« Развитие речи детей через знакомство с народным творчеством»
статья по развитию речи по теме

Силаева Любовь Павловна

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик»с.Петропавловка Кусинский район»

Тема:  « Развитие речи детей через знакомство с народным творчеством» 

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории:

 Силаева Л.П.

2016

Образовательная область – речевое развитие»

Извлечение из ФГОС ДО

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

В дошкольном детстве происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период поразительны. Чтобы обучение было более качественным, интересным, доступным для детей, я выбрала направление в своей работе: «Развитие речи детей через знакомство с народным творчеством».

Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.

         Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т.е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

          Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленной на развитие читательских интересов детей, развитие способностей восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного.

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

          Одним из важных принципов технологии реализации программы  является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитании дошкольников, при этом предоставляет родителям возможность высказывать свою точку зрения.

         Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, поможет родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.

         Дошкольный возраст – период первоначального литературного развития дошкольника. Характерной особенностью дошкольника является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Человек, по утверждению К.И. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению главных звуков является совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бо-бо. Дети тяготеют, прежде всего, к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. От того то малышам нравятся произведения фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действия, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка.    

Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость».

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки, пестушки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

- обогащают словарь,

- развивают артикуляционный аппарат,

- фонематический слух,

- дают образцы для составления описательных рассказов.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста.

 Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их.

Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша и в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции,  симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

 

«Малые жанры фольклора»

Это небольшие по объему фольклорные произведения. Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми («Сорока», «Ладушки»), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторять его действия. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображение, обогащается речь, эмоции.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами, очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями – играет в ладушки, притопывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.

Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски). Также могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

Потешки — короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Наиболее популярные сюжеты потешек: "Ладушки"  (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключительных  словах ручки разводят и кладут на голову: "Полетели, на головку сели!"); "Сорока"  (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); "Идет коза рогатая" (жесты взрослого изображают встречу с козой). 

Потешки — замечательное изобретение народной  педагогики и народного  поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства.

Пример:

«Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)

   Считалки — вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей. Считалки исполняются в особой манере, так, чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из участников игры; тот, на которого пришелся заключительный слог, выбывает из жеребьевки ("Родион, поди вон!"); Считалка произносится до тех пор, пока не останется последний, которому выпадает водить в игре ("Ну-ка, Мишенька, води»). Значительную часть считалок составляют стихи, скомпонованные из набора слов, отсутствующих в языке или выступающих в искаженных формах словесных образований, не поддающихся логическому  объяснению ("Перводан, другодан, на четыре угадал..." или еще более непонятное: "Эники-беники Си колесо, Эники-беники Клоп..."; "Ана-руна-жесь, Кинда-ринда-резь..."). Часто подобная заумь объясняется искажением иноязычных слов, прежде всего числительных ("Эна, бена, рее, унтер, квинтер, жес" — где узнаваемы следы не то лат., не то франц. счета). В считалках закрепились следы языковой  архаики и мифологических связей. Жанр уникален в том отношении, что является стихотворным, но не песенным.

  Аты-баты, шли солдаты,

  Аты-баты, на базар.

         Аты-баты, что купили?

         Аты-баты, самовар. и т.д.

           

Колыбельные песни— песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к интересам ребенка; эта стилизация под детскость, между прочим, очень отчетливо сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования).

Пестушка  (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

                  Кушай, кушай, котик!

              Открывай свой ротик:

               Кашку и оладушки,

               Да сыграй нам  «ладушки»

                 Топ, топ, топ, топ!

Прибаутка   (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,

 Большая голова,

 На колу сидела,

 В стороны глядела,

 Головой вертела.

 

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);

обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);

сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

Пример целовальной игры:

           Селезень

Селезень утку загонял,

 Молодой серу загонял,

 Пойди, Утица, домой,

 Пойди, Серая, домой,

 Утя семеро детей,

 А восьмой Селезень,

 А девятая сама,

 Поцелуй разок меня!

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Радуга –дуга,

Перебей дождя,

Опять в ночь

Льет во всю мочь;

Перебей гром-

Не попал бы в дом.

       Дразнилки – тесно связаны с прозвищами, употребление которых уходит корнями в древнюю Русь. В крестьянской среде фамилии заменяли прозвищами, которые давались человеку окружающими его людьми. В каждом из прозвищ отражалась какая – нибудь  внешняя примета его носителя, чаще всего иронически преувеличенная. От таких прозвищ и произошли дразнилки, которые по значению и представляют собой рифмованные прозвища, развернутые в небольшие стихотворения.

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин

Плакать не годится,

Можно простудиться

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.

 Видит грека: в реке рак,

 Сунул грека руку в реку -

 Рак за руку грека — цап!

                       Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

                       От топота копыт пыль по полю летит.

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм

                       "Не беда, что в ржи лебеда, а беды, как не ржи, ни лебеды"

                       "На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся",

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут, Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун.

Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность. "Поговорка, - говорит народ, - цветочек, пословица - ягодка". Поговорки называются также "присловьями" и "присказками". Примеры

                "Как две капли воды",

                 "Один, как перст",

                "Ни дать, ни взять",

                "Как снег на голову",

Приговорки - общение с природой один на один. Приговорки  обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Приговорка, построенная по принципу просьбы- пожелания, самим словесным строем настраивает ребёнка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. Для каждого растения своё определение, ласковое слово:

   матушка репка,

   уродилась крепко,

   капуста виласта,

          

 Приговорки'' во время игр - это своеобразные просьбы к природе в доброй помощи. Они обращены к ветру, ручью.

Многие нелепицы начинаются с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных отклонений от общепризнанных и существующих норм:

                Курочка бычка родила,

Поросёночек яичко снёс,

Овечка расквохталась

Кобылка раскудахталась.

Частушка - фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов[1]. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка).

Фольклорная сказка включает несколько жанров:

                   Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах. (Сказка о животных (животный эпос) — это совокупность (конгломерат) разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

                           Волшебные сказки. (В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.)

                          Новеллистические (бытовые) сказки имеют одинаковую с волшебной сказкой композицию, но качественно отличаются от нее. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж – обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости.

                          Небылицы – это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объему и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былины.

Вывод:

Фольклор – связующая нить веков, которую умело использовали в своем творчестве русские писатели. Этим они подчеркивали неразрывность связи народного художественного слова и авторской поэзии.

Заключительная часть.

Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливает опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

                                      литература

1.Воспитание и обучение детей раннего возраста  В.В. Гербова, Р.Г.Козакова

раздел «Развитие речи детей через народное творчество».

2. Хрестоматия для маленьких.

3. «Кушаем с улыбкой» потешки о еде для малышей Кирилла Авдеенко

4. А.Ю. Хвостовцев «Динь-динь-бом» (Пальчиковые потешки для детей от 1до6лет)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей через знакомство со сказкой

Развитие речи детей через знакомство со сказкой...

Самообразование воспитателя средней группы по теме "Развитие речи детей через знакомство с устным русским народным творчеством"

Самообразование воспитателя средней группы по теме "Развитие речи детей через знакомство с устным русским народным творчеством"...

Конспект логопедического занятия для развития речи дошкольников через ознакомление с народным творчеством

Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников через ознакомление с народным творчеством».Цель: расширять словарный запас посредством русских народных сказок. ...

Презентация "Развитие речи детей через знакомство со сказкой"

Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. С...

Развитие речи детей через произведения устного народного творчества

Речь является важнейшим средством развития личности ребёнка и начинает активно формироваться уже в раннем возрасте....