Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Дары осени» в средней группе комбинированной направленности
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Тюина Юлия Сергеевна

Структурное подразделение ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск –

   «Детский сад №29 «Кораблик»,  реализующее основы общеобразовательные программы дошкольного образования

 

 

 

 

Конспект

организованной  образовательной деятельности

по развитию речи «Дары осени»

в средней группе комбинированной направленности

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Тюина Юлия Сергеевна

 

 

2021 г.

 

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.

Цель: формирование представлений детей о времени года осени.

Задачи:

Речевое развитие: учить детей отвечать на вопросы распространёнными предложениями. Закрепить умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Познавательное развитие: расширять знания детей о признаках осени, закрепить названия осенних месяцев, закрепить знания о первоцветах. Учить ориентироваться в пространстве. Воспитывать бережное отношение к природе.

Социально – коммуникативное развитие: Закреплять умение детей работать в парах и подгруппах, большом круге. Развивать умение вступать в диалог.

Методы и приёмы:

Наглядный: карточки, презентация.

Словесный: беседа, речевые ситуации, составление рассказа.

Практический: игровые действия, физкультминутка.

Предварительная работа: беседа «Осень», дидактическая игра «Когда это бывает?», рассматривание иллюстраций, рисование о осени. Наблюдения в природе, чтение произведений о осени, отгадывание загадок.

Оборудование: карточки, музыкальный центр, стол, ноутбук, сюжетные картинки, мяч, схема маршрута, магниты, слайды (Умная Сова, Осень), Лесовичок, конверт с заданиями: лист с вопросами. 

    

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная

 

Беседа, речевые ситуации, составление рассказа по сюжетным картинкам.

Познавательно - исследовательская

Решение проблемной ситуации.

Двигательная

Физкультминутка.

 

 

 

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи (с обозначением обр. области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно - организационный

 

Игровая ситуация «Приветствие»

 

Воспитатель вместе с детьми проходит в игровую комнату.   

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече надо здороваться. Это означает, что мы желаем здоровья друг другу.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас целый день было хорошее настроение!

 

Дети заходят в группу, встают полукругом.

 

 

 

Дети здороваются друг с другом.

 

 

 

Дети встают в круг и произносят все вместе эти слова, выполняют соответствующие движения.

Деятельностный

Речевое развитие

1. Учить детей отвечать на вопросы распространёнными предложениями.

Познавательное развитие

1. Учить ориентироваться в пространстве.

2. Закрепить названия весенних месяцев.

 

Конверт с вопросами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы распространёнными предложениями.

 

 

 

 

 

 

Дети ориентируются в пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы распространёнными предложениями.

 

 

- Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пожаловал?

Лесовичок поведал свою проблему: хочет узнать, что дети знают о осени. Какие дары осени мы знаем. Умная Сова и Лесовичок решили обратиться за помощью к вам. Если вы выполните все задания, Лесовичок уйдёт, если нет будет властвовать в лесу пугать людей в лесу.

- Вы готовы помочь осени?

Тогда вот схема маршрута, по которому нужно пройти и выполнить задания.

- Итак, первый пункт нашего пути. На схеме нарисована дудочка. Где находится дудочка?

- Отправляемся в музыкальный центр.

- Сколько времён года вы знаете? Назовите их.

- Какое сейчас время года?

- Какие месяцы осенние вы знаете?

- Какое время года наступит после осени?

- Почему осень называют дары года?

Дети встают полукругом и высказывают произвольно свои предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают схему маршрута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают полукругом и высказывают произвольно свои предположения.

 

 

 

Познавательное развитие

1. Расширять знания детей о признаках осени.

Речевое развитие

1. Учить детей отвечать на вопросы распространёнными предложениями.

 

Речевое развитие

1. Закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Социально – коммуникативное развитие

1. Закреплять умение детей работать в большом круге.

Беседа о признаках осени. Игра «Назови ласково».

Дети называют признаки осени.

 

Дети отвечают на вопросы распространёнными предложениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети умеют образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Дети работают в большом круге.

Детям предлагаются схема маршрута и  карточки  с изображением осенних явлений.

- На схеме нарисована книга.

- Где находится книга.

- Отправляемся в книжный центр.

- Что нарисовано на схеме?

- Правильно, игра.

- Где находятся игры?

- Держим путь в игровой центр.

Детям предлагает воспитатель встать в круг, а одному ребёнку встать в центр круга и взять мяч.

Дети по схеме двигаются дальше, находят книжный центр, берут на подносе карточки с изображением весенних явлений, встают полукругом и с опорой на предметные картинки высказывают произвольно свои предположения.

Дети по схеме маршрута двигаются дальше, находят игровой центр, встают в круг, а один ребёнок встаёт в центр круга и берёт мяч.

Ребёнок произносит слово на тему: «Осень» и бросает мяч другим детям по кругу по очереди. Дети возвращают мяч и заканчивают слово так, чтобы оно звучало ласково (лист-листочек, дождь-дождичек, солнце – солнышко и т. д.).

 

Физкультминутка «Осень».

 

Воспитатель:

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил

 

Дружно по лесу гуляем

 И листочки собираем

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад !

 

Дети выполняют движения и проговаривают слова в соответствии с текстом под музыку.

 

 

 

 

 

(шаги на месте)

 

(наклоны вперед)

 

 

 (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

 

 

Познавательное развитие

1. Закрепить умение классифицировать грибы.

2. Закрепить знания о ягодах.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Социально – коммуникативное развитие

  1. Закреплять умение детей работать в подгруппах.

Игра «Найди грибы и ягоды».

Дети умеют классифицировать грибы и ягоды. Дети работают в подгруппах.

Умеют бережно относиться к природе.

- Двигаемся дальше. Что нарисовано на схеме?

- Правильно, цветок.

-Где стоят цветы?

- Да, цветы стоят в экологическом центре

- Держим путь в этот центр.

 Детям предлагаются карточки, которые лежат на столе.

Одни дети выбирают карточки, на которых нарисованы грибы, а другие – ягоды.

 

Речевое развитие

1. Закрепить умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Социально – коммуникативное развитие

1. Закреплять умение детей работать в парах.

Игра «Что сначала, что потом»

Дети составляют рассказ по серии сюжетных картинок.

Дети работают в парах.

- Какая картинка нарисована на схеме?

- Правильно, картина.

- Где лежит картина?

- Да, в центре «Речевичок».

- Держим путь в речевой центр. Детям предлагаются серии карточек.

Дети двигаются дальше. Дети по двое берут со стола карточки и выкладывают последовательно, чтобы получился рассказ.

Заключительный

 

Рефлексия

 

 Воспитатель:

- Теперь Лесовичку пора возвращаться в лес и сообщить всем в  лесу, что он стал добрым и пугать никого не будет.

Появляется иллюстрация осени в лесу.

 

- Кто у вас был в гостях?

- С какой целью она к вам прилетала?

- В какие игры вы играли?

- Что вам подарила Осень?

Дети стоят около воспитателя и отвечают произвольно, кто был в гостях, в какие игры играли.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи «Здравствуй, осень золотая!» средняя группа

Цель:Обобщать представление воспитанников о смене времён года и природными изменениями в природеЗадачи:Давать представление о различиях между временем года - осенью и другими;Развивать умени...

Конспект НОД по развитию речи «Дары осени» в подготовительной группе

Конспект НОД по развитию речи «Дары осени» в подготовительной группе...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие в страну Красивой речи"

Педагог предлагает отправиться в город Красивой речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, невоспитанные-воспитанными (дети помогают, говорят а...

Конспект занятия по развитию речи «Рабочие инструменты» в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР

Цель: расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей.Задачи:Познавательные: формировать познавательную сферу, умение рассуждать; расширять и укреплять знания о различных профессия...

Конспект ООД «Развитие речи» Тема: "Части слова" старшая группа комбинированной направленности

Конспект  ООД  «Развитие речи» Тема: "Части слова" старшая группа комбинированной направленности...

Конспект НОД по развитию речи "Дары Осени"для средней группы

Конспект "Дары Осени"для средней группы...