяжелее. Металлическая.  

Вывод: пластмассовая ложка легче металлической.

Дети   берут с подноса ложки и раскладывают на  столе как экспонаты.

Разливают еду по тарелкам

Раскладывать гарнир

Ею взрослые едят суп, кашу.

В основном, ею пользуются дети.

Размешивать сахар, кушать варенье, торт.

Разливать соус.

Измерять, сколько добавить специй.

Вылавливать  пельмени, вареники.

Набирать икру и намазывать её на блин, хлеб.

ложка

Столовые, десертные

чайные, кофейные.

Младенцу дарят  серебряную ложку в честь первого зуба.

4-ый зал музея.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Продуктивная  деятельность детей

«Украшение ложки»

Рассаживайтесь. Разогреем пальчики.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинай считать опять.

У вас на столах все необходимое для украшения ложки. Могу дать совет: платья прикреплять на пластилин. Воспитатель  индивидуально  советует, как соединить платье как укрепить его на ложке.

Пальцы обеих рук соединены  в «замок».

Ритмичное  касание одноименных пальцев обеих рук, начиная

с большого.

Поочередное касание пальцев, начиная с мизинца.

Хлопают в ладоши.

Дети самостоятельно украшают ложки, придавая им человеческий облик, проговаривая действия.

III часть. Заключительная.

Ну, наши красавицы готовы к балу в честь дня рождения. Время не стоит на месте, меняется условия жизни, меняются и предметы. Мы с вами видели сегодня, как появилась и изменилась ложка – простой  столовый прибор.

Подарите ложки нашим гостям. Пусть они расскажут своим ребятам в группе о ложке.

А вы расскажите, пожалуйста, что вам понравилось  в нашем путешествии. Как только скажите, потяните на себя ленточку.

Анализ можно сопровождать вопросами:

  • Что человек использовал, когда научился жарить мясо?
  • Какие ложки тонут\ в воде?
  • Какие ложки самые легкие?
  • Какие ложки использовались на Руси?
  • Из какого дерева сделаны хохломские ложки?
  • Какие ложки плавают на поверхности воды?
  • Какую ложку легко сломать?
  •  Какую ложку дарят малышу на первый зубок?

Молодцы, Мы столько узнали, сколько получилось лучиков!

Дети вытягивают ленточки на себя, проговаривая, что им понравилось в путешествии



Предварительный просмотр:

Детские загадки про ложку

 

для малышей и дошкольников 5-6 лет

 

Я похожа чуть-чуть на лопатку,
На весло я похожа немножко,
Помогаю есть кашу ребяткам,
А сестра у меня - поварёшка.

(Ложка)

 

Долго черпал экскаватор 
Суп, картошку и салаты.

(Ложка)
  

По моей тарелке 
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою 
Отправляю в рот.

(Ложка)

 

Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это  
 (ложка)

 

Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет есть их   
 (ложка)

 

Наварила мама кашки.
Положила кашку в чашки.
Будем кушать понемножку.
Только дайте, дайте 
(ложку)!

 

Чтоб есть суп – она большая.
И для каши есть такая.
Меньше чайная немножко.
Что это? Конечно … 
(Ложка)

 

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

 

В. Стручков

Море - мелко.
Берега - тарелка.
Посреди кипучих вод
В море тонет пароход.
Зачерпнул картошку-
Накормил Антошку.
Ура! Мель видна!
Море выпито до дна!

(Ложка)

 

 Горячее Озеро
Железная Лошадь выпила.

(Ложка)

 

И. Дарнина

За обедом подают
Много вкусных, первых блюд -
Борщ, бульон и суп с  горошком...
Их едят столовой ...
 (ложкой)

 

Г. Таравкова

 

В руку мы её берём,
С супом в рот себе несём.
Только ешьте осторожно,
Суп горячий невозможно,
Ешьте, дети,понемножку,
Помогает есть нам...
(Ложка.)

 

Л. Шмидт

 

Ем столовой суп в обед,
Чайной пробую десерт,
Дайте мне ещё немножко,
Где моя большая ...(
ложка) ?

 

Н. Цветкова

Суп и кашу, и компот
Отпрвляют прямо в рот.
Подбирают всё до крошки.
Это что такое?...(
Ложки)

 

Н. Меркушова

 

Ух, железная какая!
Как управлюсь с ней, не знаю! 
По тарелке постучу -
Тук, тук, тук! Я есть хочу!
Супа мне немножко!
Буду кушать ... . (
Ложкой)

 

Д. Полоновский

 

Может быть, как из металла, 
Может с дерева, но мало.
Знает Света и Сережка,
Суп едим мы, только? (
Ложкой)

 

Н. Губская

 

Супчик ею зачерпнёшь,
Мимо рта не пронесёшь,
Подзаправишься немножко.
И на стол положишь– (
ложку).

 

О. Карелин

 

То с горкою, то понемножку -
На самом кончике, чуток
Несу в разинутый роток
Сметану, кашу, суп, картошку
И много прочей вкусноты.
Кто Я? Не догадался ты?
Столовая простая ..(
Ложку)

 

Ответ: ложка



Предварительный просмотр:

Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Самый распространенный материал для изготовления ложки в Скандинавии и на Руси - древесина. 

alt

В Европе ложка появилась в средние века. Тогда ложки были в основном деревянными и роговыми. В XV веке приобрели популярность ложки из латуни и меди. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской). В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки с изображением Христа и его учеников, которые зачастую дарили на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа.

alt

В период барокко ложка превратилась в произведение искусства. Изысканный стиль в архитектуре, дизайне, мебели, одежде и манерах не позволял ложкам оставаться с широкими ручками. Держать их требовалось всей ладонью, что, принимая во внимание наличие широких манжет, жабо, длинных воротников и вообще утонченный внешний вид владельцем, сделалось совершенно неудобным. Поэтому в первой половине XVII века ручка ложки удлинилась в несколько раз. Вообще мода не раз меняла форму ложки. Например, этикетное правило держать ложку тремя пальцами привело к появлению более широких и плоских ручек.

Общая черта всех ложек барокко (как и всего, окружавшего аристократию в это время) — необычайная пышность украшений и разнообразие форм рукояток (были ложки и в виде лотоса, и ракушки, и скрипки и т.п.). Пышный декор барокко не обошел и ложку. Ее украшали сложными эмблемами, цветочными и фруктовыми орнаментами, аллегорическими фигурами и т.п.

Открытие кофейных и чайных домов в XVIII веке привело к появлению новой посуды, необходимой для чая, кофе, горячего шоколада. Культура чаепития положила начало производству кофейных и чайных ложек и появлению новых правил этикета. Так, ложку при размешивании сахара нужно было легко придерживать двумя пальцами. Ложка, положенная гостем поперек чашки, означала, что чай доливать ему чай больше не нужно.

alt

Рококо, изящный стиль, девизом которого было «жизнь — театральная ширма», открыл новую страницу в истории столовых приборов. Декор ложки теперь включал главный символ эпохи — маленькую изящно-воздушную раковину (именно от слова «раковина» и произошло название стиля). Принятие пищи превращается в театральную постановку, а это значит, что столовые приборы должны были стать достойной декорацией к ней. Появляются хрупкие, изощренно изогнутые чайные ложки, и миниатюрные ложечки для сахара, украшенные перламутром.

На смену рококо пришли строгие ясные формы нового Возрождения — классицизм выровнял изогнутые линии и лишил ложку излишков украшений времен барокко и рококо. Виньетки, игривые раковины и пузатые ангелочки уступили место ровным скрещенным шпагам и геральдическим мотивам (львам, грифонам, знаменам).

alt

Несколько позже, когда, устав от четкости классицизма, Европа обратилась к своим средневековым корням, и в моду вошла неоготика, появились великолепные образцы ложек, имитировавших своих предшественниц позднего средневековья. Причем стилизация достигала такого высокого уровня, что копии с трудом можно было отличить от оригиналов.

В том же XIX веке вырос спрос на сувенирные ложки. Первые из них появились еще примерно в конце XVII — начале XVIII веков. Их родиной считается Фрисландия, историческая область на севере Нидерландов и один из центров Северного Возрождения. Здесь впервые ложки стали украшать изображениями реальных местных ландшафтов. В новом, XIX веке, такие ложки распространились по всем лавкам Европы. Именно в это время европейцы, в период средневековья путешествовавшие с образовательными целями, начали превращаться в туристов.

Около 1900 года в Европе и Северной Америке было произведено огромное количество подобных изделий с гравюрами исторических и ландшафтных достопримечательностей, видами городов и эмблемами государств. Излюбленным украшением стали портреты знаменитых людей.

alt

Когда же ложка добралась до Руси-матушки?

В период царствования Алексея Михайловича у бояр столовая посуда была оловянная. О существовании столовых приборов, конечно, все знали, но эта атрибутика воспринималась исключительно как роскошь, поэтому ложки, вилки и ножи подавались только почтеннейшим гостям. Даже Иван Грозный за своим столом не имел ни персональной тарелки, ни ложки, а «пользовался ими от сидевшего подле него боярина». Поэтому шикарный пир с «заморской икрой» и изобилующим посудой столом в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» – выдумка режиссера, несоответствующая духу времени.

alt

При Петре I почти у всех вельмож посуда была серебряная. У придворных Екатерины I зачастую и золотая. На одном из праздников графа Шереметьева в Кусково стол был сервирован на 60 персон исключительно золотой посудой. В середине стола стоял рог изобилия из чистого золота, украшенный вензелем императрицы из крупных бриллиантов.

alt

Форма ложки постоянно менялась, пока в 1760 году не стала овальной и удобной в употреблении. Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек – разных цветов, размеров, форм, из различных материалов. Но стоит особое внимание уделить деревянной декоративной ложке с росписью, появившейся в 17 веке и получившей название по месту появления этого вида искусства – Хохлома. Красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери... Традиционные цвета: черный (иногда зеленый) и красный на золотистом фоне. Конечно, хохломская роспись делалась не только на ложках, но и на другой посуде, которая стала символом России, как и матрешка. Такие ложки часто использовались и как музыкальные инструменты.

alt

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля гласит, что «ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. Белая, т. е. некрашеная, из первых рук идет 9-18 руб. ассигнаций тысяча, осиновая и березовая; кленовая крашеная до 75 руб. ассигнаций тысяча. Ложки, у песенников, скоморохов кастаньетки, пара деревянных ложек, или надеваемых на пальцы кружков, унизанных гремушками». 

На ложках также гадали. К примеру, в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая – чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки в груде, значит, в течение года все останутся в семье; если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет или умрет и т.д.). В качестве ритуального предмета русские крестьяне использовали ложку во время святочных гаданий – замораживали к Новому году воду в ложке: пузыри – к долгой жизни; ямка сверху – к смерти».

alt

Деревянные ложки -
Постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!


Так на Руси существовал обычай: мужчине во время родов его жены вручали столовую ложку и заставляли есть смесь из горчицы, перца, хрена, соли, уксуса и сахара, чтобы тот почувствовал, каково приходится его жене. Ох и тяжко было наверно есть подобную баланду.

Не менее интересны ложечные приметы.

Если уронить ложку – придет женщина, если нож – мужчина.
Две ложки в одном соуснике – к свадьбе.
Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
Пролить соус из соусной ложки – накликать семейную ссору.
Нельзя стучать ложками – от этого «лукавый радуется» и скликаются на обед «злыдни».
Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Пресс-релиз в рамках открытого музейного урока «Русь ремесленная. Русь мастеровая» в дошкольном подразделении «Надежда» ГБОУ СОШ № 2092 пройдет тематический день музейной программы.

Пресс-релиз в рамках открытого музейного урока  «Русь  ремесленная. Русь мастеровая» в дошкольном подразделении «Надежда»  ГБОУ СОШ № 2092  пройде...

Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»

В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая а...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...