конспект занятия по познанию "Информация вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Белоусова Юлия Николаевна

Цель: развитие познавательных способностей. Задачи: дать понятие «информация»; развивать внимание, мышление; формирование знаний и умений воспитанников по определению видов информации; воспитывать активность, умение работать в команде, конспектом могут плльзаваться воспитатели, возраст старший и подготовительный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия: «Информация вокруг нас»

Цель: развитие познавательных способностей.

Задачи: дать понятие «информация»; развивать внимание, мышление; формирование знаний и умений воспитанников по определению видов информации; воспитывать активность, умение работать в команде.

Материал: волшебный мешочек, картинки с изображением жука и ребенка печатающих на компьютере, картинки найди отличие на каждого ребенка, наклейки.        

Ход занятия

Воспитатель: – Добрый день. Я рада вас видеть. Для того чтобы наша встреча всем запомнилась, необходимо запастись хорошим настроение и капелькой терпения.

Я предлагаю вам выполнить разминку, но она не обычная. Её секрет заключается в том, что тренировать вы будете свой мозг. Для того чтобы расшевелить свои мысли, вы должны быть максимально внимательными.  

1. Вопросы с хитринкой.

  1. Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда голова высовывается из окна)
  2.  В каком месяце болтливая Настенька разговаривает меньше всего? (В феврале)
  3.  Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)
  4.  Каких камней нет в море? (Сухих)
  5.  Когда коня покупают,  какой он бывает? (Мокрый)
  6.  У человека – одна, у вороны – две, у медведя ни одной. Что это? (Буква «О»)
  7.  Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)
  8.  Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)

Воспитатель: - У вас получились очень интересные ответы. Спасибо за активное участие. Разминку для ума мы выполнили. А кто может мне сказать, что мы сейчас с вами делали?

Дети. - Мы отвечали на вопросы.

Воспитатель: – Верно, а что содержали вопросы?

Дети. – Слова, буквы.

2. Беседа « Что такое информация»

Воспитатель: – Одним словом, в предложениях содержалась какая-то информация. Мы искали ответ, по той информации, которая была дана в предложениях. Пример: У человека – одна, у вороны – две, у медведя ни одной. Ответ был буква «О».

Воспитатель: – Я хочу, чтобы вы дали мне определение. Что же такое информация?

Дети. – Что-то новое, интересное, всё то, что нас окружает.

Воспитатель: – Я с вами согласна. Информация – это сведения о чём либо. Какой пример информации вы можете мне привести?

Дети. – У Маши синий свитер. В группе зелёная доска. На столе лежит пенал.

Воспитатель: – Замечательно. Всем известно, что информация может быть разной. А как вы себе это представляете? Что значит разная информация?

Ответ детей

Воспитатель:. -  Хорошо, давайте приведём примеры. Я начну, а вы продолжите. Три дня назад на улице дул сильный ветер. Это устаревшая информация.

Сегодня вечером, ко мне придут в гости друзья – это актуальная информация.

Теперь ваша очередь. По одному примеру от каждого.

Дети. – Сегодня светит солнце. Завтра мама купит мне машинку…

Воспитатель: – Также информация может быть по-разному представлена. Информация может быть текстовой, графической, числовой. Давайте приведём примеры текстовой информации.

Дети. – Текстовая информация – мы читаем и узнаём что-то новое. Графическая информация представлена в рисунках, а числовая в виде чисел, примеров.

Воспитатель: – Допустим, какая информация содержится в примере 5+7=12?

Д. – Если мы посмотрим на этот пример, то мы увидим, что если прибавить к числу 5 число 7, то получится 12.

Воспитатель: – Хорошо, а что мы можем узнать, посмотрев на вот такую картинку. (Панда)

Дети. – Панда черно-белого цвета, ест зелёные листья бамбука. У неё пушистый мех.

3. Игра «Закончи предложение»

Воспитатель: – Таким образом, мы можем сделать маленький вывод. Я начну предложение, а вы закончите. Информацию мы воспринимаем при помощи…

Дети. – Зрения, слуха.

Воспитатель: – Что касается зрения мы не всегда одинаково воспринимаем один и тот же объект. Чтобы доказать вам это я подготовила для вас презентацию.

– Как вы заметили, зрение творит чудеса, и информацию мы можем воспринимать по-разному. Всё зависит от нашего местоположения, и от нахождения объекта. Все фотографии, представленные в презентации, обладают особенностью, а именно, они могут нас обмануть.  Поэтому не всегда стоит доверять своим глазам.

 – Кстати, ушам тоже не всегда следует доверять. Помните вопрос в начале занятия: «Какой бывает конь, когда его покупают?».  Слово «покупают», может быть в значении купить, и в значении вымыть. Поэтому любую информацию стоит проверять.

– У человека есть ещё одна особенность, он может понимать информацию при помощи прикосновений, т.е. тактильно. 

Воспитатель: – Замечательно, давайте немного отдохнём. В этом нам поможет .

Игра «Узнай настроение». Правила простые, к доске приглашается один человек. Его задача передать настроение при помощи движений, звуков и мимики. Сидящие должны определить настроение. (Подаю пример)  

В конце игры мы отметим самого выразительного участника специальным подарком. Вот мы и отдохнули.

4. Игра « Чудесный мешочек»

Воспитатель: Мне нужно несколько добровольцев. Я вам завязываю глаза и ваша задача на ощупь определить предмет, который я вам дам. Все остальные молчат, не подсказывают.

Воспитатель: – Вы заметили, что некоторые предметы было легко определить, а некоторые нет.

Это связано с тем, что многие из них нам знакомы в повседневной жизни. И даже если мы их не видим, нам достаточно их потрогать, и вспомнить что это.        

- Также информацию можно воспринимать при помощи носа, т.е. обоняния.

Мы часто по запаху можем определить, что мама жарит картошку или рыбу. Ещё мы можем отделять съедобную пищу от несъедобной и тоже по запаху.

Итак при помощи чего мы можем различать информацию?

Дети. – При помощи глаз, носа, кожи, ушей.

Воспитатель: – Ещё мы забыли вспомнить про язык. Ведь он тоже помогает получать информацию.

5. И/упражнение «Рассмотрим картинки» 

Первая картинка «Умный жук печатает текст за компьютером» Что здесь не так?

Дети. - Жук не может печатать текст.

Воспитатель: – Совершенно верно. Это может происходить в сказках, небылицах. В повседневной жизни нет такого жука, который смог бы печатать текст. А если бы вдруг и смог, то нет такого компьютера, который подходил бы по размеру жуку.

Теперь давайте рассмотрим вторую картинку «Ребёнок печатает текст за компьютером». Есть ли здесь неточности?

Дети. – Нет. Потому что дети умеют работать с техникой.

Воспитатель: – Таким образом, мы только что узнали, что не вся информация может быть достоверной. В первом случае мы столкнулись с ложной информацией, а во втором с правдивой или достоверной.

 – Теперь вы сами сможете мне привести примеры достоверной и ложной информации.

Дети. – Книга умеет прыгать. Пенал – разговаривает. Обезьянка ест банан. У кошки усы.

Воспитатель: –Но, тем не менее, с помощью игры мы тоже получали определённую информацию.

6. Игра задание.

А сейчас вам предстоит серьёзное задание на внимательность. В группе спрятаны засекреченные документы. Каждый из вас может ходить по группе, заглядывать под столы, стулья. Кто найдёт документ, может его взять и присаживаться на место.

Дети ищут листы с заданием. (В листах две картинки, детям необходимо найти 7 отличий.)

После того как все найдут листы, дети приступают к работе.

Воспитатель: – У всех получилось найти отличия?

Дети. – Да.

Воспитатель: – Молодцы. Дома вы можете их раскрасить в те цвета, в которые вам захочется.

7. Итог занятия. Что вы интересного увидели, узнали во время нашей встречи?

Дети. – Мы узнали, что информация бывает ложной и правдивой, актуальной и устаревшей. Также существует оптический обман. Одну и ту же информацию каждый воспринимает по-разному. В получении знаний нам помогают глаза, нос, уши, кожа и язык.

Воспитатель: – Спасибо за вашу активность. Мне приятно с вами работать. Наше занятие, к сожалению, подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Конспект занятия по сенсорному развитию детей 5-6 лет на тему: "Мир вокруг нас".

Конспект занятия будет интересен воспитателям и педагогам дошкольных учереждений, имеющих сенсорную комнату и использующих в своей работе игровой материал М.Монтессори. В ходе занятия у детей развиваю...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей на тему "Мир вокруг нас".

Конспект занятия поможет воспитателю детского сада познакомить детей с окружающим их миром, используя игровое сенсорное оборудование М.Монтессори....

Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет

На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема занятия: «Мир вещей вокруг нас».

Цели; закрепить знания  о назначении  предметов и материалов, из которых они сделаны, продолжить знакомство со свойствами металла, стекла, керамики, пластмассы. Систематизировать знания дете...

Конспект занятия по физкультуре « Вокруг света» в подготовительной группе

Тема занятия : Развитие ловкости и координации . Этот материал будет интересен инструкторам физкультуры ДОУ.  В возрасте  6-7 лет  развитие ловкости актуально, по причине того. что в эт...