конспект занятия в старшей группе Уголь-черное золото.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Комендюк Мария Вячеславовна

конспект занятия в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

Конспект непосредственной образовательной деятельности старших дошкольников           

«Уголь-черное золото»

Провела воспитатель Комендюк Мария Вячеславовна

   Программное содержание: закрепить знания о главном богатстве  – угле и людях, его добывающих; повторить и закрепить знания о полезных ископаемых, об их свойствах, применении и способах добычи; обосновать необходимость экономно расходовать полезные ископаемые; прививать любовь к природе, формировать убеждение в необходимости бережно и экономно расходовать полезные ископаемые.

Программное содержание:

  • закрепить знания об одном из  главных богатств - угле, и людях его добывающих;
  • повторить и закрепить знания о полезных ископаемых, об их свойствах, применении и способах добычи;
  • обосновать необходимость экономно расходовать полезные ископаемые;
  • развивать речь, память, внимание, логическое мышление, творческую активность воспитанников;
  • прививать любовь к природе, формировать убеждение в необходимости бережно и экономно расходовать полезные ископаемые.

Оборудование:

  • предметные картинки, фотографии угля с отпечатками растений,
  • кусочки угля, стакан с водой, молоток, бумага.

1.Организационный момент.

(Дети приветствуют друг друга)

        Все ребята встали вкруг,

Ты- мой друг, и я твой-друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Педагог:  Ребята, наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Их называют "полезными природными ископаемыми". Почему природные богатства называют "полезными ископаемыми?"                                                                                              Ответы детей : Ископаемые - потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные - потому что они приносят большую пользу людям.

1.Рассказ о полезных ископаемых. (Работа с картой России)

    Воспитатель:  Дети, посмотрите внимательно на карту. Мы видим на карте много разных символов. Как вы думаете, что они обозначают?

     Это условные обозначения полезных природных ископаемых. Треугольник показывает, что здесь находится железная руда. Она тяжелая и очень прочная. Самое главное свойство руды - плавкость. На металлургических заводах в доменных печах из железной руды выплавляют чугун, сталь. Добывают железную руду в шахтах и карьерах.   Квадрат, закрашенный наполовину, обозначает залежи глины.        

      Глина - очень распространенное полезное ископаемое. Она образуется при разрушении твердых пород, например, гранита. Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью.

     Торф - это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит, нужно много лет, чтобы образовались залежи торфа. Он используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Торф - хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.

       Ребята, скажите, каких символов на карте изображено больше всего?

Правильно, черных квадратов. Этот символ обозначает залежи черного угля.

2.Рассказ воспитателя об угле.

      Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений, которые росли на болотах. В таких болотах преобладали быстрорастущие тростники и папоротники гигантских размеров. Со временем они отмирали и падали в болото. Это спасало их от гниения. Бактерии перерабатывали некоторые части деревьев, превращая, их в газ, который улетучивался. Оставалась черная масса, состоящая в основном из углерода. В дальнейшем она превращалась в пласт угля. В некоторых местах этот процесс повторялся несколько раз. Таким образом создавались слои угля, разделенные между собой илом и песком, со временем затвердевшими.

      Если рассмотреть кусок каменного угля под микроскопом, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже насекомых.
Дети рассматривают фотографии кусочков угля с отпечатками растений и животных.

      Всем известно, что дерево хорошо горит. Это объясняет важное свойство угля - горючесть. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

      Основные запасы его находятся в Кузнецкой котловине. Вся местность называется Кузнецким каменноугольным бассейном, или сокращенно - Кузбассом.

       Воспитатель. Знаете ли вы, почему уголь называют "черным золотом"? Послушайте сказку и поймете.

       "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю... простой чёрный уголёк.
     "Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!"
Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают - света нет), холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа - то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: "Батюшки, ни одной пуговицы!" И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: "Уголёк, не помни зла, вернись!" Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой" (по Г. Юрмину).

       Чего только не делают из угля! Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло.

       Воспитатель. Добыча угля - нелёгкий труд. Угольные пласты здесь залегают и глубоко под землёй, и на её поверхности. Чтобы добраться до угольного пласта, расположенного глубоко под землёй, и добыть уголь, прорывают вертикальные шахтные стволы и горизонтальные туннели. А если уголь залегает близко к поверхности земли, его добывают в карьерах - угольных разрезах. Скажите, как называется  профессия человека который добывает уголь?

Онотбойным молотком,
Как огромным долотом,
Уголь крошит под землёй.
Отвечайте, кто такой? (Шахтёр.)

3.Экспериментальная деятельность.

       Воспитатель. Хотите поближе познакомиться со свойствами угля? Проходите в нашу лабораторию. Дети берут кусочки угля, рассматривают их.

       Воспитатель. Какого цвета уголь?

       Дети. Он чёрный, блестящий.

       Воспитатель. Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?

Дети. Пробовали надавить на него или сжать в руке.

     Воспитатель. Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт. Уголь рассыпался на несколько мелких кусочков. Какой вывод можно сделать?

      Дети. Каменный уголь твёрдый, но не прочный.

       Воспитатель. Что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.)

      Воспитатель. Возьмите микроскоп  и рассмотрите уголь. Что вы видите(ответы детей).

     Дети. - Он слоистый.

     Воспитатель. - Каменный уголь- это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.

      Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Уголь утонул. Почему?

      Дети. Он тяжёлый.

     Воспитатель. Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить?(помешать воду палочкой). - Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?

     Дети. Не растворяется.

     Воспитатель. Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов?

     Дети. Уголь чёрный, блестящий, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски. Уголь оставляет след (пачкает), он слоистый. Уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других жидкостях.

4.Решение проблемного вопроса.

      Ребята, вот мы сегодня говорили об угле и других полезных ископаемых, которые использует человек.

      Готовить еду нам помогает одно ценное "ископаемое" - соль. Керамическую посуду делают из глины, стекло - из песка. Горные породы, такие, как мрамор и гранит используют в строительстве. Земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте - это горная порода мел. А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.

     Получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить. А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым?

5.Игра "Угадай-ка!" (Загадки о полезных ископаемых)

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (
Мрамор)

Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи:
(Руда)

Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
 (Глина)

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
(Торф)

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий.
(Каменный уголь)

Ни огня,
Ни света,
А огнем блестит. (Золото)

6. Итог занятия.  Молодцы, вы все очень хорошо занимались. Ребята, что больше всего вам понравилось на занятии?  Высказывания детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Какие природные материалы люди используют для строительства домов? Чем люди отапливают дома? Полезные ископаемые

Слайд 3

Где люди берут эти материалы? (природа, земля) Полезные ископаемые

Слайд 4

Полезные ископаемые жидкие твердые газообразные

Слайд 5

Известняк 1 . Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ)

Слайд 6

По дорожке шли, шли (шагаем) Много камешков нашли. (повороты туловища) Присели (сели), собрали (встали) Дальше пошли. физкультминутка

Слайд 7

Гранит (зернистый) кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна) 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный песок глина

Слайд 8

Глина Состоит из мелких частиц – чешуек 2. Красного, жёлтого, серого или белого цвета 3. Пластична 4. Плохо пропускает воду

Слайд 9

Каменный уголь 1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется

Слайд 10

Нефть 1 . Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит

Слайд 11

Железная руда 1. Твердое 2. Чёрного цвета 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы

Слайд 12

Песок . Природный песок — рыхлая смесь зёрен крупностью 0,10—5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород.

Слайд 13

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе Тема: Золотая моя прялица….

Цель:   1. познакомить детей с прялкой – верной спутницей  жизни;              2. продолжать знакомить с трудом женщины,...

конспект занятия в старшей группе "Осень золотая"

онспект занятия в старшей группе "Осень золотая"...

Конспект занятия в старшей группе "Золотая рыбка просит помощи"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия в старшей группе Тема: «Золотая осень»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеХадаханский детский сад «Солнышко»       Конспект занятия в старшей группеТема: «Золотая осень»...

Конспект сюжетного физкультурного занятия для старшей группы "Осень в золотой косынке"

Физкультурное занятие в игровой форме помогает совершенствовать у детей навыки ходьбы на пятках, на носках,  бега в колонне по одному; упражнять в ползании   по гимнастической скамейке,...

Конспект занятия для старшей группы по музыкальному занятию "Золотая осень"

Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе;Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения;Закреплять умение отстаивать свою точку зр...

Конспект занятия в старшей группе по лепке "Золотая Осень"

конспект занятия по лепке в старшей группе Золотая осень...