Картотека
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему

Голоднова Анастасия Николаевна

Картотека опытов: " Песок,глина,почва"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty.docx202.81 КБ

Предварительный просмотр:

Опыты с песком

                           Опыт 1.

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? Песок. Поэтому и говорят песок – сыпучий. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок – рыхлый, в отличие от глины.

Опыт 2.

С помощью лупы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек – песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи ,и отличаются? Одни дети могут ответить, что песчинки похожи, другие, что нет, и не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения дети внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Если есть лупы с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Опыт 3.

Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в трехлитровых стеклянных банках. Положите банку на бок, насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки находиться в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу.

Создайте в банке сильный поток воздуха – игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро , легко как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобные опыты можно провести и с увлажненными песком и глиной.

Опыт 4.

Возьмем палочку и попробуем посадить ее по очереди в стаканчик с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили. Что песок-рыхлый.

Опыт 5.

Аккуратно нальем воду в стакан с песком. Потрогаем его. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем посадить палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее.  Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

Опыт 6.

Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червяков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из песка. Что получается? Из песка колбаску – червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Что произойдет с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. А что можно сделать из влажного песка? Напомните ребятам, как они играют с песком и формочками, делают куличи. Из какого песка получается кулич – из сухого или мокрого? Если есть возможность, предложите детям прямо на занятии сделать два кулича. Обратите внимание на то, что, если много воды, получится не «тесто» для куличей, а «каша-малаша». Правда, и с ней приятно повозиться.

Опыт 7

Цель : выяснить состав песка .

Подготовить:

Стакан с сухим песком, лупу, лист белой бумаги, ложку, простой карандаш.

Описание :

Насыпь на лист бумаги тонкий слой песка. Рассмотри песок через лупу. Из чего он состоит? Какого цвета и на что похожи песчинки? Ты уже знаешь, как образуется песок? (Ответ: песчинки образуются от трения и ударов камней друг о друга) . Подумай и покажи линиями, из чего состоит морской песок и песок пустыни .

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-240475-1411536354.jpg

 

Опыт 8

Цель : исследовать взаимодействие песка и глины с водой .

Подготовить :

 стакан с песком, стакан с глиной, стакан с водой, ложку, коричневый и жёлтый карандаши .

Описание :

Полей водой сначала песок, а затем глину. Через какой материал вода просачивается быстрее? Понаблюдай, как меняется цвет и другие свойства песка. Происходят ли какие - либо изменения с глиной? Поэкспериментируй! Что можно слепить из мокрого песка и глины? Рассмотри рисунки. Обведи поделки из глины коричневым карандашом, а поделки из песка - жёлтым .

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-240475-1411536738.jpg

 

Опыты с песком и глиной

Опыт №1

 Сыпучесть

Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, лист бумаги

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок — «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок — рыхлый.

Опыт№2

 Сравнение частичек песка и глины

Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, увеличительное стекло

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные Затем рассмотрим таким же образом комочек глины в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.

Опыт№3

 Как песок и глина пропускают воду

Оборудование: стаканчик с водой, два стаканчика с песком и глиной

Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.

Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.

Опыт№4

Как песок и глина сохраняют форму

Оборудование: Мокрые песок и глина, доска для лепки

Берём мокрый песок и глину лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму

Опыт№5

Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает

Оборудование: Две воронки в одной песок, в другой глина, два пустых стакана и стакан с водой

Берем две воронки в одной песок, в другой глина ставим в стакан наливаем воду и наблюдаем: в стакане с песком вода появляется быстро, а глина воду не пропускает

 

Опыты с почвой

Опыт 1

Исследование свойств почвы

Цель : узнать состав почвы .

Подготовить :

почву, стакан с водой, ложку, лупу, белый лист бумаги, простой карандаш .

Описание:

Насыпь на бумагу немного почвы и рассмотри её через лупу. Из чего она состоит? Определи её цвет, запах. Разотри комочки земли и найди остатки растений. Положи в стакан с водой ложку почвы и размешай. Посмотри, что произошло с почвой. Нарисуй, где в стакане она оказалась. (Часть почвы осядет на дно, а часть останется на поверхности) .

ОПЫТ   2

Цель : сравнить, как примятая    и разрыхлённая почва  взаимодействуют с водой .     

Подготовить:  

два тазика,  почву, воду, ложку, цветные карандаши.

Описание :

1. Разложи почву по тазикам.

2. В одном тазу постарайся примять почву как можно сильнее, а в другом разрыхли её с помощью ложки.

Подумай, почему разрыхлённая почва занимает больше места, чем примятая.

(Ответ : в ней много воздуха) . Полей почву в обоих тазиках. Отметь галочкой рисунок, на котором вода через почву просачивается быстрее всего .

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-240475-1411537173.jpg

 

 

Для хорошего роста растениям нужен воздух и вода. В какой почве растения чувствуют себя лучше? Посмотри на рисунок и подумай, почему там, где протоптана тропинка, трава почти не растёт? Нарисуй траву и цветы там, где они будут хорошо расти .

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-240475-1411537067.jpg

Опыт 3

Цель : сравнить сухую  и мокрую почву.        

Подготовить :

два стакана с почвой, стакан с водой, простой карандаш.  

Описание :

В один из стаканов с почвой налей воды. Сравни почву в обоих стаканах. Как изменился цвет мокрой почвы, её сыпучесть, липкость? Соедини линией лейку и рисунок мокрой почвы.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-240475-1411537234.jpg

 

Опыт 4

Цель : сравнить глинистую и песчаную почву .

Подготовить :

стакан с почвой, стакан с песком, стакан с глиной, стакан с водой, две миски и ложку, простой карандаш .

  Описание:

В одной миске тщательно перемешай почву с песком, а в другой - с глиной. Полей почву в обеих мисках из лейки .

Сравни получившиеся смеси по цвету и липкости. Обведи рисунок миски со смесью, через которую вода просачивается лучше .

 

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-240475-1411537613.jpg

 

Опыт 5

Цель : сравнить результаты посадок луковиц в почву, глину и песок .

Подготовить :

горшок с почвой, горшок с глиной, горшок с песком, три луковицы, воду и столовую ложку, простой карандаш .

Описание :

Посади в каждый горшок по луковице. Через неделю проверь, в каком горшке луковица выросла лучше. Обведи рисунок этого горшка.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-240475-1411537673.jpg

Экологический проект-опыт

Цель : выяснить последствия загрязнения почвы бытовым мусором.

Подготовить :

два таза с почвой, ложку, воду, мусор (целлофановый пакет, фантики, крышки от пластиковых бутылок, пуговицы, палочку, цветные карандаши.

Описание:

1. Вспомни, что необходимо почве для хорошего роста растений. Проведи эксперимент : накрой почву в одном из тазов куском целлофана. Сверху положи землю. Полей эту землю водой. Проверь, вся ли почва увлажнилась .

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-240475-1411537836.jpg

2. Теперь на эту же почву выкинем мусор и всё перемешаем. Проверь, смогут ли растения пускать корни в такую почву. Проткни палочкой сначала обычную почву, а потом загрязнённую. Сделай выводы .

3. Посмотри на картинки. В горшке, в котором растения будут чувствовать себя хорошо, нарисуй цветок .

                                Опыт 6 
Цель. Показать, что в почве есть воздух. 
Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя. 
Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше. 
                                Опыт 7
Цель
. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе. 
Оборудование и материалы. для образца почвы: первый — с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй — с тропинки с плотно утрамбованной землей. для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой — рисунок любого растения). 
Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их  высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. 
Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха под тропинкой меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то давим на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше. 

                               

                             Опыт 8
Цель.
 Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы уходит воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) 
Оборудование и материалы. Образцы почвы — комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка)., 
Проведение опыта. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите
их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется воздух.» Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что пустых мест между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух  ушел: для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух уходит. 
После проведения опыта задайте вопросы. 
В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ — в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

• Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
• На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах? 
Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха. 
Задача педагога — подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке: желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь дома и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки- символы. 
                           

                               Опыт 9
Цель. 
Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. 
Оборудование и материалы. две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой: в одной — чистая вода, в другой — грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена). 
Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? 
Скажите, что водной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать своигипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в  — грязной. Что изменилось? В первой банке  почва стала влажной, но чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и появились мыльные пузыри, Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв 
после полива.
Задайте детям 
следующие вопросы.

  • Если  бы они были на месте червяка или крота, какую  бы почву выбрали для своего дома?
  • Что бы они почувствовали, если  бы им пришлось жить в земле грязной?
  • Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?
  • Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву? 
    Сделайте вывод: в жизни, как и в есть «живая вода»(она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом она поит растения, . но есть и «мертвая» - вода  грязная (когда она попадет в почву, подземным  жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется мертвая вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после майки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации илина прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности).Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется,  «болеет»  и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них), их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились  «лечить» почву — очищать ее от грязи.

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 28 «Мишутка» станицы Незлобной»

ОПЫТЫ

«ПЕСОК, ГЛИНА,

ЗЕМЛЯ

Воспитатель

Голоднова Анастасия Николаевна

Георгиевский район


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...