"Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Ибрагимова Лилия Васильевна

Заняти направлено на изучение свойств воды путём экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_voda_3.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

"Волшебница вода"

Направление: познавательное развитие

Автор: Ибрагимова Лилия Васильевна, воспитатель.

Время проведения: совместная деятельность взрослого и детей.

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: формировать представления детей о свойствах предметов и веществ.

Задачи:

  Обучающие:

  •  Учить детей самостоятельно находить способ выхода из затруднительной ситуации, применять новые полученные знания на практике.
  • Формировать умение на основе собственных представлений и опыте формулировать гипотезы, подтверждать и опровергать свои предположения опытным путем, обобщать результаты проведенного исследования. 
  • Закрепить знания детей о воде и ее свойствах.
  •  Познакомить детей с понятием "Минерал",  "Капиллярный эффект" путем экспериментирования.

Развивающие:

  • Развивать умения проводить несложные исследования.
  • Развивать любознательность, потребность в познании нового, неизвестного.
  • Развивать речевую активность детей через полные ответы на вопросы, через фиксацию в речи причин затруднения.
  • Развивать умения детей действовать с опорой на мнемотаблицы.

Воспитательные:

  • воспитывать сочувствие, желание помогать друзьям оказавшимся в трудных ситуациях, умение работать в группах, договариваться.

Предварительная работа: д/и "Чем может быть вода?", "Как полить грядки", "Путешествие по реке", опыты с водой, беседы "Моря и океаны", "Мокрое и сухое", "Кто испачкал воду?", "Чем может быть вода?".

Материал и оборудование: комплект оборудования для педагога и на каждого ребенка- бумажные полотенца, веревка, маркеры разных цветов, стакан и пластиковая бутылка с водой, мнемотаблица; компьютер, проектор, экран, два стакана: один из них с водой.

Ход занятия

Дети входят в зал. Здороваются. Звучит Аудио запись – «Журчание ручья»

Воспитатель. Ребята, послушайте, вы ничего не слышите?  Что это за звуки?

Дети. Вода шумит.

Ведение в ситуацию

Воспитатель. Это журчание ручья. Давайте присядем на ковер, закроем глаза и представим, что каждый из нас,  находится в удивительном месте и не только слушает журчание ручья, но и любуется водной гладью. Н-р Куда ты попал, Леон?

Воспитатель. Валерия, что ты себе представила? Алеша, а ты? (если дети затрудняются, воспитателю можно сказать о своих ассоциациях).

Дети. рассказывают о своих мечтах.

Аудиозапись звук волшебства. На экране появляется Волшебник

Воспитатель. Ребята, посмотрите у нас гость. 

Волшебник. Ребята доброго вам времени суток! Я Волшебник и живу в сказочном городе на вершине горы. У нас много красивых зданий и улиц, но совсем нет растений. Мы их пробуем сажать, но они гибнут. Отчего это случается мы не знаем? Мы все очень маленькие и большие чудеса творить не умеем. Но мы слышали, что нам необходим необычный минерал, который вы все видели, брали в руки и даже пили. Не могли вы нам его добыть и рассказать о его чудодейственной силе?

Воспитатель Как вы думаете, что это за минерал?

Ответы детей

Воспитатель Давайте я вам расскажу небольшую притчу об этом минерале

Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».

Воспитатель. Теперь вы вспомнили, что минерал, который нужен Волшебнику, это вода, а что вы можете рассказать о воде и ее чудодейственных свойствах?

Актуализация знаний и умений

Воспитатель Для чего нужна вода? Что произойдет, если вода исчезнет? Какие 3 состояния воды вы знаете? Какие свойства вы знаете? А где на нашей планете встречается вода?

Звучит музыка и на экране появляется Волшебник.

Волшебник. Ребята вы настоящие знатоки. Я теперь знаю какой минерал нам необходим, только вот беда река протекает внизу, а замок находится высоко на горе. Как мне достать эту воду. Вы не хотели бы мне помочь?

Воспитатель А сможете? Помогайте. Как вы это будете делать? Почему не помогаете? Не знаете как? А когда чего-то не знаешь, что нужно делать?

Затруднение

Дети .Спросить.

Воспитатель. Спрашивайте.

Дети задают вопросы. Воспитатель отвечает,

берет пустой стакан и стакан с водой.

Воспитатель Посмотрите. Как течет  вода?

Дети. Сверху вниз

Воспитатель А может ли вода течь снизу вверх?

Дети. Нет

Воспитатель. А как можно проверить?

Ответы детей

Открытие нового знания

Воспитатель Представьте, что мы с вами сотрудники научно - исследовательского института. Мы с вами исследователи. К нам в лабораторию поступила вода. Наша задача – изучить одно из свойств воды и заставить  ее течь  вверх. В лаборатории делают опыт, в работе используют инструкции. Затем каждый исследователь лаборатории представляет отчёт о проделанной работе.

Воспитатель  Но ребята мы сначала должны вспомнить правила безопасности во время проведения опытов.

1) не толкай соседа во время работы.

2) сначала посмотри потом повтори

3)убери и на место положи

4)будь внимателен и осторожен

Воспитатель Я вам сейчас помогу и объясню как это делать. Сначала я вам покажу Вы внимательно посмотрите, а затем попробуете это сделать самостоятельно. Подойдите к квадратному столу. Каждый встаньте около мнемотаблицы и помогайте мне , подсказывайте что я должна делать.

Каждый ребенок встает около своей карточки.

Воспитатель рассказывает пошагово инструкцию и выполняет действия.

Дети сверяют последовательность выполнения эксперимента со своей схемой.

  • Сначала берем полоску бумажной салфетки.
  • Наносим фломастерами разноцветные точки в один ряд.
  • Затем берем кусочек веревки. Также наносим на расстоянии друг от друга несколько отметок фломастерами разных цветов.
  • Наливаем в стаканы воду.
  • Опускаем полоску из бумажной салфетки в первый стакан так, чтобы она немного касалась поверхности воды.
  • Веревку помещаем в пластиковую бутылку с водой таким же образом, как и салфетку. Наблюдаем.

Воспитатель Вода поднимается вверх, демонстрируя капиллярный эффект, то есть салфетка и веревка намокают и их капилляры проводят воду, тем самым продвигают ее вверх.

Воспитатель Посмотрите внимательно на экран.   инструкция поможет вам в проведении эксперимента. Проходите к своим рабочим местам и попробуйте поднять воду вверх.

Включение нового знания в систему знаний и умений

Воспитатель Получилось поднять воду вверх? Задайте друг другу вопросы все ли получилось? Сравните свой результат с изображением на экране. Где могут пригодиться полученные знания?

На экране появляется Волшебник.

Волшебник  Ребята, огромное вам спасибо, теперь наш город, будет красивым и зеленым. Пойду с друзьями скорей приступать к работе. До свиданья.

Осмысление

Воспитатель Вы помогли Волшебнику? Как?  вам удалось поднять воду. Что вы сделали, чтобы достичь поставленной цели? Какие знания вам помогли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...