"Развитие речи у детей через знакомство с народным творчеством"
консультация на тему

Голдина Елена Григрьевна

Методические разработки педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей через знакомство с народным творчеством.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 95»

воспитатель  - Голдина Елена Григорьевна

В дошкольном детстве происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период поразительны. Особую значимость приобрело народное творчество – фольклор. Ведь в период адаптации к новой обстановке, когда дети скучают по дому, маме, еще не могут общаться с другими детьми, взрослыми важно найти подход к каждому ребенку. Поэтому в своей работе с детьми раннего возраста я начала использовать малые фольклорные формы: потешки, песенки, пестушки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к малознакомому человеку – воспитателю. Дети вспоминают, как ласково играли с ними мамы и бабушки. Внимательно начинали прислушиваться и переставали плакать. Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. Находясь в группе целый день, дети устают, ссорятся, у них, как и у взрослых, бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие детки наоборот расшалились и не могут успокоиться. И тут на помощь опять приходит фольклор. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты

В раннем возрасте важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка. А малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи. В таких народных произведениях имеются звукоподражания голосам птиц и животных, что вызывает желание повторить, а значит, развивает речь. В  потешках малыши улавливают доброе ко всему живому. Помогают привыкнуть малышей к малознакомым людям. На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношении к окружающему миру, обусловленный ростом возможностей малыша и осознания себя, как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребёнок получает новые впечатления, что является условием его психического развития. А знакомство с детским фольклором развивает интерес к окружающему миру, народному слову, народным традициям, воспитывает художественный вкус, развивает речь, а также многому учит.  Игра является основным видом деятельности в детском саду. Игра - это ещё и комфортное проживание детства. Играя, ребёнок переживает огромную радость, а в радости развитие ребёнка идёт более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребёнок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности. Такую радость доставляют народные произведения, народные игры. К таким играм можно отнести пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику, способствуя развитию речи. Дети очень любят играть в хороводные игры. Слова игр легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша. Такие хороводные игры как «Колпачок», «Пузырь», «Мыши водят хоровод», «Ходит Ваня» и др. Во время игр всем детям хочется быть главным героем (петушком, зайчиком, колпачком) вот тут-то на помощь приходят считалки, которые служат для справедливого распределения ролей. В народных произведениях есть огромный материал для использования в сюжетно - ролевых играх. Так, Курочка-рябушка идёт на речку за водичкой – цыплят поить; кисонька - мурысонька идёт на мельницу за мукой, чтоб испечь прянички; сорока - белобока – кашу варит, чтобы деток кормить, а котик идёт на торжок. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многопланово. В потешках, песенках оживают явления природы «ночь пришла темноту привела», «Солнышко -  вёдрышко» обогрело «телят, да ягнят, да ещё маленьких ребят». Дети очень любят проговаривать заклички  солнцу, дождю, радуге.

Стихи, потешки, песенки, поговорки, прибаутки, образные слова представляют собой ту ценную звуковую среду, которая благоприятствует освоению языка, развитию восприимчивости к звучанию художественного слова. Помогают установить с ребёнком эмоциональный контакт. Общение детей с взрослыми, образец их речи способствуют формированию вкуса и «чувства языка». Художественное слово народного поэтического творчества сопровождает детей ещё с раннего возраста. Когда дети ещё совсем маленькие, песенки, потешки  проговариваются ласковым голосом. Но  в старшем  возрасте используется  разная интонация. Для развития внимания к звучащей речи  можно учить детей совместно договаривать и проговаривать, выделяя голосом некоторые слова в тексте. Чтобы речь детей стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной используются народные песенки «Сорока-белобока», «Идёт коза…», «Чики-чики кички, берёзовые лычки…». Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит. Сколько знаний дети получают при ознакомлении с окружающим миром. Так при знакомстве со  сказкой «Как коза избушку построила» дети узнали о деревьях и их особенностях (на дубе растут жёлуди, с яблоньки падают яблочки). Под каким деревом можно построить избушку, а под каким нельзя. Из народных песенок дети узнают о быте народа его жизни. В народе дорожили колыбельным песенном мастерством и передавали из поколения в поколение. Песенки учат детей, что нужно делать, если «ребёнок» заплакал. Его нужно качать, баюкать.

Детский фольклор учит детей играть. Неоценима роль загадок в познании окружающего мира. Ещё в древности загадки служили средством проверки мудрости. Именно с помощью загадок народные познания передавались из поколения в поколение. Педагогическая ценность загадок заключается в том, что она знакомит с радостью «мышления», направляет внимание на предметы и явления, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений и признаков. С начало дети отгадывают готовые загадки, а затем начинают придумывать сами, тем самым развивается словотворчество.

Народное творчество (фольклор) способствует развитию математических способностей. При знакомстве детей со счётом используются  такие потешки, как «Сорока, сорока…», « На улице три курицы  с петухом дерутся», а также пальчиковые игры

Считалки помогают вести счёт в игре, помогая тем самым выбрать ведущего в игре.

Считалки помогают вырабатывать в детях такие черты характера, как честность, благородство, чувство товарищества. Доставляют детям наслаждение, вырабатывают чувство ритма,  так необходимые в песне в танце. Звуковая организация считалок пленяет своей красотой, производит незабываемые впечатления.

Использование народного творчества на музыкальных занятиях помогает решить ряд речевых задач. Это и развитие слухового и фонематического восприятия, Развитие основных компонентов звуковой культуры: интонация, ритм, темп, формирование правильного речевого и певческого дыхания, обогащение словаря дошкольника.

Ведь детский фольклор – это целый мир яркий, радостный наполненный силой и красотой. Музыка в свою очередь может воздействовать не только на эмоциональное, но и физическое состояние всего организма ребёнка.  Во время прослушивания музыкальных произведений вместо пассивного прослушивания включаем игровые движения, пальчиковые игры, двигательные импровизации. Так при прослушивании песенки «Пирожок» дети руками показывают, как мнут тесто, лепят пирожок.

Музыкальные  движения сопровождаем речевыми играми. Это и хороводные игры: «Мы на луг ходили…», «Зайка серенький сидит…», «Ходит Ваня…». А игры на музыкальных инструментах можно  сочетать  со звучащими жестами, рифмами.

Сочетание музыки, движений, при использовании детского фольклора помогает делать занятия увлекательными, интересными доставляет большую радость детям и помогает развивать речь детей чёткое проговаривание слов в сочетании с движениями, делает игру интересной, занимательной и оказывает благоприятное влияние на развитие речи детей.

Особый отклик находят малые фольклорные формы в сердцах и душах детей, используемые в художественно – эстетическом воспитании. Здесь также используются загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, потешки. Скороговорки и чистоговорки способствуют улучшению дикции, совершенствованию звуковой культуры:

Загадка – это одна из самых распространённых, задорных и таинственных разновидностей фольклора. Она учит понимать красоту родного языка, слышит, сколько удивительных сравнений  можно придумать для самых обычных предметов Знакомство с героем, можно осуществлять с помощью сказки, игры, во время, которой дети осваивают движение персонажа, что обогащает их воображение, жизненный опыт. Например, дети показывают, как ходит медведь, прыгает зайчик, радуется куколка. Неоценимую роль в развитии художественного вкуса оказывают сказки. На занятие «приходят» герои любимых сказок (петушок, колобок, курочка, бычок). Дети показывают, как они кричат, т.е. произносят звукоподражательные слова, просят помочь им, что тоже способствует развитию речи. Ранний возраст для ребёнка- это начало жизненного пути. Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения.  Приятно видеть, когда ребёнок радостно выбегает к родителям и весело, оживлённо рассказывает им новую потешку, сказку, загадывает  загадку, или как он научился говорить быстро скороговорку. Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. Дети познают окружающий мир. Детский фольклор способствует развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевых способностей детей через использование русского народного творчества

Доклад на тему "Развитие речевых способностей детей через использование русского народного творчества"...

« Развитие речи детей через знакомство с народным творчеством»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие р...

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

Конспект родительской встречи "Художественно-эстетическое развитие детей через приобщение к народному творчеству"

В данной консультации даются примеры методических приёмов, которые воспитатели используют при ознакомлении детей с народным творчеством....

Развитие речи детей через произведения устного народного творчества

Речь является важнейшим средством развития личности ребёнка и начинает активно формироваться уже в раннем возрасте....