Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе на тему "Чудо-воздух".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Старовойтова Наталья Ивановна

Образовательная деятельность в подготовительной группе в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannaya_od_vozduh.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

       МКДОУ «ЦРР – Пригородный детский сад»    

       

«Чудо-воздух, он везде!»

(Конспект экспериментально-познавательной деятельности с детьми  подготовительной группы)

Подготовила воспитатель

МКДОУ «ЦРР - Пригородный

детский сад»

Старовойтова Наталья Ивановна

2016 г.

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной опытно-экспериментальной деятельности.

 Программные задачи:

Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

- развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей со свойствами воздуха
(не имеет запаха, цвета)  и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей. 
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
Методы и приёмы: сюрпризный момент и игровой, словесные указания, художественное слово, вопросы к детям, индивидуальное и хоровое проговаривание, поощрение.

Словарная работа: Опыт, эксперимент, лаборатория.

Оборудование для детей: для опытов - полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, пластмассовые стаканчики, воздушные шары разных цветов и размеров, атрибуты работников лаборатории (бейджики, головные уборы);

для ИЗО деятельности – кисти широкие, трубочки для коктейля, баночки для воды, подставки для кисти, палитра с коричневой гуашью, листы тонированной бумаги голубого, зелёного или светло-сиреневого цвета.

Оборудование для воспитателя:  веер, баночки с плотными крышками, компьютер, интерактивная доска или проектор, магнитная доска.

Ход занятия:

Орг. Момент.

Воспитатель:  - Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

(Раздаётся стук в дверь и «входит» грустный клоун)

Воспитатель: - Ребята, а вам не кажется, что клоун какой-то невесёлый? А как вы думаете, почему?

Воспитатель: - Верно, наверное, оттого, что 1 из шариков маленький. А как помочь клоуну, что надо сделать с шариком? (ответы детей)

- Верно, мы должны его надуть.

Воспитатель:  - Каждый, из вас не раз надувал шарики, и они из маленьких, превращались в большие. Как вы думаете, почему это так происходило?

Воспитатель: -  Верно, потому что мы вдували в них воздух.

Клоун: -  А что такое воздух?

Воспитатель: - Ребята,  воздух – это то, что нас окружает, то чем мы дышим, я вас приглашаю в мини-лабораторию, в фантастический мир опытов и исследований. А сейчас мы с вами превратимся в настоящих учёных.

Дети с помощью воспитателя «превращаются» в учёных.

Воспитатель: Ребята. А вы знаете, как поймать воздух? Давайте, поиграем в игру «Поймай воздух».

Опыт 1. «Как поймать воздух?»

Воспитатель: - Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пустой).

- Да, он пустой, давайте его сложим в несколько раз. Смотрите, каким он стал. Открываем его, заглянем внутрь. Есть там что-нибудь?  

А теперь закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).

Воспитатель:  - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке и приобретает форму того предмета, в какой он попадает. 
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какого цвета? (прозрачный, невидимый)

Вывод: Воздух прозрачный невидимый – свойство газа.

Посмотрите, как мы обозначим это свойство (прикрепляю пиктограмму).

Воспитатель:  - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А в каких ещё предметах мы можем увидеть воздух? Поищите глазками в нашей лаборатории эти предметы (надувной круг, мяч, спасательный жилет).

а теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым.

Вывод. Значит, воздух есть вокруг нас.

Воспитатель: - А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

- А давайте проверим!

Опыт 2. «Воздух внутри нас»

Воспитатель: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

  - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: - Выходят пузырьки.

Воспитатель:  - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Воспитатель:  - Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

Вывод. Воздух внутри нас.

- Воздух, который внутри у нас, выходит в виде пузырьков, а попадая в воду, поднимается вверх. А почему пузырьки поднимаются вверх?

(ответы детей)

Воспитатель: - Потому что воздух легче воды.

Опыт 3. «Воздух жизненно необходим»

Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети: - Нет, не может.
Воспитатель:  - Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: - Правильно, человеку воздух необходим. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько секунд.

Воздухом дышат люди, животные…, он необходим всем живым существам.

Вывод.  Воздух необходим для дыхания всем живым организмам.

- Ребята, а как вы думаете, какой  воздух необходим для жизни человека? (ответы).

- А где воздух будет чистым и свежим!

Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Воспитатель: - Ребята, нам очень повезло, у нас есть верные друзья, которые помогают очищать воздух - это  растения. В лесу воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, животные, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели).

 Где много зелени, воздух чище, свежее, там легче дышится.

- Растения являются лёгкими всей планеты.

- О чистоте воздуха нужно заботиться!

Опыт 4. «Воздух может двигаться»

Воспитатель: - Следующее наше исследование. А сможем ли мы почувствовать воздух? (да).

Давайте проверим. Что вы чувствуете? (ответы) 
- Правильно, мы чувствуем ветерок. Какой ветерок? (прохладный). Ведь ветер – это движение воздуха.

Вывод: Значит, воздух может двигаться. 
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? (теплый ветер).

- А теперь пригласим  его к нам.

Физкультминутка 

Воздух-невидимка,                                         руки вверху вправо-влево
Выходи гулять!                                               «зовут»
Воздух-невидимка,                                        руки вверху вправо-влево
Как тебя поймать?                                      Хлопки руками в разных местах
Если быстро-быстро в поле убегу,              бегут на месте
Чистого-пречистого воздуха найду!            Потирают руки
Если вместе с дедушкой по лесу пойду,    шаги на месте
Самого полезного воздуха найду!                    Руки накрест к плечам 
Если вместе с папой в горы я пойду,              тянутся вверх на носочках
Самого кристального воздуха найду!             «фонарики»

Воспитатель: А как вы думаете воздух имеет запах? Сейчас мы это проверим.

Опыт 5. «Воздух не имеет запаха»

Воспитатель:  - Что это? Наверное, это волшебные баночки.

Воспитатель: - Посмотрите, а в них что-нибудь есть? (ответы).

Воспитатель: - Правильно, воздух

Воспитатель: - А когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, лимон, чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что-то почувствовали, только Саша ничего не почувствовал. Как вы думаете, почему?  

Воспитатель:  Как вы думаете, почему все баночки пусты, а пахнут по-разному (ответы).

Вывод: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет.

Вывод: Значит, воздух не имеет запаха, а запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Воспитатель:  Ребята, мы с вами уже знаем что,  воздух есть вокруг нас и внутри нас. А как вы считаете, есть ли воздух внутри других предметов.

Опыт 6. «Воздух есть везде»

Воспитатель:  Давайте мы это и проверим. Возьмите предметы (сахар, губка, мелок) сейчас мы опустим их в воду и понаблюдаем, есть ли в них воздух.

Воспитатель:  Что мы видим?

Дети: Мы видим пузырьки.

Воспитатель: - Как вы считаете, что это за пузырьки?

Дети: Я считаю, что это воздух выходит из наших предметов.

Воспитатель:  Если воздух есть вокруг нас, есть воздух внутри нас и есть воздух в других предметах, то какой мы может сделать вывод?

Дети: Что воздух есть везде.

Воспитатель:  - Ну, что такое воздух?

- Ребята, давайте вспомним свойства воздуха.

Клоун: - Как я рад, что попал к вам. Много узнал  и увидел интересного. Я хочу подарить вам воздушные шарики. Спасибо. До новых встреч.

Продуктивная деятельность. «Превращение кляксы»

Воспитатель: - Ребята, я вам сегодня предлагаю рисовать необычным способом – воздухом.

Показ и объяснение последовательности выполнения.

Самостоятельное выполнение рисунков и анализ работ.

Подведение итогов. 

Воспитатель:  -  Какие вы молодцы! Смогли сегодня сделать столько открытий! А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.

 

Список использованной литературы

Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- 5-е изд.- М.: Мозаика - Синтез, 2006.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н, Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика Синтез, 2008.

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М.: Мозаика - Синтез, 2005.

Интернет – ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе "Север и пустыня"

Данная интегрированная образовательная деятельность способствует расширению и уточнению представлений детей о пустыне и крайнем севере. Построенна с учетом ФГТ....

Совместная интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе (этикет, ОБЖ, развитие речи, рисование) Тема: "Прогулка в сказочном лесу"

На занятии в игровой форме  закрепляются умения  детей вести себя в соответствии с правилами этикета, а также дети упражняются в изображении предметов в перспективе. ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе: "Приключения спасателей"

Игровое занятие на тему "Ранняя весна" с использованием современных образовательных технологий (мнемотехника, игротренинг, партнёрская педагогика, )...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе: "Приключения спасателей"

Игровое занятие на тему "Ранняя весна" с использованием современных образовательных технологий (мнемотехника, игротренинг, партнёрская педагогика, )...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе аппликация с элементами музыкальной деятельости. Тема "Этот День Победы"

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе. Аппликация с элементами музыкальной деятельности. Тема "Этот День Победы"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе "День Рождения на Руси"

Создать условия для эмоционального благополучия детей в процессе совместной деятельности и общения в разных формах взаимодействия (ребенок-ребенок; ребенок-педагог);Создавать душевную атмосферу, побуж...