Педагогический проект «Что такое дружба?» в условиях реализации ФГОС ДО
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Работа над данным проектом способствует расширению и систематизации знаний воспитанников о нравственной культуре поведения, взаимоотношениях с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Что такое дружба?» в условиях реализации ФГОС ДО

Разработала: Регентова Татьяна Борисовна, воспитатель МБДОУ 57 г. Мурманска

        

Паспорт проекта:

Вид  проекта

творческо-информационный

По составу участников

детско-взрослый

Продолжительность

среднесрочный (с 9 марта по 8 апреля 2016 г.)

Участники  проекта

воспитанники подготовительной  группы, педагоги, родители

Проблемное поле проекта

Дети часто при общении друг с другом используют в речи понятия: дружба, друг, друзья, дружеские отношения. А что же обозначают эти понятия? Кто такие друзья? Как нужно дружить? На эти и многие другие вопросы нам необходимо найти ответы.

Цель

Формировать представления детей о дружбе и дружеских взаимоотношениях.

Объект проекта

 понятия «друг », «дружба»

Предмет проекта

содержание,  формы,  средства  и  методы формирования представлений  о  дружбе  детей дошкольного  возраста.

Задачи

  1. Расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между детьми, учить размышлять над нравственной сутью поступков.
  2. Способствовать развитию   коммуникативных   навыков    и социально-коммуникативных качеств (сотрудничество, гибкость, терпимость, умение поддерживать конструктивный диалог, развивать связную речь, обогащать словарный запас, побуждать к использованию в речи пословиц и поговорок, умение применять свои знания на практике, развивать творческие способности при совместной художественно-продуктивной деятельности).
  3. Формировать умения замечать положительные качества другого человека и говорить о них, а также правильно оценивать свои поступки и своих друзей, сверстников.
  4. Побуждать детей к совместной деятельности; развивать познавательную активность и любознательность.
  5. Воспитывать дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сопереживание, сочувствие, потребность проявлять взаимопомощь, доброту, заботу, внимательное отношение к окружающим, способствовать сплоченности коллектива.

Прогнозируемый  результат

  • формирование коммуникативной компетентности воспитанников по теме «Дружба»;
  • систематизация знаний о дружбе, нормах поведения и правилах взаимоотношений со сверстниками, применение полученных знаний на практике;
  • использование  основных  форм  речевого общения между детьми, диалоголизации речи  в ситуации  творческого  и игрового  общения;
  • улучшение микроклимата в группе.

Описание продукта, полученного в результате проекта

  • Полученные представления, знания о дружбе воспитанники демонстрируют при открытом просмотре НОД по теме «Давайте жить дружно!»
  • Создание совместной творческой книги «Синквейны о друзьях».

Интеграция образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Актуальность проекта:

Детство — это уникальный период в жизни каждого из нас, именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Социальный опыт, полноценное коммуникативное развитие дошкольнику необходимы прежде всего, для того, чтобы успешно перейти от дошкольного периода к школьному.

Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Таким образом, у ребенка формируется базовая первоначальная культура.

Психологи говорят о том, что к поступлению в первый класс бывшему дошкольнику необходимо прежде всего умение выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, обладать определенными коммуникативными навыками, компетентностями.

Работа над данным проектом реализовывалась с воспитанниками подготовительной группы не случайно. Детское  взаимодействие  постоянно  находится  в  зоне  внимания  воспитателей  подготовительной  группы.  Именно  в  этих  группах  углубляется  интерес детей  к  сверстникам  как партнёрам  для  общения  и совместной  деятельности, устанавливаются  дружеские  отношения  и  сотрудничество.

Я обратилась к проблеме социального развития воспитанников подготовительной группы после того, как провела анализ их общения между собой. Методом педагогической оценки являлось наблюдение за поведением детей в процессе их взаимодействия со сверстниками и взрослыми в игре, организованной образовательной и свободной самостоятельной деятельности в естественных условиях их жизни в детском саду.

Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и скандалов, у отдельных ребят отмечалась повышенная агрессивность по отношению к сверстникам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним.

В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Не все ребята понимают полноценного значения понятий – друзья, дружба, дружеские взаимоотношения.

Проблема становления межличностного общения на основе гуманных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем,  что  его  отсутствие  приводит к  стихийному возникновению у них негативных форм поведения

Таким образом, одна из основных составляющих социального развития ребенка, а именно развития коммуникативных компетенций, формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками требует более пристального внимания со стороны педагогов и родителей.

Столкнувшись с этой проблемой, ребятам подготовительной группы был прочитан цикл рассказов В. Осеевой о дружбе («Три товарища», «Синие листья», «Добрая хозяюшка»). После обсуждения прочитанных произведений детям были заданы следующие вопросы: «Что такое дружба?», «А  умеете ли вы дружить?», «Давайте попробуем посмотреть, как у нас это с вами получается?».

Ребята согласились. Так началась совместная работа над проектом «Что такое дружба?».

Реализация проекта:

Этапы

Содержание работы

Сроки, ответственные

Подготовительный (разработка стратегии реализации проекта)

I. Методическая работа:

1) Изучение  методической  литературы по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников.

2) Составление перспективного плана мероприятий.

II. Организация предметно-пространственной развивающей среды:

1) Подборка художественной литературы, дидактического материала, наглядного пособия по теме проекта в соответствии с возрастом детей.

2) Разработка картотеки игр на развитие навыков общения старших дошкольников.

III. Работа с родителями:

1) Информатизация родителей по теме данной проектной деятельности;

2) Разработка консультаций.

В течение недели (с 9  по15 марта),

воспитатели

Содержательный (основной)

Организация совместной деятельности воспитанников и взрослых: 

  1. Чтение художественной литературы о дружбе (стихи, рассказы): «Дружат  дети всей  земли»  Викторов  В., «Два  друга» Квитко Л., В. Осеева (цикл рассказов), «Два  товарища» Толстой Л., «Незабудка не смогла подружиться» О.Гавриченко.

2) Беседы о дружбе, друзьях, о том, кого можно назвать другом, как ведут себя настоящие друзья: «Дружба – это хорошо или плохо?», «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

  1.  «Кто такой настоящий друг?», «Как поступают настоящие друзья?». Задачи: Расширять представления о дружбе, побуждать детей к активному диалогу, высказыванию своих впечатлений по теме. Способствовать обмену и усвоению новой информации.
  2. Просмотр презентаций: «Мои лучшие друзья», «Дружные ребята», «Стихи и песни дружбе». Задачи: углублять представления о дружбе.
  3. Разыгрывание игровых ситуаций. Предложить обыграть в форме этюдов следующие ситуации: «Кто виноват» (Ребята сидят за столом. На столе лежат бумажные кораблики. Двое мальчиков одновременно схватили кораблик и тянут каждый к себе. Оба мальчика падают, а кораблик лежит на полу разорванный. В конце этюда педагог вместе с детьми делает вывод, кто виноват, как нужно было поступить.); «Поссорились – помирились», «Как положено друзьям – все мы делим пополам…», «Долгожданная встреча», «К чему ведут ссоры в игре» - напомнить детям о том, что ссора мешает игре и дружбе (предложить обыграть стихотворение А. Шибаевой «Подружки»), «Новенькая» (побуждать детей к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам); «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться».

5) Разучивание пальчиковой игры «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», физминуток о дружбе.  

6)Подбор  пословиц  о  дружбе.

 •Нет друга – ищи, а нашел-береги.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Один за всех, и все за одного.

• Человек без друзей, что дерево без корней.

• Сам пропадай, а товарища выручай.

• Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

• Друг за друга держаться – ничего не бояться.

• Друзья познаются в беде.

• Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

7) Организация  сюжетно – ролевых  игр:

«В  гостях», «Праздник именинников». Задача: учить  эмоционально  выражать чувство  радости  и  весёлого  настроения  от  общения  с окружающими  людьми.

8) Словесные игры по теме «Дружба»:

«Подбери слова к слову «дружба» (дружок, дружить, друг, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружественный,  дружина, дружище); «Закончи  предложение» (Если  мой  друг  заболел, я……. . Мне  подарили  фломастеры, и я… . Когда  мне  нужна  помощь,  я….); «Комплимент» - развивать  умение  входить  в  контакт,  видеть  и  подчёркивать положительные  качества  и  достоинства  сверстников.

9) Интервьюирование  детей: «Как поступают настоящие друзья?», «Живет ли дружба среди вас? Почему?», «Ты считаешь себя настоящим другом? Почему?»

10) Организация дидактческих игр:

«Что такое хорошо, а что такое плохо», «Спиной  друг к другу», «Мы разные», «Узнай  друзей  по  голосу».

11) Литературная викторина «Кто с кем дружит?»

1.Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2.Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

3.Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные бурундучки Чип и …   (Дейл)

6. Белоснежка и … (7 гномов).

12) Составление правил дружбы (для этого каждый  берет  сердечко,  говорит  свое  правило,  и  опускает  сердечко  в  волшебную копилочку:

•  Правило первое - дружно играть.

•  Правило второе – уметь договариваться.

• Правило третье - говорить спокойно, не повышая голос.

•  Правило четвертое – делиться игрушками.

• Правило пятое – уважать мнение другого человека и т.д.)

13) Создание групповой эмблемы дружбы. Оформление уголка дружбы.

14) Совместное изготовление нетрадиционных игровых пособий (с привлечением родителей): «Мирилочка», «Доброе сердце», «Зонтик доверия».

15) Составление синквейнов о друзьях.

16) Организация игр со сказочным персонажем – Шапокляк (с использованием нетрадиционных пособий).

17) Самостоятельная художественно-творческая деятельность (рисование на тему «Мой друг», оформление выставки детских работ).

С 16 марта по 6 апреля,

все участники образовательного процесса (педагоги, воспитанники, родители)

Итоговый (презентация продуктов проекта)

  • Презентация творческой книги «Синквейны о друзьях», в которую вошли нерифмованные стихи, придуманные и иллюстрированные воспитанниками и их родителями.
  • Открытый просмотр НОД по теме «Давайте жить дружно!» (в форме ток-шоу).

7, 8 апреля

 Заключение. Анализ проектной деятельности:

Получить определенные представления ребенок может в процессе игровой деятельности, во время бесед со взрослыми, при ознакомлении с художественной литературой, когда ему данные представления предлагаются уже в «готовом виде». Но наиболее результативным, по моему мнению,  социальное воспитание и формирование понятий и представлений о дружбе, дружеских взаимоотношениях происходит в процессе проектной деятельности. Контактируя со сверстниками во время проектной деятельности, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели, а поиск ответов на многие вопросы, стимулирует как познавательную активность детей, так и способствует развитию самостоятельности в умении добывать необходимые ребенку знания и представления.

В работе над проектом «Что такое дружба?» мы ставили перед собой задачи раскрыть понятия дружбы, дружеских взаимоотношений, дать представление детям о том, кто такие друзья, показать способы общения друзей, научить взаимопомощи и взаимовыручки. Активное участие детей, их родителей в проектной деятельности, обыгрывание детьми разнообразных историй, ситуаций о дружбе и друзьях, позволило в конечном результате создать совместную творческую книгу «Синквейны о друзьях». Ребята успешно раскрыли свои коммуникативные качества при открытом просмотре НОД о дружбе. Дети остались довольны результатом такой плодотворной совместной работы. С энтузиазмом рассматривали и обсуждали фото проекта. Познавательные сведения, предлагаемые педагогами, воспринимались детьми с большим интересом,  на их основе дети рисовали портреты своих друзей, создавали эмблему дружбы, составляли правила дружбы, синквейны, охотно делились новыми сведениями с родителями. Включение родителей в работу над проектом помогло детям добывать интересующие их сведения, создать и презентовать книгу о дружбе. В результате проектной деятельности дети многое узнали о дружбе, приобрели представления, на основе которых более осмысленно стали подходить к решению возникающих проблемных ситуаций при взаимоотношениях между детьми. В игровой деятельности дети стали чаще использовать такие социальные роли как друг, подружка и выстраивать ролевое поведение в игре в соответствии с полученными представлениями.

В целом проект помог детям не только приобрести представления о понятиях о дружбе, но и  помог развить навыки совместной деятельности, способствовал  развитию   коммуникативных   способностей, формированию элементарных правил и культуры поведения. 

Работа в ходе реализации проекта может быть специально организована, а  также внедрена в обычные плановые формы работы.

               

Список литературы:

 

1. Хухлаева О.В.  Тропинка  к  своему  Я /  О.В.  Хухлаева, – М.: Генезис, 2004. – 175с.

2. Шипицина Л.М.  Азбука  общения  /  Л.М.Шипицина, – СПб.:  Детство – Пресс,  2010. – 384с.

3. Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет/ Ю.В. Авдеева, - М.: Сфера, 2012.-63 с.

4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет/  В.И. Петрова, - М.: Мозаика-Синтез, 2007.-75 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

Методические разработки программы по психолого-педагогичекому сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО...

Психолого-педагогические аспекты компетенции педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС

Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов и соответствующих образовательных учреждений. И в первую очередь профессиональной деятельности ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы» Секция «Дети в музее»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...

Педагогический совет "Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС" 2016г.

1 февраля 2016 года в МДОУ № 51 воспитатель,Шершнева Ангелина Валерьевна, выступила с презентацией и докладом для педагогов ДОУ  "Виды игр игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей ...

«Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС» Информационно-коммуникативные технологии.

laquo;Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС»Информационно-коммуникативные технологии....

Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО и инновационной программы «От рождения до школы»

Представляю презентацию по проведению педагогического мониторинга индивидуального развития детей и пример диагностической карты для средней группы....

Диагностический инструментарий Приложение 1.1 Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

Диагностический инструментарий Приложение 1.1Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО...