Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Карлсона»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сюнякова Светлана Александровна

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_laboratoriya_karlsona.docx521.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №54» города Бийска

http://edu.mari.ru/mouo-yoshkarola/dou74/DocLib1/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BA%D0%B0/berezka.JPG

 Конспект

     по  опытно-экспериментальной деятельности

«Лаборатория Карлсона»

      Образовательная область «Познавательное развитие»

(Старшая группа)

Сюнякова Светлана Александровна,

воспитатель

г. Бийск, 2016

Тема: Лаборатория Карлсона.

Цель: развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования.

Образовательные:

• дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха);

Развивающие:

• развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия;

•способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

• обогатить словарь детей новыми словами.

Воспитательные:

• воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;

• воспитывать любознательность, взаимопомощь;

• воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование:

• экран и проектор для презентации;

• мыльные пузыри;

• магнитная доска;

• музыкальное сопровождение;

• полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

• стаканчики с водой (по количеству детей);

• коктейльные трубочки (по количеству детей);

• кораблики с бумажными парусами;

• стол для игры-опыта «морской бой»;

1. Организационный момент, начало занятия, включающие:

- описание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия детей;

- игры и упражнения для организации внимания детей;

- ситуации для обозначения цели и задач деятельности с детьми;

- описание методов организации деятельности детей на начальном этапе занятия, настроя на предстоящую деятельность и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог).

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Здравствуйте

Воздух

Да

Дети крутятся

Карлсон: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали. Я – Карлсон. Помогите мне отгадать загадку.

Загадка

«Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!» Что это?

У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу, чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может, и нет никакого воздуха?

Предлагаю не доверять слухам, а проверить с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже живу на крыше, а воздуха не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, давайте отправится в мою лабораторию,  и как настоящие ученые, проведем опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны?

Карлсон:

Покрутитесь, повертитесь,

в умников и умниц превратись

Молодцы, вы прошли подготовку и готовы отправиться в лабораторию.

(Звучит песня из мультипликационного фильма «Малыш и Карлсон».)

Вбегает  воспитатель, переодетый в Карлсона

Воспитатель загадывает детям загадку

2. Основная часть занятия.

Данный этап предполагает:

- постановку конкретных образовательных задач перед детьми;

- описание форм и методов представления нового образовательного содержания;

- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности детей с учетом особенностей группы, в которой работает педагог;

- описание критериев определения уровня внимания и интереса детей к новому материалу;

- описание действий педагога, если ему не удастся сохранить интерес детей к данной деятельности;

- описание основных форм организации практической деятельности;

- описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания;

- описание способов снижения утомления, напряжения детей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Нет.Бумага в стакане остается сухой

Невидимый

Ничемон без запаха

Дети: Он пуст.

Дети: В нём нет воздуха

Дети: Соломинки.

Дети дуют

Дети: пузырьки.

Дети: Пузырьки поднимаются

наверх.

Дети: мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух

Дети двигаются в соответствии с текстом физкультминутки

Дети: Можно на них подуть

Ребята, проходите и занимайте столики.

Карлсон: Воздух. А что это такое? Давайте проведем опыт. Сомните лист бумаги и поместите его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?

Карлсон: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

Вывод 1: Воздух существует! (воспитатель помещает на магнитную доску схему)

Воспитатель: Ребята, а вы видели, этот воздух?

Если мы его не видим, значит, он какой? Как иначе можно сказать.

Воспитатель: А какого он цвета?

Воспитатель:  Подышите носиком. Чем пахнет воздух? Может лимоном? А может Чесноком?

А может конфеткой? Может духами? А может цветами?

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха (воспитатель помещает на доску схему)

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?

Воспитатель: Да, это соломинки

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?

Воспитатель: Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики .

Воспитатель: Ой, что это?

Воспитатель: а что они делают?

Воспитатель: почему

Вывод 3: вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас, в стакане он поднимается на верх так ,как, воздух легче воды  (воспитатель помещает на доску схему)

Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.

Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.

Вывод 5: Человек не может жить без воздуха. Воздух нужен, и растениям, и рыбам, и насекомым, и птицам, и животным  (воспитатель помещает на доску  схему)

Физкультминутка

Это - деревья в лесу

Ветер качает листву

Это к нам птицы летят

Крылья сложили назад

Воспитатель:  В моей лаборатории есть кораблики как с ними можно поиграть?

А хотите, я научу играть вас в морской бой?

Воспитатель: Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.

Вывод 6: ветер – это движение воздуха. (воспитатель помещает на доску  схему)

Воспитатель: А еще, ребята, воздух очень легкий. Предлагаю вам в этом убедиться, поиграв немного с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием.

Вывод 7: Воздух очень лёгкий (воспитатель помещает на  доску  схему)

А теперь полетели все ко мне на крышу

Опыт№1

Опыт№2

Опыт№3

Опыт№4

ДЫХАТЕЛЬНАЯ

 ГИМНАСТИКА «Поиграем с носиком»)

Опыт№5

Опыт№6

Дети встают парами по  обе стороны стола напротив друг друга и начинают дуть на кораблики

              Опыт№7

Дети вместе с воспитателем

Перемещаются на ковер для подведения итогов

3. Заключительная часть занятия.

Данный этап включает:

- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового образовательного содержания с учетом индивидуальных особенностей детей, с которыми работает педагог;

- описание критериев, позволяющих определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания;

- описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть детей не освоили новый материал;

- косвенная оценка деятельности детей как сопоставление результата с целью ребенка.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Это ветер

Воспитатель: Спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух.

Итог  занятия:

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха.

Вывод 3: Воздух живет вокруг нас и внутри нас.

Вывод 4: Человек не может жить без воздуха.

Вывод 5: Воздух- легче воды

Вывод 6: Ветер – это движение воздуха, которое мы можем услышать

Вывод 7: Воздух очень лёгкий.

А как вы думаете  можно ли услышать воздух?

Давайте закроем глазки и послушаем …..

Слышите? Что это?

А еще воздух можно услышать с помощью такой  волшебной свистульки

ребята Вы мне все сегодня очень помогли , и я вам  дарю свистульку.

Дети просматривают слайды и подводят  итоги .

               

 Приложение

C:\Users\yaseni\Downloads\Презентация на тему удивительные свойства воздуха ( подготовительная группа )_files\img4(1).jpg

C:\Users\yaseni\Downloads\x_bf098363.jpgВоздух существует

C:\Users\yaseni\Downloads\img12.jpgВоздух бесцветный прозрачный, без запаха

C:\Users\yaseni\Downloads\img4.jpg Воздух живет  внутри нас и вокруг нас

C:\Users\yaseni\Downloads\15117729.jpg

                                                         Человек не может жить без воздуха

C:\Users\yaseni\Downloads\2744702.jpeg Воздух легче воды

 C:\Users\yaseni\Downloads\img8.jpg Воздух это движение воздуха

C:\Users\yaseni\Downloads\myilnyie-puzyiri.jpg Воздух очень легкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Приключение Карлсона» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Интеграция образовательных областей:-Коммуникация;- Познание;-Социализация;-Здоровье.Задачи:дифференцировать звуки [р-л]  в слогах, словах, фразах;упражнять в определении позиции звуков [р-л]...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Лаборатория Горелкина»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Лаборатория Горелкина»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Лаборатория юных химиков» (экспериментирование) для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование коммуникативных навыков посредством совместной работы в экспериментировании.Задачи:Образовательные:Формировать представление о профессии «Химик»;Познакомить детей со сво...

Конспект организованной образовательной деятельности "Помогаем Карлсону" - познавательное развитие в подготовительной к школе группе.

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе логопедической группе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности «ЛАБОРАТОРИЯ ЮНЫХ ХИМИКОВ – ЛАКМУСОВАЯ БУМАГА» (старшая группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности «ЛАБОРАТОРИЯ ЮНЫХ ХИМИКОВ – ЛАКМУСОВАЯ БУМАГА»(старшая  группа)...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Лаборатория по выращиванию рассады цветов"

Расширение представлений о жизни растений в процессе познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Лаборатория Добро-кота: опыты с термометром"

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Лаборатория Добро-кота: опыты с термометром»....