"Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста"
статья по окружающему миру на тему

Наталья Викторовна Белова

"Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

В основе  экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

С 2009 года в МДОУ №106 ведется работа по опытно-экспериментальной деятельности в кружке «Хочу всё знать», где дети получают первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, знакомятся с талантливыми учеными и изобретателями, а также проводят несложные, но интересные эксперименты и учатся самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.

        В мини-лаборатории имеются различные коллекции камней, кристаллов, тканей, природный, «бросовый» материал, специальное оборудовании для экспериментирования: микроскопы, пробирки, увеличительная шкатулка, набор «Маленький биолог», «Студия Жужжания», электронный конструктор «Знаток» и «Маленький Эйнштейн», наборы для элементарных опытов по физике, химии для малышей.

 Электронный конструктор - это:

- игры и игрушки;

- имитаторы звуков;

- охранные сигнализации;

- логические элементы;

- автоматические осветители;

- музыкальные звонки

Это оригинальный способ соединения деталей по электрическим схемам  в результате которых происходит управление светом, звуком, электричеством.

        

Для реализации программы «Астрономия для малышей» используются конструкторы «ЛЕГО», видео материалы на лицензионных дисках о звёздах, планетах и космических путешествиях. В работе с детьми используются информационные технологии.

Для проведения занятий с использованием экспериментирования используются методические рекомендации разных авторов С.Н. Николаевой, О.В.Дыбиной, Д.С.Златопольского, Н.Рыжовой и материалы Интернет-сайтов. В старшем дошкольном возрасте используется программа М.Е. Щадневой, А.С. Марочкиной, Г.Д. Посевиной «Астрономия для малышей». Естественнонаучное содержание программы обеспечивает формирование у детей 5- лет научной картины мира, приобщает будущих школьников к научному стилю мышления, создает дополнительные условия для развития любознательности и познавательных интересов. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.  При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Структура детского экспериментирования.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи:

1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

Средства: язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

 

 

Задачи экспериментальной деятельности:

 1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

- развитие представлений о свойствах;

- развитие элементарных математических представлений;

- познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста по пожарной безопасности.

Тема: «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».Тема: « Почему во время пожара часто происходит взрыв». Тема: «Чем можно потушить огонь?»Тема: «Огонь дышит».Тем...

Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста.

Формирование и развитие  познавательных  интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром....

Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста (консультация молодым педагогам)

В младшем и среднем дошкольном возрасте экспериментальная деятельность осуществляется  через  «решение пр...

Кружок опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

1.     Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.2.     Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы3....

семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...

Педагогическая статья "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста"

Любознайки, почемучки... Все это наши детки. Как я в своей работе помогаю им узнать окружающий мир вы узнаете, прочитав мою статью....