волшебные свойства воды
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
1. Закрепить знания детей о значении воды в природе для Земли.
2 Знакомить детей со свойствами воды (текучесть, прозрачность, форма, цвет, запах, вкус, отражаемость).
3. Формировать навыки постановки элементарных опытов.
4. Развивать умение делать выводы на основе полученных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
волшебные свойства воды | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 33
Московского района г. Санкт-Петербург
Конспект
интегрированной организованной образовательной
деятельности
«Тайны воды»
Воспитатель:
Ледянкина Людмила Александровна
г. Санкт-Петербург
2016 год
Интегрированной организованной образовательной
деятельности по экологическому воспитанию
(окружающий мир, изучение свойств воды)
«Тайны воды»
Цель:
Формирование познавательной активности детей в процессе проектно-исследовательской деятельности по знакомству со свойствами воды.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о значении воды в природе для Земли.
Знакомить детей со свойствами воды (текучесть, прозрачность, форма, цвет, запах, вкус, отражаемость).
Развивающие:
Формировать навыки постановки элементарных опытов.
Развивать умение делать выводы на основе полученных результатов.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки общения и навыки сотрудничества, воспитывать интерес к экспериментированию.
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная
Словарь: эксперимент, научная лаборатория, жидкость, газообразная, испарение, экспедиция.
Программное содержание: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, твердая, газообразная; исследовать вместе с детьми влияние тепла и холода на воду, свойств воды: цвет, вкус, запах, природный растворитель; воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материалы и оборудование: Стаканчики, синие карандаши и фломастеры, детские фартуки, небольшие тарелочки, кусочки льда, прихватки для каждого ребенка, сахар, соль, масло, молоко, зеркало, электрический чайник.
Средства ТСО:
Мультимедийный проектор.
Ноутбук
Ход организованной образовательной деятельности
Педагог | Дети |
Сегодня утром к нам в детский сад принесли письмо от Незнайки. Оно адресовано самым любознательным, самым старшим детям в детском саду. Я сразу поняла, что это письмо адресовано нашей группе. Посмотрим, что в нем написано. Я и речка, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! | |
Что же это такое? | Это вода. |
Молодцы вода! Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? | О воде. |
Вода - это самое распространенное и удивительное вещество в природе! Попробуйте вспомнить и рассказать, где вы видели воду? | В речке, океане, море, ручейке, озере. |
Верно! Ребята, где ещё мы могли встретить воду? (Лужи, как наполняются?) А в зимнее время, что происходит с водой? (А зимой, что происходит с лужами?) | Лужи остаются после дождя. Замерзает и превращается в лед. Снег и лед, которые появляются зимой это тоже вода. |
Когда Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса Землю, он назвал её «голубой планетой» ? (Педагог вывешивает карту мира.) А как вы думаете, почему? | Потому что на Земле много воды |
Правильно! Потому что большую часть Земли покрывает вода. На глобусе синим цветом обозначена вода. Это моря, океаны, реки, озера. | (Дети рассматривают глобус.). |
А кто из вас, ребята, был на море? | Дети делятся впечатлениями. |
Дети, кто знает, какой вкус у морской воды? | Соленый. |
Правильно, она соленая. А можно ли пить такую воду? Какую воду мы используем для питья? | Соленую воду пить нельзя. Пресную. |
Мы с вами пьем только пресную воду. Ребята, а где человек использует пресную воду? | Для купания, стирки, приготовления еды, полива растений. |
А где в природе ее можно встретить? | В реке, в озере. |
А теперь посмотрите на глобус и сравните: какой воды больше, пресной или соленой на нашей планете? | Больше соленой. |
Ребята, представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды? | Без воды не будет морей, океанов, рек все живое погибнет. |
Верно! Наша планета без воды представляла бы собой мертвый, безжизненный шар! А сейчас я предлагаю вам превратиться в ученых. | Дети одевают шапочки. |
А вот ваше первое задание. «Однажды научная экспедиция отправилась на Северный полюс Нужно было взять с собой воду для житья и приготовления еды. Но везти с собой воду тяжело. Как быть?» | Везти воду совсем ненужно. Можно растопить снег и использовать его в нужных целях. Лучше захватить с собой побольше спичек, чтобы иметь возможность развести огонь. |
Какие молодцы! Какие умные у нас ученые быстро справились с проблемой. Но ученым важно быть не только умными, но и сильными, ведь им нужно ходить в дальние экспедиции. И по этому ученые каждый день делают зарядку. На зарядку становись! | К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно: Вместе раз - это брасс. Одной, другой - это кроль. вышли на берег крутой И отправились домой. |
А теперь я предлагаю вам работу в нашей «научной лаборатории». Но прежде чем начать работу давайте вспомним правила работы с водой. | Дети готовятся к проведению экспериментов с водой, закатывают рукава и надевают фартуки. Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду - не беда: Тряпка под рукой всегда, Фартук - друг; он нам помог. И никто здесь не промок. |
1. Эксперимент по определению свойств воды | |
- Посмотрите на воду в стаканах на ваших столах и скажите, какого она цвета? | Не имеет цвета. (Если говорят «белая», то сравнивают с белой ложкой или молоком) |
- Что мы видим, когда опускаем в воду ложку? | Ложка видна |
- А что будет, если опустить ложку в молоко, мы ее увидим? Давайте проверим? Кто мне поможет? | Ребенок демонстрирует погружение ложки в молоко. Ложка не видна |
- Какую особенность воды мы видим? | У воды нет цвета, она бесцветная. Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачна. |
- Что можно сказать о форме воды в ваших стаканах? | Она разная |
- Может быть, это разная вода? | Вода имеет форму цилиндра, а эта - форму полушария (показывает на разные сосуды на столах детей), а в кране вода в виде змейки? |
- Что будет с водой, если ее вылить из стакана, например на стол, она останется такой же формы? | Она растечется. |
- А если ее перелить в сосуд другой формы? | Она примет форму сосуда |
Педагог демонстрирует опыт и:переливает воду из цилиндрического сосуда в сосуд другой формы. - Что же произошло? | Форма изменилась? |
- Имеет ли вода постоянную форму, как, например, мяч или вот этот стол? | Нет не имеет. Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму сосуда. |
-Имеет ли вода запах? - Как узнать об этом? | Понюхать. Дети нюхают воду во всех стаканах. Вывод: вода не имеет запаха |
Какая вода на вкус? - Как узнать вкус воды? - Попробуем, какого вкуса вода? | Попробовать. Дети пробуют. Безвкусная. Вывод: Вода не имеет вкуса. |
- А можем ли мы изменить вкус воды? Как? | Можно. Добавить соль, сахар. |
- Что произойдет с водой, когда в нее добавим соль или сахар? | Дети добавляют в воду соль и сахар, пробуют её на вкус. Станет соленой, сладкой. Вывод: Вода не имеет вкуса, приобретает вкус тех веществ, которые в нее добавляют. |
- А куда делись соль и сахар, что с ними произошло? | Они растворились. |
- А что еще может растворить вода? -Попробуем растворить краску? | Гуашь, акварель. Дети растворяют в воде краски разного цвета и получают разноцветную воду. Вывод: Вода умеет растворять некоторые вещества |
А все ли вещества вода может растворять? А какие вещества не растворяются в воде? | Нет не все. Масло. Дети добавляют в воду масло. Вывод: Масло не растворяется в воде оно либо растекается по поверхности воды тонкой пленкой, либо плавает по поверхности в виде желтых капелек. |
Ну вот, мы выяснили, что вода - жидкость, у которой нет вкуса, нет запаха, не имеет формы и нет цвета. | |
Педагог предлагает детям зарисовать на доске символ, обозначающий жидкое состояние воды – капельку. | |
2. Эксперимент с таянием льда | |
Педагог раздает детям приготовленные заранее льдинки и рукавички-прихватки. Ребята наденем на левую руку рукавичку-прихватку, а правую оставим свободной. А теперь приложим обе ладошки к щекам и почувствуем разницу. Возьмите в обе руки по одной льдинке и подержите их. Понаблюдаем, что происходит с льдинками? Где льдинка тает быстрее? | Дети делают вывод, что от голой ладошки щеке теплее, чем от ладошки, на которую надета рукавичка-прихватка. Тают. В руке без рукавички, Вывод: для того, чтобы лед растаял/нужно тепло. (Руки теплые, поэтому льдинка тает быстро. Рукавичка не пропускает тепло руки, поэтому льдинка тает медленно.) Далее педагог предлагает детям зарисовать на магнитной доске символ, обозначающий твердость воды - снежинку. |
3. Эксперимент с кипячением воды | |
На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? Совершенно верно - это электрический чайник. А кто знает для чего я принесла чайник ? За отдельным столом педагог включает электрический чайник и кипятит воду. Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит? Вода стала горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над чайником? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром. Подносит зеркало к пару, выходящему из чайника. Показывает детям капельки пара, образовавшиеся на зеркале, Что вы видите на зеркале? Педагог предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода. Педагог предлагает детям зарисовать на доске символ, обозначающий газообразное состояние воды - пар. Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии. Вода - добрый друг и помощник человека. Мы с вами сегодня узнали много нового и интересного о воде, а сейчас предлагаю вам раскрасить эти раскраски. Но для этого нам не нужны ни фломастеры, ни карандаши, а нужна только вода. Берем кисточки и макаем их в воду и проводим по рисунку. Смотрите что получилось. | Чайник.
С его помощью попробуем нагреть воду.
Она кипит, булькает, бурлит. Пар. Если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Оно запотело, и появились капельки. Значит, мы можем сделать вывод: Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая. Вода это жидкость; Вода не имеет собственной формы; Вода может нагреваться, быть горячей; Вода может растворять предметы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместного открытого мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства воды"
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства воды" (образовательная область"Поознание" интеграция с образовательными областями "Коммуникация","Социализация")....
«Волшебные свойства воды»
Статья о детской экспериментально-исследовательской деятельности. Описывается образовательная деятельность по исследованию свойств воды. В статье рассматриваются различные методы и приемы в работе с д...
Волшебные свойства воды
Занятие по теме для развития детей...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды».
Конспект интегрированного занятия в старшей группе.Тема: «Волшебные свойства воды»Образовательная область: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы....
Конспект образовательной ситуации по ФЦКМ "Волшебные свойства воды" подготовительная к школе группа
Цель: Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность проводить простейшие эксперименты с водой.Задачи:1. Образовательные:- ознакомление детей со свойствами воды:- вода м...
Конспект непосредственно образовательной деятельости в подготовительной к школе группе детского сада Тема: «Волшебные свойства воды»
Закрепить знания детей об основных свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар. ...
Игра- экперимент "Волшебные свойства воды"
Данное занятие будет полезно для воспитателей младших групп по экспериментальной деятельности...