Образовательная деятельность «В гостях у Дарьи - Хозяюшки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Матулевич Елена Васильевна

 

      Блины
Без блинов и чай не чай.
Поскорее подавай
Мёда и варенья -
Вот так угощенье!

                               ( А. Слуцкая).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_gostyah_u_dari_-_hozyayushki.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность

«В гостях у Дарьи - Хозяюшки»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с художественными промыслами, устным народным творчеством, русскими народными играми.

Задачи:

  • уточнить и закрепить знания детей о предметах народно-прикладного искусства;
  • формировать представление о русской избе;
  • познакомить детей с такими понятиями как «подзор» (резная доска под кровлей, «наличник» (декоративное обрамление оконных проёмов);
  • способствовать развитию понимания детьми содержания пословиц и поговорок;
  • упражнять детей в подборе слов в рифму;
  • развивать умения детей в аппликации: «скатывать» рулончики из бумаги, органично размещать свои детали в общей композиции.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и предметов, беседы по теме; знакомство и разучивание русских народных поговорок и пословиц.

Оборудование: группа оформлена в стиле русской избы, самовар, ковш, матрёшка, тряпичные куклы, плетённая корзина, туески, шкатулка, коврик, угощение для детей блины.

Ход деятельности:

I. Вводная часть.  Звучит русская народная мелодия. Детей встречает Дарья Хозяюшка (воспитатель):

Здравствуйте, ребятки!

 Проходите, гостями будете!

В доме русском я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу!

Проходите, не стесняйтесь.

Поудобнее располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Садитесь рядком, и поговорим ладком.

II. Основная часть.

Хозяюшка: Ребята, а как вы понимаете русскую народную поговорку: сядем

рядком, да поговорим ладком.

Ответы детей.

А какие ещё поговорки и пословицы о беседе вы знаете?

Ответы детей: «Не стыдно молчать, коли нечего сказать»

«Слушай ухом, а не брюхом»

«Поменьше говори, побольше слушай»

«В умной беседе ума набраться, а в глупой свой растерять»

Хозяюшка: Вот как складно, да ладно говорили наши предки. А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку, в которой хранили мелкие предметы. А из бересты берёзовой вот такие туески, поглядите. А какая русская изба без скрипа половиц! Посмотрите, ребятки, какой разноцветный домотканый половичок.

(Воспитатель во время рассказа обращает внимание детей на предметы)

А о каких предметах я сейчас вам загадаю загадки?

Сверху дыра, снизу дыра,

А посредине огонь да вода.

Дети: Самовар.

Хозяюшка: Да, самовар. Наши предки очень любили посидеть около самовара,попить чайку и поговорить. В самоваре вода быстро закипала и долго не остывала, а для его растопки годилось всё: и щепочки и шишки. Знаете, были такие самовары-термосы с двумя, тремя отделениями внутри: одно для щей, другое для каши, третье для чая.

А вот ещё отгадайте:

В похлёбке искупался,

А сам голодный остался.

Дети: Ковш

Хозяюшка: Правильно, это ковш. А какой росписью он расписан? (дети: хохломской.) Из какого материала он сделан? (из дерева). А зачем хохломские мастера украшали деревянную посуду? (Люди стремились вносить красоту в жизнь.)

Следующая загадка:

Алый, шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Дети: Матрёшки

Хозяюшка: Да, самой любимой игрушкой в народе была матрёшка и тряпичная кукла. Какое настроение у вас возникает при взгляде на матрёшку? Чем нравится эта игрушка.

Ответы детей.

Хозяюшка: Следующая загадка, для вас ребятки.

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она?

Ответы детей: Кукла

Воспитатель показывает тряпичную куклу. Хозяюшка: Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу. Хочу познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки. Моя кукла называется Московка. Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?

Ответы детей: Да.

Хозяюшка: Другое название куклы «Седьмая Я» (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество – новый ребёнок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Эта кукла – символ материнской заботы и любви.

Хозяюшка: И последняя загадка

Плетённая, удобная

Я возьму её в лесок

Положу в неё грибок.

Дети: Корзинка.

Хозяюшка: Правильно, корзинка, а ещё называли её кузовок. Наши предки не только в лес с ним ходили, но и играли. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

Речевая игра: «Ок»

Хозяюшка: Вот у меня кузовок, кладите в него всё, что оканчивается на -ОК.

Дети передают корзинку друг другу и по очереди говорят слова в рифму: «Я

положу в кузовок платок, а я клубок, (замок, колобок, листок, грибок, цветок,

утюжок и т. д.)

Хозяюшка: А ещё, ребятки, люди на Руси любили водить хороводы.

Русская народная игра «Петрушка»

Выбирают водящего — «Петрушку». Играющие становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит «Петрушка».

Дети: Петрушка, где твой дом?«Петрушка»: Мой дом под кустом, под березовым листом.

Дети: Петрушка, приходи к нам на лужок

На головку вить венок!

«Петрушка» входит в круг, играющие идут по кругу, поют:

Петрушка, Петрушка —

Коротенькие ножки, красные сапожки,

Мы тебя поили, мы тебя кормили,

На ноги поставили, танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Петрушка подходит к одному из играющих и меняется с ним местами. Так выбирается новый Петрушка, игра продолжается два раза.

Хозяюшка: А ещё в старину в каждой избе стоял сундук. В нем хранили разные предметы — наряды, украшения, обереги, гостинцы.

Хозяюшка:

Сундучок, сундучок,

Вот, зелёненький бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка!

Раз, два, три, четыре, пять!

Теперь можно открывать.

Хозяйка и дети открывают сундучок, достают угощение – блины.

III. Заключительная часть.

Хозяюшка приглашает детей на чаепитие с блинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность "В гостях у бабушки" (интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Познание", "Музыка", "Здоровье")

Конспект непосредственной образовательной деятельности (интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Познание", "Музыка", "Здоровье")....

конспект непосредственно образовательной деятельности "В гостях у хозяюшки" для 1 младшей группы с элементами театрализации

конспект с интеграцией следующих областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие"(Чтение художественной литературы), "Социально - коммуникативное развитие"  "физическое развитие", "Художес...

Непосредственно образовательная деятельность "В гостях у бабушки Хозяюшки"

создавать радостную атмосферу, развивать двигательную и речевую активность, эмоциональную и музыкальную отзывчивость, поддерживать в детях интерес к игровым персонажам, желание играть с ними....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Речевое развитие Тема: «Дары леса: грибы, ягоды».

обогащать представление детей о дарах осени в лесу. Учить правильно называть предметы, их качества, цвет, величину, образовывать существительные с помощью суффиксов. Развивать умение описывать и класс...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Дары осени»

Цель: учить различать овощи и фрукты, учить подбирать прилагательные к названию овощей и фруктов. Программное содержание :Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где они растут, ка...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Дары осени» в средней группе комбинированной направленности

Структурное подразделение ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск –   «Детский сад №29 «Кораблик»,  реализующее основы общеобразовательные программы дошкольного образования...