Экологическое воспитание через подвижные игры (картотека игр)
картотека по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Куренкова Татьяна Леонидовна

Экологическое воспитание через подвижные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_cherez_podv._igry.docx161.22 КБ

Предварительный просмотр:

                     

ВОРОНЫ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения; упражнять в правильном произношении     звука [Р]; учить говорить то громко, то тихо.

ИГРОВЫЕ  ПРАВИЛА: Все движения надо выполнять только в соответствии со стихотворением; слова «кар-кар-кар» произносить по-разному: когда вороны летают – громко, когда засыпают – тихо.

ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ: Имитация движений летающих, а затем засыпающих птиц; звукоподражание.

ХОД ИГРЫ: Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

                   СЛОВА                                ДВИЖЕНИЯ

Вот под елочкой зеленой                Дети бегают по комнате,

Скачут весело вороны:                размахивая руками, как

Кар-кар-кар! (громко)                крыльями.

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар! (громко)

Только к ночи умолкают                Садятся на корточки, руки

И все вместе засыпают                под щеку – засыпают.

Кар-кар-кар! (тихо)

               

       

КОЗА РОГАТАЯ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: Учить слушать стихотворение до конца, реагировать на слова – сигнал воспитателя; воспитывать внимание детей, быстроту реакции.

ИГРОВЫЕ  ПРАВИЛА: Убегать только после слов «забодает», возвращаться на прежнее место по сигналу воспитателя: «Беги ко мне!».

ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ: Имитация движений.

ХОД ИГРЫ: После того, как дети вспомнят  сказку «Волк и семеро козлят» и рассмотрят иллюстрации к этой сказке, увидят рожки на голове козы, воспитатель предлагает им поиграть.

        Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель говорит им:

        - Сейчас мы поиграем в козу рогатую. Я буду коза, а вы – козлята. Когда я скажу слово «забодает», вы будете убегать от козы в другой угол комнаты.

        Воспитатель медленно приближается к детям, приговаривая:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока  не пьет –

Забодает,

                забодает,

                           забодает.

        При слове «забодает» дети убегают от козы, а коза их догоняет.

 

КУРОЧКА-РЯБУШЕЧКА

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию; упражнять их в правильном звукопроизношении.

ИГРОВЫЕ  ПРАВИЛА: Курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей.

ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ: Выбирают считалочкой курочку-хохлатку, надевают ей шапочку. Дети на вопрос: «Как цыплятки просят пить?» - громко произносят: «Пи-пи-пи!»

ХОД ИГРЫ: Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему ее называют «рябушечкой». Затем предлагает детям поиграть.    

   Считалочкой выбирают курочку, воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

        - Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

        - На речку.

        - Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

        - За водичкой.

        - Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

        - Цыпляток поить.

        - Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

        - Пи-пи-пи! (Это произносят все дети).

        

НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: закрепить знания детей о том, как кричат домашние животные, воспитывать правильное звукопроизношение.

ИГРОВЫЕ  ПРАВИЛА: Все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «у пруда», «посреди двора», «вверху» и других.

ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ: Звукоподражание.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га», «ко-ко-ко» и др. Воспитатель говорит:

        - Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?

        Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «грру-грру-грру-грру».

        - А сейчас послушайте стихотворение – продолжает воспитатель, - Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они. Будьте внимательны!

ВОСПИТАТЕЛЬ                                ДЕТИ

Наши уточки с утра…                        Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда…                        Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора…                        Бал-бал-бал! Балды-бал!

Наши гуленьки вверху…                        Грру-грру-у-грру-грру-у!

Наши курочки в окно…                        Ккко-кко-кко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано по утру

Нам споет…                                Ку-ка-ре-ку!

        В следующий раз воспитатель, проводя эту игру, делит всех детей на группы, давая им названия: «уточки», «гуси», «индюки», «курочки», «гуленьки» и «петушки». «Наши уточки с утра», - говорит воспитатель, а дети-уточки отвечают: «Кря-кря-кря!» и т.д. Петушок в конце громко поет и на этом игра кончается.

        В процессе этой игры у ребят воспитывают выдержку. Всем  хочется покричать и как уточка, и как гуленька, но, согласно правилам, крикнуть можно только один раз со своей подгруппой.

   

ПЕТУШОК

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: Развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; закрепить знания о петушке.

ИГРОВЫЕ  ПРАВИЛА: Петушок кричит только после слов «детям спать не дает».

ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ: Выбор петушка короткой считалочкой, звукоподражание, имитация движений.

ХОД ИГРЫ: Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям:

        - Дети, посмотрите, чья это шапочка? (показывает яркую шапочку петушка) Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком.

        Выбирают при помощи считалки петушка. Ему надевают шапочку и воспитатель говорит тихо (на ухо), что когда он сядет на стул, должен громко пропеть «ку-ка-ре-ку!», как петушок. Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова:

Петушок, петушок,                                Шелкова бородушка,

Золотой гребешок,                                Что ты рано встаешь?

Масляна головушка,                        Что ты громко поешь?

        После слов «что ты громко поешь?» воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.

        Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, а также задает вопросы по содержанию текста стихотворения, громко и певуче произносить «ку-ка-ре-ку!».

ПТИЦЫ И АВТОМОБИЛЬ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА. Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.

ИГРОВЫЕ  ПРАВИЛА. Бегающие врассыпную по комнате дети-птички улетают только после слов «берегись, посторонись!». Каждая птичка должна найти и сесть в свое гнездышко.

ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ. Бег врассыпную, поиск своего гнездышка, имитация движений, использование атрибутов автомобиля (руль, шапочка с изображением автобуса или легковой машины).

ХОД  ИГРЫ. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

   - Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке (указывает на середину комнаты).

              СЛОВА                                         ДВИЖЕНИЯ

                

Прилетели птички,                        Дети – птички летают и               

Птички – невелички,                                               прыгают.                                                                             Весело скакали,                           Садятся на корточки, стучат

Зернышки клевали.                        пальчиками об пол.

   Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает:

   - Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит. Тра-та-та, берегись, посторонись!

   Дети-птички убегают от автомобиля. При повторении игры дети произносят слова вместе с воспитателем.

                   

ПТИЧКИ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия; продолжать активизировать речь детей.

ИГРОВЫЕ  ПРАВИЛА: Дети-птички должны согласовывать свои движения со словами стихотворения. Птички выбирают по своему желанию других птичек.

ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ: Имитация движения птиц; выбор новых птичек; использование шапочек для птиц.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель обращается к детям:

- Послушайте новое стихотворение про птичек:

Летели две птички,                                        

Собой невелички.                

Как они летели,                                

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.        

   - Кто хочет быть птичкой? (желающим воспитатель надевает шапочки птичек). Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад.

   Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие движения. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторять несколько раз.

                   

ПЧЕЛКА

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука «Ж»; учить действовать по словесному сигналу.

ИГРОВЫЕ  ПРАВИЛА: Медведь догоняет улетающих пчелок только после звука «ж-ж-ж!». Пчелки стараются не попадаться медведю, поэтому улетают из леса. Кто за кругом, того ловить нельзя.

ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ: Имитация летающих пчел; звукоподражание; бег; ловля «насекомых».

ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает детям поиграть:        -    

   - Помните, мы видели пчелок на клумбе с цветами? Как они жужжали? (Дети вспоминают) Пчелки собирают мед на цветах. Мишка-медведь тоже любит мед. Он подходит к домику-улью, где живут пчелки, и хочет забрать оттуда их мед. Пчелки его не пускают, прогоняют. А он их ловит. Но пчелки быстро улетают от него. Я буду пчела-мама. Вы будете пчелки-дети. Мишку мы сейчас выберем считалочкой: «Раз, два, три, медведем будешь ты!

   На водящего надевают шапочку-маску. Медведь становится в стороне.

СЛОВА  ПЧЕЛКИ – МАМЫ                     ДВИЖЕНИЯ

Полетели пчелки                             Пчелки улетают (дети бегают

Собирать мед с цветочков.             по комнате, размахивая руками

Мишка-медведь идет,                     и жужжат. Пчелки летят в улей

Мед у пчелок унесет.                      (угол комнаты). Медведь направляется

Пчелки, домой!                            туда же.

СЛОВА  ПЧЕЛКИ - МАМЫ                

Этот улей – домик наш                   Пчелки машут крыльями, прогоняя

Уходи, медведь, от нас:                  медведя, и улетают от него.

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!                             Медведь старается их поймать.

                   

СОВА

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА. Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.

ИГРОВЫЕ  ПРАВИЛА. Дети убегают от совы только после слов «как полетит!».

ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ. Имитация движения совы, птицы, спящих и летающих, ловля птиц.

ХОД  ИГРЫ. Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалочкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.

        СЛОВА  ВОСПИТАТЕЛЯ                ДВИЖЕНИЯ

                И ДЕТЕЙ

В лесу темно,                                Дети ходят по кругу.

Все спят давно.                        Остановившись, изображают

Все птицы спят,                        спящих птиц.

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка - сова,                         Сова показывает, какая у

Большая голова,                        нее большая голова. Вертит

На суку сидит,                        головой, смотрит по сторонам.

Головой вертит,                                                

Во все стороны глядит,

Да вдруг – как полетит!

        Услышав слова «как полетит!», дети убегают, а сова их догоняет.

        Желательно, чтобы до игры воспитатель показал картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.

                         

ТАКОЙ ЛИСТОК – ЛЕТИ КО МНЕ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей (название деревьев: клен, дуб, рябина, береза).

ИГРОВЫЕ  ПРАВИЛА: Бежать можно только после того, как правильно назовешь дерево, от которого лист, после слов воспитателя: «Такой листок, лети ко мне».

ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ: Сравнение листьев, нахождение одинаковых листьев и деревьев, бег по сигналу воспитателя, определение победителей (кто ни разу не ошибся).

ХОД ИГРЫ: Воспитатель на прогулке вместе с детьми собирает листья (по количеству детей) деревьев, растущих на участке. Оставляет для себя по одному листу от каждого дерева. Дети стоят полукругом возле воспитателя. Обращаясь к ним, педагог говорит:

        - Дети, вы знаете, какие деревья растут на нашем участке?

Давайте назовем их и подойдем к ним (называет,  дети рассматривают дерево, листья). Посмотрите, какие листья у клена. Большие с зубцами, а вот лист рябины. У листа есть небольшие листики. Сам лист похож на перышко.

        Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья.

        - А сейчас мы поиграем. У меня в руках листья от разных деревьев (показывает). Повторим их названия. Я раздам вам всем по листику. И у себя оставлю несколько штук. Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой же, бегите ко мне!» - вы побежите ко мне. Будьте внимательны! Старайтесь не ошибаться.

        Отойдя в сторону, дает сигнал «У кого такой же, бегите ко мне!»

        Воспитатель следит за тем, чтобы дети бежали только после сигнала. Хвалит тех, кто этого правила не нарушает.

        Усложнением в этой игре может быть другое задание: по сигналу воспитателя подбежать с листиком к соответствующему дереву. Дети разбегаются к разным деревьям, сравнивают свой листок с листьями дерева. Для закрепления знаний можно поменяться листьями и возобновить игру.

                     

У  МЕДВЕДЯ  ВО  БОРУ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: Развивать двигательную и речевую активность детей; умение соотносить свои действия со словами; быстро реагировать на словесный сигнал; упражнять в произношении звука [Р]; развивать выдержку.

ИГРОВЫЕ  ПРАВИЛА: Медведь громко рычит. Только после долгого звука [Р-Р-Р] дети могут убегать. Воспитатель помогает тому из детей, кто еще не произносит звук [Р].

ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ: Имитация прогулки детей в лес, бег по сигналу.

ХОД ИГРЫ: Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит:

        - Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору». Посмотрите на эту картинку (показывает картинку, на которой изображен медведь в лесу). Вот какой медведь живет в лесу. «Р-р-р», - рычит медведь. Давайте все так порычим (дети произносят: «р-р-р!»). Как тихо! Наверное, медведь еще далеко. Давайте порычим громко (дети громко произносят звуки). Как громко рычал Кирилл! Он и будет сейчас медведем. Садись сюда (уводит медведя в сторону). Здесь ты будешь жить. А мы с вами, дети, пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой, но убегать раньше, чем медведь зарычит «р-р-р», нельзя. Такое правило в этой игре.

      СЛОВА                                        ДЕЙСТВИЯ

У медведя во бору                        Все имитируют сбор грибов и

Грибы, ягоды беру,                        ягод, медленно приближаясь к

А медведь сидит                        лесу, где живет медведь.

И на нас рычит:

«Р-р-р»                                        Дети убегают, а медведь их

                                                догоняет.

             

УТОЧКА

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: Приучить детей действовать в соответствии со словами стихотворения; углублять их знания об уточке.

ИГРОВЫЕ  ПРАВИЛА: Громко задают вопросы уточке все дети; отвечает только одна уточка. Все дети выполняют те движения, которые делает уточка.

ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ: Диалог утят с уточкой, имитация движений, подражание уточке; действия по словесному сигналу.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель показывает игрушки – большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята.

        - Послушайте, дети, стихотворение про уточку:

- Уточка луговая,                                Сама утя хожу,

Серая, полевая,                                Детей своих вожу,

Где ты ночку ночевала?                        Сама утя поплыву,

- Под кустиком, под березкой.                Детей своих поведу.

        Давайте теперь поиграем. Уткой будет Лена (выбирает девочку постарше), а мы будем ее детки-утята.

        Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произносят (вместе с воспитателем) слова.

        Лена становится впереди колонны. Дети то идут за ней по комнате, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.

ЧЬИ ДЕТКИ?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.

ИГРОВЫЕ  ПРАВИЛА: Ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф можно только после того, как услышишь голос взрослого животного, который имитируют дети, а также после того, как правильно назовешь детеныша.

ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ: Звукоподражание. Найти детеныша на картинке, поставить на фланелеграф рядом со взрослым животным.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель подготавливает для игры фланелеграф и набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котенок (можно брать и других животных). До начала игры воспитатель с детьми рассматривает картинки, уточняет знание детьми, как животные и их детеныши называются. Дети упражняются в звукоподражании.

        - Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котенок? Будем сейчас играть, дети. Посмотрите (на фланелеграфе лежит полоска зеленой бумаги) – это полянка. Какая красивая лужайка! (показывает) Здесь будут ходить животные.

        Я сейчас вам раздам картинки. На лужок будут приходить животные и звать своих детенышей. Вы будете находить того детеныша, чья мама гуляет по лугу и зовет его к себе. Картинку будете ставить только после того, как услышите голос животного. Поняли?

 

Вот на луг вышла… (пауза)

Воспитатель ставит картинку на фланелеграф.

Дети называют:

- Корова.

- Как она зовет своего сынка?

- Му-му-му! – хором произносят дети, рассматривают свои картинки.

- Кто прибежал к своей маме?

- Теленок.

У Вовы теленок. Он подбегает к фланелеграфу со своей картинкой и ставит рядом.

- Правильно, дети?

- Да, - подтверждают они.

Так поочередно ставят и других животных. Дети произносят характерные для каждого животного звуки.

- Громче, дети! Иначе не услышит сынок козы свою маму.

Воспитатель учит громко и правильно произносить звуки: бе-бе-бе (или ав-ав-ав, мяу-мяу-мяу, хрю-хрю-хрю). После того, как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному.

- Гуляет по лужку корова с теленком, свинья с поросенком, собака со щенком, кошка с котенком, - заканчивает игру воспитатель, при этом обращает внимание на правильное произношение конца слов: щенком, поросенком, котенком.

Возможен и другой вариант игры: у одной группы детей будут взрослые животные, а у другой – детеныши. Одни дети по очереди называют животное и произносят соответствующий звук, а другие быстро находят их детенышей, подбегают к столу и кладут рядом обе картинки с изображением взрослого животного и его детеныша. Когда все картинки будут подобраны попарно, игру можно закончить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема: Экологическое воспитание через подвижные игры. Интеграция областей «Физическая культура» и «Познание».

Задачи:1.     Продолжить обучать и систематизировать представление о насекомых.2.     Развивать внимание и мышление при помощи отгадывания загадок.3....

Воспитание у детей средней группы интереса к основным видам движения через подвижные игры

Общеизвестно, что важная роль в воспитании здорового поколения принадлежит физической культуре, основные виды движений являются ее  важной составляющей частью.Общеизвестно, что важная роль в восп...

"Развитие экологического воспитания через дидактические игры"

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологичес...