Изучение природных и антропогенных экосистем
материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ефремова Наталья Анатольевна

Работая в детском саду, очень хорошо понимаешь, что педагогический процесс должен строиться на методах практических и наглядных. Особенно актуально соблюдать этот принцип при реализации естественнонаучного и экологического образования. Работая с детьми по данному направлению, необходимо должное внимание уделять элементарной поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников: создавать условие для того, чтобы каждый ребенок мог сделать свое маленькое «открытие» в удивительном мире природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekosistemy.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»

Самостоятельная работа

По теме: «Изучение природных и антропогенных экосистем»

По курсу: «Методика экологического воспитания дошкольников (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования)»

 

Руководитель:                                                                Исполнитель:

Андреевская Е.Г.                                                           Ефремова Н.А.

(суббота)

2016


Экосистема – это единый комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, тесно связанными между собой обменом веществ и энергией.

Экосистемы очень разнообразны. Они могут быть естественными или созданными человеком.

Природные экосистемы формируются под влиянием природных факторов.

Антропогенные экосистемы создаются человеком в процессе хозяйственной деятельности.

Природная экосистема (болото, луг, лес).

Антропогенная система (поле, завод, дом, сад, огород).

Природная экосистема получает, преобразует, накапливает солнечную энергию; продуцирует кислород и потребляет диоксид углерода; формирует плодородную почву; накапливает, очищает и постепенно расходует воду; создает места обитания различных видов дикой природы; бесплатно фильтрует и обеззараживает загрязнители и отходы; обладает способностью самосохранения и самовосстановления.

Антропогенная система потребляет энергию ископаемого и ядерного топлива; потребляет кислород и продуцирует диоксид углерода при сгорании ископаемого топлива; истощает или представляет угрозу для плодородных почв; расходует много воды, загрязняет ее; разрушает места обитания многих видов дикой природы; производит загрязнители и отходы, которые должны обеззараживаться за счет населения; требует больших затрат для поддержания и восстановления.

Работая в детском саду, очень хорошо понимаешь, что педагогический процесс должен строиться на методах практических и наглядных. Особенно актуально соблюдать этот принцип при реализации естественнонаучного и экологического образования. Работая с детьми по данному направлению, необходимо должное внимание уделять элементарной поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников: создавать условие для того, чтобы каждый ребенок мог сделать свое маленькое «открытие» в удивительном мире природы.

Изучение биологического разнообразия леса и обочины дороги.

  1. Дети делятся на подгруппы.
  2. В разных местах раскладываются хулахупы большого диаметра. Дети исследуют, какие виды растений и животных находятся на площади, ограниченной хулахупами. Так как не все дошкольники достаточно хорошо знают названия растений и животных и владеют навыками рисования, то возможна замена этого вида деятельности на выбор карточек с ужа готовыми изображениями из множества предоставленных с последующим складыванием их в отдельную коробку, символизирующую лес. Заготовить такие карточки можно заранее.

Если дети не владеют количественным счетом, можно визуально сделать вывод о том, что в коробочке, символизирующей лес, находится много карточек с изображением растений и животных.

Изучение биологического разнообразия у обочины дороги проводится аналогично. На основании количества карточек делается вывод о том, что на обочине найдено мало видов, значит, разнообразие леса значительно больше, чем обочины дороги.

Наиболее приемлемым методом формирования понятия устойчивости экосистемы для детей дошкольного возраста является игра.

«Паутинка».

Для игры необходимо изготовить шапочки, используя картинки, собранные в ходе исследования. Например, все изображения, сложенные ранее в коробочку «Лес», наклеиваются на основы треугольной формы, а из коробочки «Обочина дороги» - на основы прямоугольной формы. Готовые шапочки надеваются на детей. Дети в шапочках одинаковой формы становятся в круг, воспитатель держит клубок ниток и начинает: «Я – береза, моими листьями любит лакомиться гусеница». Держит конец нитки, а клубок бросает товарищу – «гусенице». «Гусеница» продолжает: «Мной питается синичка» и бросает клубок ребенку-«синичке». Клубок продолжает свой путь до тех пор, пока все не будут связаны общей сетью. Получится «паутинка», она символизирует связи, которые можно наблюдать в лесу. Воспитатель тянет за ниточку и спрашивает, кто почувствовал натяжение нити. Если его хорошо чувствуют все дети, можно сделать вывод, что система недостаточно устойчивая, ее легко разрушить.

Эта же игра проводится для сравнения устойчивости экосистем. Для этого стоит разделить детей на две подгруппы: одна изображает систему леса, а вторая – обочину дороги. В этом случае воспитатель становится между подгруппами детей и тянет одновременно за их ниточки. Какую систему быстрее перетянет (разрушит), та и менее устойчива.

Необходимо подвести детей к выводу о том, что более устойчива та система, в которой видовое разнообразие больше, а соответственно, и больше взаимосвязей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Изучение природных и антропогенных экосистем (сообществ)"

Развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста по экологии....

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА2.1 Изучение уровня развития творчества у детей среднего дошкольного возраста на начало экспер...

Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга с детьми ЗПР в рамках изучения лексических тем. Опыт работы воспитателей и дефектолога в подготовительной группе.

Задержка психического развития – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.  Обучающиеся...

Проект "Эколята и животные разных экосистем"

Информационно-практикоориентированный проект предназначен для воспитателей старших групп. Цель проекта: обогащение представлений детей о многоообразии животного мира нашей планеты....

Чрезвычайные ситуации различного характера (антропогенные, техногенные, природные катастрофы) являются неотъемлемой частью жизни.

Образовательные учреждения подвержены им в той же мере, что и все остальные, но обладают некоторыми особенностями (социальноепространство, возрастные особенности сообщества, особая значимость фигуры в...

ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТА. Методическая разработка по изучению цвета с детьми младшего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

В материале представлены  рекомендации из практической работы логопеда-дефектолога  по изучению цвета с детьми младшего возраста. Просто о сложном. Может быть использовано в работе специалис...

Профессия будущего: Специалист по воссозданию экосистем

описание и сценарий к ролик к московскому конкурсу мультимедиа Мы Москвичи. Профессия будущего Специалист по воссозданию экосистем...