Главные вкладки

    Консультация для воспитателей на тему: "Опытно - экспериментальная деятельность с детьми средней группы на прогулке".
    опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Кукурудза Елена Александровна

    Консультация для воспитателей, в которой приводятся примеры опытов и эксперименов, которые можно провести с детьми средней группы на прогулке.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Опытно-экспериментальная деятельность детей средней группы ДОУ на прогуле.

       ФГОС ДО рассматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

       Одним из режимных моментов дня является прогулка. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач различных образовательных областей. Прогулку в детском саду можно использовать для укрепления и развития физических качеств и укрепления здоровья детей, двигательной активности, а так же для закрепления и применения знаний на практике, полученных в ходе совместной деятельности педагога с детьми в группе и др.

         Природа наделила человека таким качеством как любознательность: стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому мы можем говорить о том, что ребенок от природы исследователь: он хочет все трогать, пробовать, экспериментировать.

        Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в младшем и среднем дошкольном возрасте - практически единственным способом познания мира.

          Напомню, что эксперименты и наблюдения можно классифицировать по разным принципам:

    • по характеру объектов, используемых в эксперименте (с растениями, животными, с объектами живой и неживой природы),
    • по месту проведения опытов (в группе, на участке и т.д.),
    • по количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные – вся группа),
    • по причине проведения (случайные, запланированные, поставленные на ответ ребенка),
    • по характеру включения в педагогический процесс (эпизодические, систематические),
    • по продолжительности (от 5 до 15 минут, длительные – свыше 15 мин),
    • по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные или цикличные,
    • по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые,
    • по характеру мыслительных операций: констатирующие, т.е. позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление, сравнительные, обобщающие, по характеру познавательной деятельности детей –иллюстративные (когда детям все известно, и эксперимент подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают конечный результат) и решение экспериментальных задач,
    • по способу применения: демонстрационные и фронтальные.

          Еще хочется остановиться на том. Что при организации наблюдений очень важно правильно выбрать объект. При несоблюдении этого условия познавательная ценность эксперимента может снизиться.

         Например, наблюдение за почками: на одном дереве почки еще не набухли, их невидно, а на другом они заметны, отсюда следует, что наблюдение надо проводить со вторым деревом.

    Особенности детского экспериментирования:

    • Детское экспериментирование свободно от обязательности,
    • Как в игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта,
    • В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана,
    • Дети не могут работать, не разговаривая,
    • Нужно учитывать индивидуальные особенности детей,
    • Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов,
    • Нужно учитывать право ребенка на ошибку,
    • Применять адекватные способы вовлечения детей в работы, соблюдение правил безопасности, способ введения ребенка в целостный педагогический процесс,
    • Очень ответственным является конечный этап экспериментирования – анализ результатов и формулирование выводов,
    • Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

        Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой детский сад.

          Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей.

           На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями.

         Экспериментирование может быть следующим:

    • Случайные наблюдения и эксперименты – не требуют специальной подготовки, они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на данный момент, когда дети или воспитатель увидели что-то интересное в природе, на участке;
    • Плановые наблюдения и эксперименты - начинаются с определения задач, выбором объекта, и т.д.
    • Эксперимент как ответ на детские вопросы (например, сможет ли кораблик развернуться в узком ручейке?)

    Примеры опытов, которые можно проводить с детьми на прогулке:

        Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).

    • - " Тонет - не тонет"
    • - " Где можно найти воду? "
    • - " Какой формы вода? "

    Определить опытным путем скорость высыхания воды на лужах в тени и на солнце.

    Опыты с Солнцем:

    • «Солнце стало греть больше»: на скамейку на солнышко положить лист влажной бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он сухой. Почему это произошло? Кто его высушил? (солнце) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о тени. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на солнышко, другую в тень. Дети наблюдают, делают выводы.
    • Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)
    • " Как появляются солнечные зайчики? "
    • " Как появляется тень? "
    • «Солнце высушивает предметы и песок»

    Опыты с песком:

    • Наблюдение за песком: сухим и влажным; эксперименты

    Эксперименты и наблюдения во время дождя:

    • дождь смывает грязь и песок с предметов. (под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.
    • «Музыка дождя»

    Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

    Камни

    Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

    Вес

    «Легкий - тяжелый»

    Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов

    Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями, и сравнить, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее.

    Опыты с магнитами:

    • К чему примениться магнит?

    Опыты с растениями:

    • Рассматривание почек, распускание листьев у деревьев

    Рассмотреть через лупу ветку,  Что мы увидели(Еле заметные почки, большие почки, маленькие листочки)

    Что это значит? (Деревья не погибли, они оживают после зимы…_)

    • Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.
    • Посадка цветов на клумбы для выращивания из группы. Учить детей устанавливать связи между потеплением и ростом растений.
    • «Почему повял цветочек?»
    • Сравнить сухие и влажные комочки земли.

    Через лупу рассмотреть, из чего состоит земля, стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).

    При наблюдении за насекомыми:

    • обратить внимание на то, что насекомых стало больше. Понаблюдать с детьми, какие насекомые появились на участке. У детей могут возникать вопросы: например, проползет ли муравей через палку (а давай попробуем, посмотрим…), Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

    Ответить, кто же самый сильный на земле?

    • Найти божью коровку и определить ее название.
    • червяк выполз на асфальтированную дорожку, ему здесь хорошо, а где будет лучше (а давай попробуем положить на вскопанную землю, что будет…)
    • Наблюдать за полетом мух (длина перелета).

    Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться)

    • Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например -  паука, комара или муху, сделать это очень просто при естественной лупе – для этого нужно взять на прогулку банку с водой

                Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

    При наблюдении за птицами:

    • «Почему птицы летают?»

    Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде; для чего нужны крылья птицам (опыты с бумажными птицами)

    Свойства воздуха

    • Веер – познакомить с ветром.
    • При помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.
    • «Игры с воздушными шариками»

    - познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;

    Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика (надутый и спущенный)

    Игры с шариками. С каким шариком удобнее играть? Почему? (С тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается).

    Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (Больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (Его выдыхают).

    Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха.

    • «Реактивный шарик»
    • Выявить, что воздух обладает упругостью.
    • Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

    Материал: воздушные шары. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.

    Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

    • С мячиками (хорошо надутым и спущенным) «Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет»

    Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом – обычным. Есть ли разница? В чем причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

    Вывод: Чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

    • Опыты с вертушкой. Сделайте с ребенком вертушку и возьмите ее на прогулку. Покажите, как играют с вертушкой. Спросите ребенка, почему она вертится? (ветер ударяет в ее лопасти, и она начинает вертеться). Понаблюдайте с детьми, когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит?
    • Опыт «Ветер в пустыне».

    Игру-опыт можно провести в песочнице или насыпать песок в таз. Выровняйте поверхность песка. А затем предложите ребенку стать ветром и подуть на песок. На поверхности его «песчаной пустыни» начнут появляться песчаные волны. Если продолжать дуть, то песок будет перемещаться из одного места в другое и получатся холмы. Пусть ребенок попробует сделать «барханы» — песчаные холмы.  Так ветер помогает песку путешествовать по пустыне.

    Так совместными усилиями мы делаем прогулку в детском саду очень интересной и познавательной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для воспитателей по теме "Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ"

    в консультации подобран материал по организации опытно-экспериментальной деятельности в старших группах ДОУ. ...

    Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

    "НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ""Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросыИ получать на них фактические ответы, оказываясьНа более высоком умственном и нравст...

    Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

    В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение...

    Консультация для воспитателей на тему: "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

    К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. В связи с этим особый...

    Доклад на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

    Доклад на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»                           ...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

    Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

    "Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы, оказываясь На более высоком умственном и нравственном уровне В сравнени...