Конспект познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Необыкновенный мир магнитов
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

 

 

Задачи:1. Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений приобретать  знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

 

2. Развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах: Притягивать предметы, а так же через какие материалы и вещества воздействует магнитная сила, через опытно – экспериментальную деятельность детей.

 

3. Тренировать у детей умение образовывать прилагательные от существительных и наоборот (дерево – деревянный, пластик – пластиковый, пластмасса – пластмассовый, металл – металлический, стекло – стеклянный, магнит – магнитный, бумага – бумажный.) Вспомнить слова антонимы.

 

4. Воспитывать навыки  сотрудничества, взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_poznavatelno_mir_magnitov.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  познавательно – исследовательской деятельности в  старшей группе

                                    «Необыкновенный мир магнитов»

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:1. Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений приобретать  знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

2. Развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах: Притягивать предметы, а так же через какие материалы и вещества воздействует магнитная сила, через опытно – экспериментальную деятельность детей.

3. Тренировать у детей умение образовывать прилагательные от существительных и наоборот (дерево – деревянный, пластик – пластиковый, пластмасса – пластмассовый, металл – металлический, стекло – стеклянный, магнит – магнитный, бумага – бумажный.) Вспомнить слова антонимы.

4. Воспитывать навыки  сотрудничества, взаимопомощи.

Предварительная работа: игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами.

Материал: рукавичка с магнитом внутри коробки, металлические и пластмассовая ложки, теннисный  мяч, деревянный кирпичик, металлическая крышка от банки, большой гвоздь, стакан с водой, тазик с водой, скрепки, поднос, гайки.

Оборудование для ребенка: Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, магниты разного вида, магнитная доска, пластиковые рыбки с железкой на конце; тарелки для раздаточного материала, картонные «трассы», бабочки заранее  подготовленные, машинки  из бумаги.

    Организационный момент:

На столе воспитателя: коробка с «волшебной» рукавицей, пластмассовая ложка, металлическая ложка, теннисный мячик, деревянный кирпичик, металлическая крышка, большой гвоздь.

Дети стоят вокруг стола.

В: Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, я не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.

В: Что это? (показ предметов)

Д: ( ответы детей)

В: Почему  рукавица волшебная?  Как вы думаете? (ответы детей)

В: А вот сейчас мы и проверим.

Опыт №1. Надеть рукавицу, по очереди и брать предметы.

Воспитатель надевает рукавицу и начинает по очереди брать разные предметы, зажимая их рукавицей, а потом разжимать руку.

В: Что происходит с предметами?

Д: Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают.      

В: Дети, посмотрите, что есть в рукавице?                                                                                                                                                                                                                                        

 Дети вместе с воспитателем рассматривают рукавицу, видят магнит.

В: Какое свойство есть у магнита?

Д: Он притягивает к себе металл.

    Ход опытов:

В: Ребята, я хочу вас пригласить в нашу лабораторию, но не в простую, а в волшебную. А что бы в неё попасть, нужно закрыть глаза и повернуться три раза. Ну, вот мы с вами в волшебной лаборатории.

 Дети присаживаются за столы.

В: У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите.

- Какой он на ощупь?

Д: Холодный, твердый, тяжелый, гладкий, тёмный.

В: Верно. Магнит холодный, он не такой, как наша рука. А рука какая?

Д: Тёплая.

В: Правильно. Магнит твёрдый, а рука?

Д: Мягкая.

В: Магнит тяжелый, а рука?

Д: Лёгкая.

В: Магнит гладкий, а рука?

Д: Шершавая

В: Магнит тёмный, а рука?

Д: Светлая.

В: Всё правильно.

Опыт №2.  « Всё ли притягивает магнит?»

В: У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: на поднос черного цвета, положите все предметы, которые магнит притягивает. На поднос зеленого цвета, положите, которые не реагируют на магнит.

 Как мы это проверим?

Д: С помощью магнита.

В: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами.

-Приступаем! Расскажите, что вы делали ?   И что получилось?

Д: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.

В: А какие предметы магнит не притянул?

Д: Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик.

В: Всё верно. На зелёном подносе у нас оказались предметы, которые магнит не притянул. Посмотрите на них и скажите, из чего они сделаны, что не реагируют на магнитное поле?

Д: Фантик - из бумаги.

В : Значит он какой?

Д: Бумажный. Карандаш из дерева.

В: Значит он какой?

Д: Деревянный. Пуговица из пластмассы.

В: Значит она какая?

Д: Пластмассовая.

Воспитатель с детьми рассматривает каждый предмет, называя, из чего он сделан и вспоминают, что ещё бывает, сделано из таких же материалов.

Опыт №3.   «Не замочи руки»

В: Действует ли магнит через другие материалы ? Если мы уроним металлическую скрепку, например, в стакан, то знаете ли вы,  как достать скрепку, не замочив рук?

Д: Версии детей.

В: Давайте возьмём стакан с водой, опустим скрепку в стакан. А теперь посмотрите, как можно достать эту скрепку с помощью магнита и не замочить при этом рук. Нужно вести магнит по внешней стороне стакана.

Воспитатель показывает, как надо делать. Вызывает к себе несколько человек, чтобы они тоже попробовали.

(Дети выполняют)

В: Расскажите,  что получилось?

Д: Скрепка следует за движением магнита вверх.

В: Что же двигало скрепку?

Д: Магнитная сила.

В: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнитная сила проходит через стекло.

Опыт№4. «Рыбалка»

В: Ребята, а через воду магнитные силы пройдут ?

Д: Ответы детей.

В: Сейчас мы это проверим.

- Мы будем ловить рыбок без удочек, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой.

Воспитатель кладёт в тазик с водой насколько рыбок и вызывает к себе по очереди несколько человек. Дети проводят магнитом над водой, рыбки находящиеся на дне, притягиваются к магниту.

В: Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

Д: Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась,   примагнитилась.

В: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Значит, магнитные силы проходят через воду.

Физкультминутка  (с мячом).

Игра «Притягивает – не притягивает»

В: Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы ловите, если магнит его притягивает и прячьте руки, если магнит не притягивает.

Опыт№5. Игра «Бумажные гонки».

В: Ребята, а как вы думаете можно ли завести бумажную машинку?

Д: Ответ детей.

В: Давайте положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам.

- Приступаем к гонкам.

В: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнитная сила проходит через картон.

Игра-опыт «Летающая бабочка»

В: Ребята, я хочу вам показать небольшой фокус.

Воспитатель берёт в одну руку бумажную бабочку, прикреплённую на ниточку. На туловище бабочки приделана скрепка. А в другую - магнит, подводя магнит к бабочке, он заставляет её притягиваться «летать».

В: А, кто догадался, почему моя бабочка летает? (ответы детей)

- К бабочке прикреплена железная скрепка.

Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает.  Теперь, я предлагаю вам самим проделать фокус со своими бабочками.

Итог занятия: Дети, с чем мы сегодня познакомились? Какие предметы притягивает магнит, а какие не притягивает?

Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные материалы: стекло, воду и картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная познавательно-исследовательская деятельности, в подготовительной группе «Необыкновенный мир магнитов»Воспитатель: Халикова Валентина Владимировна

Цель – развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.ЗадачиФормирование представлений о свойствах магнита.Актуализация знаний об использовании свойств м...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Необыкновенный мир магнитов». педагог Ивановская Светлана Степановна

Задачи:vЗнакомство с понятием «магнит».vФормирование представлений о свойствах магнита.vФормирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщени...

План работы познавательно-исследовательской деятельности встаршей группе

Тема моего самообразования"Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.Над данной темой работаю второй год....

План - конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Необыкновенный мир магнитов».

Экспериментирование — эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, является одной из актуальнейшей проблем современности.Главное достоинство экспериментирования в том, ч...

Открытая ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Необыкновенный мир магнитов"

Открытая ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Необыкновенный мир магнитов"...

конспект открытого занятия непрерывной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Необыкновенный мир магнитов»

Предлагаю вам познакомиться с отрытым занятием по экспериментально-исследовательской деятельности.  Оно поможет воспитателям, познакомить детей с увлекательным миром магнитов, провести опыты, уст...