Главные вкладки

    Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы" Старшая группа Составила воспитатель Лукьяненко Любовь Петровна
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Лукьяненко Любовь Петровна

    Прогулка-экскурсия в осенний лес

    "Удивительный мир природы"

    Старшая группа

    Составила воспитатель Лукьяненко Любовь Петровна

    Цель:      1. развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;                                                                                                                                                            2.воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;                                                                                                                                                3.развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;             4.формировать оздоровительный эффект нервной системы ребенка через 5.эстетическое переживания и укрепление  физического здоровья;                       6.создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

    Задачи:

    1.               научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;

    2.               развивать общеучебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;

    3.               формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

    Подготовка экскурсионного снаряжения:

    1.               Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.

    2.               Папки для растений — 2.

    3.               Корзиночки для шишек, листьев — 4.

    Ход экскурсии. 

    I. Организационная часть. Актуализация опорных знаний:

    Воспитатель: Дети, сегодня нас ждет удивительное путешествие. Послушайте загадку и угадайте, куда мы отправимся.

    «Он, как только жарко станет, шубу на плечи натянет,

    А нагрянет холод злой — сразу шубу с плеч долой!»  (Лес).

            .Сегодня мы с вами совершим прогулку-экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу.

    Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес.

    Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения (любое про лес). Воспитатель: 

    Дети, какое время года сейчас?

    Дети:

    Осень.

    Воспитатель: А как же вы догадались?

    Дети:

     Деревья и трава пожелтели.

    Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?

    Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц.

    Организация игр с  детьми.

    1.               Игра «Что мы видим?». Назвать одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.

    2.               Игра «Что какое? ». Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.

    3.               Игра «Добрые слова». Подчеркнуть, что есть много добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для березы, тополя, пенька, травы, птицы.

    4.               Подвижная игра «Перелет птиц».

    Воспитатель:

    Ребята, давайте подышим чистым воздухом, горьковатым острым ароматом берез, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.

    Дети слушают и говорят, что услышали.

    Воспитатель предлагает послушать стихотворение о березе.

    Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая.

    Конкурс для детей «Сказать как можно больше красивых слов о березе».

    Дети исполняют хоровод «Во поле берёзонька стояла».

    Воспитатель:

    Ребята как вы думаете, кто находится на деревьях и около деревьев?

    Дети:

    Птицы, белка.

    Воспитатель:

    А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?

    Дети:

    Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.

    Воспитатель:

    Хорошо! Животные получают пользу от растений, а растения?

    Дети: Наверное, ничего.

    Воспитатель: А так это, или не так? Послушайте мой рассказ (рассказать о жизни растений и животных в лесу).

    Воспитатель: Кто помогает распространять семена клена?

    Дети:

    Мыши.

    Воспитатель:

    Как называются плоды дуба?

    Дети:

    Желуди.

    Воспитатель:

    Кто помогает распространять плоды дуба?

    Дети:

    Сойки.

    Воспитатель:

    Кто помогает распространять плоды рябины?

    Дети:

    Дрозды и другие птицы.

    Воспитатель:

    Молодцы, хорошо запомнили!

    II этап - изучение нового материала.

    Воспитатель:

    Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.

    Дети:

    Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.

    Воспитатель:

    Какая музыка подходит под эту осень?

    Дети:

    Спокойная и грустная.

    Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса?  Послушайте стихотворение о красоте осенних листьев. Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина. 

    Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.

     Проводится игра "Мы - осенние листочки".Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).

    Воспитатель: У всех ли деревьев в лесу есть листочки?

    Дети:  Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах (дать ощутить запах еловой ветки).

    Воспитатель: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом (елка).

    А остальные деревья, как можно назвать?

    Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!

    Воспитатель: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу.

    Воспитатель: Ребята , как вы думаете , в каком лесу мы находимся ? в сосновом бору, берёзовой роще и т.д

    Дети: В смешанном лесу.

    Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.

    Дети:

    Медведь готовится к спячке.

    Воспитатель:

    Заяц.

    Дети:

    Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.

    Воспитатель:

    Еж.

    Дети:

    Еж готовится к спячке.

    Воспитатель: Белка.

    Дети:

    Белка делает запасы.

    Воспитатель:

    На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски, шишки, желуди, каштаны. Сбор природного материала  необходим в дальнейшем для проведения творческих часов в группе. 

    III этап - закрепление и первичный контроль усвоенного.

    Воспитатель:

    А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?

    Дети:

    Осенью.

    Воспитатель:

    Осень можно отличить от других времен года, по каким явлениям?

    Дети:

    Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.

    Воспитатель:

    Что происходит с деревьями осенью?

    Дети:

    Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.

    Воспитатель:

    А как ведут себя животные осенью?

    Дети:

    Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.

    Воспитатель:

    Какие вы молодцы! Ну, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

    IV этап –

    Воспитатель: ребята, мы с вами  посушим  листья, которые собрали  и на листе бумаги из них сделаем красивую аппликацию на тему "Осенняя природа". А из природного материала изготовим  интересные поделки.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Прогулка-экскурсия в осенний лес

    "Удивительный мир природы"

    Старшая группа

    Составила воспитатель Лукьяненко Любовь Петровна

    Цель:      1. развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;                                                                                                                                                            2.воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;                                                                                                                                                3.развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;             4.формировать оздоровительный эффект нервной системы ребенка через 5.эстетическое переживания и укрепление  физического здоровья;                       6.создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

    Задачи:

    1. научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
    2. развивать общеучебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
    3. формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

    Подготовка экскурсионного снаряжения:

    1. Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
    2. Папки для растений — 2.
    3. Корзиночки для шишек, листьев — 4.

    Ход экскурсии. 

    I. Организационная часть. Актуализация опорных знаний:

    Воспитатель: Дети, сегодня нас ждет удивительное путешествие. Послушайте загадку и угадайте, куда мы отправимся.

    «Он, как только жарко станет, шубу на плечи натянет,

    А нагрянет холод злой — сразу шубу с плеч долой!»  (Лес).

            .Сегодня мы с вами совершим прогулку-экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу.

    Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес.

    Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения (любое про лес). Воспитатель: 

    Дети, какое время года сейчас?

    Дети:

    Осень.

    Воспитатель: А как же вы догадались?

    Дети:

     Деревья и трава пожелтели.

    Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?

    Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц.

    Организация игр с  детьми.

    1. Игра «Что мы видим?». Назвать одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.
    2. Игра «Что какое? ». Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.
    3. Игра «Добрые слова». Подчеркнуть, что есть много добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для березы, тополя, пенька, травы, птицы.
    4. Подвижная игра «Перелет птиц».

    Воспитатель:

    Ребята, давайте подышим чистым воздухом, горьковатым острым ароматом берез, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.

    Дети слушают и говорят, что услышали.

    Воспитатель предлагает послушать стихотворение о березе.

    Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая.

    Конкурс для детей «Сказать как можно больше красивых слов о березе».

    Дети исполняют хоровод «Во поле берёзонька стояла».

    Воспитатель:

    Ребята как вы думаете, кто находится на деревьях и около деревьев?

    Дети:

    Птицы, белка.

    Воспитатель:

    А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?

    Дети:

    Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.

    Воспитатель:

    Хорошо! Животные получают пользу от растений, а растения?

    Дети: Наверное, ничего.

    Воспитатель: А так это, или не так? Послушайте мой рассказ (рассказать о жизни растений и животных в лесу).

    Воспитатель: Кто помогает распространять семена клена?

    Дети:

    Мыши.

    Воспитатель:

    Как называются плоды дуба?

    Дети:

    Желуди.

    Воспитатель:

    Кто помогает распространять плоды дуба?

    Дети:

    Сойки.

    Воспитатель:

    Кто помогает распространять плоды рябины?

    Дети:

    Дрозды и другие птицы.

    Воспитатель:

    Молодцы, хорошо запомнили!

    II этап - изучение нового материала.

    Воспитатель:

    Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.

    Дети:

    Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.

    Воспитатель:

    Какая музыка подходит под эту осень?

    Дети:

    Спокойная и грустная.

    Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса?  Послушайте стихотворение о красоте осенних листьев. Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина. 

    Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.

     Проводится игра "Мы - осенние листочки".Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).

    Воспитатель: У всех ли деревьев в лесу есть листочки?

    Дети:  Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах (дать ощутить запах еловой ветки).

    Воспитатель: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом (елка).

    А остальные деревья, как можно назвать?

    Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!

    Воспитатель: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу.

    Воспитатель: Ребята , как вы думаете , в каком лесу мы находимся ? в сосновом бору, берёзовой роще и т.д

    Дети: В смешанном лесу.

    Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.

    Дети:

    Медведь готовится к спячке.

    Воспитатель:

    Заяц.

    Дети:

    Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.

    Воспитатель:

    Еж.

    Дети:

    Еж готовится к спячке.

    Воспитатель: Белка.

    Дети:

    Белка делает запасы.

    Воспитатель:

    На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски, шишки, желуди, каштаны. Сбор природного материала  необходим в дальнейшем для проведения творческих часов в группе. 

    III этап - закрепление и первичный контроль усвоенного.

    Воспитатель:

    А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?

    Дети:

    Осенью.

    Воспитатель:

    Осень можно отличить от других времен года, по каким явлениям?

    Дети:

    Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.

    Воспитатель:

    Что происходит с деревьями осенью?

    Дети:

    Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.

    Воспитатель:

    А как ведут себя животные осенью?

    Дети:

    Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.

    Воспитатель:

    Какие вы молодцы! Ну, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

    IV этап –

    Воспитатель: ребята, мы с вами  посушим  листья, которые собрали  и на листе бумаги из них сделаем красивую аппликацию на тему "Осенняя природа". А из природного материала изготовим  интересные поделки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм? Воспитатель Лукьяненко Любовь Петровна МБДОУ д/с №18 «Колобок» г.Брянск

    Родительское собрание на темуНужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?Воспитатель Лукьяненко Любовь ПетровнаМБДОУ д/с №18 «Колобок» г.БрянскЦель: привлечь родителей к обсуждению во...

    Консультация для воспитателей Подготовила воспитатель 1 категории Лукьяненко Любовь Петровна МБДОУ д/с№18 «Колобок» Роль патриот

    Роль патриотического воспитания  на современном этапе                   За последнее время впоследствии п...

    Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств». Лукьяненко Любовь Петровна старшая группа «Незабудка» МБДОУд/с№18 «Колобок»

    Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств».Лукьяненко Любовь Петровна старшая  группа «Незабудка» МБДОУд/с№18 «Колобок»Цель: Дать детям представления об органах чув...

    Занятие по познавательному развитию (ФЦКМ) Старшая группа Составила воспитатель Лукьяненко Любовь Петровна Беседа . «Десна - красавица».

    Занятие по познавательному развитию (ФЦКМ)Старшая группаСоставила воспитатель Лукьяненко Любовь ПетровнаБеседа . «Десна - красавица».Цель: Расширить знания детей о реке Десне, о ее истории. Вызвать чу...

    Беседа Родной город Старшая группа «История возникновения родного города». Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь Петровна

    Беседа Родной городСтаршая группа«История возникновения родного города».Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь ПетровнаЦель. Закрепить знания детей о родном городе, название города, осн...

    Беседа Мемориальный комплекс «Партизанская поляна». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь Петровна

    Беседа   Мемориальный комплекс«Партизанская поляна».Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок»Лукьяненко Любовь ПетровнаЦель.. Дать знания детям о мемориальном комплексе «Партизанская п...

    Конспект открытого занятия по рисованию «Золотая осень» (нетрадиционное рисование) в подготовительной группе. МБДОУ№7 ст.Отрадная. Составила: Воспитатель Черникова Валентина Петровна

    Конспект открытого занятия по рисованию «Золотая осень» (нетрадиционное рисование) в подготовительной группе.МБДОУ№7 ст.Отрадная. Составила: Воспитатель Черникова Валентина Петр...