Конспект НОД по исследовательской деятельности детей.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Барлукова Любовь Алексеевна

Вода. Свойства воды.

 

Форма обучения: НОД по исследовательской деятельности детей.
Количество детей: группа 
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:

   
Способствовать обмену информацией о воде, её свойствах. Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.

  Развивать коммуникативные навыки: развивать умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнения других, не перебивая; развивать любознательность, наблюдательность.

   Воспитывать аккуратность при работе.

 

Методическое обеспечение: поисково - исследовательные наблюдения (наблюдение, проведение опыта, беседы).

 

Взаимосвязь с другими областями:

 

Материал: пластиковые стаканы, ложечки для размешивания сахара, сахар, соль, цветная бумага, салфетки, лед в формах, стакан с молоком, графин с водой.

 

Неструктурированный материал: вода.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Вода. Свойства воды.

  • Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
    Количество детей: группа 
    Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
    Задачи:

  • Способствовать обмену информацией о воде, её свойствах. Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.

  • Развивать коммуникативные навыки: развивать умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнения других, не перебивая; развивать любознательность, наблюдательность.

  • Воспитывать аккуратность при работе.

Методическое обеспечение: поисково - исследовательные наблюдения (наблюдение, проведение опыта, беседы).

Взаимосвязь с другими областями:

Материал: пластиковые стаканы, ложечки для размешивания сахара, сахар, соль, цветная бумага, салфетки, лед в формах, стакан с молоком, графин с водой.

Неструктурированный материал: вода.

ХОД НОД:

  1. Формирование положительной мотивации.

Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю.

                        Доброе утро! Я вас всех люблю!

                        Желаю вам хорошо заниматься!

                        Слушать внимательно, ума набираться!

Сегодня в нашей группе много гостей.  Поздоровайтесь с ними. Они вместе с нами побывают в лаборатории «Интересных открытий». Но это чуть попозже. А сейчас, я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно.

                   Я и туча, и туман,

                   И ручей, и океан,

                   И летаю, и бегу,

                   И стеклянной быть могу.  (Вода)

Правильно, это загадка о воде.

-А где мы встречаемся с водой?

(В речке есть вода, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.)

-А для чего нужна вода?

( Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.)

Молодцы, все верно говорите.  А сейчас нам Настя Калмыкова расскажет стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить

Без нее нам не прожить!

-Ребята, а как вы думаете, что произойдет без воды?

( Кругом все будет грязное, не сможем попить, погибнут растения, рыбки, животные, не смогут жить люди и т.д.)

Правильно, ребята. Вы очень много рассказали о воде. Вода необходима всем на земле: и человеку, и животным, и растениям.

-Ребята, а сейчас я вам загадки, в каком виде встречается нам вода в природе?

                   Очень добродушная,

                   Я мягкая, послушная.

                   Но когда я захочу,

                   Даже камень источу. (Вода).

 

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Река).

 

                   Бел, как мел,

                   С неба прилетел.

                   Зиму пролежал,

                   В землю убежал. (Снег).

 

К маме – речке бегу,

И молчать не могу.

Я ее сын родной,

А родился весной. (Ручей).

 

                   Утром падаю всегда,

                   Не дождинка, не звезда.

                   И сверкаю в лопухах

                   На опушках и лугах. (Роса).

 

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода).

 

                   В огне не горит,

                   И в воде не тонет. (Лед).

 

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и утечет. (Сосулька).

 

                   Покружилась звездочка

                   В воздухе немножко,

                   Села и растаяла

                   На моей ладошке. (Снежинка).

А сейчас давайте пройдем в лабораторию «Интересных открытий». В лаборатории всё готово для проведения опытов. Хотите самостоятельно проделать опыты? (Да.)

Проходим к столам.

Сегодня мы с вами будем проводить опыты с водой. Ребята, у вас в стаканах налита вода. Что можно сказать про воду, какая она? (Ответы детей.)

Молодцы, много свойств назвали. А есть ли у воды цвет? Давайте проверим.

Опыт №1. «Вода жидкость»

Перед вами 2 стакана :1 -с водой ,другой –пустой .Переливаем воду из 1 стакана в другой .Вода льется? Почему?

 Вывод :Вода льется ,она жидкая.

Опыт №2. «Вода прозрачная»  Со стаканом воды и стаканом молока (демонстрирует воспитатель)

Посмотрите на моем столе стакан с водой и стакан с молоком. Сейчас я опущу в эти стаканы ложечки.

ли ложечку в стакане с молоком? (Нет). 

А в стакане с водой? (Да, видно).

Скажите, какой цвет у молока? (Белый)

А есть ли цвет у воды? (Нет).

Ребята, а какое у нас молоко: непрозрачное или прозрачное?  (непрозрачное).

А еще какое оно? (белое) И ложки в нем … (не видно).

А в воде ложку видно? (Да).

Значит вода какая? (бесцветная, прозрачная).

Вывод: вода не имеет цвета.

Опыт №3 «Вода без запаха» Воспитатель нюхает воду и предлагает детям сделать также и спрашивает:

Пахнет ли чистая вода?  (Нет, она не пахнет).

Значит чего нет у чистой воды? (У чистой воды нет запаха).

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №4 «Вода не имеет вкуса»

А теперь попробуйте чистую воду на вкус. Какая она? (вкусная, невкусная, безвкусная)

Правильно, чистая вода безвкусная.

Итак, чего не имеет вода? (Вода не имеет вкуса).

Вывод: вода не имеет вкуса.

-А теперь давайте попробуем изменить вкус воды, положим в нее сахар и размешаем его.

Какая стала вода? (сладкая)

А что случилось с сахаром? (Сахар растворился в воде)

У воды появился вкус.

Ребята, что можно сказать о чистой воде? (Она безвкусная) Чистая вода не имеет вкуса. А воде, в которую положили сахар, появился вкус.

Вывод: Вода принимает вкус того вещества, которое в нее добавили.

Опыт №5 «Вода – это лед»

-Ребята, послушайте загадку:

«Водичка – вода, а как медь тверда» Что это такое? (Лёд).

-А как вы думаете, что такое лед? (Лед – это замерзшая, твердая вода).

-А в какое время года замерзает вода на улице? (Зимой).

-В какую погоду замерзает вода? (В холодную, в морозную).

(Воспитатель раздает детям лед).

-Ребята, положите лед на цветную бумагу. Скажите, видно ли лед через цветную бумагу? (Да). Значит какой у нас по цвету тоже лед? (прозрачный, бесцветный).

-А теперь, ребята, возьмите лед в руки. Какой он на ощупь? (Лед мокрый, скользкий, гладкий, холодный).

-Ребята, а что происходит со льдом? (Лед в руках тает).

-А как вы думаете, почему лед в руках тает? (Потому что руки теплые, а лед холодный). 

-Правильно наши руки теплые, а лед - холодный. Теперь давайте положим лед в тарелочку и посмотрим, что будет происходить со льдом дальше.

ФИЗМИНУТКА

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре

Вот как славно освежились.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все, как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Опыт №6 «Вода не имеет формы» Со стеклянной посудой

Посмотрите, ребята, а что у меня под салфеткой? (Показывает посуду разной формы) Да это посуда разной формы.

 Ребята, как вы думаете вода имеет форму? (Ответы детей). Давайте проверим (Воспитатель наливает воду в бутылку).

А вода полностью заполнила бутылку? Промежутков и пустот нигде не осталось? (Нет, вода полностью заполнила бутылку). Значит, форму чего приняла вода? (Форму бутылки). (Тот же опыт повторяется со стаканом и т.д.)

А еще форму каких предметов может принимать вода?

Во что можно еще налить воду? (Бочку, таз, бутылку и т.д.).

Итак, что можно сказать о воде, которую наливают в посуду разной формы? (Вода принимает форму той посуды, в которую ее наливают).

Вывод: вода не имеет формы.

Опыт №7 «Вода – отражатель» Приглашаю всех подойти к моему столу.

Скажите, что на нем стоит? (Таз с водой).

Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Свое лицо, отражение).

А где еще можно увидеть свое отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

Значит вода может отражать предметы, так же как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в нее Увидели ли вы теперь свое отражение? (Очень плохо, размыто)

 Итак, значит спокойная вода отражает предметы как зеркало.

Вывод: вода отражает предметы.

Ребята, а посмотрите, что произошло со льдом на тарелочках? (Лед растаял и превратился в воду) А как вы думаете, почему он растаял? (Высказывания детей) Правильно, температура в нашей лаборатории высокая, льду стало тепло и он растаял.

Выводы: Итак, мы узнали о воде?

 Какая она? (прозрачная, не имеет вкуса, цвета, запаха, умеет отражать, растворять).

Итог: На этом наша экскурсия в лабораторию «Интересных открытий» закончилась.

Скажите, пожалуйста, что мы с вами делали в лаборатории?

А что вам больше всего понравилось делать в лаборатории «Интересных открытий»?

Что еще запомнилось?

Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД познавательно- исследовательской деятельности детей 5-6 лет "Царство трех ветров"

Конспект НОД познавательно- исследовательской деятельности детей 5-6 лет.               Тема: "Царство тр...

Конспект НОД по исследовательской деятельности детей в средней группе "Мыло и его свойства"

Данное мероприятие предназначено для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности детей, познакомить детей со свойствами мыла; с общей схемой исследовательской деятельности....

Конспект проведения образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет "Создание условий для ориентировочно – исследовательской деятельности детей"

   Ориентировочно – исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для реше...

Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельность детей во 2 младшей группе на тему: «Эх, вода, вода, вода будем чистыми всегда».

Задачи::• закреплять у детей культурно-гигиенические навыки;• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;• способствовать накоплению у детей конкретных пре...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Конспект НОД по исследовательской деятельности детей в старшей группе по теме «Вода»

Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им. Известная пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, пока...