Экспериментальная деятельность в старшей группе «Можно ли обойтись без воздуха?»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шаманаева Наталья Александровна

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность в старшей группе

«Можно ли обойтись без воздуха?»

Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование: оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, листы бумаги по количеству детей.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: 

- Ребята, сегодня я принесла вам, вот такие шарики.

- А как называются эти шарики?

- Воздушные

 - А вы  знаете, почему они так называются?

- Потому что внутри шарика есть воздух

- А откуда воздух появился в шариках?

- Он там появился, когда шарик надували.

- Значит, в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим. Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

- Выходят пузырьки.

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была. (Ответы детей)

-Пузырьки - это воздух,  который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.

-Нет (ответы)

- А, давайте, мы это проверим. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).

- Да, он пустой, теперь мы попробуйте поймать воздух, и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?  (Ответы детей)

-Воздух занял все место в мешке. Ребята, а мы видим воздух? (Ответы детей). Значит, он какой? (Ответы детей) Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (Ответы детей)

Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас, а как вы думаете,  мы сможем почувствовать воздух?

- Ответы.

-Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот  так.

А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (Ответы детей)

Правильно, мы чувствуем ветерок, а ветер – это движение воздуха. А как еще можно почувствовать воздух?

-Можно подуть себе на руку, трубочкой.

Вывод:  что воздух нельзя увидеть, он прозрачный, но его можно почувствовать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише

Мы растём всё выше, выше

Сел на дерево скворец

Нашей песенке конец.

Воспитатель: Ребята, а нам с вами нужен воздух?

Дети: Да, нужен.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: А давайте проверим. Мы сейчас с вами поиграем. (Игра)

Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами. Легко дышать без воздуха?

Дети: Дышать трудно, без воздуха можно задохнуться.

Воспитатель: А что такое воздух?

Дети: Это то, чем дышат люди.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, кому еще нужен воздух?

Дети: Воздух нужен растениям, животным, людям, птицам, насекомым.

Воспитатель: Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

Значит, воздух есть везде, и жизнь без него невозможна.

А, сейчас ребята, я дам вам по шарику. И вы воздушные шарики превратим в веселые рожицы! Нам нужно будет для этого взять фломастеры и аккуратно нарисовать глаза, нос и рот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»

Конспект по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...

Экспериментальная деятельность по проекту "Без воды не обойтись"

На примере опытов, представленных далее , детям легче увидеть значимость воды для всего живого....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.

Образовательная деятельность в детском саду, процесс сложный и увлекательный.И для педагога и для ребёнка. И поэтому, только в игровой форме, когда большую часть знаний дети получают сами, достигается...

Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей  группе«Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства» Образовательная область «Познавательное разви...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе. "Город волшебства".

Создание условий, способствующих развитию у детей поновательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирования....

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесбесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)

Цели: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Программные задачи:Образовательные: Обобщить представления детей о воздухе. Систематизировать зна...