Творческо – исследовательский проект для средне–старшей группы «Мы - маленькие огородники!»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рыбницкая Сания Баймухаметовна

В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. Поскольку мы работаем с детьми средне – старшего возраста, то наша задача состоит в том, чтобы поддержать стремление детей к самостоятельности, к проявлению радости от пребывания в природной среде, в побуждении детей быть доброжелательными к живому, помочь понять, что растение – живое существо (на примере роста овощных культур). Вызвать у детей  радость от положительных результатов труда, удивления и восхищения от полученных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   «Мы - маленькие огородники!»

Творческо – исследовательский проект

для средне–старшей  группы.

Воспитатель:

Рыбницкая С.Б.

МБДОУ д/с №16

Лето 2016 г.

Актуальность:

              В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека.

       Поскольку мы работаем с детьми средне –старшего  возраста, то наша задача состоит в том, чтобы поддержать стремление детей  к самостоятельности, к проявлению радости от пребывания в природной среде, в побуждении детей быть доброжелательными к живому, помочь понять, что растение – живое существо (на примере роста овощных культур). Вызвать у детей  радость от положительных результатов труда, удивления и восхищения от полученных результатов.

Продолжительность проекта: 2 недели

Участники проекта: дети группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Цель: формировать у детей основы экологической культуры, экологического самосознания, предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков.

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена на:

*помощь детям во вхождение и принятие проблемной игровой ситуации;

*активизацию желания детей вместе с воспитателем искать пути решения проблемной ситуации;

*формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты – посадка фасоли, гороха, бобов, уход за овощами).

Задачи проекта

Образовательные:

*пробуждать интерес детей к наблюдениям в природе, элементарной исследовательской деятельности, экспериментированию;

*приобщать детей к процессу познания:

  - формировать представления детей о стадиях роста и развития растения (на примере фасоли,  гороха, бобов, уход за овощами).

       - о зависимости роста растения от температуры окружающей среды, о многообразии овощных культур (растений огорода), о частях растения (семя, корень, стебель, лист, цветок, плод-стручок);

*привлекать детей к творческой деятельности: заполнению календаря наблюдений, составлению предложений, небольших рассказов.

Развивающие: 

Совершенствование психических процессов:

*формировать эмоциональный отклик на общение с природой, радость от положительных результатов труда, удивления и восхищения от общения с природой;

*развивать мышление и воображение детей;

*развивать умение отвечать на вопросы взрослого, задавать вопросы взрослому, внимательно слушать ответы взрослого и сверстников.

Формирование проектно – исследовательских навыков и умений:

*учить детей понимать и принимать поставленную педагогом игровую задачу;

*побуждать детей предвосхищать результат, основываясь на своем жизненном опыте;

*закрепить знания детей о предметах ухода за растениями и способами действий с ними.

Познавательное развитие:  

    *обогащать и расширять представления детей об окружающем мире (об овощных культурах, о климатических особенностях Севера);

*побуждать детей принимать участие в игровых ситуациях для обследования предметов (растений, семян):

Д/игры: «Узнай на ощупь», «Выбери семена фасоли», «Узнай на вкус», «Чудесный мешочек»;

*побуждать детей переносить сюжеты из жизни в игру «Мы сажаем огород», «Овощной магазин», «Варим овощной суп»;

*развивать творческие способности детей при составлении небольших сказок, загадок, рисунков к ним.

Физическое развитие:

*формировать представления детей о пользе овощей  для здоровья.

Воспитательные:

*воспитывать бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

*доказательство того, что температура воздуха влияет на рост растения;

*умение наблюдать, сравнивать, зарисовывать (вести дневник наблюдения), делать элементарные умозаключения, выводы;

*эмоциональное, бережное отношение к окружающей природе.

Дети должны знать!

*название абиотических факторов (свет, тепло, влажность) и их влияние на рост растения;

*название предметов ухода за растениями;

*значение фасоли, горошка и бобов - как продукта питания.

Дети должны уметь с помощью взрослого:

*действовать с предметами ухода за растениями;

*выполнять наблюдения за ростом и развитием фасоли, фасоли, гороха, бобов);

* делать зарисовки в календаре наблюдения.

Продукт творческо-исследовательской деятельности:

* календарь наблюдения за ростом фасоли (гороха, бобов) в разных условиях;

*рукописная книга «Про овощей» (экологическая сказка) с рисунками детей;

*газета для родителей с фото-коллажом «Где растут овощи - полезные витаминами?»;

*альбом с материалом о пользе овощей, с рецептами «Вкусные и полезные блюда из овощей».

I этап: Подготовительный

          Осуществление проекта начали с рассматривания уже выращенной фасоли, бобов, гороха, помидор, перца, огурцов (посажена была в марте). Увидели, что на огороде  бабушки Миланьи  выросла высокая фасоль, бобы, горох. Кроме стебля и листьев на ней растут стручки. Раскрыли с детьми стручок, увидели точно такие же семена - фасолинки, горошинки, бобы   -  какие сажали весной. «Вот какие сестрички – фасолинки, горошинки, бобы  живут в домике – стручке». Придумали небольшую сказку с детьми о том, как посадили фасольку, горошинку, бобочки , как они выросли, и у нее появилось много новых деток.

II этап: Основной

Работа по реализации проекта осуществлялась в направлениях:

*работа воспитателя с детьми;

*работа с родителями. 

Работа воспитателя с детьми:

         После составления сказки и рассматривания новых семян, у самых любознательных возник вопрос: «А что будет, если эти семена заново посадить в землю ? Она прорастет?» Предложила свой вопрос: «Как найти ответ?» «Надо посадить в землю и посмотреть». Вспомнили с детьми, что для начала надо прорастить семена. «Как мы это делали?» Замочили с детьми семена и через 3 дня получили проростки. Рассмотрели с детьми проростки, вспомнили последовательность посадки проростков: - что возьмем сначала? – что сделаем? – что получилось? Дети задавали вопросы воспитателю, воспитатель – детям. Посадили проростки в землю в горшочке на подоконнике. Предложила подумать, что надо делать, чтобы зерна  росли? «Надо за ней ухаживать: поливать, рыхлить». Предложила детям подумать над вопросом: «А на улице вырастут фасолька. горох и бобы , если мы будем за ней также ухаживать?»

Ответы были следующие:

 - конечно, будет, там все растет;

 - будет, там ветер, он помогает расти;

 - нет, не вырастит, там не всегда тепло, как в группе.

           Во второй половине дня высадили фасоль, горох, бобы  и на улице. Обратила внимание детей на погоду: тепло или холодно на улице? Объяснила детям, что мы живем на Севере, лето у нас с разной температурой.   Начали наблюдать: вместе с детьми ухаживали за фасолью, горохом, бобами ,   делали зарисовки в календаре наблюдения, беседовали.

Работа с родителями:

 

*предложили родителям темы для бесед с детьми дома: 

«Чем полезны овощи?», «Что можно приготовить  из фасоли,  бобов, гороха?»;

*подготовили газету с фото-коллажом «Ты расти, расти- наш огород», с детскими работами о полезных овощами.

Продуктом исследовательской деятельности

стал календарь наблюдения за ростом фасоли в группе и на улице. Сделали вывод: в группе тепло – фасоль взошла быстро, и уже появились стебель и листья, а на улице, из-за прохладной погоды, фасоль еще не взошла.

            Исследовательская деятельность за ростом фасоли проводилась с 1 июля  по 14июля. За этот период из семян фасоли, гороха и бобов  удалось вырастить небольшие ростки  и сделать вывод, что для ростки , кроме воды и ухода, нужно еще и тепло. Дети узнали -  фасоль, горох и бобы  полезный продукт питания и из нее можно приготовить много вкусных блюд.

Предварительная работа:

*диагностика детей

Цель: выявить уровень знаний об овощных культурах и месте их произрастания;

*уход и наблюдение за посадками на огороде бабы Миланьи;

Цель: уточнить знания о способах ухода за растениями огорода на окне;

*целевая прогулка на огород «Что растет на огороде?», встреча с главным огородником

Цель: уточнить представления о разнообразии овощных культур, их пользе для здоровья человека;

*рассматривание стручка фасоли и гороха,бобов

Цель: формировать умение сравнивать, находить сходство и различие предметов, развивать любознательность (словарная работа: стручок); 

*рассматривание семян гороха и фасоли «На что похоже?»

Цель: формировать представления детей о внешнем виде семян, развивать наблюдательность (словарная работа: семена, горошина, фасолина);

*рассматривание альбома «Вырастим фасоль, горох, бобы»

Цель: уточнить представления детей о стадиях развития растения (словарная работа: семя, проросток, стебель, лист, цветок, стручок), о способах ухода;

  *д/игры: «Узнай на ощупь», «Выбери семена фасоли», «Узнай на вкус», «Чудесный мешочек»

Цель: прививать интерес к играм познавательного характера, принимать участие в них, формировать умение распознавать на вкус, по внешнему виду, на ощупь овощи;

*д/игры: «Наш огород», «Что где растет?»  Сюжетно- ролевая игра –«Магазин овощей»,Семья»,  подвижная игра –«Чучело», «Кабачок» Закрепление  знаний об овощах, развитие памяти, воображения, выразительно вести диалоги, развитие быстроты реакции.  Театрализованная деятельность. Использование   масок  с изображение различных овощей. Воспитывать внимательность и производительность поведения, чувство коллективизма, ответственность.  Хороводная игра «Огород»   Цель: прививать интерес к играм, желание участвовать

Труд в природе Рыхление, полив растении. Воспитывать трудолюбие, внимательность, любовь к растениям.

Познавательные загадки

  *Это сочный корнеплод, В огороде он растет. Чаще красным он бывает, К нам в салаты попадает, На тарелку, в плошку, в миску, Это вкусная……. (редиска)

  *Появляюсь я из грядки, Вырастаю ловко. Скушайте меня, ребятки, Рыжую….(морковку)

  *В огороде вырастала, Под дождями мокла, Созревала – созревала И созрела…. (свекла)

  *Удивился в поле ежик: «Вот так овощ, сто одежек!» А зайчонок слопал с хрустом Аппетитную …..(капусту)

  *Вот любимый ваш гарнир, Покорил он целый мир. Поскорей берите ложку, Ешьте вкусную …(картошку)

  *Вот так овощ – озорник, Спрятался от вас в парник! Вырос длинным, молодец! А зовусь я… (огурец)

  *Он на солнце греет бок, Дарит нам томатный сок. Любят люди с давних пор Красный спелый…. (помидор)

  *Им стручок - любимый дом. Хорошо братишка в нем! Каждый братец – зелен, гладок, Каждый шарик – вкусен, сладок! (горох)

  *Листик пряный, шелковистый, Он пушистый и душистый, Там, где рос когда-то боб, Хорошо взойдет… (укроп)

Вопросы для викторины детей и родителей!

*Какие бобовые выращивают в огороде? ( фасоль, горох,  бобы)

*Сколько видов капусты вы знаете? (3)

*Как называется часть свеклы потребляемая в пищу? (корнеплод) 

*Чем размножается клубника? (усиками)

*Чем является плод арбуза? (ягодой) 

*Каких цветов бывает репчатый лук? (желтый, белый, красный)

*Как называется тропинка, на которой высаживают овощи? (грядка)

*Как называется только проросшее растение? (росток)

Кроссворд про всё, что растет на огороде!


    1.Словно юбочки на сборке твои листики в оборках, А за складочкой - смотри, витаминочки внутри! Каждый будет   очень рад съесть зелененький...

2.Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.

3.Ванечка запутался, требуется помощь! Он сказал, что свёкла – фрукт! А ведь свёкла - …

4.Круглый бок, жёлтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это?

5.Щеки розовы, нос белый, в темноте сижу день целый. А рубашка зелена, вся на солнышке она.

6.Как надела сто рубах, захрустела на зубах.

7.Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка.

8.Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.

9.Под землей птица гнездо свила, яйца снесла.

10.На грядке длинный и зеленый, а в кадке желтый и соленый.

11.Само с кулачок, красный бочок. Тронешь – гладко, откусишь – сладко. 

12.Растет листик интересный: кислый – кислый, но полезный.

13.Маленький, горький, луку брат.

14.На жарком солнышке подсох и рвется из стручков …

15.Только снег сойдет весной, Ты киваешь головой! Первой зелени подружка – раскудрявая ...

 Ответы:

1. салат , 2. арбуз, 3. овощ, 4. репка, 5. редис, 6. капуста, 7. тыква, 8. крапива, 9. картофель, 10. огурец, 11. яблоко, 12. щавель, 13. чеснок, 14. горох, 15. петрушка

Пословицы и поговорки.

  *Огород---для семьи доход. 

  *Повадился козел в огород ходить, как ему рогов не сломить.

  *Что за порядок – огород без грядок?

  *Свое огораживай,  чужого не пригораживай.

                                                                                   

Художественная литература

*Русские народные сказки: «Репка», «Мужик и медведь»;

*В. Сутеев «Мешок яблок»;

*Е. Трутнева «Урожай, урожай!»;

*В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»;

*Г. Сапгир  «Загадки с грядки».

Фото – коллаж для родителей:

               

    Это стручки фасоли и гороха!                                   Вот такая фасоль выросла                                                         

                                                                                                   у нас на подоконнике!

        Крупные стручки выросли у гороха и фасоли        

                                                   

                       

Мы открыли домики-стручки, а там такое чудо – горошинки и фасолинки! Горошинки – круглые, как шарики, а фасолинки – продолговатые, бобы крупнее —как большая пуговка.

             

Удивительно и интересно все, что нам пока что неизвестно! Рассматриваем, ощупываем, сравниваем, общаемся, делимся мнениями.

                                                                                     

                                             

А это что за «существа»?

Это не «существа»! Это проростки фасоли. Мы их посадили в горшочки с землей и полили водой:  «Ты расти, Фасолька!».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»

Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»В связи с введением ФГ...

Проект на тему: Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы.

Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы. ...

Творческий исследовательский проект проект "Правила дорожного движения"

Движеньем  полон город - бегут машины в ряд,Цветные светофоры и день и ночь горят.С.Михалков  ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ«Юные знатоки дорожного движения» 1....

Совместный исследовательский проект взрослых и детей "Знакомство маленьких волжан с историей родного города"

ИНФОРМАЦИОННО –ПРАКТИКО –ОРИЕНТИРОВАННЫЙЦель Проекта: формирование у участников проекта эмоциональной  открытости в проявлении чувства  уважения, гордости  за  звание В...

Творческо-экологический проект в 1 младшей «Насекомые- маленькие жители нашей планеты».

Творческо-экологический проект в 1 младшей группе №1 «Насекомые- маленькие жители нашей планеты».Участники проекта: воспитатели группы, дети и родители группы.Тип проекта: творческо-эколог...

Творческо - исследовательский проект «Мама тоже маленькой была» посвященный «Дню Матери» старшая группа

Вид проекта:Творческо - исследовательский проектУчастники проекта: дети дошкольного возраста 5 -6 лет, воспитатели, родители.Гипотеза:Дети окунутся в мир маминого детства, станут проявлять интерес к с...