Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Турлевская Оксана Анатольевна

Образовательная деятельность в детском саду, процесс сложный и увлекательный.И для педагога и для ребёнка. И поэтому, только в игровой форме, когда большую часть знаний дети получают сами, достигается желаемый результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.

Тема: Вода-волшебница, или дело о пропавшем рецепте.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Возрастная группа: дети 5-6 лет.

Цель: развитие представлений о свойствах воды, растворимости воды.

Задачи:

-расширение знания о свойствах воды, ввести в словарь понятие «растворитель»;

- развитие навыков проведения опытов (умение работать с оборудованием, соблюдать правила безопасности, соблюдать последовательность проведения опыта, формулировать вывод в ходе совершения практических действий);

- прививать бережное отношение к воде.

Словарная работа: жидкость, безвкусная, бесцветная, прозрачная, растворитель, плотность воды.

Предварительная работа:

Беседа по теме «Где есть вода?», «Кому нужна вода?», «Почему надо беречь воду?», и др.

Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, проведение опытов с водой, наблюдение за водой в природе на прогулке.

Материалы и оборудование: поваренная книга, цветные картинки, поднос, лупы, три прозрачные стаканчика из пластика с водой, стаканчики с солью, сахаром, манной крупой, молоком, чайные ложки, клей карандаш, салфетка на каждого ребёнка.

ИКТ: мультимедийная презентация, видео-интервью с поваром детского сада.

Ход НОД:

Этапы деятельности

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

Результативность этапов познавательно-исследовательской деятельности

Организационный

Скажем нашим гостям, «Здравствуйте!», пожелаем здоровья друг другу, и подарим всем свои улыбки.

(Воспитатель настраивает детей на начало НОД)

Мотивационно-организационный

Сегодня утром, мне на электронную почту пришло видеосообщение, и оно адресовано вам. Посмотрим!   ... (просмотр видео).

Итак, юные следопыты, самое время прийти на помощь! Перед вами поваренная книга, страница которой пуста и поскольку мы пока не умеем писать, составим рецепт из картинок. Выберете картинки с изображением тех продуктов, из которых варится манная каша. (Дети выбирают из нескольких картинок необходимые, приклеивая на лист рецепта.) Назовите продукты! …Итак, рецепт мы восстановили, самое время изучить в нашей лаборатории свойства одного из компонентов этого блюда - воды.

Создана проблемная ситуация –определить, как и из чего получается вкусная каша.

Поисково-исследовательский

В. Проходите за столы, одевайте средства защиты, садитесь. Прежде чем начать работать, напомним друг другу правила работы за лабораторным столом:

1. Внимательно выслушать задание старшего.

2. Аккуратно, без спешки наливать, пересыпать и смешивать.

3. Ничего не пробовать на вкус без разрешения.

4. После работы навести порядок на рабочем месте.

Итак, назовите мне, из чего варят манную кашу? – Ответы детей: вода, молоко, сахар, соль, манная крупа.- Верно, именно эти ингредиенты у вас на опытном столе.

 А, что же такое вода?  - Жидкость.

- Какими свойствами обладает жидкость? – Ответы детей: может литься и растекаться. (Демонстрация воспитателем.)  В.: Есть ли у воды форма? – Нет. Она принимает форму сосуда, в который её наливают. (Демонстрация воспитателем). А какая вода нужна для приготовления пищи? – Чистая и пресная.

Опыт №1.

В.: Перед вами три стакана с чистой водой, понюхайте воду в любом из них. Чем пахнет? – Ничем. - Вывод? – У воды нет запаха.

Опыт №2.

В.: Опустите в стаканчик с водой ложечку. Видите ли вы её? – Да .- Вывод? – Чистая вода прозрачная.

Опыт №3.

В.: С помощью ложечки попробуйте воду из любого стаканчика. Есть ли вкус у воды? – Вкуса нет. – Вывод? – Чистая вода без вкуса.

Опыт №4.

В.: В первый стаканчик положите с помощью ложечки соль. Не размешивайте. Видна ли соль на дне стакана? – Да.- Попробуйте воду из этого стакана. – Есть вкус? – Нет. – Размешайте соль и попробуйте воду. Какой вывод можно сделать? – Вывод? – Вода стала солёной на вкус. – Ещё можно сказать вода растворила соль, и её в стакане мы перестали видеть.

Опыт №5.

В.: Во второй стаканчик с водой насыпьте сахар, не размешивайте. Видите сахар? Попробуйте водичку.– Есть вкус? – Нет. – Размешайте сахар и попробуйте воду. Какой вывод можно сделать? – Вывод? – Вода стала сладкой на вкус. – Ещё можно сказать вода растворила сахар, и её в стакане мы перестали видеть.

Опыт №6.

В.:В третий стакан насыпьте ложку манной крупы. Размешайте ложечкой. А, вот понаблюдать, за тем, что произойдёт с манной крупой мы с вами сможем после физкультминутки!

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем. (Садимся за столы.)

В.: Отдохнули, садимся поудобней, и всё внимание на стакан с манной крупой. Для более детального рассмотрения прошу вооружиться лупой! Что произошло с манкой? – Она не растворилась, но разбухла! Вывод? – Вода является растворителем только для некоторых веществ. В каше мы видим крупинки манки, а сахара и соли нет, сахар и соль насыщают вкус воды, а крупа не растворяется, разбухает, делает воду плотной.

Опыт №7.

В.: Самое время добавить молока в стакан с крупой. Что стало с водой? – Она перестала быть прозрачной, стала белой, ложки не видно. – Вывод: Вода, при растворении цветного вещества окрашивается в его цвет и перестаёт быть прозрачной.

Проведён эксперимент, в ходе которого в воде растворялись разнообразные вещества. Дети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятельность. Закреплены знания о свойствах, изучено новое свойство – способность растворять вещества).

Итоговый (анализ и обобщение результатов эксперимента)

Вывод: - Чистая вода прозрачна, в жидком состоянии у неё нет формы, нет запаха, нет вкуса, соль и сахар растворяются в воде насыщая её определённым вкусом. Крупа не растворяется, она разбухает, делая воду плотной.

Закреплены знания о свойствах воду полученные ранее (цвет, форма, вкус). Получены знания о том, что вода растворяет не все вещества, обобщен изученный материал, подведены итоги опытных действий, дана оценка опытной деятельности детей.

Список использованной литературы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  2. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.
  3.  А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с. 3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48
  4. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
  5. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. - 159 с.

Интернет-ресурс: картинки с изображением продуктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.

Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности  по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».Цель: Продолжить знак...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства» Образовательная область «Познавательное разви...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Божья коровка» Тема: «Волшебница вода»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Божья коровка»Тема: «Волшебница вода»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии проектной дея

Цель:Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»

Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»Цель: способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать...