Проект "Радуга дружбы" для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Васильева Лариса Валерьевна

«Учёт этнокультурной ситуации развития детей» – один из основных принципов дошкольного образования. Проект «Радуга дружбы» разработан с учётом регионального компонента. Основной его целью является расширение представлений о культуре коренных жителей Прибайкалья. 

Данный проект способствует дальнейшей успешной социализации наших воспитанников в обществе (одна из важнейших задач ФГОС ДО), т.к. в ходе проекта предусмотрено социальное взаимодействие с Домом Культуры и с краеведческим музеем. Посещение таких значимых  социальных объектов является для ребёнка необходимым первоначальным социальным опытом перед поступлением в школу.

Проект массовый, т.к. в нём приняли участие воспитанники семи групп старшего возраста, 14 воспитателей, узкие специалисты ДОУ и родители.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ ИРМО «Марковский детский сад комбинированного вида»

Проект "Радуга дружбы"

(Был разработан для участия

в областной этнокультурной акции

«Неделя национальных культур в детских библиотеках Прибайкалья»)

Старший воспитатель

Васильева Лариса Валерьевна

2016г.

Проект "Радуга дружбы"

Был разработан для участия

в областной этнокультурной акции

«Неделя национальных культур в детских библиотеках Прибайкалья

Тип проекта:

- по продолжительности - среднесрочный - 2 недели

-по составу участников – коллективный (воспитанники трёх старших, логопедической и трёх подготовительных к школе групп, воспитатели, музыкальные руководители, родители).

- по направленности деятельности участников проекта – творческий.

Проблема: 

  • Что мы знаем о коренных жителях нашего края?
  • Кто и что нам поможет узнать о народах, проживающих в Сибири больше?

Цель проекта: расширение представлений о культуре коренных жителей Прибайкалья.

Задачи проекта:

  • укрепление межнациональных отношений и дружбы народов;
  • воспитание чувства любви к своей Родине, основанного на исторических ценностях и традициях коренных жителей Сибири;
  • формирование у подрастающего поколения толерантных качеств и чувства сопричастности к истории, культуре и традициям народов Сибири;
  • создание условий для ознакомления дошкольников с традициями и культурой народов, проживающих в Прибайкалье.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Игротека «Радуга дружбы» (на игровых участках ДОУ)

Продукты проекта:

для детей

  • самодельные книжки по сюжетам одной из бурятских сказок
  • семейное древо
  • Выставка детского творчества «Скатерть самобранка».

для педагогов

  • Выставка «Культура бурят».
  • Выставка совместного творчества детей и родителей «Семейное древо»
  • Картотеки бурятских и русских народных игр.
  • Картотеки пословиц и поговорок о семье и доме.
  • Развлечение «Искры семейного очага».
  • Развлечение на улице «Игротека "Радуга дружбы"».

для родителей

Участие в выставке совместного творчества детей и родителей «Семейное древо».

Участие в выставке «Культура бурят».

Ожидаемые результаты по проекту:

для детей

  • Развитие интереса к культуре народов, проживающих в Прибайкалье.
  • Получение эмоционального удовлетворения от результата своего труда при создании книжек по сюжетам бурятских сказок и при изготовлении «Семейного древа» совместно с родителями.
  • Получение хорошего настроения и заряда бодрости от участия в игротеке.
  • Получение опыта социализации в обществе.

для педагогов

  • Получение опыта взаимодействия с социумом.
  • Получение опыта организации образовательного процесса в нетрадиционной форме.

для родителей

  • Рост уровня информированности о деятельности ДОУ;
  • Активное участие в жизни детского сада и группы.

План проекта

Этапы проекта

Действия     педагогов

Действия детей

Подготовительный

(Целеполагание)

Постановка проблемы:

- Что мы знаем о коренных жителях нашего края?

- Кто и что нам поможет узнать о народах, проживающих в Сибири больше?

Формулирование задач.

  • Вхождение в проблему, принятие задач, определение дополнительных задач.
  • Участие в планировании проекта.

Деятельностный

(План деятельности по достижению цели)

  • Организация сбора информации.
  • Знакомство детей со сказками коренных жителей Сибири – бурят.
  • Проведение тематических занятий в краеведческом музее посёлка (для каждой группы отдельно).
  • Проведение тематического занятия «Сибирских сказок нить живая» в Доме Культуры, совместно с заведующим поселковой библиотекой.
  • Разучивание с детьми игр народов Сибири, пословиц и поговорок о семье и доме.
  •  Создание игры «Объяснялки» с использованием ИКТ технологий (по типу телевизионной передачи «Устами младенца»).
  • Оснащение развивающей предметно-пространственной среды:

- Создание картотеки бурятских народных игр

- Создание картотеки пословиц и поговорок о семье и доме.

  • Участие в сборе информации
  • Участие в беседах «О гостеприимстве народов Сибири» и «Семь Я».
  • Слушание сказок коренных жителей Сибири – бурят, участие в беседе по содержанию
  • Самостоятельная художественная деятельность детей – изготовление самодельных книжек по сюжетам одной из бурятских сказок – по выбору детей.
  • Участие в изготовлении семейного древа совместно с родителями.
  • Разучивание игр народов Сибири.
  • Разучивание пословиц и поговорок о семье и доме.
  • Разучивание бурятского танца «Ёхор» и песен для развлечения.

Завершающий

(Подведение итогов, презентация продуктов проекта и рефлексия)

  • Организация фотовыставки «Семь Я».
  • Организация выставок в группах «Культура бурят».
  • Организация выставки детского творчества «Скатерть самобранка».
  • Организация выставки совместного творчества детей и родителей «Семейное древо».
  • Проведение развлечения «Искры семейного очага» совместно с музыкальными руководителями.  
  • Развлечение на улице «Игротека "Радуга дружбы"».
  • Помощь в оформлении выставок.
  • Участие в развлечениях «Искры семейного очага» и «Игротека "Радуга дружбы"».

Мероприятия в рамках проекта:

1 неделя:

  • Проведение для воспитанников детского сада тематических занятий в Краеведческом музее посёлка «Знакомство с коренными жителями Сибири и их старинным бытом» (для каждой группы отдельно).
  • Проведение бесед о гостеприимстве народов Сибири.
  • Знакомство детей со сказками коренных жителей Сибири – бурят.
  • Организация образовательной деятельности и выставок детского творчества по теме «Скатерть самобранка».
  • Организация выставок в группах «Культура бурят».
  • Знакомство детей с играми народов Сибири.

2 неделя:

1 день

День народной сказки «Сибирских сказок нить живая»

1 половина дня

В Доме Культуры

  • Проведение тематического занятия «Сибирских сказок нить живая», совместно с заведующим поселковой библиотекой.

Проведение для детей викторины «Узнай сказку» по прочитанным бурятским сказкам «Мальчик-хвост» и «Золотой сундучок». При проведении викторины показать детям взаимосвязь с русскими народными сказками.

Исполнение ребёнком подготовительной группы песни на бурятском языке в стилизованном бурятском костюме.

Просмотр мультфильма по мотивам бурятской народной сказки «Волшебный сундучок».

2 половина дня

В детском саду – создание детьми совместно с воспитателями самодельных книжек по сюжетам одной из бурятских сказок – по выбору детей.

2 день

День традиционного национального гостеприимства

«Красна изба углами – обед пирогами»

  • Организация образовательной деятельности и выставок детского творчества по теме «Скатерть самобранка»
  • Разучивание с детьми пословиц и поговорок о семье и доме

3-й и 4-й дни

Дни семейных национальных традиций, обычаев и обрядов

«Искры семейного очага»

1 половина дня

  • Проведение педагогами детского сада беседы с детьми «Семь Я».
  • Организация совместно с родителями в группах фотовыставок «Семь Я».
  • Организация в группах выставок совместного творчества детей и родителей «Семейное древо».

2 половина дня

  • Проведение в группах семейных встреч «Искры семейного очага» с детскими концертами и мастер-классом по изготовлению  семейных оберегов.
  • Проведение для детей и родителей разно национальной подготовительной к школе группы развлечения «Искры семейного очага» совместно с музыкальным руководителем с показом мастер-класса по изготовлению  семейных оберегов: подковы и мандалы.

5 день

День игр «Весёлая игротека «Радуга дружбы»

Проведение итогового мероприятия

Весёлая игротека «Радуга дружбы»

Согласно полученным путевым маршрутным листам дети с воспитателями едут на «поезде» по игровым станциям. На станциях их встречают педагоги в образе персонажей и проводят с дошкольниками игры народов Сибири.

Детей зазывают на игры весёлыми речёвками, шутками и прибаутками: Сибирячок, Солнышко, Медведь, Баба Яга, Скоморох, Волк и Шаман.

Путевой лист путешествия на поезде по станциям

«Игры народов Сибири»

В 10ч00 стартует игровой поезд

Дети с воспитателем «едут» на «поезде», делают остановку на каждой игровой станции на 10 мин, сказочный герой играет с детьми в народную игру. Воспитатель помогает вовлечь в игры всех детей и сам принимает активное участие. 

1 станция – На участке группы «Гномики» – Сибирячок с игрой «Шустрые белки».

2 станция – На участке группы «Радуга» – Солнышко с бурятской народной игрой «Солнце».

3 станция – На участке группы «Звёздочка» – Медведь с русской народной игрой «У медведя во бору».

4 станция – На участке группы «Теремок» – Баба Яга с игрой «Помело».

5 станция – На участке группы «Солнышко» – Скоморох с играми «Богатырская сила» и «Петушиные бои».

6 станция – На спортивной площадке – Волк с бурятской народной игрой «Волк и Коза».

7 станция – На участке группы «Чебурашка» – Шаман с игрой «Повтори ритм».

Когда дети прибывают на свою станцию, воспитатель проводит с детьми рефлексию.

Рефлексия:

(проводится на участке своей группы)

- На каком транспорте мы сегодня путешествовали?

- Какие сказочные герои вас встречали на станциях?

- Какая бурятская народная игра вам больше всего понравилась?

- Какая русская игра вам больше всего понравилась?

- От каких игр (русских или бурятских) у вас поднялось настроение?

Вывод: Не важно – в игры какой национальности играют дети! Любые игры поднимают настроение и помогают нам сдружиться!

- В какую игру вы сами хотите теперь поиграть?

 (Дети самостоятельно играют,

воспитатель помогает вспомнить правила игры) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)

                Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы,  с участием детей старшего дошкольного возраста...