"Формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте"
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кудинова Надежда Петровна

В статье описана методика формирования представлений о красоте посредством живописи (красота природы, красота предметов, красота человеческих отношений, красота искусства).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirov_predstavl_o_krasote.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КРАСОТЕ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Вопрос о сущности красоты всегда волнует людей. Сменяют друг друга эпохи, изменяются понятия о красоте, но радостное ощущение её присутствия остаётся и становится мерилом духовного развития.

Человек не рождается с готовыми эстетическими потребностями, вкусами, идеалами, он всё это приобретает, живя в определённой обстановке, общаясь с другими людьми. Красота не является объективным свойством какого-либо предмета. Один и тот же предмет может казаться разным людям в определённый момент прекрасным и уродливым. И чем разнороднее будут эти люди по своей индивидуальной организации, по своему развитию и настроению, тем сильнее они «разойдутся» в эстетической оценке. Представления о красоте характеризуют общую жизненную позицию, духовную и нравственную суть людей.

У детей шести лет существует вполне самостоятельное и определённое мнение по поводу красоты. Уверенно можно сказать, что дети неравнодушны к красоте, они замечают её проявления и обозначают словом «красивое». Но отношения ребёнка со средой не имеют той тонкости и многообразия, как у взрослых. Его опыт гораздо беднее. Поэтому у ребёнка представления о красоте неадекватны, своеобразны. Опыт показывает, что к ребёнку понимание красоты приходит через вкусовые оценки взрослого. Дошкольник с готовностью заимствует их и присваивает. Интересен тот факт, что дети зачастую считают невозможным употребление обозначения «красивая» по отношению к картинам, изображающим какую-либо форму человеческих страданий. Но используемые художником выразительные средства (цвет, мимика, поза) понятны детям. На этой основе формируется нравственный аспект художественного вкуса (сочувствие, сопереживание), «красивые» человеческие качества и свойства души. Психологические исследования учёных показывают, что шестилетки не могут ещё правильно оценивать красоту произведений живописи даже в том случае, если произведение отражает красоту реального мира. Это связано с особенностями воображения дошкольника. Эстетически оценивая детали («красивый цвет», «красивая одежда», «красивый букет», «красивые украшения, причёска, платье»), дети не способны пока к оценке общего построения картины, мастерства художника и его замысла.

Методика формирования представлений о красоте посредством живописи включает:

 - художественные наблюдения в природе и быту с установкой на возможность передачи красоты в живописи;

 - знакомство с живописью через искусствоведческий рассказ педагога, беседы, дидактические игры;

 - развитие художественных ассоциаций, способности сопоставлять произведение живописи с аналогичными явлениями из жизни;

 - активизацию желания общаться по поводу красоты на вербальном (беседа) и невербальном (рисование) уровнях.

Красота природы.

Например, красота осени – это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий, оранжевый, коричневый и др.; последнее тепло нежаркого солнца; мелкий, тихий дождь, грибная пора; осенние цветы, вобравшие тепло солнечных деньков; «полетели паутинки с паучками в серединке»; (художественные наблюдения, дидактические игры: «Выбери самый красивый осенний цветок и расскажи о нём сказку», «Нарисуй красоту осени», «Кто лучше всех понял красоту осеннего дождика»).

Красота предметов.

Нас окружает мир вещей. Они постоянно необходимы нам. Эти вещи не только полезны, удобны, но и красивы. (Дидактические игры и рисование: «Расскажи, в чём ты видишь красоту вещи», «Кто найдёт красоту в предмете»).

Красота человеческих отношений.

Человек красив своими делами, поведением, поступками, внешностью. («Расскажи о красоте близких тебе людей», «Какой бы тебе хотелось совершить красивый поступок » - темы для индивидуального общения педагога с ребёнком. Рисование на темы сказки К. Чуковского «Федорино горе», стихотворения С. Маршака «Человек рассеянный».)

Красота искусства.

Это красота, созданная руками человека. Искусство – это картины, скульптура… Мы любуемся ими в музеях, на выставках. Художники видят красоту во всём, что нас окружает, и хотят оставить её навсегда, ведь красота недолговечна. («Чем красив закат (восход) солнца?», «В чём красота моря?», «Красота человека» - темы художественных «философских» бесед, созерцаний, придумывание детьми сказок и историй, творческих рисунков).

Обогащение представлений детей о красоте вообще и способах её достижения на примере искусства живописи приводит к развитию образно – эстетической выразительности рисунков. Грамотное воспитание у детей шести лет чувства красоты помогает формированию более совершенных отношений ребёнка к окружающему миру, природе, людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о времени детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и занимательных упражнений

«Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается  и совершенствуется в процессе специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени как в непосредстве...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста.

Авторское игровое пособие по ФЭМП. Цель:Развивать логику ,аналитическое мышление ,умение сопоставлять и систематизировать ,формировать вычислительные навыки. Задачи: - упражняться в различении геом...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

Патриотическое воспитание детей занимало и по сей день занимает одно из центральных мест среди направлений педагогической деятельности и работы с дошкольниками. Него можно рассматривать в нескольких а...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Психолого - педагогическая работа по формированию представлений о семье у детей экспериментальной группы осуществлялась в рамках краткосрочного проекта «Моя семья»....

Конспект по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Полёт в космос»

Конспект по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста по теме:  «Полёт в космос» Цель:  формирование элементарных...

Методическая разработка конспекта по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста "Поможем Незнайке запомнить дни недели"

Данный конспек НОД расчитан для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект состоит из трёх этапов: организационный, основной и заключительный. Направлен конспект на работу с детьми на закреп...