Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Лаборатория Добро-кота: опыты с термометром"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

МАКАРОВА ЛЮБОВЬ МИХАЙЛОВНА

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Лаборатория Добро-кота: опыты с термометром».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_dobro-kota_opyty_s_termometrom.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 74

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе

«Лаборатория Добро-кота: опыты с термометром».

Подготовила воспитатель

Высшей квалификационной категории

Макарова Любовь Михайловна

Санкт-Петербург

2023 год

Цель: 

Способствовать развитию познавательной активности у детей в процессе экспериментальной деятельности

Задачи:

- познакомить детей с различными видами термометров и принципом их работы;

- развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности;

- активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы;

- упражнять в подборе антонимов к прилагательным и глаголам;

- формировать навыки безопасного обращения с термометром.

- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе;

Материал к занятию:

«Волшебная» коробка, термометры: водный, медицинский (контактный, бесконтактный), уличный; 2 миски с водой (холодная и теплая), карточка для игры «Скажи наоборот», музыкальная колонка, лабораторные листы с заданиями, карандаши, мусорная корзина, бумажные салфетки, перчатки, лабораторные шапочки, макет термометра.

Ход занятия:

На столах подготовлены лабораторные листы, шапочки, перчатки, карандаши по количеству детей.

 

Мультик «Приветствие Добро-кота».

На экране появляется Добро-кот.

Здравствуйте, ребята, я рад приветствовать вас в лаборатории Добро-кота.

Сегодня вы проведете интересные опыты и узнаете много нового. Но сначала хочу вам рассказать правила, которые обязательно надо соблюдать при проведении экспериментов:

  1. Необходимо надеть защитные шапочки и перчатки.
  2. Запрещается брать приборы для опыта без разрешения воспитателя, забирать приборы у соседа.
  3. Запрещается трясти, кидать, бить приборы для опытов.
  4. Необходимо внимательно слушать задания и правильно их выполнять.
  5. Вы юные лаборанты и у каждого из вас будут лабораторные листы, где вы будете выполнять задания. Чтобы их не перепутать на каждом листе будет картинка, как на шкафчике. Свой лабораторный лист нужно держать в руках, нельзя им размахивать, меняться, забывать где-нибудь.  

Запомнили? (ответы детей) Молодцы!

Ребята, вам интересно чем вы сегодня займетесь? (ответы детей)

А чтобы это узнать, вам нужно отгадать загадку.

"И в жару, и в мороз

За окном стеклянный нос,

Чтоб в любое время года

Знали мы, что за погода".

(Ответы детей)

Правильно, это термометр и сегодня вы будете его исследовать. Веселых вам опытов, друзья!!!

В.: Ребята, ответ на загадку находится в моей волшебной коробке.

В.: (достает уличный термометр из волшебной коробки, показывает). Молодцы, ребята, вы отгадали загадку. Это уличный термометр. А для чего он нам нужен? (Ответы детей). (Ответы детей). Давайте рассмотрим термометр. Из чего он состоит? (Ответы детей.  Воспитатель подсказывает, корректирует, дополняет: у термометра есть стеклянный корпус, шкала с делениями и цифрами, ртутный столбик. Каждое деление на шкале обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и холода. Когда столбик термометра поднимается выше нуля – это означает, что температура высокая, то есть тепло; а когда столбик термометра опускается ниже нуля – значит температура низкая, то есть холодно).

Выполняется задание № 1 в лабораторном листе (детали термометра)

В.: А вы хотите узнать температуру воздуха на улице? (Ответ детей). Но у нас в группе нет уличного термометра. Но посмотрите Добро-кот оставил нам письмо-подсказку.  

В.: Открывает конверт, зачитывает задание от Добро-кота.  Игра "Скажи наоборот".

В.: Теплый – холодный;

Растаял – замёрз;

Морозно – жарко;

Высокая – низкая;

Мокро - сухо;

Горячий – холодный;

Зима – лето;

Солнечно – пасмурно

В.: Молодцы ребята, вы справились с заданием и теперь мы можем пойти по стрелкам к следующей подсказке. Посмотрите сюда, Добро-кот оставил нам еще одно письмо-подсказку. Здесь загадка:

Дома сидеть, или выйти гулять,
Тебе я могу подсказать.

Всё о погоде тебе расскажу:

В стужу и в зной где я вишу?
(за окном)

 В.: Правильно, термометр висит за окном.  Давайте подойдем к окну.  А сейчас узнаем какая температура на улице. Термометр показывает -8 градусов. Как вы думаете это холодно или тепло? (Ответы детей) Когда вы утром шли в сад вы замерзли? (Ответы детей) Было морозно? (Ответы детей) Значит какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей). Правильно, термометр показывает низкую температуру, а значит на улице холодная погода. Давайте обратим внимание какая еще погода за окном? (Ответы детей) Молодцы. Давайте вернемся в группу.

Выполняется задание № 2 в лабораторном листе (наблюдение за погодой)

В.: Ребята, а как вы думаете, какую еще температуру можно измерить термометром(Ответ детей). Верно, термометр необходим нам для измерения температуры тела, как он называется? (Ответы детей), (достает из волшебной коробки, показывает).

В.: Воспитатель измеряет себе бесконтактным термометром температуру.  У меня нормальная температура тела 36,6 градусов, температура здорового человека. А что нужно делать, если у человека высокая температура, 38,5? (Ответы детей).

Выполняется задание № 3 в лабораторном листе (чтобы не болеть)

В.: Давайте с вами немного отдохнём.

Музыкальная физкультминутка. 

В.: Отдохнули, а теперь продолжим.

Опыт: 

В.: Сначала необходимо надеть лабораторные шапочки и перчатки. Подходим к лабораторному столу, делимся на 2 команды.

В.: Посмотрите, у нас в двух мисках вода. Давайте потрогаем наши миски снаружи, что вы почувствовали? (Ответы детей).  А сейчас, мы измерим температуру воды опытным путем. Что нам для этого понадобиться? (Ответы детей) Каким термометром мы воспользуемся(Ответы детей). (Достает из волшебной коробки, раздает детям). Как вы думаете, как им пользоваться? (Ответы детей). А теперь мы опустим термометры в миски с водой, (Определяют температуру холодной и теплой воды при помощи водного термометра). А теперь сравним, что показывают наши термометры?

В.: А как определить с помощью водного термометра в каком тазу теплая, а в каком холодная вода? (Ответы детей.  Воспитатель подсказывает, корректирует, дополняет: в теплой воде столбик поднимется выше чем в холодной воде). 

Выполняется задание № 4 в лабораторном листе (теплое холодное)

ИТОГ

В.: Сегодня в лаборатории Добро-Кота мы с вами проводили опыты по измерению температуры. Давайте вспомним:

- Чем мы измеряем температуру?

- Какие бывают термометры?

- Какие опыты мы проводили?

- Что было самым интересным?

Ребята, вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями и посвящаетесь в юные исследователи лаборатории Добро-кота. Вручение отличительных знаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников» (из опыта работы)

Доклад из опыта работы: развитие познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников...

Познавательно-исследовательская деятельность в доу (из опыта работы)

организация познавательно-исследовательской деятельности в доу...

Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе (опыты): «Волшебная лаборатория. Магниты»

Цель: Создать условия для развития познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Образовательная:1. Познакомить с понятиями «магнит», «ма...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности " Тайны воды" (опыты).

Конспект разработан для детей старшей и подготовительной к школе группе. В ходе занятия на основе практических действий и опытов дети знакомятся со свойствами воды....

Познавательно-исследовательский проект в детском саду старшей подгруппы «Термометр и температура»

Проектная деятельность даёт возможность развивать у детей умения выявлять проблему, проводить наблюдения, практические работы, эксперименты....

КОНСПЕКТ познавательно – исследовательской деятельности «Опыты с водой-очистка воды»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Опыты с водой"...