Прогулка «Чудо - осень к нам пришла»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель.

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют, опадают и как они опадают, устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи.

Развивать умения детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь, расширять словарь: черешок, кромка, хлорофилл, озимь.

Исследовать природное явление: «листопад», строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Формировать у детей умение устанавливать связь между признаками в природе, умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения).

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_rmo_2016_mironova_o.n.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 комбинированного вида

Конспект

Прогулка «Чудо - осень к нам пришла»

(Познавательное развитие (ФЦКМ)

Старшая группа

Подготовила и провела:

Миронова О. Н.

г. Одинцово

2016 г.

Цель.

 Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют, опадают и как они опадают, устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи.

 Развивать умения детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь, расширять словарь: черешок, кромка, хлорофилл, озимь.

Исследовать природное явление: «листопад», строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Формировать у детей умение устанавливать связь между признаками в природе, умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения).

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Методы и приемы:

Решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера.

Формы организации познавательной деятельности детей:

Групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Оборудование и материалы:

Колокольчик, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие, коробки с крышками, пшеница озимая, инвентарь для посадки пшеницы, яблоки

Предварительная работа:

Беседа об осени;

Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С . Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина.

Разучивание стихов, поговорок, песен об осени, прослушивание музыки;

Рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы;

Наблюдение за деревьями на прогулке;

Наблюдение за листопадом;

Сбор листьев разной формы и окраски;

Рисование на занятиях по ИЗОдеятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;

Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография)

Поделки из природного материала.

Ход мероприятия:

Воспитатель: (Звенит колокольчиком)

Вот звоночек звенит, заливается,

А ребята вокруг собираются,

Собрались все дети вкруг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся!

№1

Ребенок

Ольга Николаевна, а можно я расскажу стихотворение об осени?

Воспитатель: С удовольствием тебя послушаем.

(Стих «Чудо-осень» М. Сидорова)

Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают.

Волшебный, осенний и сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает.

Закружится ветер под песню дождя,

Листочки нам под ноги бросит.

Такая красивая эта пора:

Пришла в гости к нам чудо – осень.

Какая ты молодец! Мне очень понравилось  стихотворение, которое ты рассказала. А вам, ребята? Предлагаю поговорить сегодня о Чудо - осени и найти в природе ее признаки. Вы согласны?

Вспомните, о каких признаках осени говорится в стихотворении?

(Дождь холодный, листопад, листья меняют цвет)

А какие признаки есть еще, вам поможет вспомнить игра.

Игра «Да или нет»

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Урожай весь собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто – часто льют дожди?

Достаем мы сапоги?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же делать?

Куртки , шапки надевать.

О каких признаках осени помогла вспомнить игра?

(Хмурое небо, птицы улетают на юг, убирают урожай, день становится короче, а ночь длиннее, грязь, на улице становится холоднее, люди одеваются в теплую одежду)

№ 2

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно вокруг и скажите, какие деревья растут на территории нашего участка?

(Липа, береза, рябина – подходим к каждому дереву)

Как можно различить эти деревья друг от друга? (У рябины резной лист и ягоды, у березы - белый ствол).

Игра «1-2-3 к…(березе, рябине, липе) беги»

№3

Ребята, мы с вами наблюдали за деревьями в течение года. Что изменилось с наступлением осени? (Листья )

(Найти и взять в руки листик)

Воспитатель: Для чего дереву нужны листья? (С его помощью дерево дышит, листья украшают)

 (Рассматриваем листья)

Лист соединяется с веткой при помощи черенка. На верхней поверхности есть жилки – внутри это тонкие трубочки. Жилки идут от черешка по всему листу, через них лист питается влагой. Край листа называется «кромка». Верхушка листа бывает острой или круглой. Рассмотрите свой лист и скажите, какая верхушка у вашего листа.

Вывод: У листьев есть черешок, он соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Проблемный вопрос: «Почему осенью листья опадают?»

(У основания черешка появляется пробковый слой, он отделяет черешок от ветки.)

Опыт «Почему лист зеленый?»

Мы подошли к специальному столику, где узнаем, почему листья на деревьях бывают зеленые.

(Лист вложить между слоями ткани и постучать кубиком)

Зеленое вещество из листочка называется хлорофилл, оно и окрашивает лист в зеленый цвет.

 Какого цвета листья у деревьев становятся осенью? (Оранжевые, красные, желтые.)

Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, затем пропадает совсем.

Вывод: В зеленый цвет листья окрашивает вещество под названием «хлорофилл», осенью вещества становится меньше, поэтому листья меняют цвет

Минутка отдыха. «Осенний листок» ( зарядка для глаз )

На листочек я смотрю,

Влево глазки я веду,

Вправо глазки я веду,

Вверх смотрю и вниз смотрю.

Сильно глазки закрываю

И тихонько закрываю,

Вдаль я на листок смотрю: ( подбросить листочек вверх )

- Здравствуй, осень, - говорю. ( хлопаем )

№4

Ребята, пришла пора проверить, все ли на нашем участке в порядке.

  ( Дети расходятся по участку и находят рассыпанные крышки, дорожка из крышек ведет к ящику с крышками.)

Проблема: что с ними делать ( №1  выбросить; №2 сделать что-нибудь интересное )

Конструирование «Чудо-дерево»

Посмотрите внимательно, какого цвета крышки в ящике (красные,

оранжевые, желтые, коричневые ), что вокруг нас подобного цвета ( листья на деревьях, ствол коричневый ).

  1. ствол; 2) ветви; 3) листья

На донышке ящика – яблоки

 - Осень щедрая пришла,

Вам подарки принесла.

- Персики пушистые? ( Нет )

- Груши золотистые ? ( Нет )

- Яблоки душистые?

  Да. Яблоки душистые осень принесла.

Сюрприз – яблоки.

Спасибо тебе, осень, за гостинец.

Скоро в детском саду праздник, давайте осень в гости пригласим

Приглашаем осень в гости:

«Осень – осень, в гости просим!»

№ 5

Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы»

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

 Только зеленеет озимь на полях.

Эти слова А. Плещеев написал о поздней осени, когда глаз радует только озимь на полях.

Словарная работа «озимь».

Кто знает, что такое « озимь» ?

(Это сорт пшеницы, которую сеют под зиму.)

Ребята, я предлагаю посеять озимую пшеницу и понаблюдать, как она будет расти.

Труд: Посев зерна.

Заключение:

Молодцы, ребята, мы  сегодня вспомнили признаки осени, активно поработали и с пользой отдохнули.

Вот звоночек звенит заливается,

А ребята с гостями прощаются.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения целевой прогулки в осенний парк «Осень в гости к нам пришла».

Цель: Создание  условий для  знакомства детей с объектами и явлениямиприроды в естественной обстановке. Задачи:Формировать умение различать наиболее характерное состояние осенней погоды...

Конспект НОД "Пришла к нам чудо - Осень"

Итоговая НОД по закреплению знаний детей об осени для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий осеннего развлечения в подготовительной группе "Пришла к нам опять чудо-осень"

Данное развлечение предназначено в помощь музыкальным руководителям при проведении осенних праздников....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «Прогулка с Осенью» Тема недели: «Осень золотая в гости к нам пришла»

      План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «Прогулка с Осенью»        Тема недели: &la...

Пришла к нам Чудо - Осень!

Увлекательный праздник с песнями, танцами, стихами и играми.Изюминку придают мероприятию гости: Холодрыга и Слякоть....

Развлечение Пришла к нам опять чудо-осень

Цели: Способствовать развитию у детей музыкально - эстетического вкуса и чувств, обогащать художественные представления об осени. Продолжать развивать у детей чувства коллективизма и доброжелател...