Познавательно-исследовательская деятельность в доу (из опыта работы)
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Исаева Вера Васильевна

организация познавательно-исследовательской деятельности в доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovat.deyat_.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ (экология)

                           Исаева Вера Васильевна воспитатель-эколог

            МБДОУ №4 городского округа  г. Выкса Нижегородская область.

                                   

                                                        Самое лучшее открытие то,

                                                         которое  ребенок сделал сам.

                                                                         Ральф У. Эмерсон

   

         Для современного этапа системы образования характерны поиск и разработка новых технологий  обучения и воспитания детей. При этом в качестве  приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе  воспитания и всестороннего развития детей является экспериментирование.[ 1 ]

         Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.[ 2]

         Проблема познавательно-исследовательской активности в дошкольном возрасте является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.

          И именно поэтому тема исследовательской деятельности в дошкольном возрасте была мною выбрана не случайно. Я считаю, что исследовательской деятельности уделяется недостаточно внимания в нашем детском саду, а мне бы хотелось глубже вникнуть в ее суть. Поэтому мною изучен передовой  педагогический  опыт по вопросу «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста». Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается  в том, что в процессе эксперимента:

     - Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого                      объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

     -Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

     -Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы. ----Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

    - Детское экспериментирование важно и для формирования,    самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

    - В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности 3

              Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»  Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются на долго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и было основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего дошкольного учреждения, которое происходило поэтапно.

              1 этап

              Разработала и провела мониторинг уровня знаний детей, анкетирование родителей и педагогов.

              Данные мониторинга наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности, дети не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д. Развивающая среда в группах не способствовала развитию у детей поисково-исследовательской деятельности, низкий уровень знаний у педагогов по развитию у детей поисково-исследовательской активности, а также низкий уровень педагогической компетенции родителей в области детской исследовательской деятельности.

               Материалы мониторинга и анкетирования способствовали постановке цели работы: развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста как основы самообучения, самовоспитания и  саморазвития. В результате внедрения детского экспериментирования ожидала выявить у детей старшего дошкольного возраста:

 1.Умение видеть проблему в процессе экспериментальной деятельности.

 2. Способность выдвигать гипотезы, ставить цели и делать выводы.

У  педагогов ДОУ:

 1.Повысить уровень знаний и практических умений по развитию у детей старшего дошкольного возраста поисково-исследовательской деятельности.

У родителей:

 1.Повысить педагогическую компетентность родителей через вовлечение их в процессы совместного детского экспериментирования.

       Мною были намечены основные формы работы с детьми родителями и педагогами.

        2 этап

        Работа по развитию поисково- исследовательской  деятельности началась с подбора и изучения методической литературы.

        В двух старших и двух подготовительных группах детского сада вместо традиционных уголков экспериментирования создали центры:

- центр «Науки и природы», где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне.

«Я исследователь» здесь дети проводят опыты с использованием различного оборудования и материала: лупа, глобус, микроскоп, магнит, резина, дерево и др.

При оборудовании центра учитывались следующие требования:

 1.Безопасность для жизни и здоровья детей;

 2.Доступность расположения;

 3.Соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.

 - Игровой центр содержит развивающие игры и упражнения.

 - Литературный центр «Хочу все знать!» включает энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы и пр.

       Приобретено оборудование для исследовательской деятельности:

Центр песка и воды, наборы для сенсорного развития и исследований, лупы, компасы, глобус, микроскоп. Разработана картотека опытов по каждой возрастной группе.

         3 этап

       Для воспитателей были проведены обучающие семинары: «Развитие поисково-исследовательской активности через экспериментирование», «Организация поисковой деятельности детей дошкольного возраста».

Консультация «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками».

       Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекла родителей к активной помощи.

       Так, например, предлагала детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее?

Родители помогали, направляли детей на выполнение заданий.

Для родителей разработала рекомендации: «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Опыты в домашних условиях».

Провела консультации : «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников», «Как помочь маленькому исследователю».

Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем?»

         Основной  формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты, проекты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему? Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме «Волшебница –вода» проводили опыты: «Наливаем-выливаем, «Снежинка на ладошке», «Превращения воды в лед» и др.

         При проведении опытов придерживаюсь следующей  структуры:

1.Постановка проблемы;

2.Поиск путей решения проблемы;

3.Прверка гипотез, предположений;

4.Обсуждение увиденных полученных результатов;

5.Формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

        В подготовительной группе был разработан и реализован проект «Царство камней».

        Дети выбрали себе наиболее полюбившийся им камень, подготовили мини-презентацию о нем, познакомив своих сверстников с интересной информацией, составленной своим трудом и с помощью родителей. В ходе проекта дети узнали о происхождении камней, их физических особенностях. Итогом работы стала замечательная коллекция камней, собранная детьми.

        В своей работе я использую инновационные технологии.

Использование элементов ТРИЗ[ 3]. При проведении опытов по знакомству детей с  разными агрегатными состояниями воды я использую прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды.

Метод игрового проблемного обучения  [3] заключается в проигрывании в организованной образовательной и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

        При проведении регламентированной образовательной деятельности использую отдельные приемы мнемотехники, мнемотаблицы и коллажи.

В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной

презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

         В результате внедрения детского экспериментирования дети старшего дошкольного возраста легко выдвигают  гипотезы, объясняют закономерности в природе, постоянно интересуются, задают вопросы. Они стали увереннее в себе, обогатилась речь, возросла познавательная активность. Однако, дети все еще испытывают  трудности  при обобщении и анализировании материала. Это ставит перед нами новые ориентиры, которые требуют искать эффективных форм и методов при организации поисково-исследовательской  деятельности.

           «Оставляйте всегда что-то недосказанное,

                                  чтобы ребенку захотелось еще и еще

                                              раз  возвратиться к тому, что он узнал».

                                                                В.А. Сухомлинский

Литература:

[1] –Савенков А.И. «Маленький исследователь. Как научить ребенка приобретать знания», Ярославль, 2002 г.

[2] – Тугушева  Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

[3]- Микляева Н.В. Методическое пособие «Инновации в детском саду»:

 Москва, 2008

         

     

       

       

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников» (из опыта работы)

Доклад из опыта работы: развитие познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация к познавательно-исследовательскому проекту в ДОУ по теме "Опыты и эксперименты с комнатными растениями".

Работа с детьми по экспериментированию строилась по теме "Комнатные растения",  раздел "Опыты и эксперименты с комнатными растениями". Для эффективной работы совместно с...

«Организация познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников» (из опыта работы)

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021...

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...