Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "В гостях у бабушки Федоры"".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "В гостях у бабушки Федоры". Вводное в лексическую тему "Посуда". Старшая группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №46  « Малышок»

                        КОНСПЕКТ

занятия по ознакомлению с окружающим миром

«В гостях у бабушки Федоры»

(вводное в лексическую тему «Посуда»,

старшая группа)

                                                                             Разработала:

                                                                                                                           Юдина В. М.

                                                        г. Саров, 2013г.

ЦЕЛЬ: Уточнить и обогатить знания детей о посуде.

ЗАДАЧИ: Закрепить знания детей о посуде: её свойствах, качествах, назначении

Расширить и активизировать словарный запас по данной теме, ввести новые относительные прилагательные ( стеклянная, деревянная, фарфоровая, металлическая, пластмассовая)

Учить детей словообразованию новых существительных( хлеб-хлебница, сахар-сахарница, конфета-конфетница)

Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение через выделение основных частей посуды, её классификацию по способу  назначения ( чайная, кухонная, столовая)

Развивать фразовую, грамматически правильную речь в процессе диалога и в построении развёрнутых высказываний.

Развивать слуховое восприятие, внимание.

Воспитывать бережное отношение к посуде, чувство сопереживания и помощи.

Материал:

1.Набор картинок, изображающих предметы посуды без каких-либо частей, посуда кухонная, чайная, столовая, хлебница, сахарница, конфетница, красиво оформленная коробка с посудой (подарок), плоскостное изображение деревенского дома.

Предварительная работа:

1.Чтение сказки Чуковского К.И. «Федорино  горе»

2. Внесение новой посуды в бытовой уголок.

3. Закрепление названия посуды во время завтрака, обеда, полдника, ужина

 

Методы и приёмы

Содержание

I.Мотивация.

Создание проблемной ситуации

Получение письма от бабушки Федоры.

Вопросы.

II. Усвоение новых знаний.

  Встреча с бабушкой (куклой)

Чтение отрывка стих-я

Д/ игра «Что изменилось?», называние предмета, вычленение и называние его частей, употребление родит. падежа существительных в ед. числея6разбился чайник, у него нет носика

Закрепление названий предметов посуды

Словообразование

Вопросы .

Чтение отрывка

Д/игра «Собери посуду»,

Классификация по назначению.

Создание игровой ситуации «как будто».

Д/игра «Закончи предложение», на употребление глаголов.

Вопросы на словообразование.

Операции анализа и синтеза.

Д/игра « Какой предмет?»( по материалу)

Д/ игра «Узнай по звуку».

Создание проблемной ситуации.

Игра «Хорошо – плохо».( с экспериментированием)

III. Итог занятия.

Дети находятся в раздевальной комнате.

Вос-ль сообщает, что в группу пришло письмо от бабушки Федоры с приглашением на день рождения. (читает письмо)

-  Что можно подарить бабушке Федоре на день рождения? (показывает красиво оформленную коробку  с посудой).

Восль обращает внимание на необычные звуки за дверью (дверь оформлена под деревенский дом)

- На что похож этлт заук?

-  Как вы думаете, что могло случиться у бабушки Федоры?

Предлагает войти в дом бабушки Федоры (в группу)

Занятие проходит в кукольном уголке.

Бабушка Федора рассказывает о своей беде (чтение отрывка из произв. Чуковского «Федорино горе»

      « Ой  вы бедные сиротки мои,

         Утюги и сковородки мои….»

Вос-ль поясняет, что слышали звук убегающей и разбивающейся посуды.

Бабушка Федора обращает внимание на развитую посуду (картинки с изображениемпосуды без каких-либо частей)

Вос-ль поясняет, что слышали звук убегающей и разбивающейся посуды.

Бабушка Федора обращает внимание на разбитую посуду ( картинки с изображением посуды без каких-либо частей)

Игра.

Воспитатель предлагает спросить у б.Федоры,  какая ещё посуда у неё была.

-  У тебя была сковорода? И др.

-  Почему убежала посуда от б. Федоры? Значит, какая она была? (Б.Федора посуду запылила, какая она стала? (запыленная) закоптила? (закопчённая), разбила (разбита).

-  Что было бы, если бы б.Федора бережно относилась к посуде берегла её, заботилась о ней?

-  Как вы обращаетесь с посудой?

« Уж не буду, уж не буду

    Я посуду обижать…»

Вос-ль побуждает детей помочь б. Федоре вернуть посуду домой ( посуда разложена в разных месах группы).

-  Мальчики будут собирать посуду, которая нужна на кухне. Как она называется?

-  Девочки соберут посуду, которая нужна для чая. Как она называется?

-  Мы с б. Федорой будем собирать посуду, которой пользуются в столовой ( из которой едим). Как она называется?

 По ходу игры вос-ль уточняет: что ты взял? Что ты должен собирать? Почему ты думаешь, что ложка – это столовая посуда? И т.д.

Даёт оценку выполнения задания.

Предлагает поставить посуду: чайную на стол; столовую в буфет ( объясняет значение слова); кухонную на плиту.

_  Как будто вымыла посуду, как будто готовит обед (Федора).

-  Бабушка Федора в сковороде что делает? (жарит)

-  Б.Федора в кастрюле что делает?  (варит)

-  Б, Федора в чайнике……………..? (кипятит)

-  Во что положит б. Федора сахар?

-  Во что положит Б. Федора хлеб?

-  Во что положит б. Федора конфеты?

Воспитатель привлекает внимание к принесённому подарку: нахождение общего признака (из неё можно пить), различия ( детали, цвет, материал)

-  Стакан сделан из стекла. Какой он?

-  Кружка сделана из пластмассы……..

-  Кружка сделана из металла?......

-  …………………………из дерева……………..

-  …………………………из фарфора      ……….- объясняет  значение слова «Фарфор».

Вос-ль сообщает, что посуда, сделанная из разного материала, по-разному звучит ( даёт образец звуков) .

-  Почему б. Федора выбрала стакан? (красивый, прозрачный, лёгкий)

-  А я говорю, что стеклянный стакан – это плохо. Чем? ( разобьётся, хрупкий) .

Предлагает проверить, удобно ли пользоваться стеклянным стаканом, если в него налить горячий чай.

-  Чем хорош металлический стакан? (не разобьётся, прочный). Чем плох? (нагревается, обжигает руки).

-  Чем удобен деревянный стакан? ( красивый, не обжигает руки)

-  почему лопнул деревянный стакан? ( демонстрация деревянного стакана с трещиной). Вос-ль объясняет, что дер. стакан может треснуть, если в него часто наливать горячую воду.

-  Б.Федоре понравится пластмассовая кружка? Чем? (лёгкая, не разобьётся)

Вос-ль рассказывает о свойствах фарфоровой чашки, проводит эксперимент.

Бабушка Федора благодарит детей за помощь и подарок.

Приглашает на чай после сна.