Конспект занятия в старшей группе "Зимующие птицы".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

конспект НОД по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Зимующие птицы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

ГБОУ школа 851

Сумская ул.4А

Егорова И.В.

Цели:

формировать экологическую культуру у детей;

прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

Развивающие:

• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

• совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные:

• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Образовательные:

• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование:

Картинки зимующих птиц; кормушка; корм для птиц; цветные карандаши, бумажные силуэты птиц; картинка кормушки; презентация «Зимующие птицы»;

Ход непосредственно образовательной деятельности:

I. Организационная часть.

- Доброе утро! - птицы запели -

Добрые люди встают с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам!

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (ответы детей)

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, вспомним чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.

Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Экскурсоводами будут наши ребята-птицы.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение) :

Пусть снег вокруг искриться

 И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

 Синица расписная.

Картинка с изображением синицы помещается на выставку-доску.

Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотворение) :

Алой кисточкой заря

 Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

 Не замёрз он на снегу.

Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.

Воспитатель:Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением сороки (читает стихотворение) :

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой сорока.

Картинка с изображением сороки помещается на выставку-доску.

Воспитатель:Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение) :

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

 И смотрит, словно с трона,

Ворона…

Картинка с изображением вороны помещается на выставку-доску.

Воспитатель:Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение) :

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Воспитатель:Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотворение) :

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Картинка с изображением воробья помещается на выставку-доску.

Воспитатель:Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? (воспитатель показывает птицу, а дети называют её)

Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие)

Гимнастика для глаз

(Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз)

1. Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца.

Повторить 5-6 раз.

2. Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, вниз, а затем – вправо, вверх, влево, вниз.

Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру на внимание «Какой птички не стало? »

(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало»)

Физкультминутка

 Вот на ветках, посмотри – 4 хлопка руками по бокам

 В красных майках снегири – 4 наклона головы

 Распушили пёрышки – частые потряхивания руками опущенными вниз

 Головой вертят, улететь хотят –2 поворота головы на каждую сторону

 Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью! – разбегаются, взмахивают руками.

Среди белых голубей – идут по кругу, руки за спину (голуби)

Скачет шустрый воробей – в центре на корточках скачет один ребёнок

 Воробушек – пташка, серая рубашка – встают лицом в круг,

берутся за руки

 Откликайся воробей, вылетай-ка, не робей – идут приставным шагом,

воробей пытается «вылететь», а голуби его не пускают.

Презентация «Зимующие птицы»

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и клесты (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – мухи это насекомые.

Прилетели птицы: голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, макароны (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – макароны это продукты.

Прилетели птицы: голуби, куницы (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – куницы это животные.

Прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, комары (дети хлопают)

Что неправильно и почему? - комары это насекомые.

Практическая часть

 Пальчиковая гимнастика

 Зимой холодной, посмотри,

Вновь появились снегири (соединять пальцы обеих рук, начиная с больших)

А с ними свиристели

 К нам в гости прилетели (сжимание и разжимание кулачков)

Раскрашивание силуэтов птиц.

ИГРА - СТИХОТВОРЕНИЕ «НА КОРМУШКЕ»

Воспитатель:Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети садят птицу на доску - кормушку) .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

 К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

 Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

 Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

 Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

 Было общее веселье.

Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (зимующие) .

Воспитатель: Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Я вам хочу сказать, что еда с нашего стола для птиц не годится.

Для корма птицам пригодны семена различных растений: семечки подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза;

овёс, пшено, хлебные крошки, несолёное сало, ягоды рябины, облепихи.

 (Дети насыпают в кормушку корм для птиц, после занятия вывешивают её на улицу и наблюдают за птицами.)

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Птицы – наши друзья»

Задачи занятия: образовательная: закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам;воспитательная: воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних усло...

Конспект занятия в старшей группе "Птицы зимой. Снегирь."

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада...

Конспект занятия в старшей группе "Птицы прилетели"

Конспект занятия в старшей группе "Птицы прилетели"...

Конспект занятия в старшей группе " Птица счастья"

Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему:«Птица счастья»                        ...