Исследовательский проект "Волшебница - вода!" средняя группа.
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Василенко Наталия Алексеевна

Этот проект - совместное творчество педагога, детей и их родителей по ознакомлению дошкольников со свойствами воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_-_voda.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект «Волшебница – вода»

Средняя группа «Сказка», октябрь - декабрь 2016год.

Участники проекта дети, педагог и родители воспитанников группы «Сказка».

"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,                                                                        Приобретают способность сами ставить вопросы.                                                                                              И получать на них фактические ответы, оказываясь,                                                                                     на более высоком умственном и нравственном уровне.                                                                                                                                  В сравнении с теми, кто такой школы не прошел"                                                                                     К. А. Тимирязев

Актуальность

Актуальной задачей является создание в образовательном процессе педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности  каждого ребенка, что предусмотрено Федеральными  государственными  стандартами к структуре основной общеобразовательной программы. 

В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Работая в детском саду, я заметила, что дети по своей природе исследователи и экспериментаторы. Ребенку с раннего возраста свойственно изучать окружающий мир. Я решила провести ряд мероприятий, на которых дети могли бы заниматься опытно-экспериментальной деятельностью. Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания. Дети учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. В процессе поисковой деятельности дети самостоятельно обнаруживают все новые и новые свойства предметов, замечают их сходство и различие, обогащают опыт и познание.

Я выбрала объектом воду, потому что это просто, доступно в тоже время многогранно и интересно.

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков).

Цель проекта:

 Выявить умение детей принимать задачу, анализировать ситуацию, сопоставлять факты, рассуждать и аргументировать собственные выводы.

Выявить свойства воды: текучесть, без цвета, без запаха, без вкуса, прозрачность, может окрашиваться, испаряться. Вещества в воде могут растворяться и влиять на ее  вкусовые качества.

Задачи проекта:

Образовательные:

Познакомить со свойствами воды (вкус, цвет, запах, вода – растворитель, вода – жидкость, твердое состояние – снег, лед). 

Познакомить с процессом испарения воды, показать зависимость скорости испарения от условий (закрытая и открытая емкость).

Закрепить умение отвечать на вопросы, грамматически правильно выстраивая предложения.

Развивающие:                                                                                                                                               Развивать любознательность, мышление и речь детей;                                                                         ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха.                                                                                                                                             Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения .                                    Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде

Воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру.

Организация проекта:

1 этап Подготовительный

- Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Водная тема была выбрана по инициативе детей, а произошло это так. Во время утреннего полива групповых растений в уголке природы, Андрей разлил воду. Получилась лужа, она быстро растеклась. Никита закричал: «Посмотрите, какая лужа большая».

 Я поддержала живое общение своих воспитанников, задав вопрос: «А откуда появилась лужа?», дети хором сказали, что это Андрей разлил. Я продолжила: «Что разлил Андрей?», дети сказали, что воду. Мы стали ее рассматривать, затем вытерли тряпкой. И так было решено помочь детям и вместе с ними увлекательным и интересным образом получить ответы на вопросы о свойствах воды.  Так как у детей еще нет правдоподобных сведений в этой области.

- создание экспериментальной зоны, подготовка оборудования и материалов;

- создание в группе картотеки опытов и игр – экспериментов для детей средней группы;

- подбор дидактического материала по теме проекта;

- познакомить с презентацией «Нужная и важная вода»;

- подборка литературы о воде;

- проведение бесед о воде и ее свойствах.

2 этап Исследовательский

Организация исследования в рамках проекта.

1 наблюдения

Планирование  наблюдений с детьми

Осень

По утрам наблюдали росу, туман, иней. Наблюдали за дождем. Наблюдаем за облаками, тучами, небом.

Рассматривали первый снег, знакомились с его свойствами (лепится, тает). В ноябре выпал первый снег. Снег был мягкий и рыхлый. Я объяснила ребятам, что когда нет мороза, то снег мягкий и мокрый, быстро тает. Но зато он хорошо лепится. Мы сделали небольшого снеговика, и, конечно, полюбовались красотой природы.

2 Экологические беседы, чтение литературных произведений.

Беседы: «Вода. Какая она?», «Свойства воды», «Вода в жизни растений, людей, животных», «Почему нужно беречь воду?».

Отгадывание загадок о различных проявлениях воды.

Чтение стихов о воде, проведение физминуток «Дождик», «Капля раз!»…

Чтение сказки Т.А. Шорыгина «Приключения КАП и ЛИ», «Путешествие на облаке»…

В своей работе по опытно – экспериментальной деятельности я использую литературу: С.Н. Николаева парциальная программа «Юный эколог», З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева  Развитие познавательно – исследовательских умений у дошкольников; Н.В. Нищева Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ.М. Султанова Простые опыты с водой. Т.А. Шорыгина  Беседы о воде в природе. И.В. Кравченко Прогулки в детском саду младшая и средняя группы.

3 Проведение Д/игр: 

«Четвертый лишний»: назвать явление природы, не связанное с водой, назвать лишнее животное: заяц, волк, лиса, дельфин.

«Хлопни в ладоши» (если: услышишь слово, связанное со словом «дождь», или прилагательное относящиеся к воде).

«Какая вода?» - назвать свойство, не присущее воде: прозрачная, пахнет, растворяет.

«Назови лишнее слово»: капля, роса, дождь, лед.

4 Опыты и эксперименты.

В ходе экспериментирования дети получают самые ценные и прочные знания, так как добывают их в ходе собственных творческих изысканий. Первые опыты, которые я провела с детьми – это знакомство со свойствами воды.

- «Вода – это жидкость»,

- «У воды нет вкуса, запаха»,

- «Вода прозрачная».

- Дальше мы познакомились с таким свойством воды, как окрашивание. Цель данного опыта показать, что некоторые вещества растворяются в воде, изменяя ее цвет. Из прозрачной она может стать разноцветной. Дети сделали вывод, что цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду. Вода легко окрашивается.

- Следующий опыт: «Вода – растворитель». Цель: выявить уровень растворимости различных веществ в воде. Я взяла    3 вещества: соль, сахар, песок. Соль и сахар растворились без следа, при этом не изменился цвет воды. Она  осталась прозрачной. Но изменился вкус воды, дети попробовали и сказали: «Вода стала сладкая и соленая». А песок не растворился, но вода поменяла цвет. Она стала грязная, такую воду пить нельзя. Сделали вывод, что не все вещества растворяются в воде. Некоторые растворяются, изменяя свойства воды.

- Провели опыт: «Куда делась вода?» - на испаряемость воды. Вели дневник наблюдения и заметили, что в открытой емкости за 2 недели вода испарилась на половину, а в закрыто – не испарилась. Подвела детей к пониманию круговорота воды в природе. Так же вода испаряется в море, реке, а потом в виде дождя возвращается обратно на Землю.

- Опыт: «Путешествие в пустыне» - найти различные способы очистки воды. С помощью воронки и марли мы очищали воду от загрязнения: палочки, листья, песок. Весь мусор остался на марле. Узнали, что прежде чем стать питьевой водой, ее  сначала очищают.

- «Вода – снег – вода». Самым интересным было знакомство со снегом. Я принесла в группу емкость со снегом. Дети его трогали, рассказывали какой он (белый, холодный, в руках тает, становится водой). Мы его грели в ладошках дыханием, и увидели, что снег превратился в воду. Снег в тепле тает и становится мягким. Из него можно лепить снежки. Дети с удовольствием лепили снежки и сделали маленького снеговика. Было очень интересно наблюдать за эмоциями детей. Сколько было радости. Потом мы оставили снег в тепле. И через время увидели, что он стал водой. Этой водой мы полили цвет. Сделали вывод, что снег – это твердое состояние воды.

3 этап Заключительный.

- Приобрели знания о свойствах воды;                                                                                                             - Памятка для родителей «Занимательные опыты на кухне, или чем занять ребенка».                                                                        - Консультация для родителей « Как организовать игры детей с водой».                                                                                                               - Провели  родительское собрание  вместе с детьми по теме: «Вода и ее свойства». Дети были команда «Капелька», всем приготовили эмблемы с капелькой. Показали родителям опыты с водой.

Результативность:

- сформировали у детей  обобщающие  представления  о способах работы с водой;

- развили  у детей творческое воображение , самостоятельность, усидчивость,  привили аккуратность  в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа Опыт с водой №1Цель: Показать значение воды для всего живого.Формировать представление о некоторых с...

Исследовательски-творческий проект «Чудесные свойства воды» (средняя группа)

Паспорт проектаВид  проекта:  краткосрочный (март-апрель)Тип проекта: исследовательски – творческийУчастники: дети  средней группы детского сада, родители воспитанников, воспитатель.Акт...

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности. Тема: "Свойства воды" средняя группа

формировать знания детей о свойствах бумаги через экспериментальную деятельность...

Исследовательский проект "Зачем нужна вода?" средняя группа

Исследовательский проект "Зачем нужна вода?", для средне группы.Наш проект знакомит детей в интересной и увлекательной форме с таким компонентом природы, как вода. Важно научить детей бережн...