Консультация для воспитателей на тему: "Опытно - экспериментальная деятельность с детьми средней группы на прогулке".
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Кукурудза Елена Александровна

Консультация для воспитателей, в которой приводятся примеры опытов и эксперименов, которые можно провести с детьми средней группы на прогулке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность детей средней группы ДОУ на прогуле.

   ФГОС ДО рассматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

   Одним из режимных моментов дня является прогулка. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач различных образовательных областей. Прогулку в детском саду можно использовать для укрепления и развития физических качеств и укрепления здоровья детей, двигательной активности, а так же для закрепления и применения знаний на практике, полученных в ходе совместной деятельности педагога с детьми в группе и др.

     Природа наделила человека таким качеством как любознательность: стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому мы можем говорить о том, что ребенок от природы исследователь: он хочет все трогать, пробовать, экспериментировать.

    Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в младшем и среднем дошкольном возрасте - практически единственным способом познания мира.

      Напомню, что эксперименты и наблюдения можно классифицировать по разным принципам:

  • по характеру объектов, используемых в эксперименте (с растениями, животными, с объектами живой и неживой природы),
  • по месту проведения опытов (в группе, на участке и т.д.),
  • по количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные – вся группа),
  • по причине проведения (случайные, запланированные, поставленные на ответ ребенка),
  • по характеру включения в педагогический процесс (эпизодические, систематические),
  • по продолжительности (от 5 до 15 минут, длительные – свыше 15 мин),
  • по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные или цикличные,
  • по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые,
  • по характеру мыслительных операций: констатирующие, т.е. позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление, сравнительные, обобщающие, по характеру познавательной деятельности детей –иллюстративные (когда детям все известно, и эксперимент подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают конечный результат) и решение экспериментальных задач,
  • по способу применения: демонстрационные и фронтальные.

      Еще хочется остановиться на том. Что при организации наблюдений очень важно правильно выбрать объект. При несоблюдении этого условия познавательная ценность эксперимента может снизиться.

     Например, наблюдение за почками: на одном дереве почки еще не набухли, их невидно, а на другом они заметны, отсюда следует, что наблюдение надо проводить со вторым деревом.

Особенности детского экспериментирования:

  • Детское экспериментирование свободно от обязательности,
  • Как в игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта,
  • В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана,
  • Дети не могут работать, не разговаривая,
  • Нужно учитывать индивидуальные особенности детей,
  • Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов,
  • Нужно учитывать право ребенка на ошибку,
  • Применять адекватные способы вовлечения детей в работы, соблюдение правил безопасности, способ введения ребенка в целостный педагогический процесс,
  • Очень ответственным является конечный этап экспериментирования – анализ результатов и формулирование выводов,
  • Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

    Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой детский сад.

      Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей.

       На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями.

     Экспериментирование может быть следующим:

  • Случайные наблюдения и эксперименты – не требуют специальной подготовки, они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на данный момент, когда дети или воспитатель увидели что-то интересное в природе, на участке;
  • Плановые наблюдения и эксперименты - начинаются с определения задач, выбором объекта, и т.д.
  • Эксперимент как ответ на детские вопросы (например, сможет ли кораблик развернуться в узком ручейке?)

Примеры опытов, которые можно проводить с детьми на прогулке:

    Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).

  • - " Тонет - не тонет"
  • - " Где можно найти воду? "
  • - " Какой формы вода? "

Определить опытным путем скорость высыхания воды на лужах в тени и на солнце.

Опыты с Солнцем:

  • «Солнце стало греть больше»: на скамейку на солнышко положить лист влажной бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он сухой. Почему это произошло? Кто его высушил? (солнце) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о тени. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на солнышко, другую в тень. Дети наблюдают, делают выводы.
  • Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)
  • " Как появляются солнечные зайчики? "
  • " Как появляется тень? "
  • «Солнце высушивает предметы и песок»

Опыты с песком:

  • Наблюдение за песком: сухим и влажным; эксперименты

Эксперименты и наблюдения во время дождя:

  • дождь смывает грязь и песок с предметов. (под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.
  • «Музыка дождя»

Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

Камни

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

Вес

«Легкий - тяжелый»

Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов

Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями, и сравнить, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее.

Опыты с магнитами:

  • К чему примениться магнит?

Опыты с растениями:

  • Рассматривание почек, распускание листьев у деревьев

Рассмотреть через лупу ветку,  Что мы увидели(Еле заметные почки, большие почки, маленькие листочки)

Что это значит? (Деревья не погибли, они оживают после зимы…_)

  • Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.
  • Посадка цветов на клумбы для выращивания из группы. Учить детей устанавливать связи между потеплением и ростом растений.
  • «Почему повял цветочек?»
  • Сравнить сухие и влажные комочки земли.

Через лупу рассмотреть, из чего состоит земля, стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).

При наблюдении за насекомыми:

  • обратить внимание на то, что насекомых стало больше. Понаблюдать с детьми, какие насекомые появились на участке. У детей могут возникать вопросы: например, проползет ли муравей через палку (а давай попробуем, посмотрим…), Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Ответить, кто же самый сильный на земле?

  • Найти божью коровку и определить ее название.
  • червяк выполз на асфальтированную дорожку, ему здесь хорошо, а где будет лучше (а давай попробуем положить на вскопанную землю, что будет…)
  • Наблюдать за полетом мух (длина перелета).

Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться)

  • Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например -  паука, комара или муху, сделать это очень просто при естественной лупе – для этого нужно взять на прогулку банку с водой

            Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

При наблюдении за птицами:

  • «Почему птицы летают?»

Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде; для чего нужны крылья птицам (опыты с бумажными птицами)

Свойства воздуха

  • Веер – познакомить с ветром.
  • При помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.
  • «Игры с воздушными шариками»

- познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;

Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика (надутый и спущенный)

Игры с шариками. С каким шариком удобнее играть? Почему? (С тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается).

Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (Больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (Его выдыхают).

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха.

  • «Реактивный шарик»
  • Выявить, что воздух обладает упругостью.
  • Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал: воздушные шары. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.

Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

  • С мячиками (хорошо надутым и спущенным) «Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет»

Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом – обычным. Есть ли разница? В чем причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: Чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

  • Опыты с вертушкой. Сделайте с ребенком вертушку и возьмите ее на прогулку. Покажите, как играют с вертушкой. Спросите ребенка, почему она вертится? (ветер ударяет в ее лопасти, и она начинает вертеться). Понаблюдайте с детьми, когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит?
  • Опыт «Ветер в пустыне».

Игру-опыт можно провести в песочнице или насыпать песок в таз. Выровняйте поверхность песка. А затем предложите ребенку стать ветром и подуть на песок. На поверхности его «песчаной пустыни» начнут появляться песчаные волны. Если продолжать дуть, то песок будет перемещаться из одного места в другое и получатся холмы. Пусть ребенок попробует сделать «барханы» — песчаные холмы.  Так ветер помогает песку путешествовать по пустыне.

Так совместными усилиями мы делаем прогулку в детском саду очень интересной и познавательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми средней группы. Тема «Кто живет в скорлупе ?»

Цель. Активизировать познавательную деятельность детей; познакомить их со строением куриного яйца; воспитывать ответственное и бережное отношение к природным объектам....

Самоанализ опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы «Знакомство со свойствами воды»

Самоанализопытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы«Знакомство со свойствами воды»...

Самоанализ опытно - экспериментальной деятельности с детьми средней группы " Волшебница вода."

Самоанализ опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы " Волшебница вода."...

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми средней группы на тему "Свойства воды. Домашний лимонад"

С помощью данного материала дети легко и быстро закрепляют свойства воды, а также первый раз чувствуют себя знающими и незаменимыми в приготовлении напитков....

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает д...

Экспериментальная деятельность с детьми средней группы «Свет вокруг нас»

Цель: развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности; расширить представление детей об источниках света и показать зн...